Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение и градостроительные характеристики здания, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и в панораме застройки улицы Чайковского и Моховой улицы; Объемно-пространственное решение: габариты четырехэтажного на подвалах здания, сложного в плане, со скошенной угловой частью, образующего с дворовым флигелем один внутренний двор и выходящего фасадами на улицу Чайковского и Моховую улицу; конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов; воротный проезд – историческое местоположение, конфигурация (с лучковым завершением), габариты; Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич); междуэтажные перекрытия –местоположение; крестовые и сомкнутые с распалубками своды воротного проезда и помещений цокольного этажа 1-Н; сомкнутые с распалубками и полуциркульные с распалубками своды подвальных помещений; исторические лестницы, в том числе: трехмаршевая межэтажная парадная лестница (Л-1), – с известняковыми ступенями, балюстрадным мраморным ограждением (в уровне верхнего марша и лестничной площадки второго этажа) с профилированными поручнями, на сводах; профиль ступеней (с валиком); металлические ковродержатели; покрытие полов лестничных площадок – из лещадной плиты*; *в настоящее время скрыто под поздним покрытием (керамическая плитка); рисунок прясел ограждения – фигурные филенки с круглыми розетками, прямоугольные тумбы, декорированные фигурными филенками, внутри которых резные композиции из лент и лавровых листьев; угловые опорные тумбы ограждения (с мраморными фигурами путти на орнаментированных постаментах, держащих подсвечники*) – трапециевидные, оформление – профилированные базы, фигурные филенки по граням с волютообразными завитками в нижних частях и резными композициями в виде женских головок с гирляндами из роз, акантовых листьев и лент; *в настоящее время фигуры утрачены; ограждение лестницы – профилированные поручни, чугунные витые колонки с набалдашниками и профилированными базами; одномаршевая межстенная лестница в вестибюле парадной лестницы – с мраморными ступенями; профиль ступеней (с валиком); крестовые своды под площадками парадной лестницы; трехмаршевая межэтажная лестница (Л-5) – с известняковыми ступенями, металлическим ограждением, с деревянными профилированными поручнями, на косоурах; покрытие полов лестничных площадок – из лещадной плиты; профиль ступеней (с валиком); двухмаршевая межэтажная лестница (Л-4), в юго-западной части здания - с известняковыми ступенями, металлическим ограждением (рисунок – вертикальные стойки с набалдашниками и перехватами), с деревянными профилированными поручнями, на косоурах; покрытие полов лестничных площадок – из лещадной плиты; профиль ступеней (с валиком); чугунная лестница в помещении 12-Н (26, 27), на волютообразных кронштейнах – со ступенями, декорированными кованными волютообразными завитками и ограждением (рисунок – вертикальные стойки с перехватами и набалдашниками) с профилированными поручнями; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; исторические габариты помещений с художественной отделкой; Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевые фасады, их историческое архитектурно-художественное решение в формах эклектики; цоколь, облицованный известняковой скобой; характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка (прямоугольный руст «под шубу» – 1-й этаж); исторические оконные проемы 1-4-го этажей (в т.ч. балконные двери) – местоположение, конфигурация (прямоугольные, полуциркульные, с лучковым завершением), габариты, оформление (веерная рустовка, профилированные наличники, прямоугольные филенки в подоконном пространстве, фигурные орнаментированные замковые камни с лепными гирляндами по сторонам, лепные композиции в виде волют с акантовыми листьями по сторонам); заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет; двустворчатое глухое дверное заполнение входного проема (по улице Чайковского), каждая створка на две прямоугольных филенки; фрамуга с лучковым завершением; оформление дверного проема – деревянные филенчатые панели; оформление воротного проезда – веерная рустовка, замковый камень; двустворчатое воротное заполнение (техника – ковка, литье) – каждая створка с горизонтальными и вертикальными тягами, декорированными в нижних частях литыми бутонами, дуговым завершением и композицией из бронзового медальона с гербом по центру, обрамленного чугунной литой гирляндой из лавровых листьев и лент, вокруг медальона – литые детали в виде волют, акантовых листьев и бутонов, по краям створок – круглые сегменты с бутонами аканта; оформление сводов воротного проезда – лепные гирлянды из цветов и фруктов по ребрам сводов, фигурные филенки с розетками в углах, штукатурка в полях филенок оформлена «под шубу», в центре каждого свода – лепная розетка в виде стилизованного цветка; арки сводов оформлены лепным поясом - «плетенкой»; софиты арок оформлены лепными картушами с квадрами «алмазной грани», прямоугольными филенками, поля которых оформлена штукатуркой «под шубу»; внутренние арки воротного проезда оформлены разреженной рустовкой с квадрами оформленными «под шубу» и трехчастными замковыми камнями; стены и полупилоны сводов оформлены прямоугольным рустом «под шубу»; профилированный карниз в верхних частях стен; в восточном люнете первого отсека воротного проезда гипсовый барельеф – две полуфигуры крылатых путти, переходящие в завитки акантовых листьев, поддерживающих картуш с медальоном внутри, вокруг картуша лепные гирлянды из цветов и фруктов; профилированный карниз под лепной композицией; оформление входного проема под люнетом – лучковый фронтон на фигурных кронштейнах, замковый камень с «алмазной гранью»; в западном люнете ниша с лучковым завершением, в профилированном наличнике, по сторонам гипсовые барельефы – орлы в окружении акантовых листьев и цветочных гирлянд; в третьем отсеке воротного проезда (ближний ко внутреннему двору) – два входных проема в деревянных профилированных наличниках, над ними – полуциркульные тимпаны с круглыми розетками внутри, штукатурка в полях тимпанов оформлена «под шубу»; два деревянных двустворчатых глухих заполнения, каждая створка на три прямоугольные филенки; фрамуга с лучковым завершением – над дверным заполнением в проеме восточной стены воротного проезда; цоколь воротного проезда облицован известняковой скобой, с профилированной тягой; трехчетвертные колонны ионического ордера на постаментах, оформленных прямоугольными филенками – в уровне 2-го этажа; раскреповки, рустованные «под шубу» - в уровне 1-го этажа; пилястры ионического ордера с филенчатыми прямоугольными основаниями - в уровне 2-го этажа прямоугольные филенки в уровне 3-4-го этажей; в уровне 2-го этажа прямоугольные балконы с металлическим ограждением (рисунок – картуш с гербом, по сторонам фигурные филенки с круглыми розетками внутри обрамленными акантовыми листьями) на фигурных орнаментированных кронштейнах с лепными гирляндами; исторический профиль межэтажных карнизов и тяг; между 2-м и 3-им этажами раскрепованный антаблемент с профилированным карнизом, гладким фризом и профилированным архитравом; венчающий профилированный карниз; аттиковая стенка над угловой частью – с треугольным фронтоном, гладкими опорными тумбами и профилированным карнизом; аттиковая стенка – на фасаде по Моховой улице – с гладкими опорными тумбами и профилированным карнизом; аттиковая стенка – на фасаде по улице Чайковского – с лучковым фронтоном по центру, в поле которого люкарна (в настоящее время заложена) в обрамлении акантовых листьев; гладкие опорные тумбы, профилированный карниз; балюстрадное ограждение между аттиковыми стенками – с гладкими опорными столбиками, профилированными поручнями и гладкими опорными тумбами; архитектурно-художественное решение дворовых фасадов; цоколь, облицованный известняковой скобой; материал и характер отделки фасадов - окрашенная штукатурка; исторические оконные проемы цокольного и 1-4-го этажей– местоположение, конфигурация (прямоугольные, с лучковым завершением, с полуциркульным завершением), оформление (профилированные наличники), габариты; оконные проемы цокольного (дворовой корпус) и 1-го этажа – габариты ширины и верхняя отметка; заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет; ниши с лучковым завершением на стене юго-восточной угловой части здания; исторический профиль межэтажных карнизов и тяг; венчающий профилированный карниз; Декоративно-художественное оформление интерьеров: вестибюль парадной лестницы (Л-1) (входной проем с улицы Чайковского): оформление тамбура – деревянная фрамуга с лучковым завершением; деревянные филенчатые панели потолка и стен; оформление свода вестибюля – профили по ребрам, фигурные филенки, по центру – розетка; стены оформлены фигурными филенками; парадная лестница (Л-1): своды под лестницей и помещения нижней лестничной площадки оформлены фигурными филенками и профилями по ребрам, в центре – розетка, арки свода оформлены фигурными филенками и розетками; стены и арки помещения под лестницей и помещения нижней лестничной площадки оформлены фигурными и прямоугольными филенками и пилястрами тосканского ордера; оформление потолка: в центральной части прямоугольный живописный плафон – «Триумф Венеры и Гименея» (техника – холст на раме, масло); обрамление плафона (материал – штукатурка, гипс) – лепная орнаментированная тяга; по сторонам плафона – фигурные филенки, обрамленные лепными орнаментированными тягами, внутри – пальмовые ветви, перевязанные лентами и барельефы в виде мужских голов в шлемах с украшением в виде стилизованной раковины и пальмовыми ветвями по сторонам, прямоугольные филенки и кессоны, обрамленные лепными орнаментированными тягами, в центре больших филенок розетки в лавровых венках и с лентами по сторонам; по периметру потолка профилированная тяга, пояс ложчатого орнамента и лепная орнаментированная тяга; падуга оформлена прямоугольными филенками, картушами с лепными горельефными композициями в виде женских голов со стилизованными раковинами и акантовыми листьями; в верхних частях стен – профилированный карниз, фриз с поясом фигурных орнаментированных кронштейнов; стены оформлены парными пилястрами стилизованного композитного ордера, каннелированными наполовину, декорированы фигурными филенками с лепными цветочными гирляндами внутри; фигурные и прямоугольные филенки – на стенах нижнего и верхнего лестничных маршей, в верхних частях фигурных филенок лепные композиции – цветочный венок с пальмовыми ветвями по сторонам, перевитыми лентами; профилированный карниз с поясом модульонов и поясом фигурных филенок – между нижним и верхним лестничными маршами; профилированный наличник с поясом растительного орнамента, в верхней части - лепная композиция: женская головка на фоне орнаментированного картуша, по сторонам цветочные гирлянды; подоконные доски белого мрамора, с профилем по краю; оформление входного проема в помещение 23-Н(7) (бывшей домовой церкви) – на верхней лестничной площадке – профилированный наличник с «ушками», прямоугольная филенка с волютами по сторонам и замковым камнем по центру, лучковый сандрик с волютообразным завершениями сегментов, в поле сандрика стилизованная раковина с головкой путти; навершие сандрика – стилизованная курильница с пламенем; над сандриком лепная композиция – пальмовые ветви, перевязанные лентой, над ними – цветочный венок; двустворчатое деревянное глухое заполнение – каждая створка на две фигурные филенки с профилированными поясами между ними; оформление входного проема в помещение 24-Н (1): профилированный наличник, над ним – прямоугольная филенка с лепной композицией - цветочный венок с пальмовыми ветвями по сторонам, перевитыми лентами; исторический профиль карнизов и тяг – между лестничными маршами, в нижних частях стен верхнего лестничного марша; мраморная скульптура на промежуточной лестничной площадке – горностай с щитом в форме картуша с изображением графской короны и скрещенными латинскими буквами «S» (герб графов Строгановых); мраморный постамент в виде усеченной колонны с профилированной базой и пояском с розетками; мраморный импост с волютообразной консолью под ним и стилизованной раковиной; камин на верхней лестничной площадке – средистенный, двухъярусный, крепованный, кирпичный; первый ярус – мраморное профилированный наличник с «ушками» и «серьгами» топочного отверстия (заложенное); профилированная полка; второй ярус – фигурный профилированный наличник зеркала (утрачено), профилированные карнизы, венчающий профилированный карниз; помещение 12-Н (19): оформление потолка – по центру – лепная розетка в обрамлении филенок и профилированной тяги с расходящимися по сторонам цветочными гирляндами; две лепные орнаментированные тяги, между ними – прямоугольные филенки; падуга оформлена прямоугольными филенками; оформление стен – профилированный карниз под падугой, прямоугольные филенки и филенки с лучковым завершением; оконные проемы оформлены профилированными тягами; ниши с лучковым завершением, оформлены профилированной тягой; пояс из прямоугольных филенок в нижних частях стен; помещение 24-Н (1): оформление потолка: по центру – лепная розетка и з цветов и стеблей, два пояса растительного орнамента и пояс иоников по периметру; оформление оконного проема – профилированный наличник с лепным поясом растительного орнамента; подоконные доски белого мрамора, с профилем по краю; оформление дверного проема – профилированный наличник, над ним – прямоугольная филенка с лепной композицией - цветочный венок с пальмовыми ветвями по сторонам, перевитыми лентами; помещение 24-Н (22): двухчастное, состоит из двух помещений – прямоугольного Белого зала и восьмиугольной Овальной гостиной; оформление потолка Белого зала: розетка по центру, по периметру - профилированная тяга с закруглениями по углам, две лепные орнаментированные тяги, по углам внутренней - композиции из пальметт и стилизованных акантовых листьев с волютообразными завитками на концах; падуга оформлена лепными венками, перевитыми лентами и соединенными между собой тягами, в углах венки с букетами цветов внутри; в верхних частях стен: лепная орнаментированная тяга с профилированным карнизом, гладкий фриз; стены оформлены прямоугольными филенками с фигурным замковым камнем и лепными цветочными гирляндами; стилизованные пилястры с поясами иоников под капителями, в верхних частях пилястр медальоны в обрамлении лепных цветочных гирлянд с измерительными приборами внутри (транспортиры, циркули, линейки, треугольники), в нижних частях – завитки аканта с цветками на концах; в нижних частях стен – лепная орнаментированная тяга, ряд прямоугольных филенок; оформление оконных проемов – лепные орнаментированные тяги, фигурные замковые тяги с лепными цветочными гирляндами по сторонам; оформление дверных проемов – профилированные наличники, прямоугольные филенки, фигурный замковый камень с лепными цветочными гирляндами; двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение (два), каждая створка на три прямоугольные филенки; входной проем в Овальную гостиную оформлен профилированным наличником и прямоугольными филенками на откосах; оформление потолка Овальной гостиной: по центру – лепная розетка, декорированная растительным орнаментом и с лепной орнаментированной тягой, вокруг розетки стилизованный восьмилепестковый цветок, внутри каждого лепестка скрещенные арабески, перевитые акантовыми листьями, декоративные «сетки», стилизованные раковины и акантовые побеги с бутонами на концах; по периметру потолка – профилированная тяга, лепная орнаментированная тяга и двойная лепная орнаментированная тяга с поясом «бус»; шесть фигурных филенок внутри которых лепные композиции в виде стилизованных раковин с волютами по сторонам и акантами, над ними декоративная «сетка» с листьями и побегами аканта; оформление падуги: лепные картуши из побегов аканта с трехчастными навершиями из листьев аканта, внутри картушей корзины с фруктами и цветочные гирлянды; в угловых частях падуги – лепные барельефы в виде ваз с цветами, соединены с основными композициями побегами аканта; антаблемент в верхних частях стен: профилированный карниз с поясом иоников, гладкий фриз, профилированный архитрав с поясом растительного орнамента; ниши с лучковым и полуциркульным завершениями, оформление: профилированные наличники с лепными орнаментированными тягами, над нишей в юго-западной угловой части фигурный замковый камень с лепными цветочными гирляндами по сторонам; в верхних частях полуциркульных ниш лепные композиции из переплетающихся акантовых побегов, волютообразных завитков и цветочных гирлянд, ниже лепных композиций – прямоугольные филенки; оформление ниши с лучковым завершением (альковной): прямоугольные филенки, внутри которых пояса растительного орнамента, медальон из побегов аканта с бутоном внутри, тяги в виде стеблей с завитками на концах, фигурные филенки с завитками акантовых листьев и побегов аканта на гранях; оформление оконных проемов: профилированные наличники с лепными орнаментированными тягами и фигурными замковыми камнями с лепными цветочными гирляндами; подоконные доски (три) белого мрамора, с профилем по краю; простенки между окнами и нишами оформлены прямоугольными филенками с рокайльными завитками по углам и завитками из листьев аканта в верхних и нижних частях; лепная орнаментированная тяга и пояса прямоугольных и фигурных филенок в нижних частях стен; оформление дверного проема – лепная орнаментированная тяга с фигурным замковым камнем и лепными цветочными гирляндами по сторонам; откос дверного проема оформлен фигурными филенками с лепными композициями из побегов аканта и цветочных бутонов, в нижних частях – отрезки лепных орнаментированных тяг, под ними прямоугольные и фигурные филенки; двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение, каждая створка на три прямоугольные филенки; средистенный одноярусный камин, белого мрамора, со стилизованными фигурными кронштейнами в виде развернутых волют, декорированных резными картушами (вверху), висячими цветочными гирляндами и резными акантовыми листьями (снизу); под полкой – резная горельефная композиция в виде двух играющих путти, по сторонам фигурные филенки и цветочные гирлянды, перевитые лентами, над путти профилированная тяга, разорванная посередине с резными завитками волют на концах; полка с профилированной тягой и драпировками по углам; прямоугольное топочное отверстие, латунная облицовка с литыми жгутами по граням; помещение 24-Н (19) (Аванзал): оформление потолка (материал – гипс, штукатурка): в средней части прямоугольная филенка, образованная лепной орнаментированной тягой с полуциркульными выступами по четырем сторонам и декоративной «сеткой» вокруг, по центру филенки - лепная розетка с поясом иоников, радиально расходящимися стилизованными лепестками и лепной орнаментированной тягой, по четырем сторонам картуши, соединенные лепными висячими цветочными гирляндами; центральная розетка окружена пальмовыми ветвями с дубовыми ветвями по углам, в торцевых полукруглых частях центральной филенки лепные маскароны фавнов, над ними стилизованные раковины в виде вееров из 13 сегментов, в каждом из которых бутоны тюльпанов; по сторонам от центральной филенки прямоугольные филенки с лепными композициями из акантовых и дубовых листьев, перевитых лентами; все три филенки по периметру обрамлены пятью поясами лепным растительным орнаментом; с четырёх сторон барельефные лепные композиции – двое путти поддерживают картуши, по сторонам – пальмовые ветви*; *все детали оформления потолка были позолочены, в настоящее время позолота закрашена; гладкая падуга с профилированной тягой, ниже – три пояса растительного орнамента и пояс бус, еще ниже – пояс иоников, три пояса растительного орнамента и пояс «бус»*; *все тяги и карнизы были позолочены, в настоящее время позолота закрашена; оформление оконных проемов – лепные орнаментированные тяги; подоконные доски (три) белого мрамора, с профилем по краю; оформление дверных проемов – деревянные профилированные наличники, деревянные разорванные лучковые сандрики (грани оформлены поясами растительного орнамента и поясками «бус») на фигурных орнаментированных кронштейнах, в тимпанах металлические кованые картуши с лавровыми листьями и гирляндами по сторонам*, под сандриками – пояс иоников, прямоугольные филенки с изображениями венков и пояс растительного орнамента; *в оформлении дверного проема в помещение 24-Н (5) (Дубовая столовая) листья и гирлянды, обрамляющие картуш утрачены; двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение, каждая створка на четыре прямоугольные филенки; камин угловой, двухъярусный, темно-серого мрамора, с бронзовыми инкрустациями и золочением*; первый ярус – с цоколем, прямоугольные филенки, оформленные поясами растительного орнамента; профилированная полка с поясами растительного орнамента; верхний ярус – с пилястрами тосканского ордера по сторонам, декорированными висячими гирляндами, в центральной части – фигурная филенка с бронзовым овальным медальоном внутри, над ним резной картуш с волютообразным завершением и головкой путти; венчающий антаблемент – профилированный карниз с поясом растительного орнамента и поясом иоников, фриз с пальметтами, профилированный архитрав; *в настоящее время камин закрашен, утрачено зеркало в центральном медальоне, топочное отверстие закрыто поздними створками; помещение 24-Н(5) (Дубовая столовая): оформление потолка (материал – штукатурка, гипс, раскраска под дерево): по центру – прямоугольная филенка с поясами растительного орнамента по периметру, в центре - лепная розетка с акантовыми листьям вокруг и радиально расходящимися фигурными филёнками, внутри которых цветочные бутоны, филенки соединены цветочными гирляндами; центральная филенка окружена по сторонам кессонами с восьмиугольными филенками внутри, оформленными растительными орнаментом и с цветочными розетками; по торцевым сторонам потолка прямоугольные филенки с лепными картушами, внутри которых медальоны, по сторонам картушей – лепные гирлянды из цветов и фруктов; кессоны и филенки разделены лепными орнаментированными тягами с розетками на пересечениях; по периметру потолка – лепные пояса растительного орнамента; падуга оформлена прямоугольными филенками и филенками с полуциркульными закруглениями со стилизованными раковинами внутри; под падугой профилированный карниз с лепным поясом растительного орнамента; стены оформлены деревянными (материал - дуб) филенчатыми панелями с квадрами «алмазной грани» и профилированным цоколем; откосы и простенки оконных проемов оформлены деревянными (материал – дуб) филенчатыми панелями с квадрами «алмазной грани»; деревянные (материал – дуб) подоконные доски (три), с профилем по краю; оформление дверных проемов: деревянные профилированные наличники, деревянные разорванные лучковые сандрики (грани оформлены поясами дентикул) на фигурных орнаментированных кронштейнах, в тимпанах деревянные резные картуши с навершиями в виде акантовых листьев, внутри картушей медальоны с лепными композициями из фруктов, и гирляндами по сторонам, под сандриками – пояс из фигурных филенок; откосы дверных проемов оформлены деревянными (материал – дуб) филенчатыми панелями с квадрами «алмазной грани»; двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение (три), створки филенчатые, с квадрами «алмазной грани»; шкаф-буфет, встроенный в восточную торцевую стену, двухъярусный, материал – дуб, резьба; первый ярус – с цоколем, двустворчатый, створки филенчатые, с квадрами «алмазной грани», по краям - стилизованные ионические пилястры с маскаронами (голова Медузы); профилированная полка с поясом филенок, второй ярус с резным панно в центре в виде картуша с медальоном, шестью орнаментированными подсвечниками и волютообразными завитками, по краям – стилизованные филенчатые тосканские пилястры с резными акантовыми листьями внизу и цветочными гирляндами внутри филенок; резное навершие в виде парных волют, соединенных провисающими гирляндами, над ними картуш; по краям – навершия в виде орнаментированных волют с подсвечниками; шкаф-буфет, встроенный в западную торцевую стену, двухъярусный, материал – дуб, резьба; первый ярус – с цоколем*, по краям - стилизованные ионические пилястры с маскаронами (голова Медузы); профилированная полка с поясом филенок, второй ярус с резным панно в центре в виде гербового щита, поддерживаемого резными фигурами горностаев, щит внутри картуша, декорированного рыцарскими шлемами и фруктами, по краям – стилизованные филенчатые тосканские пилястры с резными акантовыми листьями внизу и цветочными гирляндами внутри филенок; резное навершие в виде парных волют, между ними – стилизованная пальметта с маскароном; *створки первого яруса в настоящее время утрачены; помещение 24-Н (18): оформление потолка: профилированная тяга по периметру, профилированный карниз в верхних частях стен; подоконные доски (две) белого мрамора, с профилем по краю; двустворчатое деревянное глухое дверное заполнение, каждая створка на три прямоугольных филенки; помещение 24-Н (17): оформление потолка: лепная орнаментированная тяга с поясом растительного орнамента по периметру, профилированный карниз с поясом модульонов, поясом иоников и поясом «бус»*; *в настоящее время закрыт подвесным потолком; подоконная доска белого мрамора, с профилем по краю; потолки лестничных площадок лестницы Л-4 оформлены прямоугольными филенками; поля подшивки лестничных маршей оформлены прямоугольными филенками с круглой филенкой по центру;