Дом Макарова А.В. (Абамелек-Лазарева С.С.)

Объемно-пространственное и планировочное решение территории:  пообъектный состав ансамбля, его местоположение и градостроительные характеристики, роль в композиционно-планировочной структуре квартала и в панораме набережной р. Мойки и Миллионной улицы;    габариты внутреннего двора;       I.      Дом жилой (Миллионная ул., 24)    Объемно-пространственное решение:  габариты четырехэтажного на подвалах здания, сложного в плане, состоящее из одного   лицевого корпуса, образующего  со   зданием, выходящим на наб. р. Мойки (№23) один внутренний двор;  конфигурация и габариты крыш,  включая высотные отметки коньков и карнизов;  воротный проезд – историческое местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты;    Конструктивная система:   исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич);  междуэтажные перекрытия – местоположение;   своды, в том числе:  полуциркульный свод воротного проезда;  крестовый свод межэтажной лестничной площадки лестница Л-1;  исторические лестницы (местоположение, тип, габариты, облицовка лестничных площадок и лестничные ограждения) в том числе:  одномаршевая межэтажная лестница Л-1 с известняковыми ступенями и деревянными профилированными поручнями;    Объемно-планировочное решение:   историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен;    Архитектурно-художественное решение фасадов:  лицевой фасад, его историческое архитектурно-художественное и цветовое решение в формах  классицизма;  известняковый цоколь;  характер отделки фасадов: гладкая окрашенная штукатурка (прямоугольный руст  1-2-го этажей);  оформление воротного проезда – профилированный наличник с трехчастным замковым камнем;  свод воротного проезда оформлен кессонами с растительным орнаментом по краям, по верху стены профилированный карниз, пилястры, полуциркульная ниша в стене;  двустворчатое металлическое заполнение воротного проезда;  оформление дверного проема – профилированный наличник;  двухстворчатое глухое деревянное дверное заполнение, каждая створка на две фигурных и одну прямоугольную филенки;  исторические оконные и дверные проемы 1-4-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (треугольные сандрики на фигурных кронштейнах с поясами иоников, с розетками в окружении цветочного орнамента с пальметтами,  прямоугольные профилированные  наличники, замковые камни), габариты;  исторический рисунок и материал (дерево) оконных  заполнений, единообразие их цветового решения;  меандровый фриз между вторым и третьим этажом;  межэтажные профилированные тяги;  венчающий профилированный карниз с поясом модульонов и поясом иоников;  объемно-пространственная и архитектурная композиция дворовых фасадов;   материал и характер отделки фасадов - известняковый цоколь, окрашенная штукатурка;  исторические оконные проемы 2-4-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, полуциркульные), габариты;   оконные проемы 1-го этажа – габариты;  исторический рисунок и материал (дерево) оконных  заполнений;  межэтажная профилированная тяга;   венчающий профилированный карниз;    II.      Дом жилой (наб. р. Мойки, 23)    Объемно-пространственное решение:  трехэтажное на подвалах здание, сложное в плане, состоящее из одного   лицевого корпуса, образующего со   зданием, выходящим на Миллионную ул. (№24) один внутренний двор;  конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов;    Конструктивная система:   исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич);  междуэтажные перекрытия – местоположение;   своды, в том числе:  «прусские» своды подвальных помещений;  крестовый вспарушенный свод тамбура вестибюля (помещение 19-Н (63));  коробовый свод вестибюля (помещение 19-Н(48));  коробовый свод лестницы (помещение 19-Н(38));  колонны дорического ордера (девять) в помещении 19-Н (48) (вестибюль);  две колонны ионического ордера и две колонны коринфского ордера в помещении 19-Н(35) (Большая столовая);  исторические лестницы, в том числе:   одномаршевая межстенная  лестница в тамбуре парадного вестибюля (помещение 19-Н(63)) с известняковыми ступенями и известняковыми парапетами по сторонам;  профиль ступеней (с валиком);  одномаршевая лестница в парадном вестибюле (помещение 19-Н(48)) с мраморными ступенями и ограждением желтого металла (вертикальные стойки с утолщением в средней части в виде цветочных бутонов и квадратов с розетками) и деревянными профилированными поручнями;  профиль ступеней (с валиком);  покрытие пола лестничной площадки – мрамор;  две круглые мраморные тумбы на квадратных основаниях с рустом «алмазная грань» по середине;  одномаршевая лестница в парадном вестибюле (помещение 19-Н(48)) с мраморными ступенями;  профиль ступеней (с валиком);  двухмаршевая межэтажная лестница с мраморными ступенями и ограждением желтого металла (вертикальные стойки с утолщением в средней части в виде цветочных бутонов и квадратов с розетками) с профилированными поручнями, с металлическими ковродержателями, на косоурах;   профиль ступеней (с валиком);  круглые мраморные тумбы на квадратных основаниях с рустом «алмазная грань» по середине на лестничных площадках;  покрытие полов лестничных площадок – белый, желтый и зеленоватый мрамор;  двухмаршевая межэтажная лестница с чугунными ступенями и металлическим ограждением (вертикальные стойки с набалдашниками и перехватами посредине в виде цветочных бутонов и «бус») с профилированными поручнями, на косоурах;    Объемно-планировочное решение:  историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен;  исторические габариты помещений с художественной отделкой;  Архитектурно-художественно ерешение фасадов:  лицевой фасад, его историческое архитектурно-художественное и цветовое решение в формах неоклассицизма, выполненное по проекту И.А. Фомина в 1913-1914 годах;  гранитный цоколь;  характер отделки фасадов: гладкая окрашенная штукатурка (рустовка первого этажа);  исторические оконные проемы 1-3-го (в т.ч. балконная дверь) этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (полуциркульные наличники, веерные замковые камни), габариты;  исторические заполнения оконных  проемов (в т.ч. балконной двери) - материал (дерево), единообразие их цветового решения, расстекловка;  гранитные подоконные блоки (в уровне 1-го этажа);  четырехстворчатое полусветлое дверное заполнение, каждая створка на две прямоугольных филенки, материал (дерево), боковые створки разделены тонкими накладными полуколонками с лентами, цвет (по результатам натурных исследований), рисунок;  полуциркульная с фигурной расстекловкой фрамуга в профилированном наличнике (рисунок – веерообразно расходящиеся тяги, соединенные полукруглыми сегментами);  гладкие пилястры коринфского ордера на всю высоту здания;  прямоугольные ниши под окнами второго этажа;  профилированные подоконные тяги;  круглые медальоны в пространстве между вторым и третьим этажом, внутри медальонов – скульптурные изображения (горельефы) Аполлона и нимф;  прямоугольный балкон на фигурных штукатурных кронштейнах с круглыми розетками на торцах, ограждение – круглые гранитные столбы, кованая решетка, рисунок (горизонтальные тяги, волнообразный узор, пересекающиеся овалы с розетками);  антаблемент: профилированный карниз с поясом модульонов, декорированных растительным орнаментом и поясом иоников, гладкий фриз, архитрав с поясом растительного орнамента, поясом «бус» и лента прорезного растительного орнамента;  аттиковая стенка - прямоугольные опоры с профилированными завершениями и филенками, обрамленными растительным орнаментом, простенки с филенками, обрамленными поясами иоников и листами аканта в углах;    Декоративно-художественное  оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:   помещение 19-Н (64) (тамбур):  живописное оформление потолка (масло по штукатурке) – в центре квадратная филенка с маской в обрамлении растительного орнамента, от нее расходятся диагональные тяги к углам потолка, по сторонам изображения амфор с факелами и венками вокруг и арфы с театральными масками (техника – гризайль под штукатурку);  профилированный карниз в верхней части стены;  оформление дверного проема – профилированный наличник с полуциркульным завершением;  оформление откоса дверного проема – профилированный наличник с полуциркульным завершением и замковым камнем;  оформление дверного проема – профилированный наличник с полуциркульным завершением;  двухстворчатое полусветлое деревянное дверное заполнение, каждая створка на одну филенку, мелкая расстекловка (шесть сегментов), полуциркульная деревянная фрамуга с фигурной расстекловкой в профилированном наличнике (рисунок – веерообразно расходящиеся тяги, соединенные полукруглыми сегментами);  нижняя часть стен облицована красным мрамором;  покрытие пола – гранитные плиты;  помещение 19-Н (63):  покрытие пола – известняковые плиты;  помещение 19-Н (68):  оформление потолка – профилированные тяги, в центре – лепная розетка;  в верхней части стены профилированный карниз с поясом иоников;  покрытие пола – наливная мраморная крошка;  помещение 19-Н (66):   оформление потолка – в центре лепная композиция: розетка с расходящимися пиками с цветками на концах, пики соединены полукруглыми тягами;  антаблемент в верхней части стены – профилированный карниз с поясом растительного орнамента и поясом «бус», гладкий фриз, архитрав с поясом иоников;  помещение 19-Н (62):  антаблемент в верхней части стены – профилированный карниз с поясом растительного орнамента и поясом «бус», гладкий фриз, архитрав с поясом иоников;  помещение 19-Н (48) (вестибюль):  прямоугольное помещение с коробовым сводом и колоннадой дорического ордера по продольным сторонам;  антаблемент в верхней части стены – карниз с поясом растительного орнамента, поясом «бус» и поясом сухариков с мутулами, фриз с круглыми розетками, тягой и гутами под ней;   пилястры дорического ордера на торцевых и продольных стенах;  две полуциркульные ниши на торцевых стенах;  две мраморные скульптуры – женские аллегорические фигуры на пьедесталах темного мрамора;  двустворчатое полусветлое деревянное дверное заполнение (два), мелкая расстекловка (восемь сегментов);  между колоннами и стенами потолок оформлен кессонами;  покрытие пола – белый и темно-серый мрамор, светло-желтая окантовка («шашечный» рисунок);  боковое помещение вестибюля (19-Н(48)):  антаблемент в верхней части стены – карниз с поясом растительного орнамента, поясом «бус» и поясом сухариков с мутулами, фриз с круглыми розетками, тягой и гутами под ней;   по три пилястры дорического ордера на торцевых стенах;  в торцевой стене - ниша с полуциркульным завершением и замковым камнем;  покрытие пола – белый и темно-серый мрамор, светло-желтая окантовка («шашечный» рисунок);  помещения 19-Н (47) и 19-Н (38) (парадная лестница):  оформление потолка лестничной площадки первого этажа – кессоны с поясами акантовых листьев и орнаментальным поясом внутри, пояс иоников по периметру потолка;  оформление коробового свода:  восьмиугольные кессоны с розетками двух видов внутри в обрамлении растительного орнамента, между кессонами ромбовидные ниши в обрамлении из акантовых листьев;  в верхней части стены – лепной профилированный карниз: пояс растительного орнамента, пояс модульонов с акантовыми листьями и поясом иоников;  подоконная доска – материал - белый с серыми прожилками мрамор;          покрытие полов лестничных площадок (первого этажа, межэтажная, второго этажа) – белый, желтый и темно-серый мрамор, рисунок (в центре – белая семиконечная звезда внутри большой желтой звезды, белый фон, желтая окантовка);  помещение 19-Н (35) (Большая столовая):   прямоугольное помещение с двумя ярусами окон, потолком с росписью, стенами, облицованными искусственным мрамором и полуциркульной экседрой с хорами;  оформление потолка – живопись по штукатурке: в центре овальная гирлянда цветов, внутри изображение лепной розетки в обрамлении лавровой гирлянды, между малой и большой гирляндами ленты и лиственные тяги, восьмиугольная цветочная гирлянда, во внутренних углах которой букеты темно-голубых цветов, между внешних углов изображения  веерообразных фигур с гирляндами виноградных листьев по краям, заключенных в полуциркульные ниши, восьмиугольное обрамление в виде пояса из листьев, в углах треугольники в таком же обрамлении, по узким сторонам потолка – изображено по три прямоугольных филенки в обрамлении плясов лиственного орнамента, внутри центральной филенки изображении маски с тягой, увитой листьями, в боковых -  перекрещивающиеся тирсы с венками, в центре которых розы;    оформление падуги – ромбовидные кессоны с розетками двух видов в обрамлении поясков растительного орнамента;  антаблемент в верхней части стены: лепной карниз с поясом растительного орнамента, поясом модульонов, декорированных дубовыми листьями, между ними розетки, под ним пояс сухариков и пояс иоников, гладкий фриз, архитрав с поясом растительного орнамента, поясом «бус» и профилированными тягами;  две полуциркульные ниши на продольных стенах, оформление – пилястры коринфского ордера на восточной стене, колонны коринфского ордера на западной, над капителями отрезки антаблемента (лепной карниз с поясом растительного орнамента, поясом сухариков и поясом иоников, гладкий фриз, архитрав с поясом зубчиков и поясом «бус»), профилированные арки: над пилястрами с поясом растительного орнамента, над колоннами с поясом кессонов с розетками внутри и треугольными нишками;  откосы оконных проемов  из искусственного мрамора;  продольные и торцевые стены оформлены прямоугольными филенками с обрамлением в виде лепного пояса растительного орнамента;    в межоконных пространствах и над дверными проемами прямоугольные филенки (восемь) в обрамлении пояса растительного орнамента, внутри них медальоны с поясами иоников по внутреннему краю, в медальонах барельефы на античные сюжеты;   оформление дверных проемов – прямоугольная филенка в обрамлении пояса растительного орнамента, треугольный сандрик, декорированный лепными акантовыми листьями и поясом растительного орнамента, внутри сандрика пояс иоников и пояс растительного орнамента, фигурные кронштейны с акантовыми листьями и поясами бус и растительного орнамента, между кронштейнами пояс иоников и пояс «бус»;  профилированные дверные откосы искусственного мрамора оформлены поясом растительного орнамента;  двухстворчатое глухое дверное деревянное заполнение (шесть), на каждой створке накладные позолоченные резные детали: сверху и снизу восьмиугольные филенки, обрамленные по внешнему краю  поясом растительного орнамента, внутри – розетка, обрамленная пояском иоников, в средних частях вытянутые восьмиугольные филенки с обрамлением из стилизованных пальметт, внутри шестиугольник, в нем рог изобилия с лентами, между филенками прямоугольники, обрамленные растительным орнаментом с волютами и шишкой посередине, круглые позолоченные накладки в виде розеток;  фриз с волнообразным орнаментом между двух тяг;  полуциркульная ниша с хорами в северной стене помещения, оформление: четыре колонны ионического ордера, две из них трехчетвертные;  два одностворчатых глухих дверных заполнения, оформленные прямоугольными филенками;   потолок полуциркульной ниши оформлен по периметру лепной профилированной тягой и поясом растительного орнамента;   пояс с волнообразным орнаментом под балюстрадным ограждением хор, само ограждение: гладкие золоченые опорные столбы, декорированные снизу растительным орнаментом, мраморные профилированные перила;  оформление потолка хор: живопись по штукатурке - овальная гирлянда цветов, ленты и лиственные тяги, изображения полуциркульных ниш;  антаблемент в верхней части стены хор – лепной карниз с поясом растительного орнамента, поясом сухариков и поясом иоников, гладкий фриз, архитрав с двумя поясами растительного орнамента;  стены облицованы искусственным мрамором;  покрытие пола – рисунок (геометрический – прямоугольники и квадраты, внутри – розетки), материал (дуб);  помещение 19-Н(34) (Театральный зал):  прямоугольное помещение с двумя ярусами окон, потолком с росписью  стенами, облицованными искусственным мрамором и углублением для сцены;  оформление потолка – живопись по штукатурке: в центре в восьмиугольном обрамлении из пальметт фигура Аполлона в плаще на колеснице, запряженной четверкой коней, над ними фигура Славы с трубой и лавровым венком, по сторонам в прямоугольных обрамлениях изображены сцены на античные сюжеты, между прямоугольниками и центральной композицией изображения листьев аканта и рокайльных завитков, лавровых венков, двух лебедей поддерживающих восьмиугольник и опирающихся на дощечки с надписью «ART», между прямоугольниками и обрамлением плафона, имитирующим пояс иоников рокайльные завитки и театральные маски;  оформление падуги – живопись по штукатурке: изображения путти держащих гирлянду из цветов и фруктов, музыкальных инструментов, в углах - театральные маски в обрамлении белых кругов;  антаблемент в верхней части стены: лепной карниз с львиными масками, пояском растительного орнамента, пояс модульонов с акантовыми листьями, между ними розетки, под карнизом пояс иоников, гладкий фриз, архитрав с поясами растительного орнамента и поясом «бус»;  откосы оконных проемов из искусственного мрамора;  подоконные доски – материал – белый с серыми прожилками мрамор;  стены оформлены пилястрами коринфского ордера (материал – искусственный мрамор) по четыре на каждой стене и по четыре в каждом углу;  сцена оформлена двумя пилястрами коринфского ордера и двумя пилястрами на торцевых стенках, пролет между пилястрами оформлен кессонами с обрамлением растительного орнамента;  оформление дверных проемов: сандрик с позолоченным поясом растительного орнамента, на нем горельеф (гипс? роспись?) – две фигуры сфинксов, между ними пьедестал с прислоненной к нему театральной маской и лирой с шестигранной звездой,  сандрик на фигурных кронштейнах с акантовыми листьями, завитками с розетками внутри и шишками-пиниями, между кронштейнов позолоченный пояс растительного орнамента;  профилированные дверные откосы искусственного мрамора оформлены поясом растительного орнамента;  двухстворчатое глухое деревянное дверное заполнение (шесть), на каждой створке накладные позолоченные резные детали: сверху и снизу восьмиугольные филенки, обрамленные по внешнему краю  поясом растительного орнамента, внутри – розетка, обрамленная пояском иоников, в средних частях вытянутые восьмиугольные филенки с обрамлением из стилизованных пальметт, внутри шестиугольник, в нем рог изобилия с лентами, между филенками прямоугольники, обрамленные растительным орнаментом с волютами и шишкой посередине, круглые позолоченные накладки в виде розеток;  покрытие пола – рисунок (геометрический – прямоугольники, ромбы и квадраты, внутри – розетки, темная окантовка по краям), материал (дуб, черное дерево);

Полный адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 21-23, литера А
Время создания: 1730-е гг., 1836 г., 1913-1915 гг.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте