Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Знамения», расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Семакова, 13, являются: - местоположение здания в историческом центре Тюмени, на пересечении улиц Семакова и Володарского, его композиционная роль ведущей доминанты застройки квартала; - объемно-пространственная композиция развитого по оси восток-запад здания «кораблем», сформированная в результате реконструкции церкви второй половины ХVIII века и пристройки к храмовой части 1768 г. (бесстолпный одноэтажный храм-четверик с двумя ярусами окон, завершенный фигурным куполом и ярусным пятиглавием, пятигранная апсида с фигурным купольным покрытием и ярусной главкой) объемов начала ХХ в.: четырехстолпная трапезная, увенчанная широким световым барабаном с главкой, дополненная двумя приделами с северной и южной сторон, трехъярусная колокольня (четверик на четверике и восьмигранный ярус звона) с фигурным куполом и шпилем; - габариты здания; высотные отметки объемов по венчающим карнизам, конькам крыш, всем возвышенным элементам и подкрестовым яблокам; - пластические и силуэтные характеристики барочных купольных форм, главок и шпиля, их конфигурация, материал и характер кровельного покрытия (металл); - капитальные стены и сводчатые перекрытия, их конструкция, материал, включая конструкцию столбов трапезной сложного сечения; - композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1768 г., начала ХХ в.: местоположение, форма, размеры оконных проемов, люнеты, рисунок столярных заполнений; оформление наличников (фигурные трехлопастные очелья, боковые колонки с «дыньками» и перехватами, лучковые очелья, профилировка обрамлений); сложно-изогнутые фигурные фронтоны по осям четверика храма, по фасадам приделов, трапезной, ярусам колокольни; пилястры, многочисленные колонки; местоположение, оформление множества барабанов главок; оформление граней колокольни; местоположение, форма, размеры, оформление входов; профилированная цокольная часть здания; - материал, техника фасадной обработки (известковая штукатурка, в деталях – тесаный и фигурный кирпич); - пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, столбов и перекрытий; - элементы архитектурно-декоративного убранства интерьера: местоположение, форма, размеры дверных проемов входной части, в основных помещениях – профилированные обрамления окон и дверей, подоконные кронштейны; профилированные архивольты арок; профилированные карнизы столбов; профилированные карнизы купольного барабана трапезной; круглые плафоны в приделах; местоположение, композиционное решение хоров; - настенная живопись: существующее общее концептуальное решение, основанное на сочетании архитектурно-живописного декора с фигуративной живописью, близкой академической манере конца ХIХ – начала ХХ в., и орнаментальной росписью; настенная роспись центральных помещений: собственно храма (древней части здания) и по продольной оси – трапезной с купольным пространством; - иконостас главного храма конца 1940-х гг.; - местоположение лестницы на колокольню; - материал, конструкция, композиционное решение, оформление ограды церкви: по линии улицы Семакова, включая ворота, угловой юго-западный каменный участок стены; по линии улицы Володарского, включая ворота.