Собор Крестовоздвиженский

Предметом охраны объекта культурного наследия «Собор Крестовоздвиженский» (далее – собор), входящего в состав объекта культурного наследия «Ансамбль Николаевского монастыря» (далее – ансамбль), является:  1) месторасположение на территории ансамбля;  2) функциональное назначение: культовое здание (храм);  3) объемно-пространственное решение собора и композиционное построение фасадов на период начала ХХ века:  объемно-пространственное решение собора: семиглавое завершение (пятиглавое на главном храме); форма плана; масштаб; силуэт; общая высота сооружения и габариты; высотные отметки планировки земли относительно крылец и цоколя; конфигурация архитектурных объемов; полуподвал под трапезной и алтарной частью храма (габариты и высота);  внутренняя пространственная композиция собора - усложненная крестово-купольная система: центральный купол на парусах с опорой на четыре столба; боковые ячейки, образующие крест, перекрытые лотковыми сводами в поперечном направлении;  симметричная продольно-осевая схема планировочной структуры функциональной связи помещений: храмовый объем с южной, северной и тремя восточными апсидами; большие крыльца с сенями по трем сторонам света соответственно; трапезная с двумя объемами вентиляционных камер, расположенными по внутренним углам, образованным примыканием приделов к трапезной; притвор с лестницами, расположенными симметрично от главного входа;   4) строительные конструкции: фундаменты (бутовая кладка из природного гранитного камня); стены и подпружные арки (кирпичная кладка); междуэтажные и чердачные перекрытия (железобетонные сводчатые и купольные конструкции); перекрытия проходов в подвале под приделами вдоль наружных стен (железобетонные, с небольшой формовкой лотка вдоль тоннеля); бетонные ребристые своды перекрытия подвального пространства под трапезным объемом;  5) крыша храмового объёма сложной формы:   главный купол, угловые купола башен-звонниц, купола сеней южного, северного и западного входов и купола вентиляционных камер шлемовидные; тип кровли (гладкое покрытие из листового цинка); рисунок, цвет, рельеф и орнамент объемных деталей покрытия;   апсиды: форма (полукупол); рисунок (чешуя), цвет, рельеф и орнамент объемных деталей покрытия; тип кровли восточной, южной и северной апсид (гладкое металлическое покрытие из листового цинка с объемным соединением деталей в виде ромбического рисунка); форма (скатная, конусовидная по очертаниям плана первого яруса апсид) и тип кровли восточных малых апсид и обходной галереи центральной апсиды (листовая кровельная сталь);  крыша притвора и трапезной двухскатная; крыша храмового четверика в виде полуцилиндрических закомар, ориентированных по сторонам света; угловые элементы крыши четверика, примыкающие к башням-звонницам, скатной формы; тип кровли над притвором, трапезной и храмовым четвериком (листовая кровельная сталь); угловые купола башен-звонниц по обе стороны от главного входа шлемовидные; тип кровли (гладкое покрытие из листового цинка); рисунок, цвет, рельеф и орнамент объемных деталей покрытия;  окрытия криволинейной формы (картуши, фронтоны, архивольты, кокошники) и прямолинейной формы (межэтажные карнизы, подоконные отливы, парапеты), выступающие из основной плоскости крыши и фасадов (листовая кровельная сталь);  окрытия криволинейной формы архивольтов главного купола, башен-звонниц и полукуполов апсид (гладкое покрытие из листового цинка);  кирпичная труба выхода вентиляционной шахты на крышу; кованый колпак;  6) кресты на главном куполе, на куполах башен-звонниц, на конхах апсид, на куполах вентиляционных камер и куполах сеней входов (количество, габариты, материал (металл), тип покрытия (позолота), декор, рисунок заполнения и рельеф); подкрестное фигурное основание крестов: материал (цинк); тип покрытия яблок (позолота);  7) стилевое решение фасадов в русско-византийском стиле на период начала ХХ века;  8) архитектурно-композиционное решение фасадов:   западный фасад – трехчастная центрально-осевая композиция. Центральная ось выделена расположением главного входа с сенью над высоким крыльцом, центральным тройным окном второго яруса с завышенным средним окном, раскрепованным центральным нефом с повышенным щипцом и тремя закомарами с декорированным фризом. Оконные проемы с лучковым завершением в два ряда по высоте на угловых лопатках центрального нефа на первом ярусе; оконные проемы с арочным завершением и колоннами по бокам, на которые опираются архивольты, на первом ярусе и сдвоенные окна с колоннами посередине на втором ярусе боковых нефов;  северный и южный фасады – асимметричная композиция фасадов с трёхчастной симметричной композицией храмового четверика;  северный и южный фасады храмового четверика - центрально-осевая композиция с выделением композиционной оси расположением сени входа с высоким крыльцом, дверным проемом и симметрично расположенными арочными оконными проемами апсиды. Объемы южного и северного приделов, имеющих одинаковую высоту с объемом трапезной композиционно выделены по высоте за счет закомарной формы карниза в средней части и формой граненой апсиды, а также постановкой по углам приделов двух башен-звонниц с купольным завершением. Храмовый четверик дополнен со стороны южной и северной апсид сенью, расположенной на высоком крыльце, и куполом с крестом;  северный и южный фасады трапезной - сплошной ряд полуциркульных арок из оконных проемов и глухих ниш с обрамлением в виде архивольта с опорой на трехчетвертные колонны с коринфскими капителями нижнего яруса; сдвоенные окна с полуциркульным завершением, объединенные попарно архивольтами и разделенные посередине трехчетвертными колоннами второго яруса; криволинейный щипец с трехлопастным завершением карниза по центральной оси фасада трапезной; вентиляционные камеры решены как малая сень без сквозных проемов и с малым куполом с крестом, примыкающая одной гранью к трапезной, а другой гранью - к храмовому объему;  восточный фасад – трехчастная центрально-осевая композиция с тремя апсидами полуциркульного очертания в плане; двухъярусный ступенчатый объем центральной апсиды с полукуполом (конхой) и каменным крыльцом в северо-восточном углу; аркатурный пояс первого яруса с чередованием арочных оконных проемов и глухих ниш с архивольтами и колоннами; оконные проемы с архивольтами и колоннами в нишах второго яруса центральной апсиды;  храмовая часть восточного фасада - закомарная форма завершения карниза среднего нефа; тройные арочные ниши с архивольтами и колоннами, заглубленные в прямоугольные ниши на втором ярусе храмового четверика;  башни-звонницы по углам храмового объема и трапезной с притвором решены как шесть малых барабанов с купольным завершением и колонками с коринфскими капителями в простенках открытых галерей, установлены над кровлей на восьмигранном основании, над объемом притвора - на кубическое основание;  9) архитектурно-декоративное убранство фасадов с использованием приемов и мотивов «романской» и «византийской» архитектуры (расположение, пропорции, профили, форма, рисунок декора и материал исторических проемов, ниш, аркатурных поясов, карнизов, колонн и других исторических элементов декора): межэтажный карниз с «поребриком» между профилированными тягами цокольной части; профилированные межэтажные пояса с рядом прямоугольных филенок; профилированные тяги карниза с поясом из «сухариков» и фриза с рядом прямоугольных филенок; угловые гладкие лопатки; филенки боковых стенок крыльца в обходную галерею центральной апсиды;  западный фасад: арочные окна первого яруса и сдвоенные и строенные арочные окна второго яруса с архивольтами и трехчетвертными колоннами коринфского ордера, объединенные в единых арочных нишах (с медальоном в тимпане в боковых нефах); «городки» в венчающем карнизе западного щипца;  северный и южный фасады трапезной: трехлопастной щипец в уровне карниза с медальоном в тимпане и лепным крестиком посередине; арочные окна и ниши с архивольтами и трехчетвертными колоннами коринфского ордера; арочная ниша углового выступа с медальоном в тимпане;  северный и южный фасады приделов: арочные окна второго яруса, объединенные единой лепной аркадой с колоннами в нишах; арочные окна первого яруса, обрамленные профилированными архивольтами и трехчетвертными колоннами коринфского ордера, чередующиеся с гранями, оформленными объемными лепными крестами в нишах;  северный и южный фасады храмового четверика: арочные окна с архивольтами и трехчетвертными колоннами коринфского ордера в простенках, объединенные единой лепной аркадой;  восточный фасад храмового четверика: арочные ниши второго яруса с архивольтами и трехчетвертными колоннами коринфского ордера, объединенные в единых прямоугольных нишах;  апсиды восточного фасада: чередующиеся арочные окна и ниши с архивольтами и трехчетвертными колоннами коринфского ордера первого яруса; арочные окна второго яруса, объединенные единой лепной аркадой с колоннами в нишах;  центральный барабан: филенки граней постамента; архивольты арочных окон; рустованная поверхность простенков;  башни-звонницы: филенки восьмигранных постаментов; архивольты арок; трехчетвертные колонны коринфского ордера по углам открытых галерей;  10) храмовые надписи из лепных объемных букв (расположение, материал, форма, масштаб, текст и шрифт): на фризе под венчающим карнизом выступающего объема закомар храма и на фронтальной фризовой части арок сеней входов с южного, северного и западного фасадов (воссозданные);   11) наружные оконные и дверные проемы и ниши на период начала ХХ века (количество, расположение, форма (прямоугольные, с лучковым и арочным завершениями; трехчастные полуциркульные и круглые) и размеры);  12) заполнения оконных проемов на период начала ХХ века: тип материала (дерево); исторический рисунок (многочастные с мелкой расстекловкой и радиальные)  13) наружные входные группы на период начала ХХ века (расположение, габариты в плане, высота и тип материала):   входные группы (сени) западного, южного и северного фасадов: широкое трехстороннее крыльцо с ярусом вытянутых арочных проемов на массивных столбах квадратного сечения с колоннами в средней части, завершенных шлемовидным куполом с крестом (расположение, габариты и тип материала): конфигурация крыльца; ступени (количество, материал (камень, бетон), профиль торца проступи в виде валика с полочкой);  входная группа в крытую галерею алтарной части на восточном фасаде: крыльцо с кирпичным оштукатуренным ограждением в виде столбов круглого сечения и стенок с архитектурным кирпичным и лепным декором, покрытых гранитными плитами (форма (криволинейная в плане), размеры и количество ступеней);  спуск в подвал на восточном фасаде: подпорная стенка из бутового камня; бетонные ступени;  спуск в подвал на северном фасаде: кирпичная подпорная стенка; бетонные ступени;  14) отделка фасадов: гладкое оштукатуривание стен фасадов; облицовка цоколя тесаным гранитным камнем;  15) окраска фасадов: цвет всех плоскостей и декора палевый (охра светлая), капители и валики колонок (цвет нейтральный серый), объемная надпись (охра темная золотистая);  16) штукатурная отделка стен, откосов и сводов;  17) все виды декоративного штукатурного убранства помещений: прямоугольные и криволинейные филенки, медальоны, трехлепестковые в завершении филенки стен, столбов и подпружных арок; стеновые и потолочные тяги в виде стилизованных лепестков и рамок; профилированные тяги с трехчетвертным валиком на наружных углах элементов интерьера; профилированные тяги по ребрам свода стрельчатой формы; горизонтальные тяги сложного профиля и объемного рельефа подоконников окон храма, трапезной и хоров; три яруса профилированных карнизов кольца барабана, нижний карниз с «сухариками»;  18) подлинные фрагменты настенной росписи начала ХХ века в алтарной части главного храма и приделах;   19) инженерно-технологические решения: тоннели-проходы вдоль наружных стен под четвериком храма; сохранившаяся система каналов в кирпичных стенах и подлинные печи в подвале (расположение, габариты и материал);  20) все виды внутренних опор, арок, распалубок, парусов и сводов (расположение, форма и габариты) начала ХХ века;  21) стяжки в арках (расположение и материал (металл);  22) фигурные кованые решетки окон (расположение, материал (металл) и рисунок);  23) внутренние связевые лестницы (расположение; количество маршей, площадок и ступеней; завершение проступи в виде валика с полочкой; тип материала (сборные железобетонные по металлическим косоурам);  24) винтовая металлическая лестница с хоров на чердак (расположение; конфигурация поворота лестницы; элементы крепежа в стене).

Полный адрес: Свердловская область, г. Верхотурье, ул. Воинская, д. 1 "А"
Время создания: 1905-1909 гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте