Градостроительные характеристики. Расположение здания церкви на правом высоком берегу реки Оки в составе ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря южнее мужского Спасо-Преображенского монастыря; важное составное звено в общей панораме двух монастырей – Крестовоздвиженского женского и Спасо-Преображенского мужского, – являющееся визитной карточкой Белева; видовые раскрытия храма с противоположного берега реки Оки, при входе на территорию Крестовоздвиженского монастыря со стороны колокольни, со стороны Оки, со стороны подъезда к г. Белеву и со стороны Белевской Свято-Введенской Макариевской пустыни.Историко-архитектурная ценность. Соборный храм – планировочное ядро архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского монастыря; духовный центр Белева совместно с объектами Спасо-Преображенского монастыря; яркий образец храмового зодчества второй половины XIX века в стиле эклектики. Объемно-пространственная композиция. Линейная, ориентированная по оси восток-запад с незначительным отклонением, симметричная композиция объема храма; перепады высот и высотных акцентов, высотных отметок по венчающим карнизам; подклет; двухэтажный основной объем в виде параллелепипеда с пониженным двухэтажным объемом прямоугольной алтарной части с трехгранной апсидой по центральной оси с небольшим одноэтажным объемом притвора.Пропорциональное соотношение трех физических объемов: основного объема, алтарной части, притвора, высотных отметок их карнизов, конструктивных и архитектурных элементов; четкий лаконичный силуэт общей объемно-пространственной композиции; свободный круговой обзор памятника.Внутренняя планировка подклета (цокольного этажа): тип трехнефной планировки, два крестообразных в плане столпа, несущих подпружные арки, образующие три равновысоких нефа; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную и западную части; два входа в восточной части – северный и южный.Внутренняя планировка первого этажа: трехнефная двухстолпная планировка; внутренняя капитальная поперечная стена, разделяющая объем на восточную (алтарную) и западную части; внутренняя планировка второго этажа: галерея по два нефа (продольных и поперечных) с ограждением; центральное пространство в два света; историческое местоположение лестницы на второй этаж в северо–западной части первого этажа.Строительные конструкции, материал и техника исполнения.Фундаменты – бутовые ленточные; цоколь – кирпичный с облицовкой из белокаменных блоков.Несущие стены, своды, подпружные арки трапезной с подклетом, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки; в кладке стен – железные тяжи с анкерами; белый камень профилированных карнизов, оформления пилястр и лопаток, крестов северного и южного фасадов.Система сводчатых кирпичных перекрытий – крестовые своды и подпружные арки основного объема; коробовый свод, переходящий в сомкнутый в алтарях первого и второго этажей; система сомкнутых и коробовых сводов подклета; система внутристеновых металлических связей.Четырехскатная сложная крыша основного объема; размеры, местоположение, материал и форма четырех угловых восьмигранных световых барабанов; местоположение, материал и форма центрального светового восьмигранного барабана; луковичная форма глав, увенчанных крестами с «яблоком» в основании; слуховые окна; кровельное покрытие; кровельной покрытие притвора в виде бровки; кровельное покрытие сложной крыши апсиды; кровельное окрытие всех выступающих частей.Печные трубы с белокаменными вставками по углам.Арочные оконные и дверной проемы с кирпичными перемычками первого и второго этажей; прямоугольные оконные и дверные проемы подклета (цокольного этажа); дерево как исторический материал изготовления оконных заполнений.Кованые металлические оконные решетки первого и второго этажей художественного исполнения; репейчатые решетки подклета.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов.Северный и южный фасады идентичны: вертикальность композиции фасадов, подчеркнутая сдвоенными угловыми пилястрами основного объема с кубоватыми капителями и базами на высоких кирпичных постаментах; лопатками алтарной части; скругленными углами; пятью вертикалями, из которых четыре световые оси симметричны относительно центральной раскрепованной вертикали; одна световая ось апсиды; оконный проем притвора.Основной объем: прясло стены, раскрепованное центральной вертикалью на две симметричные части, каждая из которых декорирована рамой с аркатурным пояском вверху и прямоугольным выступом внизу;раскрепованный венчающий кирпичный ступенчатый карниз с выносной белокаменной плитой и белокаменными угловыми вставками, ритмичный ряд зубчиков, гладкий фриз с полочкой;центральная вертикаль: белокаменный крест на голгофе в раме из фасонного кирпича, поставленный на раскрепованный пьедестал в уровне первого этажа и подклета; на уровне 2-го этажа – арочная ниша-киот, декорированная кокошником в виде трехлопастной арки на полуколоннах с белокаменными капителями и основаниями на кронштейнах в виде гирьки, между которыми ряд зубчиков;архитектурно-декоративное обрамлением оконных проемов основного объема: подклет – прямоугольные проемы (ближе к квадрату) в нише с клинчатой белокаменной перемычкой; первый этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями, над ним полуциркульная бровка из фасонного кирпича с белокаменными гирьками у оснований; второй этаж – арочные оконные проемы с веерной кирпичной перемычкой в нише со скругленными краями; наличник: наборные полуколонки, карнизный сандрик с трехлепестковым килевидным завершением, ступенчатые полочки с камушками;прясло стены апсиды – в одну световую ось, оформленное декоративной рамой с фигурной скобкой вверху и прямоугольным выступом внизу; дверной проем подклета с клинчатой белокаменной перемычкой; оконный проем первого этажа аналогичен декору оконного проема северного фасада; арочный оконный проем второго этажа – в нише со скругленными краями, обрамленный наличником с килевидной бровкой на наборных полуколонках и ступенчатой подоконной полочкой с камушками.Восточный фасад: три световые оси трехгранной апсиды; четыре световые оси попарно разделены относительно выступающей части; архитектурно-декоративное оформление оконных проемов идентично южному и северному фасадам апсиды.Трехчастный западный фасад: центральная часть – с одноэтажным притвором, завершенным бровкой и тремя световыми проемами второго этажа; симметричные фланговые части с одним оконными проемом – на первом этаже и двумя – на втором; архитектурно-декоративное оформление прясел стен и оконных проемов идентично южному и северному фасадам основного объема;исторический арочный портал притвора; оформление притвора аналогично западному фасаду
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.