1. Объемно-пространственное и планировочное решение территории: объемно-пространственная композиция ансамбля и местоположение его элементов, включая: 1) «Корпус главный», 2-3) «корпуса боковые (два)», 4) «ограда с решеткой между боковыми корпусами», 5) «ограда между главным и боковыми корпусами», 6) «сад»; градостроительные характеристики ансамбля, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и в панораме Литейного проспекта; исторически сложившееся соотношение застроенных, незастроенных и озелененных пространств; I. «Корпус главный», 1803-1805 гг., арх. Кваренги Д. Литейный проспект, дом 56, литера А (Литейный просп., 56) 2. Объемно-пространственное решение: габариты сложного в плане, двухэтажного на подвалах здания, с восьмиколонным портиком и расходящимися от него пандусами и полуциркульной апсидой домовой церкви; конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов; конфигурация и габариты конхи апсиды домовой церкви; материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски; 3. Конструктивная система: исторические наружные капитальные стены; исторические внутренние капитальные стены: местоположение, материал (кирпич); междуэтажные перекрытия –местоположение; портик с восемью колоннами ионического ордера (фусты кирпичные, базы известняковые) по центру лицевого фасада; одномаршевая лестница перед портиком, с гранитными ступенями и известняковыми парапетами по сторонам, с профилированными карнизами; профиль ступеней (с валиком); покрытие полов лестничной площадки – гранитные плиты; два дугообразных пандуса, подходящих к портику с торцов, с булыжным мощением и известняковыми парапетами; по две цилиндрические гранитные тумбы у начала пандусов; две одномаршевые средистенные лестницы по сторонам от апсиды домовой церкви; своды, в том числе: коробовые с распалубками своды подвальных помещений; крестовый свод и конховый с распалубками свод в помещении домовой церкви (1-Н (2); исторические лестницы, в том числе: парадная трехмаршевая распашная лестница Л-1 в центральной части здания, с известняковыми ступенями и металлическим ограждением (рисунок – геометрический, с мотивом стрельчатой арки, стойки с пятниками), на сводах; профиль ступеней (с валиком); тип покрытия полов лестничных площадок – наливные, с мраморной крошкой; коробовый свод под лестничной площадкой 2-го этажа; прямоугольные опорные тумбы с профилированными карнизами и цоколем, увенчаны кратерами, в уровне лестничной площадки верхнего марша тумбы с волютами, декорированными листьями аканта; трехмаршевая межэтажная лестница Л-5, в юго-западной части здания, с известняковыми ступенями и металлическим ограждением, на косоурах и на сводах; профиль ступеней (с валиком); трехмаршевая межэтажная лестница Л-2, в северо-западной части здания, с известняковыми ступенями и металлическим ограждением, на косоурах и на сводах; профиль ступеней (с валиком); покрытие полов лестничных площадок –наливая мраморная крошка; четыре колонны тосканского ордера в интерьере парадного вестибюля (Л-1 (I); две колонны коринфского ордера на верхней площадке парадной лестницы (Л-1 (III); 4. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение помещений с художественной отделкой, в том числе парадного вестибюля, парадной лестницы и помещения домовой церкви; 5. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад, его историческое и архитектурно-художественное решение в формах классицизма, выполненное по проекту Дж. Кваренги в 1804-1805 годах; цоколь, облицованный известняковой скобой, с валиком по верхнему краю; характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка; исторические оконные проемы цокольного и 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульным завершением), габариты; заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет; оформление дверного проема по центру лицевого фасада: двухстворчатое полусветлое деревянное дверное заполнение, каждая створка на три прямоугольные филенки, с круглыми сегментами в нижних частях; латунная фурнитура; прямоугольная фрамуга в деревянном профилированном обрамлении, на две прямоугольные филенки; оформление портика: восемь пилястр ионического ордера, профилированные балки между колоннами и пилястрами, перекрытие портика с кессонами с лепными розетками внутри, по сторонам кессонов - лепные пояса, декорированные дубовыми листьями; треугольный фронтон с антаблементом: профилированный карниз, гладкий фриз с надписью: «Марiинская больница, учрежденная для бедныхъ въ 1803мъ году»*, профилированный архитрав; * восстановлена в 2000-е годы; барельефная композиция в центре поля фронтона: лавровый венок с императорской короной и лентами по сторонам, внутри него - двуглавый орел с коронами, на его груди - пеликан с тремя птенцами; на коньке фронтона - скульптура ангела со скрещенными на груди руками*; *восстановлены в 2000-е годы; исторический профиль межэтажных карнизов и тяг; венчающий антаблемент: профилированный карниз, гладкий фриз, профилированный архитрав; архитектурно-художественное решение торцевых и дворового фасадов: цоколь, облицованный известняковой скобой, с валиком по верхнему краю; материал и характер отделки фасадов - окрашенная штукатурка; исторические оконные проемы цокольного и 1-2-го этажей– местоположение, конфигурация (прямоугольные, с лучковым завершением, с полуциркульным завершением), габариты; заполнения оконных проемов – исторические рисунок, цвет; исторический профиль межэтажных карнизов и тяг; венчающий антаблемент: профилированный карниз, гладкий фриз, профилированный архитрав; оформление входного проема по крайней оси торцевого фасада: металлический козырек на фигурных ажурных кронштейнах с акантовыми завитками и поясами стилизованного растительного орнамента, полуциркульный фронтон, декорированный поясом из волютообразных завитков, соединенных тягами с копьевидными завершениями; материал (дерево) и тип (филенчатые) дверных заполнений; три известняковые ступени с известняковыми парапетами; треугольный фронтон в завершении ризалита по центру дворового фасада, с профилированным карнизом, на коньке фронтона прямоугольный постамент с позолоченным крестом с сиянием, на позолоченном яблоке; 6. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: тамбур парадного вестибюля лестницы (помещение Л-1 (I), оформление - деревянные филенчатые панели потолка и стен; двустворчатое глухое дверное заполнение (дуб), каждая створка на три прямоугольные филенки, с круглыми сегментами в нижних частях, с профилированным фигурным наличником, по краям – прямоугольные филенки, венчающий профилированный карниз с поясом дентикул и поясом из прямоугольных филенок; латунная фурнитура; оформление потолка вестибюля: разделен балками, соединяющими пилястры с колоннами, профилированные тяги по периметру; оформление стен: пилястры тосканского ордера, на профилированных базах, между пилястрами - профилированная тяга по периметру; оформление входного проема в помещение 6-Н (1): двустворчатое глухое деревянное дверное заполнение, каждая створка на две прямоугольные филенки; латунная фурнитура; прямоугольная глухая фрамуга на две прямоугольные филенки; оформление входного проема на парадную лестницу Л-1: полусветлое деревянное дверное заполнение, каждая створка на три прямоугольные филенки; прямоугольная фрамуга на две прямоугольные филенки; латунная фурнитура; покрытие пола вестибюля – наливная мраморная крошка, геометрический рисунок; помещение 1-Н (1), входной проем в помещение домовой церкви: двустворчатое деревянное полусветлое дверное заполнение, каждая створка на четыре фигурные филенки, декорированные резным орнаментом из волют, пальметт и завитков; оформление стен парадной лестницы Л-1: пилястры тосканского ордера в уровне лестничной площадки 1-го этажа, арка свода с лепными розетками по сторонам, внутри которых львиные маскароны; профилированные тяги с прямоугольной филенкой по периметру стены между ними в уровне межэтажной лестничной площадки; оформление потолка лестницы: профилированная тяга по периметру, падуга с распалубками, в которые вписаны полуциркульные профилированные архивольты, профилированный карниз с поясом модульонов; оформление потолка верхнего марша лестницы: профилированная тяга по периметру, профилированный карниз с поясом модульонов; оформление стен: пилястры ионического ордера, под окнами профилированная тяга, в восточной стене – прямоугольная ниша с прямым сандриком на фигурных орнаментированных кронштейнах; покрытие пола – мраморная наливная крошка; помещение 8-Н (2): оформление входного проема на хоры домовой церкви – двустворчатое полусветлое дверное заполнение, каждая створка с полуциркульным завершением, на три прямоугольные филенки; фрамуга с полуциркульным завершением, в профилированном обрамлении, с мелкой расстекловкой; помещение домовой церкви (1-Н (2) – двусветное, с полуциркульной апсидой и хорами; оформление сводов: живописные изображения (масло по штукатурке), конца XIX – начала XX века: в конхе - Троица на облаках, в распалубках над окнами херувимы, на коробовых сводах – фигуры святых, вписанные в филенки из геометризованного орнамента, по краям сводов – пояса орнамента, в центре – равноконечный крест, обрамленный поясом геометризированного орнамента, крестовый свод над центральной частью церкви с розеткой по центру, ребра свода оформлены поясами орнамента из стилизованных крестов, люнеты свода – с равноконечными крестами, вписанными в филенки из геометризованного орнамента, по периметру – пояса орнамента из стилизованных крестов; оформление свода над хорами: живописные изображения (масло по штукатурке): фигуры святых (св. Константин и Елена), вписанные в филенки с поясами из геометризованного орнамента, по центру свода - равноконечный крест, вписанный в филенку из геометризованного орнамента; оформление стен: прямоугольные ниши в северной и южной стенах, с прямыми сандриками на фигурных кронштейнах, под нишами балюстрадное ограждение с гладкими опорными столбиками; профилированная тяга в нижних частях стен, под нишами; оформление оконных проемов апсиды: прямые сандрики на фигурных кронштейнах, полуциркульные профилированные архивольты; оформление оконных проемов в люнетах центрального свода: полуциркульные профилированные архивольты, оконные заполнения – радиально расходящиеся тяги, мелкая расстекловка; лепной антаблемент в верхних частях стен: профилированный карниз с поясом «порезки» и поясом модульонов, гладкий фриз, архитрав с поясом «порезки»; II. «Корпуса боковые (два)», 1803-1805 гг., арх. Кваренги Д. Литейный проспект, дом 56, литера Б, литера В (Литейный просп., 56) 2. Объемно-пространственное решение: габариты двух прямоугольных в плане, двухэтажных на подвалах зданий, расположенных с севера (литера Б) и юга (литера В) от главного корпуса и связанных с ним оградой; конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов; материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски; 3. Конструктивная система: исторические наружные капитальные стены; исторические внутренние капитальные стены: местоположение, материал (кирпич); междуэтажные перекрытия –местоположение; двухмаршевая межэтажная лестница (Л-1) в восточной части северного корпуса (литера Б), с металлическим ограждением и деревянными профилированными поручнями, на косоурах; двухмаршевая межэтажная лестница (Л-1) в центральной части южного корпуса (литера В), с известняковыми ступенями и металлическим ограждением (рисунок – вертикальные стойки с пятниками, перехватами и набалдашниками) с деревянными профилированными поручнями, на косоурах; профиль ступеней (с валиком); двухмаршевая межэтажная лестница (Л-2) в восточной части южного корпуса (литера В), с известняковыми ступенями и металлическим ограждением, на косоурах; профиль ступеней (с валиком); 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение межэтажных лестниц; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевые фасады корпусов, их историческое архитектурно-художественное решение в формах безордерного классицизма; цоколь, облицованный известняковой скобой; характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка; исторические оконные проемы цокольного и 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (в уровне 2-го этажа – прямоугольные филенки), габариты; заполнения оконных проемов – исторические рисунок, цвет (на фасадах, выходящих на Литейный проспект); исторический профиль межэтажных карнизов и тяг; венчающий профилированный карниз, архитектурно-художественное решение торцевых и дворовых фасадов корпусов: материал и характер отделки фасадов - окрашенная штукатурка; исторические оконные проемы цокольного и 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (в уровне 2-го этажа – прямоугольные филенки), габариты; заполнения оконных проемов – исторические рисунок, цвет (на фасадах, обращенных к Главному корпусу); исторический профиль межэтажных карнизов и тяг; венчающий профилированный карниз; III. «Ограда между главным и боковыми корпусами», 1803-1805 гг., Литейный просп., 56 2. Объемно-пространственное решение и конструктивная система: историческое объемно-пространственное решение полуциркульной кирпичной ограды, расположенной между главным корпусом и боковыми (северным и южным) корпусами; арочный проем с полуциркульным завершением в северной части ограды между главным корпусом и южным корпусом; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: историческое архитектурно-художественное решение; характер отделки: окрашенная штукатурка; оформление ограды: пилястры тосканского ордера, венчающий профилированный карниз; IV. «Ограда с решеткой между боковыми корпусами», 1803-1805 гг. (Литейный просп., 56) 2. Объемно-пространственное решение и конструктивная система: историческое объемно-пространственное решение чугунной ограды с полуциркульным выступом по центру, на известняковом цоколе, между боковыми корпусами, у двух концов ограды – кирпичные оштукатуренные пропилеи с чугунными воротными заполнениями; 3. Архитектурно-художественное решение: историческое архитектурно-художественное решение: цоколь, облицованный известняковой скобой; рисунок металлической решетки: две горизонтальные обвязки, состоящие из двух полос, от них поднимаются перекрещенные копья с розетками в местах пересечений, образующие узор из ромбов, стержни над обвязкой завершены копьями с кистями; прямоугольные чугунные филёнчатые опорные столбы, увенчанные шишками; два двустворчатых металлических воротных заполнения, каждая створка на две прямоугольные филенки сверху и снизу с перекрещивающимися тягами внутри, по центру перекрещенные копья с розетками в местах пересечений, образующие узор из ромбов, стержни над обвязкой завершены копьями с кистями; пропилеи ограды оформлены трехчетвертными колоннами тосканского ордера на известняковых базах, венчающий антаблемент: профилированный карниз с поясом модульонов, гладкий фриз; металлическое окрытие пропелеи; оформление глухих частей ограды по сторонам от пропилеев: цоколь, облицованный известняковой скобой, с профилем по краю, прямоугольные филенки, венчающий профилированный карниз; металлическое окрытие на два ската; V. «Сад», 1803-1805 гг., арх. Кваренги Д., 1844-1848, арх. Брюллов А.П. (Литейный просп., 56) 2. Объемно-пространственное и планировочное решение, рельеф: историческая объемно-пространственная и планировочная структура сада-курдонера перед лицевым фасадом главного корпуса (фрагмент бывшего Итальянского сада): конфигурация в плане симметричная, с элементами регулярной планировки: историческое сочетание открытых пространств (газонов, площадок, дорожек) с полуоткрытыми (ландшафтные группы кустарников и деревьев) и солитерными посадками деревьев; дорожная сеть; садово-парковые дороги; рельеф – равнинный, без выраженных перепадов; историческая объемно-пространственная и планировочная структура восточной части сада за главным корпусом; конфигурация в плане симметричная, с элементами регулярной пейзажной планировки: историческое сочетание открытых пространств (газонов, площадок, дорожек) с полуоткрытыми (ландшафтные группы кустарников и деревьев) и солитерными посадками деревьев; дорожная сеть; садово-парковые дороги (щебеночно-набивные); рельеф – равнинный, без выраженных перепадов; 3. Насаждения: рядовые и аллейные посадки; газоны; породный состав насаждений сада-курдонера перед лицевым фасадом главного корпуса: старовозрастные дубы черешчатые, старовозрастные ивы, каштан конский обыкновенный, ясени обыкновенные, яблони; кустарники: снежноягодник приречный, сирень обыкновенная, смородина красная; породный состав насаждений восточной части сада за главным корпусом: клены остролистные, яблони, посадки рябины, групповые посадки кустарников розы морщинолистной, спиреи японской, снежноягодника белого, сирени обыкновенной, свидины, барбариса обыкновенного; рядовая посадка лип мелколистных (вдоль северной границы сада), средневозрастных лип, средневозрастных дубов черешчатых, ясеня обыкновенного, посадки березы повислой (в северной части территории), клена остролистного; кусты сирени обыкновенной, свидины, чубушника венечного, боярышника обыкновенного.