Больница Мариинская

1. Объемно-пространственное и планировочное решение территории:объемно-пространственная композиция ансамбля и местоположение его элементов, включая: 1) «Корпус главный», 2-3) «корпуса боковые (два)», 4) «ограда с решеткой между боковыми корпусами», 5) «ограда между главным и боковыми корпусами», 6) «сад»;градостроительные характеристики ансамбля, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и в панораме Литейного проспекта;исторически сложившееся соотношение застроенных, незастроенных и озелененных пространств;                                                             I. «Корпус главный», 1803-1805 гг., арх. Кваренги Д.Литейный проспект, дом 56, литера А (Литейный просп., 56)2.Объемно-пространственное решение:габариты сложного в плане, двухэтажного на подвалах здания, с восьмиколонным портиком и расходящимися от него пандусами и полуциркульной апсидой домовой церкви;конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов;конфигурация и габариты конхи апсиды домовой церкви;материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски;3.Конструктивная система: исторические наружные капитальные стены; исторические внутренние капитальные стены: местоположение, материал (кирпич);междуэтажные перекрытия –местоположение;портик с восемью колоннами ионического ордера (фусты кирпичные, базы известняковые) по центру лицевого фасада;одномаршевая лестница перед портиком, с гранитными ступенями и известняковыми парапетами по сторонам, с профилированными карнизами;профиль ступеней (с валиком);покрытие полов лестничной площадки – гранитные плиты;два дугообразных пандуса, подходящих к портику с торцов, с булыжным мощением и известняковыми парапетами;по две цилиндрические гранитные тумбы у начала пандусов;две одномаршевые средистенные лестницы по сторонам от апсиды домовой церкви;своды, в том числе:коробовые с распалубками своды подвальных помещений; крестовый свод и конховый с распалубками свод в помещении домовой церкви (1-Н (2);исторические лестницы, в том числе:парадная трехмаршевая распашная лестница Л-1 в центральной части здания, с известняковыми ступенями и металлическим ограждением (рисунок – геометрический, с мотивом стрельчатой арки, стойки с пятниками), на сводах;профиль ступеней (с валиком);тип покрытия полов лестничных площадок – наливные, с мраморной крошкой;коробовый свод под лестничной площадкой 2-го этажа;прямоугольные опорные тумбы с профилированными карнизами и цоколем, увенчаны кратерами, в уровне лестничной площадки верхнего марша тумбы с волютами, декорированными листьями аканта;трехмаршевая межэтажная лестница    Л-5, в юго-западной части здания, с известняковыми ступенями и металлическим ограждением, на косоурах и на сводах;профиль ступеней (с валиком);трехмаршевая межэтажная лестница Л-2, в северо-западной части здания, с известняковыми ступенями и металлическим ограждением, на косоурах и на сводах;профиль ступеней (с валиком);покрытие полов лестничных площадок –наливая мраморная крошка;четыре колонны тосканского ордера в интерьере парадного вестибюля (Л-1 (I);две колонны коринфского ордера на верхней площадке парадной лестницы (Л-1 (III);4.Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение помещений с художественной отделкой, в том числе парадного вестибюля, парадной лестницы и помещения домовой церкви;5. Архитектурно-художественное решение фасадов:лицевой фасад, его историческое и архитектурно-художественное решение в формах классицизма, выполненное по проекту Дж. Кваренги в 1804-1805 годах;цоколь, облицованный известняковой скобой, с валиком по верхнему краю;характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка; исторические оконные проемы цокольного и 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульным завершением), габариты;заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет;оформление дверного проема по центру лицевого фасада:двухстворчатое полусветлое деревянное дверное заполнение, каждая створка на три прямоугольные филенки, с круглыми сегментами в нижних частях;латунная фурнитура;прямоугольная фрамуга в деревянном профилированном обрамлении, на две прямоугольные филенки;оформление портика: восемь пилястр ионического ордера, профилированные балки между колоннами и пилястрами, перекрытие портика с кессонами с лепными розетками внутри, по сторонам кессонов - лепные пояса, декорированные дубовыми листьями; треугольный фронтон с антаблементом: профилированный карниз, гладкий фриз с надписью: «Марiинская больница, учрежденная для бедныхъ въ 1803мъ году»*, профилированный архитрав;* восстановлена в 2000-е годы;барельефная композиция в центре поля фронтона: лавровый венок с императорской короной и лентами по сторонам, внутри него - двуглавый орел с коронами, на его груди -  пеликан с тремя птенцами;на коньке фронтона - скульптура ангела со скрещенными на груди руками*;*восстановлены в 2000-е годы;исторический профиль межэтажных карнизов и тяг;венчающий антаблемент: профилированный карниз, гладкий фриз, профилированный архитрав;архитектурно-художественное решение торцевых и дворового фасадов:цоколь, облицованный известняковой скобой, с валиком по верхнему краю;материал и характер отделки фасадов - окрашенная штукатурка;исторические оконные проемы цокольного и 1-2-го этажей– местоположение, конфигурация (прямоугольные, с лучковым завершением, с полуциркульным завершением), габариты;заполнения оконных проемов – исторические рисунок, цвет;исторический профиль межэтажных карнизов и тяг;венчающий антаблемент: профилированный карниз, гладкий фриз, профилированный архитрав;оформление входного проема по крайней оси торцевого фасада: металлический козырек на фигурных ажурных кронштейнах с акантовыми завитками и поясами стилизованного растительного орнамента, полуциркульный фронтон, декорированный поясом из волютообразных завитков, соединенных тягами с копьевидными завершениями;материал (дерево) и тип (филенчатые) дверных заполнений;три известняковые ступени с известняковыми парапетами;треугольный фронтон в завершении ризалита по центру дворового фасада, с профилированным карнизом, на коньке фронтона прямоугольный постамент с позолоченным крестом с сиянием, на позолоченном яблоке;6.Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:тамбур парадного вестибюля лестницы (помещение Л-1 (I), оформление - деревянные филенчатые панели потолка и стен;двустворчатое глухое дверное заполнение (дуб), каждая створка на три прямоугольные филенки, с круглыми сегментами в нижних частях, с профилированным фигурным наличником, по краям – прямоугольные филенки, венчающий профилированный карниз с поясом дентикул и поясом из прямоугольных филенок; латунная фурнитура;оформление потолка вестибюля: разделен балками, соединяющими пилястры с колоннами, профилированные тяги по периметру;оформление стен: пилястры тосканского ордера, на профилированных базах, между пилястрами -  профилированная тяга по периметру;оформление входного проема в помещение 6-Н (1): двустворчатое глухое деревянное дверное заполнение, каждая створка на две прямоугольные филенки;латунная фурнитура;прямоугольная глухая фрамуга на две прямоугольные филенки;оформление входного проема на парадную лестницу Л-1: полусветлое деревянное дверное заполнение, каждая створка на три прямоугольные филенки;прямоугольная фрамуга на две прямоугольные филенки;латунная фурнитура; покрытие пола вестибюля – наливная мраморная крошка, геометрический рисунок;помещение 1-Н (1), входной проем в помещение домовой церкви:двустворчатое деревянное полусветлое дверное заполнение, каждая створка на четыре фигурные филенки, декорированные резным орнаментом из волют, пальметт и завитков;оформление стен парадной лестницы Л-1: пилястры тосканского ордера в уровне лестничной площадки 1-го этажа, арка свода с лепными розетками по сторонам, внутри которых львиные маскароны;профилированные тяги с прямоугольной филенкой по периметру стены между ними в уровне межэтажной лестничной площадки;оформление потолка лестницы: профилированная тяга по периметру, падуга с распалубками, в которые вписаны полуциркульные профилированные архивольты, профилированный карниз с поясом модульонов;оформление потолка верхнего марша лестницы: профилированная тяга по периметру, профилированный карниз с поясом модульонов;оформление стен: пилястры ионического ордера, под окнами профилированная тяга, в восточной стене – прямоугольная ниша с прямым сандриком на фигурных орнаментированных кронштейнах;покрытие пола – мраморная наливная крошка;помещение 8-Н (2): оформление входного проема на хоры домовой церкви – двустворчатое полусветлое дверное заполнение, каждая створка с полуциркульным завершением, на три прямоугольные филенки;фрамуга с полуциркульным завершением, в профилированном обрамлении, с мелкой расстекловкой;помещение домовой церкви (1-Н (2) – двусветное, с полуциркульной апсидой и хорами;оформление сводов: живописные изображения (масло по штукатурке), конца XIX – начала XX века:в конхе -  Троица на облаках, в распалубках над окнами херувимы, на коробовых сводах – фигуры святых, вписанные в филенки из геометризованного орнамента, по краям сводов – пояса орнамента, в центре – равноконечный крест, обрамленный поясом геометризированного орнамента, крестовый свод над центральной частью церкви с розеткой по центру, ребра свода оформлены поясами орнамента из стилизованных крестов, люнеты свода – с равноконечными крестами, вписанными в филенки из геометризованного орнамента, по периметру – пояса орнамента из стилизованных крестов;оформление свода над хорами: живописные изображения (масло по штукатурке): фигуры святых (св. Константин и Елена), вписанные в филенки с поясами из геометризованного орнамента, по центру свода - равноконечный крест, вписанный в филенку из геометризованного орнамента;оформление стен: прямоугольные ниши в северной и южной стенах, с прямыми сандриками на фигурных кронштейнах, под нишами балюстрадное ограждение с гладкими опорными столбиками;профилированная тяга в нижних частях стен, под нишами;оформление оконных проемов апсиды: прямые сандрики на фигурных кронштейнах, полуциркульные профилированные архивольты;оформление оконных проемов в люнетах центрального свода: полуциркульные профилированные архивольты, оконные заполнения – радиально расходящиеся тяги, мелкая расстекловка; лепной антаблемент в верхних частях стен: профилированный карниз с поясом «порезки» и поясом модульонов, гладкий фриз, архитрав с поясом «порезки»;II. «Корпуса боковые (два)», 1803-1805 гг., арх. Кваренги Д.Литейный проспект, дом 56, литера Б, литера В (Литейный просп., 56)2.Объемно-пространственное решение:габариты двух прямоугольных в плане, двухэтажных на подвалах зданий, расположенных с севера (литера Б) и юга (литера В) от главного корпуса и связанных с ним оградой;конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов;материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски;3. Конструктивная система:исторические наружные капитальные стены; исторические внутренние капитальные стены: местоположение, материал (кирпич);междуэтажные перекрытия –местоположение;двухмаршевая межэтажная лестница  (Л-1) в восточной части северного корпуса (литера Б), с металлическим ограждением и деревянными профилированными поручнями, на косоурах; двухмаршевая межэтажная лестница  (Л-1) в центральной части южного корпуса (литера В), с известняковыми ступенями и металлическим ограждением (рисунок – вертикальные стойки с пятниками, перехватами и набалдашниками) с деревянными профилированными поручнями, на косоурах;профиль ступеней (с валиком);двухмаршевая межэтажная лестница  (Л-2) в восточной части южного корпуса (литера В), с известняковыми ступенями и металлическим ограждением, на косоурах;профиль ступеней (с валиком);3.Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение межэтажных лестниц;4.Архитектурно-художественное решение фасадов:лицевые фасады корпусов, их историческое архитектурно-художественное решение в формах безордерного классицизма;цоколь, облицованный известняковой скобой;характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка;исторические оконные проемы цокольного и 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (в уровне 2-го этажа – прямоугольные филенки), габариты;заполнения оконных проемов – исторические рисунок, цвет (на фасадах, выходящих на Литейный проспект);исторический профиль межэтажных карнизов и тяг;венчающий профилированный карниз, архитектурно-художественное решение торцевых и дворовых фасадов корпусов:материал и характер отделки фасадов - окрашенная штукатурка;исторические оконные проемы цокольного и 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (в уровне 2-го этажа – прямоугольные филенки), габариты;заполнения оконных проемов – исторические рисунок, цвет (на фасадах, обращенных к Главному корпусу);исторический профиль межэтажных карнизов и тяг;венчающий профилированный карниз;III. «Ограда между главным и боковыми корпусами», 1803-1805 гг.,Литейный просп., 562.Объемно-пространственное решение и конструктивная система:историческое объемно-пространственное решение полуциркульной кирпичной ограды, расположенной между главным корпусом и боковыми (северным и южным) корпусами;арочный проем с полуциркульным завершением в северной части ограды между главным корпусом и южным корпусом;4.Архитектурно-художественное решение фасадов:историческое архитектурно-художественное решение;характер отделки: окрашенная штукатурка;оформление ограды: пилястры тосканского ордера, венчающий профилированный карниз; IV. «Ограда с решеткой между боковыми корпусами», 1803-1805 гг. (Литейный просп., 56)2.Объемно-пространственное решение и конструктивная система:историческое объемно-пространственное решение чугунной ограды с полуциркульным выступом по центру, на известняковом цоколе, между боковыми корпусами, у двух концов ограды – кирпичные оштукатуренные пропилеи с чугунными воротными заполнениями;3.Архитектурно-художественное решение:историческое архитектурно-художественное решение:цоколь, облицованный известняковой скобой;рисунок металлической решетки: две горизонтальные обвязки, состоящие из двух полос, от них поднимаются перекрещенные копья с розетками в местах пересечений, образующие узор из ромбов, стержни над обвязкой завершены копьями с кистями;  прямоугольные чугунные филёнчатые опорные столбы, увенчанные шишками;два двустворчатых металлических воротных заполнения, каждая створка на две прямоугольные филенки сверху и снизу с перекрещивающимися тягами внутри, по центру перекрещенные копья с розетками в местах пересечений, образующие узор из ромбов, стержни над обвязкой завершены копьями с кистями;пропилеи ограды оформлены трехчетвертными колоннами тосканского ордера на известняковых базах, венчающий антаблемент: профилированный карниз с поясом модульонов, гладкий фриз;металлическое окрытие пропелеи;оформление глухих частей ограды по сторонам от пропилеев: цоколь, облицованный известняковой скобой, с профилем по краю, прямоугольные филенки, венчающий профилированный карниз;металлическое окрытие на два ската;V. «Сад», 1803-1805 гг., арх. Кваренги Д., 1844-1848, арх. Брюллов А.П.(Литейный просп., 56)2. Объемно-пространственное и планировочное решение, рельеф:историческая объемно-пространственная и планировочная структура сада-курдонера перед лицевым фасадом главного корпуса (фрагмент бывшего Итальянского сада): конфигурация в плане симметричная, с элементами регулярной планировки:историческое сочетание открытых пространств (газонов, площадок, дорожек) с полуоткрытыми (ландшафтные группы кустарников и деревьев) и солитерными посадками деревьев;дорожная сеть;садово-парковые дороги;рельеф – равнинный, без выраженных перепадов;историческая объемно-пространственная и планировочная структура восточной части сада за главным корпусом;конфигурация в плане симметричная, с элементами регулярной пейзажной планировки:историческое сочетание открытых пространств (газонов, площадок, дорожек) с полуоткрытыми (ландшафтные группы кустарников и деревьев) и солитерными посадками деревьев;дорожная сеть;садово-парковые дороги (щебеночно-набивные);рельеф – равнинный, без выраженных перепадов;3.Насаждения:рядовые и аллейные посадки;газоны;породный состав насаждений сада-курдонера перед лицевым фасадом главного корпуса:старовозрастные дубы черешчатые, старовозрастные ивы, каштан конский обыкновенный, ясени обыкновенные, яблони;кустарники: снежноягодник приречный, сирень обыкновенная, смородина красная;породный состав насаждений восточной части сада за главным корпусом:клены остролистные, яблони, посадки рябины, групповые посадки кустарников розы морщинолистной, спиреи японской, снежноягодника белого, сирени обыкновенной, свидины, барбариса обыкновенного;рядовая посадка лип мелколистных (вдоль северной границы сада), средневозрастных лип, средневозрастных дубов черешчатых, ясеня обыкновенного, посадки березы повислой (в северной части территории), клена остролистного;кусты сирени обыкновенной, свидины, чубушника венечного, боярышника обыкновенного.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте