Объемно- пространственное и планировочное решение территории: историческое местоположение Верхнего сада (с юга, востока и запада ограничен красными линиями Санкт-Петербургского проспекта, Правленской и Разводной улиц; Дворцовой площадью; с севера – Большой дворец, с запада – Корпус «за Гербом» (корпус Главных кухонь), с востока – Дом Верхнесадский), его роль в композиционно- планировочной структуре Дворцово- паркового ансамбля Петродворца; историческое местоположение элементов ансамбля. I. «Сад Верхний», г. Петергоф, Санкт-Петербургский просп., Правленская ул., Разводная ул., 1714-1724 гг., арх. Браунштейн И.-Ф., арх. Леблон Ж.-Б., садовый мастер Борисов А., садовый мастер Гарнихфельт Л., 1733-1739 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.-Ж., 1754-1760 гг., арх. Растрелли Ф.- Б. Объемно- пространственное решение: исторические габариты сада Верхнего и его конфигурация: в плане прямоугольный, вытянутый с севера на юг; с трех сторон ограничен каменной оградой с тремя воротами; местоположение исторического центрального входа - Главные ворота с Санкт-Петербургского пр. - по центральной продольной оси сада; исторический принцип планировочного решения сада: регулярного стиля с соблюдением принципа симметрии относительно осевой линии (центральная продольная ось симметрии – с севера на юг от оси Большого дворца до оси центральных Главных ворот); планировка трехчастная: - центральная (средняя) часть - открытый партерный участок с тремя фонтанами - «Межеумным», «Нептуном» и «Дубовым», фланкируемый с обеих сторон тройными липовыми аллеями, и короткими галереями- берсо; - боковые части (западная и восточная) - закрытые боскеты 3-х видов с квадратными прудами, фланкируемые длинными галереями-берсо со стороны ограды до «Круглых» боскетов; историческая объемно-пространственная композиция, включающая: исторически сложившееся соотношение открытых (партеры, газоны, пруды, площадки, дороги), полуоткрытых и закрытых (боскеты) пространств в сочетании с аллеями, архитектурными сооружениями (фонтаны), трельяжными беседками и берсо, садовой скульптурой, вазами; исторические элементы планировки и их местоположение: боскеты со шпалерными стенками, берсо с люстгаузами; трельяжные беседки; партер с буленгрином, пруды с фонтанами; аллеи и ряды с формованными деревьями; панорамный визуальный просмотр центрального участка (партеры, цветники, бассейны с фонтанами) сада с сохранением доминирующей роли здания Большого дворца; видовые перспективы: - от Большого дворца на центральные ворота и от центральных ворот на Большой дворец (дальняя визуальная перспектива восприятия ограничена рядовыми посадками формованных лип и короткой галереей-берсо по обеим сторонам центральной части (партерного участка); - на боскеты со стороны Большого дворца, с учетом высотных параметров формованных деревьев; - камерный визуальный просмотр партерных цветников у крыльев Большого дворца со стороны Церковных ворот и со стороны корпуса «за Гербом»; - визуальная связь сада с Большим дворцом; исторические аллейные посадки и ряды с соблюдением принципа симметрии в регулярной планировке относительно осевых линий, их историческое месторасположение, трассировка, габариты, высотные отметки (форма стрижки кроны «бруском»): - тройная липовая аллейная посадка (4 ряда), отделяющая партерный участок от боскетов и идущая от квадратных прудов до «Круглых» боскетов; - липовая аллейная посадка вдоль Петровского канала с внутренней стороны; - липовая аллейная посадка с южной стороны квадратных прудов; - две рядовые посадки лип вдоль центральной части Большого дворца; - рядовая посадка лип вдоль партерных цветников у крыльев Большого дворца со стороны Церковных ворот, и со стороны корпуса «за Гербом»; - рядовая посадка лип с северной стороны «Квадратных» боскетов; историческая рядовая посадка из ели европейской (форма стрижки деревьев под «конус» - пирамида): - рядовая посадка ели с внешней стороны Петровского канала; боскеты - «городки» квадратной и прямоугольной формы разных размеров: - боскет «Квадратный»*, обрамленный двухъярусной шпалерой (квадратный в плане боскет осевыми дорожками разделен на 4 равные части, в центре площадка барочной формы; посадки в боскете - рощи типа Кен - Конс: деревья со сформированной кроной сажаются рядами; кустарники свободно растущие сажаются рядами в шахматном порядке по отношению к ряду деревьев); * центральная площадка была обрамлена по краю трельяжной решеткой с нишами; в центре площадки была установлена беседка, а по осевым «огибным» дорожкам – «берсо» (разобраны в кон. XVIII – в кон. XIX вв.); - боскет «Косой», обрамленный одноярусной шпалерой (прямоугольный в плане боскет разделен по центру диагональной дорожкой с тремя площадками и двумя косыми дорожками с обеих сторон, в центре большая шестигранная площадка; посадки в боскете: ягодные кустарники, размещенные рядами вдоль косых дорог в шахматном порядке); - боскет «Круглый»*, обрамленный трехъярусной шпалерой (квадратный в плане боскет осевыми дорожками разделен на 4 равные части, в центре круглая площадка; посадки в боскете: деревья со сформированной кроной в полосе газона 3- мя рядами по кругу; ряды деревьев разделены 3-мя круговыми дорожками); * центральная площадка была обрамлена яблоневыми пальметтами; историческая геометрическая форма стрижки шпалеры: - шпалеры по периметру боскетов для создания «зеленой стены» - под «брусок»; - шпалеры у квадратных прудов (западного и восточного) со стороны берсо, геометрической фигурной формы стрижки со штамбовыми деревьями - форма стрижки кроны «капелька»; исторические партеры – габариты, конфигурация, рисунок, материал, насаждения, высотные параметры деревьев и кустарников для раскрытия партерной композиции: регулярная планировка партеров – симметричная относительно центральной оси сада; партер центральный в средней части сада: - открытый вытянутый барочной конфигурации участок с фонтанами «Межеумный», «Нептун» «Дубовый»; - партер (газон) с периметральной рабаткой и с шестью скульптурами; - партер - буленгрин с периметральной рабаткой у фонтана «Межеумный»; - дерновые композиции; - периметральная рабатка партера; - исторические насаждения в партере на периметральной рабатке, форма стрижки, высотные параметры деревьев с учетом раскрытия визуальных перспектив; - деревья формованные (исторический видовой состав и тип формы стрижки, местоположение); - кадочные растения с формованными деревьями (исторический видовой состав и тип формы стрижки; местоположение, габариты, материал кадок); - горшечные растения (исторический видовой состав и тип формы стрижки; историческое местоположение); партеры (западные и восточные) вблизи Главных ворот – секторальные по конфигурации с лучевыми полосами цветников (летники, многолетники луковичные); партеры (западные и восточные) вблизи галереи при входах в церковь и корпус «Под гербом» - два барочных рисунка разрезного типа, выполненные дерном на фоне искусственных материалов (песок, кирпичная крошка, толченая черепица, мраморная крошка, стеклянные шкалики), с установленными по углам и в центре кадочными растениями (5 шт. на каждый партер); форма стрижки крон деревьев – куполообразная; исторические кулисы деревьев вдоль ограды Верхнего сада с западной и восточной сторон; исторический яблоневый сад между Петровским каналом и южной частью ограды Верхнего сада: прямоугольные симметричные участки относительно центральной оси симметрии; рядовые посадки деревьев и кустарников; исторические насаждения: яблони; основной видовой состав насаждений: - в аллейных посадках - липа мелколистная и липа крупнолистная; - берсо - липа мелколистная; - ряд елей вдоль Петровского канала - ель европейская; - шпалеры: липовые, ольховые, ильмовые; липа мелколистная; исторические насаждения в боскетах: яблони, груши, сливы, вишни, ягодные кусты; историческая регулярная система садово- парковых дорожек и площадок, их исторические размеры и конфигурация: - щебеночно-набивное покрытие дорожек и площадок (высевки розового гранита); - дерновые бровки дорог; - оформление откосов туфом на перепаде рельефа; - булыжные лотки; - газонное ограждение - столбики (габариты, материал, высотные параметры, окраска); гидросистема Верхнего сада (непосредственно связана с гидросистемой Нижнего парка и является частью исторической фонтанной системы): состоит из пяти фонтанов: три - на центральной композиционной оси: «Межеумный», «Нептун», «Дубовый»; два - перед крыльями Большого дворца, на западном и восточном квадратных прудах; историческое местоположение и конструктивное решение водоводов на территории Верхнего сада: - Самсоновского водовода от главных ворот Верхнего сада до Большого дворца (питает фонтан «Самсон» в Нижнем парке); - Нептуновского водовода от главных ворот Верхнего сада до фонтана «Дубовый» и фонтанов квадратных прудов (восточного и западного); - Верхнесадского канала от входа в Верхний сад до западного квадратного пруда; - водоводы на территории Верхнего сада (в подземных галереях); - водовод в пруду фонтана «Нептун»; - переливной коллектор (для регулирования уровня воды) между западным квадратным прудом и восточным квадратным прудом; - трудопроводы от квадратных прудов к фонтанам Нижнего парка (по склонам террас в кирпичных галереях); исторические трубы водоводов (материал труб - чугун); исторические фонтанные чугунные задвижки; исторический тип гидравлической системы фонтанов - прямоточная, исторический рисунок фонтанных струй; часть Верхнесадского канала на территории Верхнего сада - исторические местоположение (в западной части Верхнего сада, № 14 на схеме; транспортирует воду из Английского пруда в западный квадратный пруд и далее по переливному коллектору в восточный квадратный пруд), габариты, конфигурация, конструкция: русло трапециевидное, мощение откосов из мелких гранитных валунов, верх одернован; дно покрыто наброской из гранитных валунов; Петровский канал – исторические местоположение (на территории Верхнего сада с западной, восточной, южной сторон), габариты, конфигурация, конструкция: русло трапециевидное, откосы одернованы и частично укреплены гранитными валунами; дренажная система Большого дворца (подземный акведук) – исторические местоположение, габариты, конфигурация, конструктивное решение: галереи со сводами (материал галерей – кирпич). II. «Берсо (четыре)», Верхний сад, 1734-1738 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., 1969-1972 гг. (воссоздание), арх. Ковалевский П.П. Архитектурно- планировочное решение: исторические местоположение галерей-берсо (№ 3), конфигурация, габариты, высотные отметки, конструкция; две длинные галереи расположены вдоль восточной и западной границ Верхнего сада от западного квадратного пруда и от восточного квадратного пруда вдоль боскетов «Квадратных» и «Косых», две короткие - в центральной части Верхнего сада (фланкируют партер фонтана «Межеумный»); материал – дерево; конструктивное решение - ряд деревянных арок, связанных продольными рейками, образующие каркас для растений; входы в длинные берсо обозначены 4-мя деревянными трельяжными купольными павильонами-люстгаузами, входы в короткие берсо – с севера деревянным трельяжным купольным павильоном-люстгаузом, а с юга – большой трельяжной беседкой; исторический видовой состав насаждений вдоль берсо: посадка липы мелколистной. III. «Беседки трельяжные (четыре)», Верхний сад, 1734-1738 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., 1953 г. (восстановление), арх. Орешин А.Г. Архитектурно- планировочное решение: исторические местоположение (№ 4), габариты, конфигурация, высотные отметки, материалы (исторические), конструкция (трельяжная); две малые беседки в южной части Верхнего сада на закругленных площадках, образованных изгибом Петровского канала, имеют угловой вход с поперечной аллеи; в плане – восьмигранник; две большие беседки у южных углов партера у фонтана «Межеумный», декорируют входы в берсо, фланкирующие партер; в плане - восьмигранник, перекрытый восьмигранной купольной кровлей на стропилах; купола с деревянным навершием в виде фонариков с вазами. IV. «Пруд с фонтаном «Нептун», барельефами и фонтанными статуями», центральная часть Верхнего сада Объемно- пространственное, планировочное и архитектурно- художественное решение: историческое местоположение - в центре Верхнего сада на его центральной композиционной оси; в центре пруда размещена скульптурная композиция «Нептун»: фигура Нептуна с трезубцем установлена на четырехгранном пьедестале с высоким цоколем, декорированными маскаронами, барельефами, гирляндами, щитами; на площадке вокруг пьедестала с двух сторон фигуры всадников на гиппокампах, с двух других сторон - фигуры женщин с веслом (аллегории рек); на гранях площадки - мальчики на дельфинах, мальчики на драконе, на морском льве; на карнизе цоколя трубящие «Путти»; площадка из каменных плит с туфовой наброской на уровне глади воды бассейна; фонтанные струи бьют из пастей животных и маскаронов; в чаше пруда на прямоугольных гранитных постаментах установлены 8 бронзовых дельфинов; в центре бассейна с каскадом, примыкающим с юга к пруду, установлена статуя «Аполлон Бельведерский»; вокруг постамента - пять водометов, в двух малых чашах на газоне по бокам бассейна (с каменным оформлением бортов и дна) - по водомету. IV. 1. «Пруд», 1721-1724 гг. (по проекту 1716 г., арх. Леблон Ж.-Б.), инж.-гидравлик Туволков В.Г., 1737 г. (фонтан, скульптурная группа «Нептунова телега»), ск. Растрелли Б.- К., 1798-1799 гг., (новая скульптурная группа «Нептун»), арх. Броуэр Ф.П. Архитектурно- художественное и конструктивное решение: исторические местоположение, габариты, конфигурация: пруд прямоугольный в плане с полуциркульными выкружками с южной и северной сторон (№ 11); стены пруда: облицовка - камень; профилированный кордон - камень, дно вымощено булыжным камнем; с южной стороны к пруду примыкают прямоугольный бассейн со скругленными краями и трехступенчатый каскад; дно бассейна выстлано плитами черного и белого мрамора, кордон каменный, историческое водоснабжение: - снабжается водой по магистрали из чугунных труб Нептуновского водовода Верхнего сада; - историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных струй; - историческое местоположение трасс фонтанных водоводов (отводящих и подводящих) на территории Верхнего сада. IV. 2. «Статуя «Нептун», 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г., ск. Эйслер И., 1799 г. (постамент). Архитектурно- художественное решение: статуя (бронза, литье, патинировка), представляющая собой фигуру стоящего бога Нептуна с трезубцем, с короной на голове, установлена на пьедестале в центре пруда; пьедестал гранитный в виде ступенчатой усеченной пирамиды, на которой установлен четырехгранный постамент с высоким цоколем; декорирован фонтанными маскаронами; на углах - барельефы «Связки- гирлянды раковин и кораллов»; цоколь с двух сторон оформлен геральдическими щитами в виде картушей с изображением двуглавых орлов; на двух других сторонах укреплены барельефы «Гирлянда». IV. 3. «Статуи «Женщина с веслом» («Нимфа реки»)(две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: статуя, олицетворяющая нюрнбергскую реку Регниц (бронза, литье, патинировка), установлена на площадке у пьедестала статуи «Нептун»; статуя, олицетворяющая нюрнбергскую реку Пегниц (бронза, литье, патинировка), установлена на площадке у пьедестала статуи «Нептун». IV. 4. «Статуи «Путто» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: две фонтанные статуи, изображающие мальчика и девочку (бронза, литье, патинировка), установлены на карнизе цоколя пьедестала статуи «Нептун». IV. 5. «Фонтанная группа «Мальчик на драконе», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: фонтанная скульптурная группа на плинте, изображающая восседающего верхом на драконе мальчика (бронза, литье, патинировка), установлена на площадке у пьедестала статуи «Нептун». IV. 6. «Фонтанная группа «Мальчик на морском льве», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: фонтанная скульптурная группа на плинте, изображающая восседающего верхом на морском льве мальчика (бронза, литье, патинировка), установлена на площадке у пьедестала статуи «Нептун». IV. 7. «Фонтанные группы «Мальчик на дельфине» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: фонтанные скульптурные парные группы на плинтах, изображающие восседающих верхом на дельфинах мальчиков (бронза, литье, патинировка), установлены на площадке у пьедестала статуи «Нептун». IV. 8. «Фонтанные группы «Всадник на гиппокампе» (две)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: фонтанные скульптурные парные группы на плинтах, изображающие юношей, восседающих верхом на гиппокампах* (бронза, литье, патинировка), установлены на площадке у пьедестала статуи «Нептун». * одна из фигур гиппокампов воссоздана, 1973 г., ск. Татарович В.И. IV. 9. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (восемь)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: фонтанные фигуры «Дельфин»* (восемь) (бронза, патинировка), установлены в пруду фонтана «Нептун» на пьедесталах (пьедесталы гранитные прямоугольной формы). * фигуры воссозданы в 1956 г. IV. 10. «Маскароны (четыре)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г., 1930-е гг. (воссоздан свинцовый маскарон). Архитектурно- художественное решение: декоративные фонтанные маскароны* (бронза, патинировка), установлены на пьедестале статуи «Нептун». * три маскарона исторические (бронза, патинировка) и один маскарон воссоздан в 1930-е гг. взамен утраченного. IV. 11. «Барельефы «Гирлянда» (два)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: декоративные гирлянды (свинец), установлены на пьедестале статуи «Нептун». IV. 12. «Барельефы «Связка раковин и кораллов» (четыре)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: декоративные орнаментальные барельефы (бронза, патинировка) (установлены на углах пьедестала статуи «Нептун»). IV. 13. «Барельефы «Щит с гербом» (шесть)», между 1652 и 1660 гг., ск. Риттер Х., ск. Швейгер Г. Архитектурно- художественное решение: щиты* (два) с изображениями гербов города Нюрнберга с рельефными геральдическими знаками (бронза, свинец, патинировка); щиты* (два), с изображениями гербов города Нюрнберга с рельефными геральдическими знаками (бронза, патинировка); щиты* (два) с изображениями гербов города Нюрнберга с рельефными геральдическими знаками (бронза, патинировка). * установлены на пьедестале статуи «Нептун». IV. 14. «Статуя «Аполлон Бельведерский», кон. XVIII в., (копия с оригинала ск. Леохара), литейный мастер Екимов В.П., 1800 г. (постамент), 1957 г. (воссоздание). Архитектурно- художественное решение: статуя, изображающая обнаженного античного бога в рост, с перекинутой через левую руку туникой (бронза, литье, патинировка), установлена в центре бассейна с каскадом (дно бассейна выстлано плитами черного и белого мрамора, кордон каменный), примыкающих с юга к п руду с фонтаном «Нептун», на пьедестале из тивдийского мрамора цилиндрической формы. V. «Пруд западный квадратный с фонтаном», северо-западная часть Верхнего сада Объемно- пространственное и планировочное решение: историческое местоположение - расположен симметрично восточному квадратному пруду в северно-западной части сада (№ 8); в центре пруда установлен кольцевой каменный барабан с деревянным настилом; по окружности барабана на деревянном настиле расположены 6 бронзовых дельфинов, декорирующих начало дуговых водометов; в центре на металлических балках установлен мраморный фигурный постамент со скульптурой «Венеры Италийской». V. 1. «Пруд», 1719 г., арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г. (фонтан), арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1770-1773 гг., арх. Яковлев И.Е. Архитектурно- художественное и конструктивное решение: исторические габариты, конфигурация, местоположение пруда; историческое местоположение, конфигурация и габариты подпорных стенок берегоукрепления и центрального постамента; облицовка подпорных стенок кирпичом; облицовка верхней (накрывочной) части подпорных стен известняковыми плитами; мощения дна булыжным камнем; облицовка и наброска центрального постамента туфовым камнем; историческое водоснабжение: служит резервуаром для снабжения водой фонтанов Нижнего парка; снабжается водой из Верхнесадского канала, а фонтан снабжается водой по магистрали из чугунных труб Самсоновского водовода; историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных струй. V. 2. «Статуя «Венера Италийская», сер. XIX в. (копия с оригинала ск. Кановы А.) Архитектурно- художественное решение: статуя «Венера Италийская» (мрамор), пьедестал мраморный, фигурный с профилированными квадратного сечения карнизом и базой (1929 г., неизв. автор). V. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (шестнадцать)», XVIII в., 1956 г. (воссоздание) Архитектурно- художественное решение: фонтанные фигуры «Дельфин»* (шесть штук) (бронза, позолота). * воссозданы по сохранившимся образцам взамен утраченных. VI. «Пруд восточный квадратный с фонтаном», северо-восточная часть Верхнего сада Объемно- пространственное и планировочное решение: историческое местоположение - расположен симметрично западному квадратному пруду в северо-восточной части сада (№ 7); в центре пруда установлен кольцевой каменный барабан с деревянным настилом; по окружности барабана на деревянном настиле расположены 6 бронзовых дельфинов, декорирующих начало дуговых водометов; в центре на металлических балках установлен мраморный фигурный постамент со скульптурой «Аполлино». VI. 1. «Пруд», 1719 г., арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г. (фонтан), арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1770-1773 гг., арх. Яковлев И.Е. Архитектурно- художественное и конструктивное решение: исторические габариты, конфигурация, местоположение пруда; историческое местоположение и габариты подпорных стенок берегоукрепления и центрального постамента; облицовка подпорных стенок кирпичом; облицовка верхней (накрывочной) части подпорных стен известняковыми плитами, мощение дна булыжным камнем; облицовка и наброска центрального постамента туфовым камнем; историческое водоснабжение: служит резервуаром для снабжения водой фонтанов Нижнего парка; фонтан снабжается водой по магистрали из чугунных труб Нептуновского водовода; историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных струй. VI. 2. «Статуя «Аполлон», нач. XIX в. (копия с античного оригинала IVв. до н.э.) Архитектурно- художественное решение: статуя (мрамор), установлена в центре пруда; пьедестал мраморный, фигурный с профилированными квадратного сечения карнизом и базой. VI. 3.«Фонтанные фигуры «Дельфин» (шесть)», XVIII в., 1956 г. (воссоздание) Архитектурно- художественное решение: фонтанные фигуры «Дельфин»* (шесть) (бронза, позолота). * шесть фигур воссоздано по сохранившимся образцам взамен утраченных. VII. «Пруд с фонтаном «Дубовый», северная часть Верхнего сада, центральная ось Объемно- пространственное и планировочное решение: историческое местоположение - на центральной композиционной оси Верхнего сада между западным и восточным Квадратными прудами (№ 9); пруд циркульный в плане, в центре которого - возвышение, выложенное туфом в виде звезды из 6 лучей; каждый луч декорирован бронзовым дельфином, из пасти которого бьет дугообразная струя; средняя часть туфовой звезды акцентирована мраморной скульптурой «Амур с театральной маской». VII. 1. «Пруд с фонтаном», 1719 г. арх., Леблон Ж.-Б., 1737 г., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., свинцовые тритоны и дельфины, ск. Растрелли Б.-К., фонтанный мастер Суалем П.- Ж., 1746 г., 1768г. (изменение декорировки фонтана). Архитектурно- художественное и конструктивное решение: исторические местоположение, габариты, конфигурация пруда с центральным постаментом; облицовка подпорных стенок натуральным камнем (блоки); облицовка верхней (накрывочной) части подпорных стен известняковыми плитами, мощение дна каменными плитами; наброска центрального постамента туфовым камнем; историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная, рисунок фонтанных струй. VII. 2. «Статуя «Амур с театральной маской», 1809 г., ск. Росси Д. Архитектурно- художественное решение: статуя «Амур с театральной маской» на плинте (статуя – мрамор, маска - позолота). VII. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (шесть)», XVIII в. Архитектурно- художественное решение: шесть фонтанных фигур «Дельфин»* (бронза, позолота) на плинте (камень). * шесть фигур воссоздано по сохранившимся образцам взамен утраченных. VIII. «Пруд с фонтаном «Межеумный», южная часть Верхнего сада, центральная ось Объемно- пространственное и планировочное решение: историческое местоположение - на центральной композиционной оси Верхнего сада перед главным входом в Верхний сад (№ 10); пруд неглубокий, концентрической формы, в центре которого установлена фигура бронзового крылатого дракона; по сторонам диагоналей расположены 4 бронзовых дельфина; струи бьют из пастей дракона и дельфинов. VIII. 1. «Пруд с фонтаном», 1737-1739 гг., арх. Бланк И.Я., арх. Давыдов И., ск. Растрелли Б.-К. (скульптурная группа «Андромеда»), фонтанный мастер Суалем П.-Ж., 1773-1775 гг. (реконструкция декора), арх. Яковлев И.Е. Архитектурно- художественное и конструктивное решение: исторические местоположение, габариты, конфигурация; профилированный каменный кордон; историческая гидравлическая система фонтана - прямоточная; рисунок фонтанных струй; историческое водоснабжение: снабжается водой по магистрали из чугунных труб Нептуновского водовода. VIII. 2. «Фонтанная фигура «Дракон», 1737 г., ск. Растрелли Б.-К., 1957 г. (воссоздание), ск. Гуржий А.Ф. Архитектурно- художественное решение: фонтанная фигура «Дракон» (бронза, позолота). VIII. 3. «Фонтанные фигуры «Дельфин» (четыре)», 1737 г., ск. Растрелли Б.-К., 1957 г. (воссоздание), ск. Гуржий А.Ф. Архитектурно- художественное решение: фонтанные фигуры, изображающие дельфинов (бронза, позолота). IX. «Статуя «Вертумн», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.) Архитектурно- художественное решение: статуя «Вертумн» (мрамор); пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам. X. «Статуя «Зефир», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.) Архитектурно- художественное решение: статуя «Зефир» (мрамор); пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам. XI. «Статуя «Меркурий», Верхний сад, партер (сер. XVIII в., 1959 г. (постамент) Архитектурно- художественное решение: статуя «Меркурий» (мрамор); пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам. XII. «Статуя «Минерва», Верхний сад, партер, (сер. XVIII в., 1959 г. (постамент) Архитектурно- художественное решение: статуя «Минерва» (мрамор); пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам. XIII. «Статуя «Помона», расположена по адресу: Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.) Архитектурно- художественное решение: статуя «Помона» (мрамор); пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам. XIV. «Статуя «Флора», Верхний сад, партер (1757 г., ск. Бонацца А.) Архитектурно- художественное решение: статуя «Флора» (мрамор); пьедестал гранитный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой, на каждой грани - заглубленные профилированные филенки с выкружками по углам. XV. «Часы солнечные на пьедестале», Верхний сад, центральная аллея Архитектурно- художественное решение: пьедестал мраморный прямоугольной формы, квадратного сечения, с профилированными карнизом и базой (XVIII в.) № 13; часы солнечные (восстановление 1976 г. по проекту В.Ю. Матвеева). XVI. «Вазы (две)», Восточная и западная стороны ворот Верхнего сада (кон. XVIII в.) Архитектурно- художественное решение: две парные вазы типа кратера без ручек, с ложчатым низом и профилированной «ножкой» на квадратном плинте (мрамор); два мраморных пьедестала прямоугольной формы с профилированными карнизом и базой 1850 г., ск. В. Мадерни (по рисунку А.И. Штакеншнейдера). XVII. «Шлюз и кирпичные трубы (две)», Верхний сад, канал Гольца (Верхнесадский) (XVIII – XIXвв.) Гидротехническое сооружение шлюз в створе восточной части Верхнесадского канала - исторические местоположение (от ограды Верхнего сада с запада до западного квадратного пруда), габариты, конфигурация; исторический металлический шлюзовой затвор; историческое кованое ограждение (рисунок, материал - металл); конструктивные решения: фрагменты кирпичной галереи с плоским железобетонным перекрытием. XVIII. «Ограда с тремя воротами», Верхний сад, 1754 -1760 гг., арх. Растрелли Ф.-Б., ск. Жирардон С., ск. Неустроев И., ск. Сергеев С., 1946 г., 1957 г. (воссоздание), арх. Колюбаев А.А., арх. Ковалевский П.П. Объемно- пространственное решение: местоположение, габариты и конфигурация ограды на высоком цоколе (№ 6), оформляющей границы Верхнего сада; историческое местоположение, конструкция, материал двустворчатых ворот по центральной оси Верхнего сада - «Главные ворота» (Санкт-Петербургский пр.), по восточной части ограды (Правленская ул. и по Дворцовая пл.); историческое местоположение, конструкция и материал (дерево) двухстворчатых ворот по Правленской улице (две створки) и Разводной улице (две створки). Конструктивная система: историческая конструкция ограды, включая: исторический материал цоколя с металлическим окрытием, нижняя часть цоколя облицована плитами известняка* - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный в профиле), материал; * известняк частично скрыт культурным слоем, закрашен; исторические оштукатуренные пилоны ворот - местоположение, габариты, материал (кирпич). Архитектурно- художественное решение: историческое архитектурно-художественное решение ворот и ограды: оформление устоев Главных ворот (по Санкт-Петербургскому пр.) – состоят из двух раскрепованных пилонов, оформленные с трех сторон парными колоннами и пилястрами композитного ордера, по бокам устоев прямоугольные в плане пилоны завершённые перевернутыми кронштейнами с листьями аканта; завершены антаблементом и пьедесталами для скульптур, оформленными фигурными филенками и стилизованным кронштейном; заполнение Главных ворот – материал (металл), конструкция (двухстворчатые, с двумя боковыми нестворными частями), рисунок створок (горизонтальные направляющие в верхней части ограды; вертикальные стойки, в виде пик; фриз с геометрическим рисунком); оформление устоев ворот в восточной части ограды (Правленская улица) – устои состоят из двух рустованных раскрепованных пилонов, оформленные тремя колоннами тосканского ордера, несущие архитрав, фриз с триглифами, раскрепованным карнизом и лучковым фронтоном; заполнение ворот по Правленской ул. – материал (дерево), конструкция (двухстворчатые), рисунок створок (горизонтальные направляющие в верхней и нижней части ограды; вертикальные деревянные стойки, в виде пик); оформление устоев ворот (Разводная улица) – пилоны оштукатурены, раскрепованы, оформлены фигурными филенками с профилированными калевками и гладким полем, в нижней части профилированная тяга; в завершении пилонов полуциркульный выступ с профилированными тягами и гладким фризом; заполнение ворот по Разводной ул. - материал (дерево), конструкция (двухстворчатые), рисунок створок (горизонтальные направляющие в верхней и нижней части ограды; вертикальные деревянные стойки, в виде пик); оформление пилонов ограды – пилоны оштукатурены, раскрепованы, оформлены фигурными филенками с профилированными калевками и гладким полем, в нижней части профилированная тяга, в верхней части рельефы в виде картуша с львиной маской и рокайли; в завершении пилонов полуциркульный выступ с профилированными тягами и гладким фризом (по Санкт-Петербургскому пр., Разводной ул. и Правленской ул.), фигурные филенки с профилированными калевками и гладким полем, в нижней части профилированная тяга, в верхней части профилированные тяги и гладкий фриз (со стороны Верхнего сада); участок ограды из шести столбов (Дворцовая пл.) в нижней части перед цоколем закруглен; звенья ограды – деревянные горизонтальные направляющие в верхней части ограды; вертикальные деревянные стойки, в виде пик.