Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Крестовоздвиженская», являются:- местоположение объекта – на юго-западе подгорной части Тобольска, его градостроительные характеристики как ведущей доминанты общегородского значения;- объемно-пространственная композиция и габариты двухэтажного, вытянутого по оси восток – запад здания церкви, построенного в 1753 – 1784 гг.: двухэтажный бесстолпный храм-четверик с тремя ярусами окон, завершенный фигурным ступенчатым куполом, световым барабаном и ярусным пятиглавием, двухэтажная пятигранная апсида с фигурным купольным покрытием и ярусной главкой, двухэтажная трапезная под двускатной крышей, двухэтажная, прямоугольная в плане широкая паперть под вальмовой крышей с тремя ярусами окон по западному фасаду, двухъярусная восьмигранная колокольня на четырехгранном основании, увенчанная фигурным куполом и шпилем, северный одноэтажный придел с пятигранной апсидой со стороны трапезной (1790 – 1800 гг.), увенчанный главкой;- высотные отметки объемов по венчающим карнизам, конькам крыш и подкрестовым яблокам;- пластические и силуэтные характеристики купольных форм, фронтонов, главок и шпиля, мелких архитектурных элементов, включая подкрестовые яблоки над фронтонами храма, их конфигурация; материал и техника кровельного покрытия (металл, фальцевое соединение), зубчатый просечной орнамент подзоров кровельных покрытий; высотные отметки; венчающие кресты; рисунок покрытия купольных форм колокольни (рельефный) и храма («косая клетка»);- капитальные стены, плоские и сводчатые (цилиндрические, сомкнутый, коробовый, парусные, распалубки окон и дверей) перекрытия, их конструкция и материал (кирпич), металлические связи;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания церкви 1753 – 1784 гг. и северного придела 1790 – 1800 гг.: местоположение, форма, размер оконных проемов (обычных и ложных), материал (дерево), рисунок столярных заполнений, оконные решетки; оформление оконных наличников (колончатые, с «перехватами» и «дыньками», килевидным «пламенеющим» очельем – по первому этажу церкви и придела, профилированные горизонтальные сандрики – по первому этажу западного фасада паперти, колончатые, с «перехватами», профилированными горизонтальными сандриками и волютами – по верхним ярусам церкви, с лучковыми очельями и трилистниками-«замками» – по верхним ярусам западного фасада паперти, фигурные фронтоны с профилированными разорванными волютами, трилистниками-«замками» – по нижнему ярусу колокольни, профилированные архивольты с трилистниками-«замками» – по ярусу звона колокольни), прямоугольные и фигурные «фартуки» под окнами верхних ярусов окон западного фасада паперти, фигурные филенки под окнами второго этажа южного и северного фасадов паперти, фигурная ниша-киот над западным входом паперти, круглое окно над западным входом придела; сложнопрофилированные карнизы и пояски; межоконные и угловые пилястры, «сгущенные» угловые колонки (колокольня); дуговые фронтоны четверика храма с элементами оформления; фигурные люкарны (колокольня), люнеты; оформление барабанов главок волютами; местоположение, форма, размер, оформление дверных проемов;- материал, техника фасадной обработки (известковая обмазка стен, в деталях – тесаный и фигурный кирпич); размер, месторасположение, конфигурация штукатурных деталей;- пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен и перекрытий;- элементы убранства интерьера: в нижней церкви - профилированные тяги, повторяющие очертания распалубок и украшенные барочными орнаментами с мотивом листьев аканта (в алтарной части), профилированные тяги, орнаменты в откосах окон и межоконных простенках, фигурные плафоны, картуши сложного барочного абриса; в верхней церкви – профилированные тяги, орнаменты в откосах распалубок, фигурные профилированные филенки в откосах окон и оконных ниш, растительный декор в обрамлении окон и ниш (розочки, репьи, арабески, гирлянды), разнообразные орнаментальные украшения парусов (корзины, ленты, гирлянды), оформление купола рельефными евангельскими композициями с изображением Господа Саваофа, символических предметов, ангелов, святых, Всевидящего Ока, декоративная композиция над аркой западной стены в виде рельефного пышного балдахина, служащего рамой для живописной настенной картины с изображением Господа Вседержителя, сохранившиеся живописные панно в фигурных рамах на стенах храма и трапезной, в откосах арки (между храмом и трапезной) посвященные страстному циклу евангельских сюжетов («Воздвижение Креста», «Несение Креста», «Распятие», «Вознесение» и др.); цветовое решение интерьеров; сохранившиеся элементы штукатурной отделки в паперти и приделе;- материал, техника художественной отделки интерьеров – известковая штукатурка, окраска, алебастровая (гипсовая) лепнина (резьба по гипсу, отливка), настенная живопись (масляная, клеевая); художественный стиль лепнины – барочно-классицистический, живописи – академический;- местоположение, конструкции лестницы в паперти и на колокольню, материал покрытия ступеней лестницы паперти (мрамор); сохранившиеся деревянная дверь с коваными элементами в южном арочном проеме на втором этаже паперти.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.