Приложение №1 к приказу №6:Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Давыдовых», XIX в., расположенного по адресу: Тульская область, Веневский район, с. Аксиньино, ул. Церковная слобода, д. 21, в части входящего в ансамбль объекта «Мавзолей-усыпальница Давыдовых» являются: Градостроительные характеристикиМестоположение мавзолея-усыпальницы в центральной части села Аксиньино, на территории церковного кладбища, к юго-западу от Спасской церкви и к югу от здания колокольни по оси обваловки вокруг церковного ансамбля (пункт 1 приложения № 2);элемент градостроительной структуры центральной части села Аксиньино и исторической застройки улицы Церковная Слобода; один из объектов комплекса Спасской церкви (пункт 1 приложения № 2). Объемно-пространственная композиция сооруженияНижняя (цокольная) часть мавзолея-усыпальницы, в виде квадратной в плане усеченной пирамиды с плоской кровлей-постаментом, наклонные стены фасадов, прорезанные с северной, западной и южной сторон проемами с лучковыми перемычками и гладким заполнением пространства между перемычками проемов и подпружными арками (пункт 2 приложения № 2);переменные отметки нижней части цоколя мавзолея-усыпальницы, примыкающей к обваловке, отметки верхней части кровли-постамента (пункт 2 приложения № 2). Объемно-пространственная и планировочная композицияТрехпролетная симметричная центрическая композиция надземной цокольной части из центрального квадратного в плане объема, перекрытого парусным сводом на четырех столбах, окруженный обходной галереей на полуциркульных подпружных арках, перекрытой системой из прямоугольных и квадратных в плане (по углам) парусных сводов (пункт 3 приложения № 2);подземное помещение склепа (крипта) под центральным объемом сооружения; местоположение и отметки порогов проемов в наружных стенах (пункт 3 приложения № 2). Строительные конструкции, материал и техника исполненияФундаменты: под наружными стенами и стенами галереи ленточный, глубокого заложения, с северной части - ступенчатый, выполнен из красного полнотелого кирпича, под столбами – столбчатый, из красного полнотелого кирпича (пункт 4 приложения № 2);цоколь: крупноразмерные блоки пиленого белого камня, уложенных вразбежку, с прямым выступом в верхней части (пункт 5 приложения № 2);материал и техника кладки капитальных стен: стены основного объёма нач. XIX в., выложенные из полнотелого керамического кирпича на известково-песчаном растворе, система перевязки кирпичной кладки «тычковая», размеры: 20-26х12,5-13х5-7,5; толщина горизонтальных швов 0,7 – 1,8 см, размеры белокаменных блоков цоколя и постамента: 54х18,5х16,5 см; закладные блоки из белого камня по углам сооружения; поверхность наружных стен выложена «рустом», гладко затертым сверху сложным раствором из известково-цементной штукатурке (пункт 6 приложения № 2);перекрытия: центральный объем – кирпичный парусный свод по подпружным аркам, галерея – конструктивная система из прямоугольных и квадратных в плане (по углам) парусных сводиков на подпружных арках, укрепленная каркасом из внутристенных связей из брускового железа, внешний связевой каркас в верхней части стен с креплением закладными коваными деталями к белокаменным блокам (пункт 7 приложения № 2);плоское покрытие основного объема с квадратными площадками под вазоны, вымощенными блоками из белого камня над угловыми сводами галереи; местоположение закладных деталей под крепления постаментов колонн; перекрытие склепа-усыпальницы (пункт 8 приложения № 2).Местоположение, габариты, конфигурация и оформление проёмовМестоположение, конфигурация, габариты, отметки оснований прямоугольных проемов основного объёма мавзолея-усыпальницы с восточной, западной и северной стороны, с арочными внутристенными перемычками и плоскими основаниями в уровне цоколя, без обрамления и откосов, расположенные по центру фасада внутри внутристенных подпружных арок (пункт 9 приложения № 2).Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадовсимметричная осевая композиция четырех фасадов мавзолея-усыпальницы, западный, восточный и южный фасады с одним центральным проемом (пункт 10 приложения № 2);продольное членение фасадов выступающим поясом верхней части цоколя из двух рядов белокаменных блоков и оформление верхней части фасадов выступающим поясом из одного ряда белокаменных блоков (пункт 10 приложения № 2); расположенные по центру фасада прямоугольные проемы с лучковыми перемычками и плоскими основаниями в уровне цоколя, без обрамления, откосов и оконных заполнений (пункт 10 приложения № 2). Архитектурно-художественное оформление интерьеровпарусные кирпичные своды, паруса и подпружные арки основного объема и галереи с металлическими кованными воздушными связями на квадратных кирпичных столбах-пилонах (пункт 11 приложения № 2); конфигурация арок и сводов, отметки их пят и шелыг; система кирпичной кладки сводов (пункт 11 приложения № 2).Приложение №2 к приказу №6 - Схематическое изображение предмета охраны.Приложение №1 к приказу №130Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Давыдовых», XIX в., расположенного по адресу: Тульская область, Веневский район, с. Аксиньино, ул. Церковная слобода, д. 21, являются:Градостроительные характеристики ансамбляИсторическое местоположение усадьбы в селе Аксиньино; элемент градостроительной структуры центральной части села Аксиньино и исторической застройки ул. Церковная слобода (пункт 1 приложения № 2);историческое местоположение объектов ансамбля: «Церковь Спаса Нерукотворного Образа», «Колокольня», «Мавзолей-усыпальница Давыдовых», «Въездная пирамида» в планировочном решении усадьбы (пункт 2 приложения № 2).Объемно – пространственные и планировочные характеристикиДоминирующее значение объекта «Церковь Спаса Нерукотворного Образа» в объемно-пространственной композиции ансамбля (пункт 3 приложения № 2);«Колокольня» - высотная доминанта в объемно-пространственной композиции ансамбля (пункт 4 приложения № 2);композиционное единство объекта «Церковь Спаса Нерукотворного Образа» с объектами «Колокольня» и «Мавзолей-усыпальница Давыдовых» (пункт 5 приложения № 2).«Церковь Спаса Нерукотворного Образа»Объемно - пространственное решениеИсторические габариты и конфигурация в плане кубического бесстолпного храма: - двухсветный четверик,- прямоугольные в плане со срезанными углами объемы апсиды и придела Архангела Михаила (в притворе), примыкающие с востока и запада,- портики тосканского стиля, расположенные на северном, западном и южном фасадах (пункт 6 приложения № 2); отметки карнизов основного объема церкви и портиков (пункт 6 приложения № 2);габариты скатных крыш над притвором и апсидой (пункт 6 приложения № 2);конфигурация, отметки конька (пункт 6 приложения № 2);исторические габариты, форма, конфигурация в плане и отметки кирпичного купола, завершающего храм, и четырехгранного со срезанными углами светового основания с круглым низким барабаном, завершенным скульптурой (ангел с крестом), стоящей на круглом пьедестале (пункт 7 приложения № 2).Объемно - планировочное решениеОбъемно-планировочное решение здания, образованное историческими наружными и внутренними капитальными стенами, (симметричная по оси «восток-запад» композиция):- центральный объем (квадратный в плане), перекрытый восьмилотковым сводом,- объем апсиды (квадратный в плане), примыкающий с востока, перекрытый куполом,- объем притвора с приделом Архангела Михаила (квадратный в плане), примыкающий с запада, перекрытый сомкнутым с распалубками сводом (пункт 8 приложения № 2);отметки пола центрального объема храма (пункт 8 приложения № 2).Конструктивная системаФундаменты – местоположение, размеры, материал (бутовый известняковый камень с включением кирпичного боя и щебня на известковом растворе), конструкция исторического фундамента и отметка глубины заложения (пункт 9 приложения № 2);цоколь – местоположение, материал (кирпич, облицовка блоками пиленого белого камня как исторические материалы), характер обработки камня, прием укладки блоков (вразбежку), отметки (пункт 9 приложения № 2);исторические наружные и внутренние капитальные стены – местоположение, материал (кирпич на известковом растворе как исторические материалы) и техника кладки (с рустовкой) (пункт 10 приложения № 2);арки в стенах между пространствами церкви, притвора и апсиды – местоположение, материал (кирпич на известковом растворе как исторические материалы), отметки (пункт 11 приложения № 2);купол (восьмилотковый свод) центрального объема – местоположение, материал (кирпич на известковом растворе как исторические материалы), отметки (пункт 12 приложения № 2);купол апсиды на подпружных арках – местоположение, материал (кирпич на известковом растворе как исторические материалы), отметки (пункт 13 приложения № 2);свод с распалубками над объемом западного притвора (придела Архангела Михаила) – местоположение, материал (кирпич на известковом растворе как исторические материалы), отметки (пункт 14 приложения № 2);плоские деревянные потолки по периметру основного объема (между стенами и куполом) – местоположение, материал (дерево как исторический материал), отметки (пункт 15 приложения № 2).Архитектурно - художественное решение фасадовАрхитектурное решение и декоративное оформление фасадов в стиле раннего классицизма, 1790-1800-е гг. (пункт 16 приложения № 2);портики тосканского ордера северного и южного фасадов: две пилястры на белокаменных постаментах по бокам портика; четыре трехчетвертные колонны на белокаменном постаменте; завершение колонн и пилястр в виде эхин и абак из белого камня; антаблементы белого камня; треугольные фронтоны с карнизами и дентикулами из белого камня; белокаменные наличники арочных дверных и оконных проемов в портиках – габариты, отметки, материал (белый камень как исторический материал) (пункт 17 приложения № 2);кладка в уровне оконных проемов – материал (кирпич как исторический материал), рисунок «руст», отметки (пункт 17 приложения № 2);портик тосканского ордера на западном фасаде: четыре трехчетвертные колонны; завершение колонн в виде эхин и абак из белого камня; антаблемент, облицованный белым камнем, треугольный фронтон с карнизом и дентикулами из белого камня (белый камень как исторический материал) – габариты, отметки (пункт 17 приложения № 2);портал западного дверного проема (прямоугольный, расширяющийся книзу); сандрик с волютами; прямая (клинчатая) перемычка – местоположение, конфигурация и размеры, материал (пиленые блоки белого камня, белый камень как исторический материал), отметки (пункт 18 приложения № 2);белокаменный сандрик сложной формы с херувимом в центре с пальметтами по краям; прямоугольная ниша между сандриком и антаблементом с надписью «Собор Архангелов» – местоположение, конфигурация и размеры, материал (резные блоки белого камня, белый камень как исторический материал), отметки (пункт 19 приложения № 2);обработка стен четырехгранного основания под барабан (трибун) – материал (кирпич как исторический материал), техника кладки (горизонтальный «руст»), размеры «руста» (пункт 20 приложения № 2);портик тосканского ордера на восточном фасаде: четыре трехчетвертные колонны; завершение колонн в виде эхин и абак из белого камня; антаблемент, облицованный белым камнем; треугольный фронтон с карнизом и дентикулами белого камня (белый камень как исторический материал) – местоположение, конфигурация и размеры, отметки (пункт 21 приложения № 2);тройное окно с двумя вертикальными импостами – материал (кирпич как исторический материал) (пункт 21 приложения № 2);полуциркульный архивольт над оконным проемом – материал (белый камень как исторический материал), (пункт 21 приложения № 2);скульптура ангела с крестом на круглом пьедестале из профилированных блоков – местоположение, исторические габариты, конфигурация, материал (белый камень как исторический материал), (пункт 22 приложения № 2);дверные проемы на фасадах – местоположение, габариты, материал перемычек (кирпич, белый камень как исторические материалы), отметки (пункт 23 приложения № 2);оконные проемы на фасадах основного объема храма, апсиды и притвора (придела) – местоположение, габариты, материал (кирпич, белый камень как исторические материалы), отметки (пункт 24 приложения № 2);типы проемов: - трехчастные оконные проемы (с двумя вертикальными кирпичными импостами, прямой перемычкой, белокаменным подоконником) и полуциркульным окном над ним, обрамленным белокаменным архивольтом с замковым камнем,- круглые проемы,- полуциркульные проемы с профилированным белокаменным наличником и подоконной полочкой с сухариками (пункт 24 приложения № 2);оконные проемы с арочными перемычками в портиках северного и южного фасадов – местоположение, габариты, материал (кирпич, белый камень как исторические материалы), отметки (пункт 25 приложения № 2);заполнения южного и северного наружных дверных проемов (двупольные) – материал (металл как исторический материал), конфигурация, размеры (пункт 26 приложения № 2);столярные заполнения оконных проемов –местоположение, размеры, расстекловка, профили импостов (пункт 27 приложения № 2);типы расстекловки:- с восьмичастным прямоугольным переплетом, - с шестичастным радиальным переплетом (пункт 27 приложения № 2);решетки на окнах – местоположение, размеры, материал (металл как исторический материал), техника изготовления (ковка), рисунок (прямоугольный и кубоватый) (пункт 28 приложения № 2).Архитектурно - художественное решение интерьеровНиши с циркульным завершением – размеры, характер отделки (штукатурка) (пункт 29 приложения № 2);карниз в пяте свода (купола) над пространством церкви –профилировка, материал (штукатурка как исторический материал), отметка (пункт 30 приложения № 2); перемычки над проемами между западным притвором и храмом, между храмом и апсидой – конфигурация, материал (кирпич как исторический материал) (пункт 31 приложения № 2);портал-наличник южного дверного внутреннего проема между пространствами церкви и апсиды – местоположение, материал (дерево), рисунок элементов портала (пункт 32 приложения № 2);ротонда, расположенная в основном объеме церкви: - восемь круглых колонн на прямоугольных постаментах с капителями коринфского ордера – местоположение, габариты, форма, материал (кирпич, белый камень, гипс как исторические материалы), отметки (пункт 33 приложения № 2),- фриз в виде объемного профилированного кольца, стоящего на колоннах – материал (дерево), рисунок резьбы с позолотой, отметки (пункт 33 приложения № 2),конструкция завершения в виде купола – габариты, форма, материал (дерево), конструкция (журавцы с обшивкой досками), отметки (пункт 33 приложения № 2),площадка-подиум – габариты, форма (круглая), материал (белый камень как исторический материал), отметки (пункт 33 приложения № 2);надпрестольная сень, расположенная в алтаре (апсиде):- восемь круглых колонн, стоящих попарно на четырех прямоугольных постаментах с капителями композитного ордера – местоположение, габариты, материал (кирпич, белый камень, гипс как исторические материалы), отметки (пункт 34 приложения № 2);- фриз в виде объемного профилированного кольца, стоящего на колоннах – материал (дерево), рисунок резьбы с позолотой, отметки (пункт 34 приложения № 2),- конструкция завершения в виде четырех пар журавцов, скрепленных вверху объемным кольцом – габариты, конфигурация, материал (дерево), отметки (пункт 34 приложения № 2),- площадка-подиум – габариты, форма (круглая), три ступени, материал (белый камень как исторический материал), отметки (пункт 34 приложения № 2);полы из металлических фигурных и четырехуголь-ных каменных плит – габариты и конфигурация плит, материал (белый камень, металл как исторические материалы), отметка напольного покрытия (пункт 35 приложения № 2).«Колокольня»Объемно - пространственное решениеКубический четверик с проездными арками с четырех сторон, на котором размещена круглая ротонда яруса звона с четырьмя арочными проемами, перекрытая куполом – объемно-пространственное решение в исторических габаритах, отметки карнизов объемов четверика и ротонды (пункт 36 приложения № 2).Объемно-планировочное решениеЗдание с центрической симметричной композицией (квадратный в плане объем четверика первого яруса) – объемно-планировочное решение в пределах наружных и внутренних капитальных стен, конфигурация и габариты здания в плане (пункт 37 приложения № 2);круглая ротонда яруса звона, завершенная антаблементом с четырьмя арочными проемами – габариты, конфигурация в плане, отметки (пункт 38 приложения № 2);помещение внутристенной лестницы, расположенной внутри северо-восточного пилона четверика (пункт 39 приложения № 2);помещение внутри юго- восточного пилона четверика (пункт 40 приложения № 2).Конструктивная системаИсторические конструкции фундаментов – местоположение, размеры, материал (бутовый известняковый камень с включением кирпичного боя и щебня на известковом растворе), отметки глубины заложения (пункт 41 приложения № 2);исторический цоколь – местоположение, материал (кирпич, блоки белого камня, как исторические материалы), размеры блоков, характер укладки камня (вразбежку), отметки (пункт 41 приложения № 2);исторические наружные стены четверика и ротонды – местоположение, материал (кирпич на известковом растворе, штукатурка как исторические материалы) (пункт 42 приложения № 2);арочные проемы проездов с каждой стороны четверика – габариты, конфигурация, обрамление белым камнем, отметки (пункт 43 приложения № 2);парусный свод, перекрывающий четверик – конфигурация, материал (кирпич на известковом растворе, штукатурка как исторические материалы), отметки (пункт 44 приложения № 2);купольный свод, перекрывающий ротонду – конфигурация, материал (кирпич на известковом растворе, штукатурка как исторические материалы), отметки (пункт 45 приложения № 2);крыши – конфигурация, уклоны, отметки (пункт 46 приложения № 2).Архитектурно-художественное решение фасадовАрхитектурное решение и декоративное оформление фасадов в стиле раннего классицизма, 1790-1800-е гг. (фасады симметричны по оси восток – запад); обрамление арочных проемов кубического четверика архивольтом с крупным замковым камнем – материал (пиленые блоки белого камня, белый камень как исторический материал), рисунок и техника кладки, отметки (пункт 47 приложения № 2);обрамление арочных проемов кубического четверика архивольтом с крупным замковым камнем – материал (пиленые блоки белого камня, белый камень как исторический материал), рисунок, отметки (пункт 47 приложения № 2);карниз четверика профилированный с дентикулами и гладкий фриз – материал (пиленые блоки белого камня, белый камень как исторический материал), обломы, отметки (пункт 48 приложения № 2);обрамление арочных проемов ротонды профилированными архивольтами и профильными тягами в уровне пят арок – материал (пиленые блоки белого камня, белый камень как исторический материал), рисунок, отметки (пункт 49 приложения № 2);парные полуколонны тосканского ордера на простенках ротонды, базы, фусты и капители с абаками – материал (пиленые блоки белого камня, белый камень как исторический материал), техника кладки, отметки (пункт 50 приложения № 2);профильный карниз ротонды с гладким фризом – материал (пиленые блоки белого камня, белый камень как исторический материал), рисунок, отметки (пункт 51 приложения № 2);дверные проемы – местоположение, габариты, отметки (пункт 52 приложения № 2);лучковые перемычки проемов – материал (кирпич как исторический материал) (пункт 52 приложения № 2);дверные подпятники – местоположение, материал (металл), техника изготовления (ковка) (пункт 52 приложения № 2).Архитектурно - художественное решение интерьеровВинтовая лестница внутри северо-восточного пилона – конструкция (ступени, защемленные в столбе), конфигурация, материал ступеней и столба (блоки белого камня) (пункт 53 приложения № 2).«Въездная пирамида»Объемно - пространственное решениеПирамида в виде сужающегося кверху обелиска, завершенная прапором – историческое объемно-пространственное решение, исторические габариты, отметки (пункт 54 приложения № 2).Конструктивная системаФундамент – местоположение, размеры, отметка глубины заложения (пункт 55 приложения № 2);цоколь – местоположение, габариты, материал (кирпич, блоки белого камня, как исторические материалы), отметки (пункт 55 приложения № 2);основание под пирамиду – габариты, материал (кирпич, плиты белого камня как исторические материалы в месте стыка основания и пирамиды), отметки (пункт 55 приложения № 2);пирамида четырехгранная – габариты, материал (кирпич как исторический материал), отметки (пункт 55 приложения № 2).Архитектурно - художественное решение фасадовОбелиск-пирамида на квадратном в плане основании и цоколе;воротный подпятник, установленный в блок белого камня – материал (железо), техника изготовления (ковка), место и способ крепления (пункт 56 приложения № 2);завершение пирамиды (шар и усеченный конус из белого камня), каркас под прапор (флажок из металла) – габариты, конфигурация, отметки (пункт 57 приложения № 2).Приложение №2 к приказу №130 - Схематическое изображение предмета охраны.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.