Верхний сад

Объемно-  пространственное  и планировочное  решение  территории:  историческое местоположение Верхнего сада  (с юга, востока и запада ограничен красными  линиями Санкт-Петербургского проспекта,  Правленской и Разводной улиц; Дворцовой  площадью; с севера – Большой дворец, с  запада – Корпус «за Гербом» (корпус  Главных кухонь), с востока – Дом  Верхнесадский), его роль в композиционно-  планировочной структуре Дворцово-  паркового ансамбля Петродворца;  историческое местоположение элементов  ансамбля.    I. «Сад Верхний», г. Петергоф, Санкт-Петербургский просп., Правленская ул., Разводная ул.,  1714-1724 гг., арх. Браунштейн И.-Ф., арх. Леблон Ж.-Б., садовый мастер Борисов А., садовый  мастер Гарнихфельт Л., 1733-1739 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К.,  фонтанный мастер Суалем П.-Ж., 1754-1760 гг., арх. Растрелли Ф.- Б.  Объемно-  пространственное  решение:  исторические габариты сада Верхнего и его  конфигурация: в плане прямоугольный,  вытянутый с севера на юг; с трех сторон  ограничен каменной оградой с тремя  воротами;  местоположение исторического  центрального входа - Главные ворота с  Санкт-Петербургского пр. - по центральной  продольной оси сада;  исторический принцип планировочного  решения сада: регулярного стиля с  соблюдением принципа симметрии  относительно осевой линии (центральная  продольная ось симметрии – с севера на юг  от оси Большого дворца до оси центральных  Главных ворот);  планировка трехчастная:  - центральная (средняя) часть - открытый  партерный участок с тремя фонтанами -  «Межеумным», «Нептуном» и «Дубовым»,  фланкируемый с обеих сторон тройными  липовыми аллеями, и короткими галереями-  берсо;  - боковые части (западная и восточная) -  закрытые боскеты 3-х видов с квадратными  прудами, фланкируемые длинными  галереями-берсо со стороны ограды до  «Круглых» боскетов;  историческая объемно-пространственная  композиция, включающая:  исторически сложившееся соотношение  открытых (партеры, газоны, пруды,  площадки, дороги), полуоткрытых и  закрытых (боскеты) пространств в сочетании  с аллеями, архитектурными сооружениями  (фонтаны), трельяжными беседками и берсо,  садовой скульптурой, вазами;  исторические элементы планировки и их  местоположение: боскеты со шпалерными  стенками, берсо с люстгаузами; трельяжные  беседки; партер с буленгрином, пруды с  фонтанами; аллеи и ряды с формованными  деревьями;  панорамный визуальный просмотр  центрального участка (партеры, цветники,  бассейны с фонтанами) сада с сохранением  доминирующей роли здания Большого  дворца;  видовые перспективы:  - от Большого дворца на центральные ворота  и от центральных ворот на Большой дворец  (дальняя визуальная перспектива восприятия  ограничена рядовыми посадками  формованных лип и короткой галереей-берсо  по обеим сторонам центральной части  (партерного участка);  - на боскеты со стороны Большого дворца, с  учетом высотных параметров формованных  деревьев;  - камерный визуальный просмотр партерных  цветников у крыльев Большого дворца со  стороны Церковных ворот и со стороны  корпуса «за Гербом»;  - визуальная связь сада с Большим дворцом;  исторические аллейные посадки и ряды с  соблюдением принципа симметрии в  регулярной планировке относительно осевых  линий, их историческое месторасположение,  трассировка, габариты, высотные отметки  (форма стрижки кроны «бруском»):  - тройная липовая аллейная посадка (4 ряда),  отделяющая партерный участок от боскетов  и идущая от квадратных прудов до  «Круглых» боскетов;  - липовая аллейная посадка вдоль  Петровского канала с внутренней стороны;  - липовая аллейная посадка с южной  стороны квадратных прудов;  - две рядовые посадки лип вдоль  центральной части Большого дворца;  - рядовая посадка лип вдоль партерных  цветников у крыльев Большого дворца со  стороны Церковных ворот, и со стороны  корпуса «за Гербом»;  - рядовая посадка лип с северной стороны  «Квадратных» боскетов;  историческая рядовая посадка из ели  европейской (форма стрижки деревьев под  «конус» - пирамида):  - рядовая посадка ели с внешней стороны  Петровского канала;  боскеты - «городки» квадратной и  прямоугольной формы разных размеров:  - боскет «Квадратный»*, обрамленный  двухъярусной шпалерой (квадратный в плане  боскет осевыми дорожками разделен на 4  равные части, в центре площадка барочной  формы; посадки в боскете - рощи типа Кен -  Конс: деревья со сформированной кроной  сажаются рядами; кустарники свободно  растущие сажаются рядами в шахматном  порядке по отношению к ряду деревьев);  * центральная площадка была обрамлена по краю  трельяжной решеткой с нишами; в центре площадки  была установлена беседка, а по осевым «огибным»  дорожкам – «берсо» (разобраны в кон. XVIII – в кон.  XIX вв.);  - боскет «Косой», обрамленный одноярусной  шпалерой (прямоугольный в плане боскет  разделен по центру диагональной дорожкой  с тремя площадками и двумя косыми  дорожками с обеих сторон, в центре большая  шестигранная площадка; посадки в боскете:  ягодные кустарники, размещенные рядами  вдоль косых дорог в шахматном порядке);  - боскет «Круглый»*, обрамленный  трехъярусной шпалерой (квадратный в плане  боскет осевыми дорожками разделен на 4  равные части, в центре круглая площадка;  посадки в боскете: деревья со  сформированной кроной в полосе газона 3-  мя рядами по кругу; ряды деревьев  разделены 3-мя круговыми дорожками);  * центральная площадка была обрамлена яблоневыми  пальметтами;  историческая геометрическая форма стрижки  шпалеры:  - шпалеры по периметру боскетов для  создания «зеленой стены» - под «брусок»;  - шпалеры у квадратных прудов (западного и  восточного) со стороны берсо,  геометрической фигурной формы стрижки  со штамбовыми деревьями - форма стрижки  кроны «капелька»;  исторические партеры – габариты,  конфигурация, рисунок, материал,  насаждения, высотные параметры деревьев и  кустарников для раскрытия партерной  композиции:  регулярная планировка партеров –  симметричная относительно центральной  оси сада;  партер центральный в средней части сада:  - открытый вытянутый барочной  конфигурации участок с фонтанами  «Межеумный», «Нептун» «Дубовый»;  - партер (газон) с периметральной рабаткой и  с шестью скульптурами;  - партер - буленгрин с периметральной  рабаткой у фонтана «Межеумный»;  - дерновые композиции;  - периметральная рабатка партера;  - исторические насаждения в партере на  периметральной рабатке, форма стрижки,  высотные параметры деревьев с учетом  раскрытия визуальных перспектив;  - деревья формованные (исторический  видовой состав и тип формы стрижки,  местоположение);  - кадочные растения с формованными  деревьями (исторический видовой состав и  тип формы стрижки; местоположение,  габариты, материал кадок);  - горшечные растения (исторический  видовой состав и тип формы стрижки;  историческое местоположение);  партеры (западные и восточные) вблизи  Главных ворот – секторальные по  конфигурации с лучевыми полосами  цветников (летники, многолетники  луковичные);  партеры (западные и восточные) вблизи  галереи при входах в церковь и корпус «Под  гербом» - два барочных рисунка разрезного  типа, выполненные дерном на фоне  искусственных материалов (песок,  кирпичная крошка, толченая черепица,  мраморная крошка, стеклянные шкалики), с  установленными по углам и в центре  кадочными растениями (5 шт. на каждый  партер); форма стрижки крон деревьев –  куполообразная;  исторические кулисы деревьев вдоль ограды  Верхнего сада с западной и восточной  сторон;  исторический яблоневый сад между  Петровским каналом и южной частью  ограды Верхнего сада:  прямоугольные симметричные участки  относительно центральной оси симметрии;  рядовые посадки деревьев и кустарников;  исторические насаждения: яблони;  основной видовой состав насаждений:  - в аллейных посадках - липа мелколистная и  липа крупнолистная;  - берсо - липа мелколистная;  - ряд елей вдоль Петровского канала - ель  европейская;  - шпалеры: липовые, ольховые, ильмовые;  липа мелколистная;  исторические насаждения в боскетах:  яблони, груши, сливы, вишни, ягодные  кусты;  историческая регулярная система садово-  парковых дорожек и площадок, их  исторические размеры и конфигурация:  - щебеночно-набивное покрытие дорожек и  площадок (высевки розового гранита);  - дерновые бровки дорог;  - оформление откосов туфом на перепаде  рельефа;  - булыжные лотки;  - газонное ограждение - столбики (габариты,  материал, высотные параметры, окраска);  гидросистема Верхнего сада  (непосредственно связана с гидросистемой  Нижнего парка и является частью  исторической фонтанной системы):  состоит из пяти фонтанов: три - на  центральной композиционной оси:  «Межеумный», «Нептун», «Дубовый»;  два - перед крыльями Большого дворца, на  западном и восточном квадратных прудах;  историческое местоположение и  конструктивное решение водоводов на  территории Верхнего сада:  - Самсоновского водовода от главных ворот  Верхнего сада до Большого дворца (питает  фонтан «Самсон» в Нижнем парке);  - Нептуновского водовода от главных ворот  Верхнего сада до фонтана «Дубовый» и  фонтанов квадратных прудов (восточного и  западного);  - Верхнесадского канала от входа в Верхний  сад до западного квадратного пруда;  - водоводы на территории Верхнего сада (в  подземных галереях);  - водовод в пруду фонтана «Нептун»;  - переливной коллектор (для регулирования  уровня воды) между западным квадратным  прудом и восточным квадратным прудом;  - трудопроводы от квадратных прудов к  фонтанам Нижнего парка (по склонам террас  в кирпичных галереях);  исторические трубы водоводов (материал  труб - чугун);  исторические фонтанные чугунные  задвижки;  исторический тип гидравлической системы  фонтанов - прямоточная, исторический  рисунок фонтанных струй;  часть Верхнесадского канала на территории  Верхнего сада - исторические  местоположение (в западной части Верхнего  сада, № 14 на схеме; транспортирует воду из  Английского пруда в западный квадратный  пруд и далее по переливному коллектору в  восточный квадратный пруд), габариты,  конфигурация, конструкция: русло  трапециевидное, мощение откосов из мелких  гранитных валунов, верх одернован; дно  покрыто наброской из гранитных валунов;  Петровский канал – исторические  местоположение (на территории Верхнего  сада с западной, восточной, южной сторон),  габариты, конфигурация, конструкция: русло  трапециевидное, откосы одернованы и  частично укреплены гранитными валунами;  дренажная система Большого дворца  (подземный акведук) – исторические  местоположение, габариты, конфигурация,  конструктивное решение: галереи со сводами  (материал галерей – кирпич).    II. «Берсо (четыре)», Верхний сад, 1734-1738 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., 1969-1972 гг.  (воссоздание), арх. Ковалевский П.П.  Архитектурно-  планировочное  решение:  исторические местоположение галерей-берсо  (№ 3), конфигурация, габариты, высотные  отметки, конструкция;  две длинные галереи расположены вдоль  восточной и западной границ Верхнего сада  от западного квадратного пруда и от  восточного квадратного пруда вдоль  боскетов «Квадратных» и «Косых», две  короткие - в центральной части Верхнего  сада (фланкируют партер фонтана  «Межеумный»);  материал – дерево;  конструктивное решение - ряд деревянных  арок, связанных продольными рейками,  образующие каркас для растений;  входы в длинные берсо обозначены 4-мя  деревянными трельяжными купольными  павильонами-люстгаузами, входы в короткие  берсо – с севера деревянным трельяжным  купольным павильоном-люстгаузом, а с юга  – большой трельяжной беседкой;  исторический видовой состав насаждений  вдоль берсо: посадка липы мелколистной.    III. «Беседки трельяжные (четыре)», Верхний сад, 1734-1738 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., 1953 г.  (восстановление), арх. Орешин А.Г.  Архитектурно-  планировочное  решение:  исторические местоположение (№ 4),  габариты, конфигурация, высотные отметки,  материалы (исторические), конструкция  (трельяжная);  две малые беседки в южной части Верхнего  сада на закругленных площадках,  образованных изгибом Петровского канала,  имеют угловой вход с поперечной аллеи; в  плане – восьмигранник;  две большие беседки у южных углов партера  у фонтана «Межеумный», декорируют входы  в берсо, фланкирующие партер;  в плане - восьмигранник, перекрытый  восьмигранной купольной кровлей на  стропилах; купола с деревянным навершием  в виде фонариков с вазами.    IV. «Пруд с фонтаном «Нептун», барельефами и фонтанными статуями», центральная часть Верхнего сада  Объемно-  пространственное, планировочное  и архитектурно-  художественное  решение:  историческое местоположение - в центре  Верхнего сада на его центральной  композиционной оси;  в центре пруда размещена скульптурная  композиция «Нептун»:  фигура Нептуна с трезубцем установлена на  четырехгранном пьедестале с высоким  цоколем, декорированными маскаронами,  барельефами, гирляндами, щитами;  на площадке вокруг пьедестала с двух сторон  фигуры всадников на гиппокампах, с двух  других сторон - фигуры женщин с веслом  (аллегории рек); на гранях площадки -  мальчики на дельфинах, мальчики на  драконе, на морском льве; на карнизе цоколя  трубящие «Путти»;  площадка из каменных плит с туфовой  наброской на уровне глади воды бассейна;  фонтанные струи бьют из пастей животных и  маскаронов;  в чаше пруда на прямоугольных гранитных  постаментах установлены 8 бронзовых  дельфинов;  в центре бассейна с каскадом, примыкающим  с юга к пруду, установлена статуя «Аполлон  Бельведерский»; вокруг постамента - пять  водометов, в двух малых чашах на газоне по  бокам бассейна (с каменным оформлением  бортов и дна) - по водомету.    IV. 1. «Пруд», 1721-1724 гг. (по проекту 1716 г., арх. Леблон Ж.-Б.), инж.-гидравлик Туволков В.Г., 1737 г.  (фонтан, скульптурная группа «Нептунова телега»), ск. Растрелли Б.- К., 1798-1799 гг.,  (новая скульптурная группа «Нептун»), арх. Броуэр Ф.П.  Архитектурно-  художественное и  конструктивное  решение:  исторические местоположение, габариты,  конфигурация: пруд прямоугольный в плане  с полуциркульными выкружками с южной и  северной сторон (№ 11);  стены пруда: облицовка - камень;  профилированный кордон - камень, дно  вымощено булыжным камнем; с южной  стороны к пруду примыкают прямоугольный  бассейн со скругленными краями и  трехступенчатый каскад;  дно бассейна выстлано плитами черного и  белого мрамора, кордон каменный,  историческое водоснабжение:  - снабжается водой по магистрали из  чугунных труб Нептуновского водовода  Верхнего сада;  - историческая гидравлическая система  фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных  струй;  - историческое местоположение трасс  фонтанных водоводов (отводящих и  подводящих) на территории Верхнего сада.    IV. 2. «Статуя «Нептун», 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г., ск. Эйслер И., 1799 г. (постамент).  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя (бронза, литье, патинировка),  представляющая собой фигуру стоящего  бога Нептуна с трезубцем, с короной на  голове, установлена на пьедестале в центре  пруда;  пьедестал гранитный в виде ступенчатой  усеченной пирамиды, на которой установлен  четырехгранный постамент с высоким  цоколем; декорирован фонтанными  маскаронами; на углах - барельефы «Связки-  гирлянды раковин и кораллов»; цоколь с  двух сторон оформлен геральдическими  щитами в виде картушей с изображением  двуглавых орлов; на двух других сторонах  укреплены барельефы «Гирлянда».    IV. 3. «Статуи «Женщина с веслом» («Нимфа реки»)(две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,  ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя, олицетворяющая нюрнбергскую реку  Регниц (бронза, литье, патинировка),  установлена на площадке у пьедестала  статуи «Нептун»;  статуя, олицетворяющая нюрнбергскую реку  Пегниц (бронза, литье, патинировка),  установлена на площадке у пьедестала  статуи «Нептун».    IV. 4. «Статуи «Путто» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  две фонтанные статуи, изображающие  мальчика и девочку (бронза, литье,  патинировка), установлены на карнизе  цоколя пьедестала статуи «Нептун».    IV. 5. «Фонтанная группа «Мальчик на драконе», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанная скульптурная группа на плинте,  изображающая восседающего верхом на  драконе мальчика (бронза, литье,  патинировка), установлена на площадке у  пьедестала статуи «Нептун».    IV. 6. «Фонтанная группа «Мальчик на морском льве», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,  ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанная скульптурная группа на плинте,  изображающая восседающего верхом на  морском льве мальчика (бронза, литье,  патинировка), установлена на площадке у  пьедестала статуи «Нептун».    IV. 7. «Фонтанные группы «Мальчик на дельфине» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,  ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанные скульптурные парные группы на  плинтах, изображающие восседающих  верхом на дельфинах мальчиков (бронза,  литье, патинировка), установлены на  площадке у пьедестала статуи «Нептун».    IV. 8. «Фонтанные группы «Всадник на гиппокампе» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,  ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанные скульптурные парные группы на  плинтах, изображающие юношей,  восседающих верхом на гиппокампах*  (бронза, литье, патинировка), установлены  на площадке у пьедестала статуи «Нептун».  * одна из фигур гиппокампов воссоздана, 1973 г., ск.  Татарович В.И.    IV. 9. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (восемь)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанные фигуры «Дельфин»* (восемь)  (бронза, патинировка), установлены в пруду  фонтана «Нептун» на пьедесталах  (пьедесталы гранитные прямоугольной  формы).  * фигуры воссозданы в 1956 г.    IV. 10. «Маскароны (четыре)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г., 1930-е гг.  (воссоздан свинцовый маскарон).  Архитектурно-  художественное  решение:  декоративные фонтанные маскароны*  (бронза, патинировка), установлены на  пьедестале статуи «Нептун».  * три маскарона исторические (бронза, патинировка) и  один маскарон воссоздан в 1930-е гг. взамен  утраченного.    IV. 11. «Барельефы «Гирлянда» (два)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  декоративные гирлянды (свинец),  установлены на пьедестале статуи «Нептун».    IV. 12. «Барельефы «Связка раковин и кораллов» (четыре)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х.,  ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  декоративные орнаментальные барельефы  (бронза, патинировка) (установлены на углах  пьедестала статуи «Нептун»).    IV. 13. «Барельефы «Щит с гербом» (шесть)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г.  Архитектурно-  художественное  решение:  щиты* (два) с изображениями гербов города  Нюрнберга с рельефными геральдическими  знаками (бронза, свинец, патинировка);  щиты* (два), с изображениями гербов  города Нюрнберга с рельефными  геральдическими знаками (бронза,  патинировка);  щиты* (два) с изображениями гербов города  Нюрнберга с рельефными геральдическими  знаками (бронза, патинировка).  * установлены на пьедестале статуи «Нептун».    IV. 14. «Статуя «Аполлон Бельведерский», кон. XVIII в., (копия с оригинала ск. Леохара),  литейный мастер Екимов В.П., 1800 г. (постамент), 1957 г. (воссоздание).  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя, изображающая обнаженного  античного бога в рост, с перекинутой через  левую руку туникой (бронза, литье,  патинировка), установлена в центре бассейна  с каскадом (дно бассейна выстлано плитами  черного и белого мрамора, кордон  каменный), примыкающих с юга к п руду с  фонтаном «Нептун», на пьедестале из  тивдийского мрамора цилиндрической  формы.    V. «Пруд западный квадратный с фонтаном», северо-западная часть Верхнего сада  Объемно-  пространственное  и планировочное  решение:  историческое местоположение - расположен  симметрично восточному квадратному  пруду в северно-западной части сада (№ 8);  в центре пруда установлен кольцевой  каменный барабан с деревянным настилом;  по окружности барабана на деревянном  настиле расположены 6 бронзовых  дельфинов, декорирующих начало дуговых  водометов; в центре на металлических  балках установлен мраморный фигурный  постамент со скульптурой «Венеры  Италийской».    V. 1. «Пруд», 1719 г., арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г. (фонтан), арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И.,  ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1770-1773 гг., арх. Яковлев И.Е.  Архитектурно-  художественное и  конструктивное  решение:  исторические габариты, конфигурация,  местоположение пруда;  историческое местоположение,  конфигурация и габариты подпорных стенок  берегоукрепления и центрального  постамента;  облицовка подпорных стенок кирпичом;  облицовка верхней (накрывочной) части  подпорных стен известняковыми плитами;  мощения дна булыжным камнем;  облицовка и наброска центрального  постамента туфовым камнем;  историческое водоснабжение:  служит резервуаром для снабжения водой  фонтанов Нижнего парка;  снабжается водой из Верхнесадского канала,  а фонтан снабжается водой по магистрали из  чугунных труб Самсоновского водовода;  историческая гидравлическая система  фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных  струй.    V. 2. «Статуя «Венера Италийская», сер. XIX в. (копия с оригинала ск. Кановы А.)  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя «Венера Италийская» (мрамор),  пьедестал мраморный, фигурный с  профилированными квадратного сечения  карнизом и базой (1929 г., неизв. автор).    V. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (шестнадцать)», XVIII в., 1956 г. (воссоздание)  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанные фигуры «Дельфин»* (шесть  штук) (бронза, позолота).  * воссозданы по сохранившимся образцам взамен  утраченных.    VI. «Пруд восточный квадратный с фонтаном», северо-восточная часть Верхнего сада  Объемно-  пространственное  и планировочное  решение:  историческое местоположение - расположен  симметрично западному квадратному пруду  в северо-восточной части сада (№ 7);  в центре пруда установлен кольцевой  каменный барабан с деревянным настилом;  по окружности барабана на деревянном  настиле расположены 6 бронзовых  дельфинов, декорирующих начало дуговых  водометов; в центре на металлических  балках установлен мраморный фигурный  постамент со скульптурой «Аполлино».    VI. 1. «Пруд», 1719 г., арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г. (фонтан), арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли  Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1770-1773 гг., арх. Яковлев И.Е.  Архитектурно-  художественное и  конструктивное  решение:  исторические габариты, конфигурация,  местоположение пруда;  историческое местоположение и габариты  подпорных стенок берегоукрепления и  центрального постамента;  облицовка подпорных стенок кирпичом;  облицовка верхней (накрывочной) части  подпорных стен известняковыми плитами,  мощение дна булыжным камнем;  облицовка и наброска центрального  постамента туфовым камнем;  историческое водоснабжение:  служит резервуаром для снабжения водой  фонтанов Нижнего парка;  фонтан снабжается водой по магистрали из  чугунных труб Нептуновского водовода;  историческая гидравлическая система  фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных  струй.    VI. 2. «Статуя «Аполлон», нач. XIX в. (копия с античного оригинала IVв. до н.э.)  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя (мрамор), установлена в центре пруда;  пьедестал мраморный, фигурный с  профилированными квадратного сечения  карнизом и базой.    VI. 3.«Фонтанные фигуры «Дельфин» (шесть)», XVIII в., 1956 г. (воссоздание)  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанные фигуры «Дельфин»* (шесть)  (бронза, позолота).  * шесть фигур воссоздано по сохранившимся образцам  взамен утраченных.    VII. «Пруд с фонтаном «Дубовый», северная часть Верхнего сада, центральная ось  Объемно-  пространственное  и планировочное  решение:  историческое местоположение - на  центральной композиционной оси Верхнего  сада между западным и восточным  Квадратными прудами (№ 9);  пруд циркульный в плане, в центре которого  - возвышение, выложенное туфом в виде  звезды из 6 лучей; каждый луч декорирован  бронзовым дельфином, из пасти которого  бьет дугообразная струя; средняя часть  туфовой звезды акцентирована мраморной  скульптурой «Амур с театральной маской».    VII. 1. «Пруд с фонтаном», 1719 г. арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И.,  свинцовые тритоны и дельфины, ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1746 г., 1768г.  (изменение декорировки фонтана).  Архитектурно-  художественное и  конструктивное  решение:  исторические местоположение, габариты,  конфигурация пруда с центральным  постаментом;  облицовка подпорных стенок натуральным  камнем (блоки);  облицовка верхней (накрывочной) части  подпорных стен известняковыми плитами,  мощение дна каменными плитами;  наброска центрального постамента туфовым  камнем;  историческая гидравлическая система  фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных  струй.    VII. 2. «Статуя «Амур с театральной маской», 1809 г., ск. Росси Д.  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя «Амур с театральной маской» на  плинте (статуя – мрамор, маска - позолота).    VII. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (шесть)», XVIII в.  Архитектурно-  художественное  решение:  шесть фонтанных фигур «Дельфин»*  (бронза, позолота) на плинте (камень).  * шесть фигур воссоздано по сохранившимся образцам  взамен утраченных.    VIII. «Пруд с фонтаном «Межеумный», южная часть Верхнего сада, центральная ось  Объемно-  пространственное  и планировочное  решение:  историческое местоположение - на  центральной композиционной оси Верхнего  сада перед главным входом в Верхний сад  (№ 10);  пруд неглубокий, концентрической формы, в  центре которого установлена фигура  бронзового крылатого дракона; по сторонам  диагоналей расположены 4 бронзовых  дельфина; струи бьют из пастей дракона и  дельфинов.    VIII. 1. «Пруд с фонтаном», 1737-1739 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К.  (скульптурная группа «Андромеда»), фонтанный мастер Суалем П.-Ж., 1773-1775 гг. (реконструкция декора),  арх. Яковлев И.Е.  Архитектурно-  художественное и  конструктивное  решение:  исторические местоположение, габариты,  конфигурация;  профилированный каменный кордон;  историческая гидравлическая система  фонтана - прямоточная;  рисунок фонтанных струй;  историческое водоснабжение: снабжается  водой по магистрали из чугунных труб  Нептуновского водовода.    VIII. 2. «Фонтанная фигура «Дракон», 1737 г., ск. Растрелли Б.-К., 1957 г. (воссоздание), ск. Гуржий А.Ф.  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанная фигура «Дракон» (бронза,  позолота).    VIII. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (четыре)», 1737 г., ск. Растрелли Б.-К., 1957 г. (воссоздание),  ск. Гуржий А.Ф.  Архитектурно-  художественное  решение:  фонтанные фигуры, изображающие  дельфинов (бронза, позолота).    IX. «Статуя «Вертумн», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя «Вертумн» (мрамор);  пьедестал гранитный прямоугольной формы,  квадратного сечения, с профилированными  карнизом и базой, на каждой грани -  заглубленные профилированные филенки с  выкружками по углам.    X. «Статуя «Зефир», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя «Зефир» (мрамор);  пьедестал гранитный прямоугольной формы,  квадратного сечения, с профилированными  карнизом и базой, на каждой грани -  заглубленные профилированные филенки с  выкружками по углам.    XI. «Статуя «Меркурий», Верхний сад, партер (сер. XVIII в., 1959 г. (постамент)  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя «Меркурий» (мрамор);  пьедестал гранитный прямоугольной формы,  квадратного сечения, с профилированными  карнизом и базой, на каждой грани -  заглубленные профилированные филенки с  выкружками по углам.    XII. «Статуя «Минерва», Верхний сад, партер, (сер. XVIII в., 1959 г. (постамент)  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя «Минерва» (мрамор);  пьедестал гранитный прямоугольной формы,  квадратного сечения, с профилированными  карнизом и базой, на каждой грани -  заглубленные профилированные филенки с  выкружками по углам.    XIII. «Статуя «Помона», расположена по адресу: Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя «Помона» (мрамор);  пьедестал гранитный прямоугольной формы,  квадратного сечения, с профилированными  карнизом и базой, на каждой грани -  заглубленные профилированные филенки с  выкружками по углам.    XIV. «Статуя «Флора», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.)  Архитектурно-  художественное  решение:  статуя «Флора» (мрамор);  пьедестал гранитный прямоугольной формы,  квадратного сечения, с профилированными  карнизом и базой, на каждой грани -  заглубленные профилированные филенки с  выкружками по углам.    XV. «Часы солнечные на пьедестале», Верхний сад, центральная аллея  Архитектурно-  художественное  решение:  пьедестал мраморный прямоугольной  формы, квадратного сечения, с  профилированными карнизом и базой (XVIII  в.) № 13;  часы солнечные (восстановление 1976 г. по  проекту В.Ю. Матвеева).  XVI. «Вазы (две)», Восточная и западная стороны ворот Верхнего сада (кон. XVIII в.)  Архитектурно-  художественное  решение:  две парные вазы типа кратера без ручек, с  ложчатым низом и профилированной  «ножкой» на квадратном плинте (мрамор);  два мраморных пьедестала прямоугольной  формы с профилированными карнизом и  базой 1850 г., ск. В. Мадерни (по рисунку  А.И. Штакеншнейдера).    XVII. «Шлюз и кирпичные трубы (две)», Верхний сад, канал Гольца (Верхнесадский) (XVIII – XIXвв.)  Гидротехническое  сооружение  шлюз в створе восточной части  Верхнесадского канала - исторические  местоположение (от ограды Верхнего сада с  запада до западного квадратного пруда),  габариты, конфигурация;  исторический металлический шлюзовой  затвор;  историческое кованое ограждение (рисунок,  материал - металл);  конструктивные решения: фрагменты  кирпичной галереи с плоским  железобетонным перекрытием.    XVIII. «Ограда с тремя воротами», Верхний сад,  1754 -1760 гг., арх. Растрелли Ф.-Б., ск. Жирардон С., ск. Неустроев И., ск. Сергеев С., 1946 г., 1957 г.  (воссоздание), арх. Колюбаев А.А., арх. Ковалевский П.П.  Объемно-  пространственное  решение:  местоположение, габариты и конфигурация  ограды на высоком цоколе (№ 6),  оформляющей границы Верхнего сада;  историческое местоположение, конструкция,  материал двустворчатых ворот по  центральной оси Верхнего сада - «Главные  ворота» (Санкт-Петербургский пр.), по  восточной части ограды (Правленская ул. и  по Дворцовая пл.);  историческое местоположение, конструкция  и материал (дерево) двухстворчатых ворот  по Правленской улице (две створки) и  Разводной улице (две створки).  Конструктивная  система:  историческая конструкция ограды, включая:  исторический материал цоколя с  металлическим окрытием, нижняя часть  цоколя облицована плитами известняка* -  местоположение, габариты, конфигурация  (прямоугольный в профиле), материал;  * известняк частично скрыт культурным слоем,  закрашен;  исторические оштукатуренные пилоны ворот  - местоположение, габариты, материал  (кирпич).  Архитектурно-  художественное  решение:  историческое архитектурно-художественное  решение ворот и ограды:  оформление устоев Главных ворот (по  Санкт-Петербургскому пр.) – состоят из двух  раскрепованных пилонов, оформленные с  трех сторон парными колоннами и  пилястрами композитного ордера, по бокам  устоев прямоугольные в плане пилоны  завершённые перевернутыми кронштейнами  с листьями аканта; завершены  антаблементом и пьедесталами для  скульптур, оформленными фигурными  филенками и стилизованным кронштейном;  заполнение Главных ворот – материал  (металл), конструкция (двухстворчатые, с  двумя боковыми нестворными частями),  рисунок створок (горизонтальные  направляющие в верхней части ограды;  вертикальные стойки, в виде пик; фриз с  геометрическим рисунком);  оформление устоев ворот в восточной части  ограды (Правленская улица) – устои состоят  из двух рустованных раскрепованных  пилонов, оформленные тремя колоннами  тосканского ордера, несущие архитрав, фриз  с триглифами, раскрепованным карнизом и  лучковым фронтоном;  заполнение ворот по Правленской ул. –  материал (дерево), конструкция  (двухстворчатые), рисунок створок  (горизонтальные направляющие в верхней и  нижней части ограды; вертикальные  деревянные стойки, в виде пик);  оформление устоев ворот (Разводная улица)  – пилоны оштукатурены, раскрепованы,  оформлены фигурными филенками с  профилированными калевками и гладким  полем, в нижней части профилированная  тяга; в завершении пилонов полуциркульный  выступ с профилированными тягами и  гладким фризом;  заполнение ворот по Разводной ул. -  материал (дерево), конструкция  (двухстворчатые), рисунок створок  (горизонтальные направляющие в верхней и  нижней части ограды; вертикальные  деревянные стойки, в виде пик);  оформление пилонов ограды – пилоны  оштукатурены, раскрепованы, оформлены  фигурными филенками с профилированными  калевками и гладким полем, в нижней части  профилированная тяга, в верхней части  рельефы в виде картуша с львиной маской и  рокайли; в завершении пилонов  полуциркульный выступ с  профилированными тягами и гладким  фризом (по Санкт-Петербургскому пр.,  Разводной ул. и Правленской ул.), фигурные  филенки с профилированными калевками и  гладким полем, в нижней части  профилированная тяга, в верхней части  профилированные тяги и гладкий фриз (со  стороны Верхнего сада);  участок ограды из шести столбов (Дворцовая  пл.) в нижней части перед цоколем  закруглен;  звенья ограды – деревянные горизонтальные  направляющие в верхней части ограды;  вертикальные деревянные стойки, в виде  пик.

Полный адрес: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургский просп., Правленская ул., Разводная ул.
Время создания: начало XVIII - XX вв.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте