Храм буддийский

Объёмно-пространственное и планировочное решение территории:  местоположение границ территории.    I. Храм  Объёмно-пространственное решение:  габариты и конфигурация здания, состоящего из двух основных прямоугольных объемов: южного двухэтажного с антресолью, в  котором расположены дуган с кельями для монахов над ним,  и северного четырехэтажного – башни-гонкана;  два прямоугольных в плане ризалита в южной части восточного и западного фасадов;  портик по центральным осям южного фасада;  крыша – исторические габариты и конфигурация (скатная), включая объем светового фонаря, исторические дымовые трубы  и слуховые окна чердака полуциркульного очертания;  материал окрытия кровли (гладкая сталь).  Конструктивная система здания:   исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены – габариты, местоположение, включая угол наклона наружных капитальных стен (стены сужаются кверху);   исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий – для помещений без исторической отделки; исторические перекрытия – для помещений с исторической отделкой;   наружная парадная лестница-стереобат розового гранита рапакиви – местоположение (перед портиком на южном фасаде), габариты,   конструкция (на четыре схода);  четыре пилона портика – местоположение, габариты, конфигурация (квадратного сечения, суживающиеся в верхней части), материал (розовый гранит рапакиви).  Пом.3, пл. 310,4 кв.м.:  Восемь пилонов в интерьере дугана (молельного зала) – местоположение, габариты, материал (кирпич), конфигурация (квадратного сечения, суживающиеся в верхней части);  Пом.8, пл. 7,5 кв.м.:  Лестница, ведущая в подвал: двухмаршевая с забежными ступенями – местоположение, габариты;*  *облицовка ступеней и ограждения современные.  Пом.2, пл.18,4 кв.м.:  Лестница, ведущая в помещения над дуганом: местоположение, габариты (включая габариты проступи и подступенка)  -   трехмаршевая, лестничные марши на металлических клепаных косоурах, ступени лещадной плиты;  ограждения лестничных маршей  кованого черного металла,  из вертикальных стоек квадратного сечения с диагональными направляющими (тетивой по верхнему и нижнему краю), между стойками – торсированные  вертикальные прутья;  деревянный поручень  - габариты, материал, профиль;  покрытие пола межэтажных площадок метлахской плиткой в два цвета (желтый, темно-красный);  Пом. 9, пл.13,2 кв.м.:  Лестница башни-гонкана,  местоположение, габариты (включая габариты проступи и подступенка)  -   двухмаршевая, лестничные марши на металлических клепаных косоурах, ступени лещадной плиты;  ограждения лестничных маршей  кованого черного металла,  из вертикальных стержней квадратного сечения с диагональными направляющими (тетивой по верхнему и нижнему краю), между стержнями -  вертикальные прутья черного металла, поручень черного металла;  покрытие пола межэтажных площадок метлахской плиткой в два цвета (желтый, темно-красный).  Сводчатые перекрытия подвала:   Пом. 8, пл. 3,6 кв.м.;   пом. 11, пл. 29,2 кв.м.;   пом. 12, пл. 12,7 кв.м.;   пом. 18 (кухня), пл.  30,8 кв.м.;   пом.19, пл. 17,6 кв.м.;  пом.22:  коробовые своды с распалубками;  Пом. 18, пл. 30,8 кв.м.;  Пом. 3а, пл.23,1 кв.м.;  Пом. 6, пл..м.:  ниши с коробовым завершением;  Помещение 4 этажа башни- гонкана (Молельня)  Пом. 2, пл. 20,1 кв.м.:  полуциркульный свод.  Помещения для хранения книг и алтарной утвари по сторонам  алтарной ниши:  Пом. 4, пл. 13,3 кв.м. и пом.6, пл. 13,2 кв.м.:  цилиндрический свод;  Конструкция светового фонаря (имитация тибетского рабсала):  внутренний уровень остекления – габариты, местоположение (над уровнем второго этажа центрального объема)   наружный каркас светового фонаря – габариты, местоположение, конфигурация (двускатный), высота конька, конструкция (металлический клепаный каркас*),  * элементы конструкции боковых скатов поздние  Пом. 10, пл. 29,5 кв.м.:  выступающие балки перекрытия лучкового очертания;  Объёмно-планировочное решение:  историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, включая двухсветный молитвенный зал (дуган) в центральной части здания в уровне первого – второго этажей, разделенный двумя рядами пилонов на три нефа.  Архитектурно-художественное решение фасадов:  архитектурно-художественное решение  в стилистике северного модерна с использованием традиций тибетской и бурятской буддийской архитектуры;  материал и характер отделки фасадов – цоколь из блоков грубо околотого розового гранита рапакиви (руст «скала») с поясом из блоков гладкого гранита по верхнему краю; отделка стен блоками меньшего формата  грубо околотого красно-бурого валаамского гранита (руст «скала») - габариты и формат окола блоков;  вставки лицевого кирпича, майоликовой плитки и гладкой штукатурки;  дверные и оконные проёмы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные различного размера, люкарны в уровне антресоли  второго этажа в центральной части южного фасада и в уровне третьего этажа  башни - гонкана северного фасада);  заполнения оконных проемов – исторический материал (дерево), рисунок расстекловки;  оформление прямоугольных оконных проемов – наличники  из панелей с матовой поверхностью черно-серого крупнозернистого камня*, с боковыми панелями, сужающимися в верхней части, с наружными гранитными подоконными  досками: на уровне балкона-галереи 2-го этажа южного фасада с гранитным валиком в основании подоконной доски, на северном и южном фасадах с поясом стилизованных дентикулов в основании подоконной доски; с линейными сандриками, декорированными поясами дентикулов, расположенных в шахматном порядке;  *предположительно лабрадорит  портик главного входа южного фасада, на четырех гранитных  пилонах, поставленных на пьедесталы, с медными рельефными позолоченными базами в виде полос выпуклых дисков и лиственного орнамента,  заключенных между полочками, с поясом «четки» по верхнему краю;  стилизованный растительный орнамент в верхней части фуста пилонов;   лепные бронзированные капители пилонов со стилизованными изображениями лотоса на гранях основания, с поясом белых кругов на красном фоне (бур. «эрхи»), символизирующих четки под ними; верхняя расширяющаяся часть капители  - в центре символ «калачакра» со стилизованным буквенным начертанием в обрамлении стилизованных растительных завитков на фронтальной стороне;  пилястры в междверных простенках портала главного входа с декором, аналогичным пилонам,  с аналогичными  медными рельефными позолоченными базами в виде полос выпуклых дисков и лиственного орнамента,  заключенных между полочками, с поясом жемчужника по верхнему краю;  балкон-галерея, венчающая портик,  на уровне 2-го этажа;  историческое колористическое решение лепного декора портика и антаблемента всех объемов;  кессонированное перекрытие портика, с кессонами, обрамленными стилизованными дентикулами (бур. орнамент «уняа»);  сложно декорированный антаблемент со вставками гладкой майоликовой плитки синего цвета, с поясом лепной растительной порезки в основании, с традиционным буддийским орнаментом символизирующим воду со стилизованными изображениями лотосов в верхней части;  высокий аттик в завершении портика, являющийся глухим парапетным  ограждением балкона, с двумя рядами малых белых лепных зеркал-толи на фоне синей майоликовой плитки;  пять зеркал-толи в оформлении аттика портика: медь (бронза ?, томпак ?), выколотка, позолота,  в виде дисков с загнутыми краями – местоположение, габариты, материал*  *происхождение: Монастырь Ловран, Тибет,Китай ?  скульптурная группа, венчающая портик,  в виде восьмирадиусного колеса «хурдэ» с фланкирующими фигурами ланей (геральдическая композиция) – габариты, местоположение:*  колесо хурдэ (колесо буддийского закона), медь, выколотка, позолота.  Скульптурное изображение в виде колеса с рельефными цветками на широкой лицевой поверхности, с четырьмя  выступами из кругов и тремя  облаковидными по наружному периметру; в центре диск с тремя  стилизованными рыбами и восемью радиальными переменного сечения стрежнями; опорная часть – двухъярусная, с завитками, рельеф геометрического характера.  скульптуры ланей, медь, выколотка, позолота.  По сторонам хурдэ – симметрично расположенные, повернутые к нему, фигуры стоящих со вскинутыми головами животных на основании с рельефным геометрическим орнаментом (на так называемом Лотосовом престоле).  Сохранность: позолота потерта, множественные механические повреждения, разрывы по швам, патина, хвосты утрачены.  *происхождение – Внутренняя Монголия  три портала парадных дверей, декорированные двумя медными золочеными орнаментальными поясами растительного характера и растительных волютообразных завитков, с вставкой резного орнамента, символизирующего воду, между ними;   три заполнения дверных проемов: двери дубовые (тонированный дуб),  двустворчатые, гладкие, с неглубокими простыми филенками во всю длину дверного полотна;  историческая фурнитура парадных дверей: шесть* ручек в виде круглых выпуклых накладок - чашек с кольцами (медь, кольцо - железо),  18 медных дверных петель;  * в настоящее время пять ручек демонтированы и хранятся в храме   балкон со стороны северного фасада на уровне 4-го этажа башни-гонкана, основание балкона – объем помещения 3-го этажа, декорированный лицевым красным кирпичом с двумя поясами майоликового кирпича по верхнему и нижнему краю;  ограждение балкона кованого черного металла из вертикальных стоек с тетивой по верхнему и нижнему краям, с композициями в  виде завитков растительного орнамента;  венчающий фриз двухэтажного объема здания с поясом гладкой штукатурки по нижнему краю, с поясом стилизованных сложносоставных керамических кронштейнов, зрительно поддерживающих верхний ярус фриза, состоящий их полосы лицевого кирпича, обрамленной майоликовыми вставками с гладкими медальонами по верхнему и нижнему краю;  зеркала-толи и изображения «калачакры» в оформлении венчающего фриза здания – количество (13 зеркал-толей и 3 изображения «калачакры»), местоположение (венчающий фриз основного объема здания и северной башни-«гонкана»)*;  *в настоящее время на южном фасаде здания имеется только 5  зеркал-толей и 2 изображения «калачакры», остальные  демонтированы и хранятся в помещениях храма    Элемент наружного декора здания «калачакра» - габариты, местоположение (на фризе лицевого красного кирпича южного фасада, количество - три)  Медь, выколотка, гравировка, позолота.   Односторонний, со сложным абрисом; основание – сужающееся кверху, с геометрическим орнаментом, у верхней части – контур трехлопастной арки; вдоль наружных краев – стилизованный орнамент из облакоподобных листьев с завитками, повторяющая линию контура орнаментальная полоса в средней части – с выпуклыми дисками; в центре на фоне стилизованных литер – знак из геометрических фигур.*  *происхождение: Внутренняя Монголия.  Зеркала-толи. Медь (бронза ?, томпак ?), выколотка, позолота.   В виде дисков с загнутыми краями.*    *происхождение: Монастырь Ловран, Тибет, Китай ?  венчающий профилированный карниз фигурного кирпича  2-х этажного объема, с полочкой и профилем «валик»;   венчающий фриз башни-гонкана, с узким поясом гладкой штукатурки по нижнему краю, с поясом стилизованных дентикулов, с верхним ярусом фриза из полосы лицевого кирпича, обрамленной майоликовыми вставками с гладкими  штукатурными малыми зеркалами-толи по верхнему и нижнему краю;  ступенчатый аттик в завершении повышенного объема северной башни – гонкана - местоположение, габариты, конфигурация;  венчающий профилированный карниз башни-гонкана;  два объемных изображения «чжалцана» (знак победителя) на крыше основного объема здания – местоположение (восточный и западный углы южной части крыши), габариты, материал (медь, выколотка, золочение).  В форме цилиндра, расчлененного двумя поясками на 3 яруса с колоколообразным навершием и гладким, заостренным в верхней части шаром на нем; на поверхности двух нижних ярусов цилиндра и на поверхности навершия-купола – низкорельефный растительно-геометрический орнамент; в верхнем ярусе – барельефный символический орнамент из лиственно-геометрических элементов (с гнездами для цветных стекол), кистей рук и крупнорельефных голов фантастических животных.*  * происхождение: Внутренняя Монголия.    объемное изображение «ганчжира», в виде фигурного  конуса с фигурными поясками, с навершием в виде шара (форма ступы) – местоположение (завершение аттика северной башни-«гонкана»), габариты, материал (медь, выколотка), конфигурация.   Декоративно-художественная отделка интерьеров и предметы декоративно-прикладного искусства:  Вестибюль:  Пом. 1, пл. 36,4 кв.м.:  покрытие пола полихромной метлахской плиткой серого и красного цветов со стилизованным геометризованным изображением лотосов в центральной части;  отделка верхней части стен  и потолка по периметру всего помещения – лепные орнаментальные пояса и небольшая падуга между ними с полихромной росписью растительного характера (малые зеркала-толи, стилизованные лотосы): местоположение, рисунок, колористическое решение;  дверной проем, ведущий в молельный зал (дуган)– габариты, местоположение;  оформление дверного проема молельного зала:  орнаментированные накладные пояса  (медь, позолота, чеканка, гравировка) –   вдоль наружного края орнаментальная полоса (6 см) из растительных волютообразных  завитков,  с внутренней стороны орнамента – отдельно расположенные стилизованные лотосы (в виде полурозетт; 12 х 6 см, из 15 – 11 утрачено), в нижних углах – две четвертные розетты (6 х 6 см), в верхних – подобные розетты более крупного масштаба (12 х 12 см); средняя полоса (7 см) с орнаментом из загнутых внутрь листьев-завитков; между обеими полосами террасообразные деревянные резные полихромные пирамиды – традиционный орнамент, символизирующий воду;   на наличнике двери с внутренней стороны – отдельные накладные детали: символические изображения «ваджры» (24 х 6 см) (утрачена слева внизу), чередующиеся с 5 разной величины (3, 4, 5 см) выпуклыми малыми зеркалами-толи и двумя полулотосами внизу;   латунный порожек дверного проема с орнаментом из концентрических кругов;  историческое дверное заполнение проема молельного зала:  дверь дубовая, двустворчатая, каждая створка с филенкой;  историческая фурнитура парадных дверей: две ручки, аналогичные ручкам на наружных дверях главного входа (медь);  три медные петли на каждой створки двери;  четыре фигурные батареи калориферного отопления (металл, окраска) –местоположение (по южным углам помещения и по краям дверного проема): основание восьмигранное с решетками из волнистых полос в отверстиях, на ступенчатом плинте; основная часть в виде отходящих от центральной части пластин; навершие – фигурное, многопрофильное, с шаром);  Два дверных  проема по сторонам, один из них ведущий на лестницу, в историческом профилированном обрамлении, с историческими фрамугами геометрической расстекловки;  заполнение дверного проема, ведущего на лестницу: материал (дерево), рисунок  - дверь одностворная, на три филенки;  латунный порожек с орнаментом из концентрических кругов;  Помещение молельного зала (дуган):  Пом.3, пл. 310,4 кв.м.:  декоративно-художественное решение зала, разделенного двумя рядами пилонов на три нефа;  отделка верхней части стен и потолков всех нефов орнаментированными лепными поясами с полихромной росписью -   семь различных поясов (снизу вверх): бронзированный растительный орнамент с круглыми малыми зеркалами-толи, дентикулы («уняа»), пояс из стилизованных листьев с загнутыми концами и медальоном в центре, орнамент «соты», стилизованные кронштейны с изображением лотосов,  пояс из стилизованных листьев с загнутыми концами;  фриз с полихромной росписью в основании многопрофильного карниза: нижний ярус -  полихромное стилизованное изображение драпировок ткани, синяя полоса с золотыми нитями*;  * золочение утрачено  ярус живописного фриза над капителями пилонов  с композициями из   стилизованных изображений лотосов  в обрамлении растительных завитков;  оформление капителей пилонов:   стилизованный рельефный полихромный орнамент в виде завитков и листьев в верхней части фуста,   рельефные полихромные лепные бронзированные капители с поясом  «четки» (бур. «эрхи»), со стилизованными изображениями лотоса на гранях основания, с  монограммами калачакры в обрамлении пояса из листьев и  золочеными буквами алфавита «ланджа» в обрамлении растительных завитков по сторонам  -  на кронштейнах, соединяющих пилон с балками перекрытия;  отделка дверного проема и ниши алтаря –обрамления  с буквенными начертаниями (верхняя перемычка – санскрит, боковые обрамления – монгольское «квадратное письмо»);  ручка дверная типа «скоба» (количество -две ). На бронзовых цапфах с эбонитовым каннелированным стержнем, заканчивающимся шарообразными литыми бронзовыми деталями с цветочными розетками.  покрытие пола полихромной метлахской плитки геометрического рисунка;  полихромное обрамление проема светового фонаря с двумя рядами малых зеркал толи и скульптурными изображениями стилизованных бутонов в углах;  отделка дверных проемов двух помещений по сторонам от алтарной ниши – обрамления  с буквенными начертаниями (верхняя перемычка – санскрит, боковые обрамления – монгольское «квадратное письмо»);  Помещения по сторонам от алтарной ниши для хранения книг и алтарной утвари:  Пом. 4, пл. 13,3 кв.м. и пом.6, пл. 13,2 кв.м.:  фриз с полихромной росписью со стилизованным изображением тканевых драпировок;  покрытие пола полихромной метлахской плиткой с шахматным рисунком по периметру;  латунный порожек с орнаментом из концентрических кругов;  оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: в пом. 4: комплект из четырех шпингалетов, в пом. 6 один шпингалет;  Помещения второго этажа:  Пространство перед балконом-террасой:  Пом. 18, пл. 30,3 кв.м.:  покрытие пола –дубовый  паркет рисунка «елочка»;  дверной проем, ведущий на балкон-террасу, с деревянным заполнением (две пары, внутренняя и наружная): дверь двустворчатая, полусветлая, нижняя часть на две филенки;  оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: восемь на окнах, два на балконной двери;  дверной проем с деревянным заполнением: дверь полуторастворная, каждая створка на четыре филенки;  падуга потолка со ступенчатым профилем простого рисунка;  Пом. 1, пл. 8,9 кв.м. и пом.3 пл. 8,4 кв.м.:  оконные приборы: шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре;  Пом. 10, пл. 29,5 кв.м.:  оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: три;  дверной проем с деревянным дверным заполнением: дверь двустворчатая, каждая створка на четыре филенки;  Пом. 11, пл. 13,3 кв.м.:  оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре;  Пом. 12, пл. 13,8 кв.м.:  оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два;  Пом. 6, пл. 11,5 кв.м.:  оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два;  Пом. 5, пл. 11,3 кв.м.:  оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два;  пом. 4, пл. 11,5 кв.м.:  оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два;  Пом. 15, пл. 11,3 кв.м.:  оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: два;  Объем лестничной клетки башни-гонкана:  Пом. 9, пл. 13,2 кв.м.:  оконные приборы на оконных заполнениях лестницы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: восемь;  ограждения оконных проемов лестничной клетки кованого черного металла, рисунка, аналогичного ограждениям лестницы;  дверной проем с историческим деревянным дверным заполнением: дверь полуторастворчатая, каждая створка на три филенки – материал, рисунок;   потолок над лестничной клеткой с падугой и ступенчатым профилем простого рисунка;  Объем лестничной клетки основного объема:  Пом. 19, пл. 18,5 кв.м.:  оконные приборы на окнах лестницы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: четыре, одна ручка утрачена;  Антресоль.  Помещение перед кабинетом настоятеля:  Пом.2, пл. 36,6 кв.м.:  потолок с падугой и ступенчатым профилем простого рисунка;  дверной проем с историческим деревянным дверным заполнением: дверь полуторастворчатая, каждая створка на три филенки – материал, рисунок;   Помещение 4 этажа башни-гонкана:  Пом.2, пл. 20,1 кв.м.:    оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: десять;  Пом.3, пл. 12,4 кв.м.:    оконные приборы (аналогичны вышеописанным): шпингалет раздвижной, поворотный, латунный (?), с поворотной ручкой и фигурной ручкой-фиксатором с формой в характере модерна (многослойно окрашен) – количество: шесть.  Центральное помещение второго этажа, находящееся над молитвенным залом (дуганом):  Пом. 17, пл. 37,2 кв.м.:  Витражное ограждение проема светового фонаря – местоположение (центральная часть помещения), габариты, конфигурация (прямоугольное), материал (деревянный каркас с витражными вставками);  Витражи ограждения проема:   «Восемь драгоценных предметов Будды»; «Пять видов подношений Триранте»: полихромные, выполнены в свинцово-паечной технике. Витражное стекло офактуренное – цветное и бесцветное в свинцовой оплетке. На каждой стороне по 3 витража, боковые – вертикальные, центральный – двойного размера, широкий. По сторонам и между рам с витражами – матовые рельефные стекла. Витражи вмонтированы в деревянные рамы ограждения.  Витраж «Пять подношений»:   габариты, местоположение (в центральной части каждой из сторон).Количество – четыре.  Композиция, составленная  из зеркала-толи, шелковой ткани под ним, плодов в сосуде,  раковины с благовониями и музыкального инструмента лютни  по сторонам от зеркала. Предметы помещены в широкую чашу. Стекла желтого, белого, зеленого цветов.  Сохранность: загрязнены, пятна краски, почти полностью утрачено желтое стекло сосуда. Междувитражное правое стекло витража на восточной стороне  частично прозрачное, частично рельефное.  Витражи «Восемь драгоценных предметов Будды»:  Витраж «Лотос» (восточная сторона ограждения, боковой левый )  Чашечка раскрытого цветка белого цвета на зеленом стебле с листьями с прорисованными черными линиями жилками.  Сохранность: загрязнен; угловое левое стекло – прозрачное; следы масляной краски..  Витраж «Сосуд драгоценностей» (восточная сторона, боковой правый)  Стекла сиреневого, голубого, желтого цветов.  Трехъярусное сооружение желтого цвета с сиреневыми и голубыми «лепестками» наверху; внизу – развевающиеся ленты.  Сохранность: загрязнен, следы масляной краски.  Витраж «Рыбы» (символ счастья – «Рыбы, исполняющие желания»: северная сторона, боковой левый).  Стекла желтого и зеленого цветов. Два повернутых друг к другу изогнутых тела рыб желтого и зеленого цветов, пересеченные узкой полосой петлевидно изогнутой ткани желтого цвета, в нижних углах – изогнутые листьевидные драпировки.  Сохранность: загрязнен; левое стекло – прозрачное; следы масляной краски.  Витраж «Ритуальный зонт счастья». (Северная сторона, боковой правый)  На ручке с шаром внизу – зонтичный купол с набалдашником-шариком наверху и расширяющейся многочленной нижней частью, от которой вниз спускаются 2 ленты с поднимающимися концами. Стекла желтого, коричневого, зеленого цветов.  Сохранность: пятна краски.  Витраж «Колесо хурдэ (колесо учения)». (Западная сторона, боковой левый)  Стекла желтого, зеленого, серого цветов.  Колесо желтого цвета с концентрическими кольцами, с кружками, тройными кружками по периметру (по восьми осям), со спускающимися вниз лентами, имеющими поднятые концы.  Сохранность: загрязнен, по сторонам рельефные стекла.  Витраж «Ганчжир».  Стекла коричневого, желтого, зеленого, серого цветов.  Разделенная на клетки квадратная фигура (цилиндр при взгляде сбоку) с навершием в форме полога с овалом в центре и шариками по сторонам, внизу – удлиненная ось с шариком на конце, по ее сторонам – развевающиеся ленты.  Сохранность: закрыт дополнительным стеклом, трещины в нижней правой части цилиндра, утраты треугольного фрагмента, внизу – трещина и утрата фрагмента фона, справа с краев – наполовину утраченное и замененное другим рельефное стекло.*  *На южной стороне мозаичные витражи заменены живописной имитацией (поздней) с изображениями:   1) Узел счастья   2) Пять подношений   3) Раковина  В узких промежутках – рельефные стекла.  Демонтированные витражные блоки временно находятся на 2 м этаже.  Витраж «Узел счастья».  Деталь ограждения светового фонаря с южной стороны слева. Стекла золотистого, зеленого и желтого цветов.  Центричная композиция в виде переплетенных полос (полотенец-«хатак») с просветами; в нижних углах – свисающие от «узла» ленты с приподнятыми краями.  Сохранность: загрязнен, трещины, утраты фрагментов стекол, 4 выбоины.  Витраж «Раковина» («самамдума»).  Деталь ограждения светового фонаря с южной стороны справа.  Раковина с мелкозакрученной верхней частью, вертикально поставленная; в нижних углах – отходящие от раковины ленты с приподнятыми краями.  Сохранность: загрязнен, многочисленные утраты стекол слева, справа, внизу, в центре (до половины площади).  остекление верхнего светового фонаря в уровне крыши – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), оформление (композиция из 16 мозаичных полихромных витражей), рисунок (16 повторяющихся буддийских символов «Очир» в круге с ориентированными по сторонам света смыкающимися листьями и стилизованными санскритскими литерами в малом круге в центре).  Витраж светового фонаря  Витражное стекло белого, синего, желтого, зеленого, светло-желтого, светло-зеленого цветов, свинцовая оплетка.   Общая композиция витража состоит из 16 повторяющихся буддийских символов «Очир» в круге с ориентированными по сторонам света смыкающимися листьями и стилизованными санскритскими литерами в малом круге в центре. Витраж вписан в квадрат бесцветного стекла. Каждый квадратный блок вкомпонован в квадратную раму-ячейку, из которых составлена центральная часть (4 х 4) остекления светового проема (6 х 6). По периметру – бесцветное стекло.  Размер: диам – 64 см.  Сохранность: значительное загрязнение, ржавые потеки,   Из 16 мозаичных витражных модулей –5 отсутствуют, из них  3 витражных блока демонтированы (хранятся под лестницей), загрязнены, у одного трещины, утрачена свинцовая оплетка вдоль обода, у второго – утрачена свинцовая оплетка по кругу, у третьего – трещины, утрачены две вставки и фрагмент одной, 6 модулей заменены поздней живописной имитацией.  Сохранившиеся витражные модули частично утратили угловые фрагменты, сохранился только витражный круг, положенный на квадрат бесцветного оконного стекла;    II. Ограда  Объемно-пространственное решение:  габариты и конфигурация трехсторонней ограды, окружающей территорию храма с садом с северной, восточной и южной сторон; ворота – местоположение (центральная часть южной стороны ограды), габариты, конфигурация (с двумя калитками по сторонам).  Конструктивная система:   историческая конструкция глухой ограды:  кирпичная стена (местоположение - южная, восточная, северная стороны ограды; габариты); столбы (местоположение, габариты, конфигурация (квадратного сечения));   историческая стоечно - балочная конструкция ворот – местоположение (центральная часть южной границы ограды), габариты, конфигурация (центральные ворота с двумя фланкирующими калитками), материал (кирпич)  Архитектурно-художественное решение:  южная и восточная части ограды:  материал и характер отделки ограды – гладкая штукатурка, фактурная штукатурка (под шубу), лицевой кирпич, облицовочный кирпич;  материал и характер отделки цоколя – гладкая штукатурка;  оформление верхней части ограды - кладка из лицевого кирпича с поясками из облицовочного кирпича;  венчающая решетка ограды – местоположение, габариты,  материал (металл), техника исполнения (ковка), рисунок (восточный орнамент в виде трезубцев, чередующихся с волютообразными завитками)   окрытия столбов – местоположение, габариты, конфигурация (скатные, конусообразные), материал (металл);  оформление венчающей части ворот - отрезки высокого полихромного антаблемента с фризом из лицевого кирпича с поясками из облицовочного кирпича и лепным карнизом с восточным растительным орнаментом;  заполнение ворот и калиток – местоположение, габариты,  материал (металл), техника (ковка), рисунок (восточный орнамент с вертикальными стойками с навершиями в виде трезубцев и пик и заполнением в виде растительного орнамента (зваполнение ворот) и стилизованного геометрического узла счастья (заполнение калиток));  северная часть ограды:  материал и характер отделки ограды – гладкая штукатурка,  двускатное окрытие верхней части столбов – местоположение, габариты, конфигурация;     III. «Сад»  Объемно-пространственное решение:  насаждения – лиственницы, липы, тип посадок (рядовая).  Объемно-планировочное решение:  планировка сада - центральная дорожка, ориентированная на ворота – габариты, вид покрытия (набивной); площадка перед входом в сад – местоположение, вид покрытия (набивной); дорожка, ведущая от калитки к храму - местоположение, материал (лещадные плиты).    IV. «Дом жилой»  Объёмно-пространственное решение:  габариты и конфигурация четырёхэтажного здания с повышенным объемом лестничного ризалита по двум центральным осям северного фасада;  крыша - исторические габариты, конфигурация (вальмовая), материал окрытия (металл);  слуховые окна – количество (два), габариты, конфигурация (со скатным завершением).  Конструктивная система здания:   фундаменты, исторические наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;  исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий.  Объёмно-планировочное решение:  историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.  Архитектурно-художественное решение фасадов:  лицевой (южный) фасад и южные оси торцевых фасадов:  материал и характер отделки фасада – лицевой кирпич (в уровне второго-четвертого этажей), гладкая штукатурка, руст (в уровне первого этажа);  материал и характер отделки комбинированного высокого цоколя – плиты из известняка, гладкая штукатурка;  оконные и дверные проемы -  местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, витринные оконные проемы в уровне первого этажа южного фасада);  заполнения  оконных проёмов - исторический рисунок,  материал (дерево);  междуэтажный профилированный карниз (между первым и вторым этажами);  профилированный венчающий карниз;  свес кровли, подшитый деревом, на деревянных кобылках;  балконы – количество (одиннадцать),  местоположение (по 1- 4 и 7-10 осям в уровне второго этажа, 4-7 осям в уровне третьего этажа, 2-3 и 8-9 осям в уровне четвертого этажа южного фасада и по 2 крайним южным осям в уровне второго – четвертого этажей торцевых фасадов), габариты, конфигурация (прямоугольные);  ограждение балконов – габариты, материала (металл), техника исполнения (ковка), рисунок (вертикальные торсированные стойки соединенными горизонтальными направляющими);  навес парадного входа – местоположение (по двум центральным осям южного фасада в уровне первого этажа), габариты, конфигурация (пирамидальная), конструкция (на металлических кронштейнах и металлической раме), материал (дерево, материал окрытия- металл);  кронштейны навеса парадного входа – количество (два), местоположение, габариты, материала (металл), техника исполнения (ковка), рисунок (угловые направляющие с заполнением в виде металлических кругов);  дворовый (северный) фасад и северные оси торцевых фасадов:  материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;  материал и характер отделки комбинированного высокого цоколя – плиты из известняка, гладкая штукатурка;  оконные и дверные проемы -  местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);  заполнение оконных проемов – рисунок расстекловки , цвет заполнений (коричневый);  профилированный венчающий карниз;  свес кровли, подшитый деревом, на деревянных кобылках.

Полный адрес: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 91, литера А; дом 93, литера А
Время создания: 1909-1915 гг.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте