Объемно-пространственное и планировочное решение территории: Композиционно-планировочное решение ансамбля, его градостроительная роль в формировании фронтальной застройки набережной реки Мойки, местоположение составляющих его зданий: 1. «Главный дом с флигелями», 1730-1740-е гг., 1770-1780-е гг., 1909-1910 гг., инж. Гвоздецкий М.П. Здесь в 1836-1837 гг. жил поэт Пушкин А.С. 2. «Конюшня и каретный сарай», 1730-1740-е гг.; объемно-пространственное и планировочное решение внутридворовой территории со сквером и памятником А.С. Пушкину (установлен в 1950 г., скульптор Н.В. Дыдыкин), с мощением дворовой территории природным камнем и отмосткой из булыжного камня. I. «Главный дом с флигелями. Здесь в 1836-1837 гг. жил поэт Пушкин А.С.», 1730-1740-е гг., 1770-1780-е гг., 1909-1910 гг., инж. Гвоздецкий М.П. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 12, литера А (р. Мойки наб., 12). Объемно-пространственное решение: Габариты и конфигурация 3-х-этажного на подвалах здания, состоящего из лицевого корпуса по набережной реки Мойки с двумя воротными проездами и двух боковых флигелей; Габариты, конфигурация (скатная) и высотные отметки крыши со слуховыми окнами и печными трубами; Конструктивная система здания: Наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; исторические отметки междуэтажных перекрытий; своды, в том числе: коробовые, в том числе с распалубками и на пилонах; цилиндрические, в том числе с распалубками; крестовые, в том числе на опорных колоннах и пилястрах; исторические лестницы – местоположение, конструкция, тип, материал ступеней и ограждения, в том числе: парадная трехмаршевая лестница (Л-4) на пилонах и колоннах (распашная – в уровне цокольного – 1-го этажей), с маршами и площадками по крестовым сводам, с площадками лестницы, облицованными известняковыми плитами и известняковыми ступенями, с латунными кольцами и креплениями ковродержателей, с секциями металлического ограждения из вертикальных стержней с завитками вверху и внизу и с центральным поясом из колец с розетками, с профилированными деревянными поручнями, в нижних маршах поручни с металлическими креплениями-кронштейнами на пилонах, секции ограждения площадки верхнего этажа – с опорными столбами; пилоны на площадке между цокольным и 1-м этажом оформлены коробовой аркой на импостах в виде капителей; многомаршевые лестницы (Л-2, Л-5) на пилонах с арочными проемами, с маршами и площадками по сводам, с площадками лестницы, облицованными известняковыми плитами и известняковыми ступенями, с деревянными профилированными поручнями с металлическими креплениями-кронштейнами на пилонах; двухмаршевые лестницы (Л-1, Л-3, Л-6) – с маршами по косоурам, с известняковыми ступенями, металлическим ограждением и деревянными поручнями; Объемно-планировочное решение: Историческое объемно-планировочное решение мемориальной квартиры А.С. Пушкина (помещения в уровне 1-го этажа), соответствующее планировочному решению на 1837 г.; габариты помещений с художественной отделкой; Архитектурно-художественное решение фасадов: Лицевой фасад: Архитектурно-художественное решение фасада в приемах классицизма с симметричной композицией с ризалитом в 5 осей, оформленным каннелированными пилястрами с капителями коринфского ордера в высоту 2-3-го этажей; материал и характер отделки цоколя – гранит, известняк; материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка (гладкая, квадровый руст); два воротных проезда – местоположение (в 3-4-ой и в 20-21-ой световых осях), конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты, оформление (веерный руст, замковый камень с бриллиантовым рустом); исторические заполнения воротных проездов – конструкция (двустворчатое, глухое, с полуциркульной остекленной фрамугой), материал (дерево), рисунок расстекловки фрамуги, цвет, оформление (каждая створка – на три филенки в профилированных рамах, в центральной – круглая резная розетка растительного орнамента, каннелированные пилястры с капителями коринфского ордера, в завершении – резной антаблемент с карнизом с дентикулами; полуциркульная фрамуга в профилированной раме с резной деталью в виде короны и исходящими из нее лучами); оформление стен и сводов воротных проездов – арки свода оформлены прямоугольными штукатурными зеркалами, с профилированным карнизом в завершении, в подоконных пространствах – прямоугольные филенки; перекрытия свода и распалубки оформлены профилированными лепными рамами, образующими геометрический узор; исторические дверные проемы – местоположение (воротные проезды), конфигурация (прямоугольные), габариты; исторические заполнения дверных проемов* – конструкция, материал (дерево), цвет, габариты, оформление; *исторические заполнения не сохранились; два балкона над проездными арками на две световые оси, на стилизованных декорированных кронштейнах, с площадками, с профилированными краями и подшивками, оформленными кессонами; ограждения балконов из металлических секций из вертикальных прутьев с верхним горизонтальным поясом из колец с пальметтами, с четырьмя столбиками с шарообразным завершением (2 – угловых, 2 – центральных), где центральные с внешней стороны – с изогнутыми деталями; исторические оконные проемы – конфигурация (прямоугольные), габариты, местоположение; оформление исторических оконных проемов – веерный руст, замковые камни с бриллиантовым рустом, профилированные наличники, в том числе фигурные, линейные сандрики с гладким фризом, гранитные подоконные доски, профилированные подоконные доски, в том числе на стилизованных кронштейнах, прямоугольные филенки и ложные балюстрады – в подоконных пространствах; исторические оконные заполнения – конструкция (двустворчатые, с прямоугольными фрамугами), рисунок расстекловки, в том числе фрамуг, материал (дерево), цвет; прямоугольные филенки с лепным декором в виде провисающих гирлянд – между оконными проемами 2-го и 3-го этажей; прямоугольные ширинки с профилированными кромками – между оконными проемами 2-го и 3-го этажей ризалита; заложенный оконный проем в центральной оси ризалита – с мемориальной доской (датируется 1880 г., архитектор Н.Л. Бенуа, скульптор И.М. Руфиони*) – с лепным оформлением в виде линейного сандрика на кронштейнах, стилизованных оконных профилированных наличников на кронштейнах и провисающих гирлянд; * мемориальная доска была возобновлена в 1949 г. профилированная тяга с фризом с ложчатым орнаментом – между 2-м и 3-м этажами в части ризалита; межэтажный профилированный карниз – в уровне 1-го-2-го этажей; антаблемент с венчающим профилированным карнизом с выносом с модульонами и поясом дентикул; аттик с прямоугольными проемами (для водоотвода), в центральной части (ризалит) – ступенчатый, повышенный; Дворовый фасад лицевого корпуса: Архитектурно-художественное решение дворового фасада в приемах классицизма, с оформлением центральной части пилястрами с капителями коринфского ордера в высоту 2-3-го этажей; материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка; материал и характер отделки цоколя –известняк; приямок с дверным проемом (вход в музей), облицован гранитными плитами; исторические дверные проемы – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; исторические заполнения дверных проемов* – конструкция, материал (дерево), цвет, габариты, оформление; *исторические заполнения не сохранились; исторические оконные проемы – конфигурация и конструкция (двустворчатые, прямоугольные с прямоугольными фрамугами), габариты, местоположение; оформление исторических оконных проемов – профилированные подоконные доски, прямоугольные филенки в подоконных пространствах; исторические оконные заполнения – рисунок расстекловки, в том числе фрамуг, материал (дерево), цвет; исторические профили и орнамент горизонтальных тяг и карнизов, включая антаблемент с венчающим профилированным карнизом с дентикулами; ступенчатая аттиковая стенка в центральной части фасада; Фасады боковых флигелей: материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка; материал и характер отделки цоколя –известняк; исторические дверные проемы – местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; исторические заполнения дверных проемов* – конструкция, материал (дерево), цвет, габариты, оформление; *исторические заполнения не сохранились; исторические оконные проемы – конфигурация (прямоугольные), габариты, местоположение; оконные заполнения – конструкция (двустворчатые, с прямоугольными фрамугами), рисунок расстекловки, в том числе фрамуг, материал (дерево), цвет; венчающий профилированный карниз. Декоративно-художественная отделка интерьеров: Лицевой корпус: Мемориальная квартира А. С. Пушкина (помещения в уровне 1-го этажа): Декоративно-художественная отделка интерьеров, соответствующая художественному решению на 1837 г., включая: исторические материалы покрытия полов, в том числе паркет; материал подоконных досок, в том числе мрамор; исторические материалы и рисунок дверных заполнений, историческую фурнитуру, включающую дверные ручки, петли и оконные приборы; декоративно-художественную отделку интерьеров, включая художественную лепку, профилированные карнизы и падуги; а также исторические печи и камины – местоположение, габариты, конфигурация, материал облицовки и оформление; в том числе: Передняя (помещение 6-Н(6)): Оформление: Пол – досчатый, окрашенный. Стены –гладкие, окрашенные, с профилированным карнизом в завершении. Угловая одноярусная печь, выложена из кирпича, оштукатурена и побелена, на гладком плинте с профилем по верхнему краю, с выделенными боковыми гранями в виде пилястр. В завершении – гладкий фриз, профилированный карниз и аттик. Дверцы вьюшки и топочного отверстия – латунные с круглой ручкой-кнопкой. Время: 2-я половина XIX в. Столовая (помещение 6-Н(8)): Оформление: Пол – паркетный. Стены – гладкие, окрашенные с имитацией штукатурных зеркал, с профилированным карнизом с порезкой иоников, дентикул и аканта – в завершении. Угловая двухярусная печь, облицованная белым изразцом, с гладким плинтом,с профилированным верхним краем, с полочкой с порезкой растительного орнамента между ярусами. Углы оформлены в нижнем ярусе лопатками с композициями растительного рисунка (пальметты, завитки аканта), в верхнем – пилястрами с композициями на тулове и капителями растительного рисунка. В центре верхнего яруса –полуциркульная уплощенная ниша, оформленная в виде арки с орнаментированным архивольтом на импостах в виде пилястр, с капителями тосканского ордера, в центре которой – фигура Флоры (?), с рогом изобилия и венком. В завершении – гладкий фриз с композицией растительного рисунка в центре, профилированный карниз с порезками растительного орнамента и гладкий прямой аттик. Латунные дверцы топки и вьюшки с ручками-кнопками. Гостиная (помещение 6-Н(9)): Оформление: Пол – паркетный. Стены – гладкие, окрашенные с имитацией штукатурных зеркал, с профилированным карнизом с порезкой иоников, дентикул и аканта – в завершении. Угловая двухярусная печь, облицованная белым изразцом, с гладким плинтом, с полочкой с порезкой растительного орнамента между ярусами. Углы оформлены в нижнем ярусе лопатками с композициями растительного рисунка (пальметты, завитков аканта), в верхнем – пилястрами с капителями из остролистника, завитков и растительной порезки. В центре верхнего яруса – зеркало в орнаментированной раме с фигурным навершием из волютообразных завитков, пальметты и другого растительного орнамента. В завершении оформления – профилированный карниз с порезкой растительного орнамента. Две латунные створки дверцы топки и латунная дверца вьюшки с ручками-кнопками. Спальня (помещение 6-Н(10)): Оформление: Пол – паркетный. Стены – гладкие, окрашенные с имитацией штукатурных зеркал, с профилированным карнизом с порезкой иоников и бус – в завершении. Средистенная двухярусная печь (на два помещения: Спальня (помещение 6-Н(10)) и Комната сестер Гончаровых (помещение 6-Н (11)). Фасады печи в двух помещениях оформлены идентично: облицованны белым изразцом, с гладким плинтом с профилированным верхним краем, с небольшой полочкой между ярусами, гладким фризом, профилированным карнизом и гладким прямым аттиком. Латунная дверца топки с ручкой-кнопкой и латунная дверца вьюшки – со стороны помещения 6-Н (11). Комнаты сестер Гончаровых (помещение 6-Н (11, 12)): Оформление: Пол – паркетный. Стены – гладкие, окрашенные с имитацией штукатурных зеркал, с профилированным карнизом с порезкой иоников и бус – в завершении. Средистенная двухярусная печь (помещение 6-Н (12)), облицованная белым изразцом, с гладким плинтом с профилированным верхним краем, с небольшой полочкой между ярусами, профилированным карнизом, гладким фризом и гладким прямым аттиком. Латунная дверца топки с ручкой-кнопкой и латунная дверца вьюшки с ручкой поворотного типа. Детская (помещение 6-Н (4)) Оформление: Пол – паркетный. Стены – гладкие, окрашенные, с профилированным карнизом в завершении. Средистенная двухярусная печь, облицованная белым изразцом, с гладким плинтом с профилированным верхним краем, с небольшой профилированной полочкой между ярусами. В центре верхнего яруса – уплощенная прямоугольная ниша. В завершении оформления – гладкий фриз и профилированный карниз. Латунные дверцы топки и вьюшки с ручками-кнопками. Кабинет (помещение 6-Н (5)) Оформление: Пол – паркетный. Стены – гладкие, окрашенные с имитацией штукатурных зеркал, с профилированным карнизом – в завершении. Оформление парадной лестницы – колонны и пилястры тосканского ордера, разноформатные филенки и штукатурные зеркала в профилированных рамах, в завершении – профилированный карниз с модульонами, центральная круглая розетка потолка – с растительным орнаментом; Помещения лицевого корпуса в уровне 2-го и 3-го этажей: Исторические и соответствующие историческим материалы и рисунок покрытия полов (паркет, известняк), материалы подоконных досок (мрамор, дерево); исторические материалы и рисунок дверных заполнений, историческую фурнитуру, включающую дверные ручки, петли и оконные приборы; декоративно-художественную отделку интерьеров, включая художественную лепку, профилированные карнизы и падуги; а также исторические печи и камины – местоположение, габариты, конфигурация, материал облицовки и оформление; в том числе: Оформление помещений 20-Н (1, 2, 3, 4): Пол – паркетный. Стены – гладкие, окрашенные, с профилированным карнизом в завершении. Камин (помещение 20-Н (3)) белого с прожилками мрамора с гладкой прямой верхней полкой, с углами оформленными гладкими лопатками с прямоугольной филенкой по периметру центральной части, с завершением в виде прямоугольной накладки с филенкой по периметру. Обрамление очага прямоугольное со скошенными закругленными углами в профилированной раме, с выступающей гладкой прямоугольной дощечкой в центре. Очаг чугунный с топочным проемом с полуциркульным завершением, оформленным профилированным обрамлением с рельефным декором в виде цветов, завитков и бус – по сторонам и в нижней части. Таган чугунный в виде массивной решетки. Время – перв. пол. XIX в. Угловая одноярусная печь (помещение 20-Н(4)) облицованная белым изразцом, с гладким плинтом с профилированным верхним краем, с закругленными углами, с рельефным фризом и профилированным карнизом с фигурной повышенной центральной частью в виде двух волютообразных завитков с растительным орнаментом. Латунные дверцы топки и вьюшки с ручками-кнопками. Оформление помещения 20-Н(5): Оформление стен и потолка – прямоугольные штукатурные зеркала и филенки в лепных орнаментированных рамах; в завершении стен –антаблемент с профилированной тягой, гладким фризом и профилированным карнизом с модульонами, с порезкой иоников и растительного орнамента; центральная круглая лепная розетка растительного орнамента; Две угловых двухярусных печи, облицованные белым изразцом, с гладким плинтом, с полочкой с порезкой растительного орнамента между ярусами. Углы оформлены в нижнем ярусе лопатками с композициями растительного рисунка (пальметты, завитков аканта), в верхнем – пилястрами с капителями из остролистника, завитков и растительной порезки. В центре верхнего яруса – зеркало в орнаментированной раме с фигурным навершием из волютообразных завитков, пальметты и другого растительного орнамента. В завершении оформления – профилированный карниз с порезкой растительного орнамента. Латунные дверцы топки и душника с ручками-кнопками. Оформление помещения 20-Н(4): Оформление стен – каннелированные пилястры коринфского ордера, прямоугольные филенки в лепных орнаментированных рамах с лепным орнаментом в виде венков и вазонов с завитками растительного рисунка – над дверными проемами; в завершении оформления стен – антаблемент с орнаментированной профилированной тягой, фризом с лепным орнаментом из завитков растительного рисунка и профилированного карниза с модульонами, с поясами растительного орнамента и иоников; оформление дверных проемов – профилированные наличники, линейные сандрики с поясом растительного орнамента и поясом иоников, на гладких консолях с гладким полем; поле потолка оформлено двумя прямоугольными широкими профилированными рамами с порезкой растительного орнамента, между которыми – лепные розетки по углам; в центре – круглое поле с центральной розеткой растительного орнамента и широкой профилированной гладкой рамой с порезками растительного орнамента; в угловых секторах – лепные композиции с венками и лентами; с северной и южной сторон – еще две узкие прямоугольные филенки; Угловая двухярусная печь-камин - декоративная (?). Нижний ярус – камин белого с прожилками мрамора с верхней полочкой с профилированным краем, с угловыми лопатками, оформленными рельефным орнаментом с изображением фашин, обвитых ветвями лавра. Над топочным отверстием – фриз с женским маскароном с растительным орнаментом и провисающей гирляндой, которую держат расходящиеся в стороны два амура. По бокам раскрепованного фриза, над лопатками – изображение лиры в обрамлении лавра. Латунная прямоугольная рама топочного отверстия – с угловыми розетками. Верхний ярус выложен из кирпича, оштукатурен и побелен, с зеркалом в профилированной золоченой раме, в завершении оформлен профилированной тягой, гладким фризом, профилированным карнизом и прямым аттиком. Латунные дверцы вьюшек с ручками-кнопками. Оформление помещения 20-Н(6): оформление стен – антаблемент из профилированной тяги с поясом растительного орнамента, с фризом со стилизованным орнаментом антемион с пальметтой и папирусом и венчающим карнизом с модульонами, розетками, поясами дентикул, иоников, бус с катушкой и растительного орнамента; оформление потолка – прямоугольное поле в орнаментированной раме, внутри которого восьмиугольное поле с центральной круглой розеткой растительного рисунка и треугольные филенки с лепными композициями из венков с лентами, также в рамах с поясом растительного орнамента; Оформление помещения 20-Н(7): оформление стен – штукатурные зеркала в профилированных рамах с угловыми лепными композициями растительного рисунка с крупным рокайлем в центре; оформление потолка – профилированный карниз, на падуге – по углам и в центре – лепные композиции цветочно-растительного рисунка в приемах рококо, поле потолка по форме, близкой к прямоугольнику, с плавными очертаниями лепной рамы, внутри которой - декоративное завершение композиций падуг; центральная фигурная розетка – также растительного рисунка в приемах рококо; Средистенная двухярусная печь, облицованная белым изразцом, с гладким плинтом с профилированным верхним краем с рельефным поясом растительного орнамента и поясом бус, с закругленными углами, оформленными рельефным растительным орнаментом, с профилированной полочкой между ярусами. Верхний ярус над полочкой оформлен профилем с рельефными поясами растительного орнамента и бус, фриз – также с рельефным растительным орнаментом. В завершении – профилированный карниз и фигурный аттик с рельефным растительным орнаментом. Латунные дверцы топки и вьюшки с ручками-кнопками. Оформление помещения 20-Н (8): оформление стен – антаблемент с профилированной тягой, фризом с лепным орнаментом из завитков растительного рисунка и профилированного карниза с дентикулами и орнаментированными поясами; центральная круглая розетка растительного орнамента в круглой орнаментированной раме; Угловая двухярусная печь, облицованная белым изразцом, с гладким плинтом с профилем по верхнему краю, с полочкой с порезкой растительного орнамента между ярусами. Углы оформлены в нижнем ярусе лопатками с композициями растительного рисунка (пальметты, завитков аканта), в верхнем – пилястрами с капителями из остролистника, завитков и растительной порезки. В центре верхнего яруса – зеркало в орнаментированной раме с фигурным навершием из волютообразных завитков, пальметты и другого растительного орнамента. В завершении оформления – профилированный карниз с порезкой растительного орнамента. Латунные дверцы топки и душника с ручками-кнопками. II. «Конюшня и каретный сарай», 1730-1740-е гг. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 12, литера А (р. Мойки наб., 12). Объемно-пространственное решение: Габариты и конфигурация П-образного в плане, 2-х-этажного здания с мезонином в центральной оси и открытой галереей 1-го этажа; габариты, конфигурация (скатная) и высотные отметки крыши со слуховыми окнами. Конструктивная система здания: Наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; междуэтажные перекрытия – местоположение; галереи вдоль фасадов, образованные арочными перекрытиями с коробовым завершением: в уровне 1-го этажа – открытая галерея; галерея в уровне 2-го этажа – позднее остекленная; опорные пилоны, в том числе арочных проемов – помещения в уровне 1-го этажа; трехмаршевая распашная лестница (Л-7) с маршами по косоурам со ступенями, облицованными мраморными плитами серого с прожилками мрамора, с латунными кольцами для крепления ковродержателей, с металлическими секциями ограждения с геометрическим орнаментом из овалов и кругов (латунь-?), с деревянными профилированными поручнями. Объемно-планировочное решение: Историческое объемно-планировочное решение в габаритах исторических капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: Архитектурно-художественное решение фасадов – двухъярусная аркада с открытой галереей 1-го этажа и остекленными арочными проемами 2-го этажа, оформленная пилястрами, сдвоенные пилястры фланкируют арочные проемы в центральной оси в 1-м и 2-м этажах; материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка; материал и характер отделки цоколя –известняк; исторические проемы каретников – местоположение, конфигурация (с коробовым завершением), габариты; исторические заполнения проемов бывших каретников* – конструкция (глухие, двустворчатые, с глухой фрамугой с лучковым завершением), материал (дерево), цвет, габариты, оформление; *исторические заполнения не сохранились; исторические проемы галереи 2-го этажа – конфигурация (с коробовым завершением), габариты, местоположение; оформление исторических арочных проемов – профилированные разорванные тяги между проемами, имитирующие импосты, уплощенные прямоугольные ниши – под проемами в уровне 2-го этажа; профилированные карнизы, в том числе венчающий; оформление мезонина - фланкирующие сдвоенные пилястры в продолжение оформления нижних этажей в центральной оси; исторический оконный проем в уровне мезонина – конфигурация (с лучковым завершением), габариты, оформление (стилизованный портик с треугольным фронтоном); историческое заполнение оконного проема – рисунок расстекловки, материал (дерево), цвет; профилированный карниз мезонина.