Усыпальница великокняжеская с оградой перед царским подъездом

1. Объемно-пространственное решение:  местоположение, габариты, конфигурация сложного в плане здания, состоящего из объема усыпальницы, перекрытого куполом,  и объемов перехода, с царскими покоями и царского подъезда;  купол с люкарнами и венчающей главкой-фонариком, завершенный луковичной позолоченой главкой;  покрытие кровли купола – фиолетовый сланец;  медные ребра жесткости купола, в том числе оформленные золоченым орнаментальным декором и угловые окрашенные под тон сланца.    2.Объемно-планировочное решение: в габаритах капитальных стен.  3. Конструктивная система  конструкция склепа;  свод подвала по металлическим балкам;  сомкнутый свод усыпальницы, подпружные перекрещивающиеся арки;  пилоны;  крестовые своды и подпружные арки галереи-перехода;  цилиндрический свод вестибюля входа в собор;  купольный свод на парусах вестибюля царского подъезда;  исторические вентканалы;  металлическая стропильная система;  система водоотведения от оконных проемов в церковном зале посредством тонких медных трубок.  4.  Архитектурно-художественное решение в приемах Историзма с использованием форм барокко и архитектуры Ренессанса;  оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;  оконные заполнения – двойные металлические, геометрической расстекловки рамы;   усыпальница и галерея-переход -   материал и характер отделки фасадов:  двухчастный цоколь –нижняя часть – серый гранит с профилировкой в завершении, верхняя из известняка с профилем в завершении; фасад  - штукатурка, расчерченная под квадры камня;  радомский песчаник в отделке архитектурных деталей: колонны, капители и базы пилястр, фронтоны, карниз;  центральноосевые раскреповки небольшого выноса восточного, южного и северного фасадов –   пластика стены – сочетание вогнутых углов и четвертей угловых пилястр;  две фланкирующие оконный проем трехчетвертные колонны тосканского ордера на высоком цоколе, несущие лучковый фронтон;  круглый медальон, декорированный растительной гирляндой и увенчанный лепным изображением херувима;  мозаичные изображения в медальонах, мастерская В.А. Фролова – фон зеленый, надписи под титлами (канторель): рядом с Богоматерью -  ΜΡ ΘΥ; с Младенцем Христом – IИС ХРС:  на северном фасаде – Иверская икона Божией Матери - изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке матери, в легком повороте к ней,  благословляющий её правой рукой (двуперстный жест), в левой – со свитком.  на восточном фасаде – Казанская икона  Божией Матери - изображение Богоматери огрудное, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен анфас, фигура ограничена по пояс, правая рука с благословляющим жестом.  на южном фасаде – Федоровская икона Божией Матери - изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, левая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на правой руке Матери, припадая щекой к  Ее щеке.  оформление надфронтонной части –   две стилизованные штукатурные волюты и прямоугольная профилированная штукатурная филенка между ними;  оформление оконных проемов –   профилированные наличники с «ушками», подоконные доски на стилизованных кронштейнах;  линейные и лучковые сандрики на кронштейнах, в том числе с лепными херувимами над линейными сандриками;  фигурные штукатурные филенки в надоконных простенках;   пилястры, сдвоенные и фланкирующие оконные проемы с базами и капителями;   венчающий профилированный карниз основного объема;  профилированные филенки с фигурным металлическим окрытием и лепным изображением херувима;  8 керамических  урн на углах аттиковых стенок декорированных гирляндами, орнаментальной полосой мотива «бегущая волна»; на круглых ножках, с крышками, оканчивающиеся факелами.    штукатурный фриз;  венчающие профилированные карнизы;  раскрепованная аттиковая стенка (основание купола) с лепным декором в виде отрезков фриза с орнаментом «бегущая волна»;  окна-люкарны в куполе, завершенные штукатурным щипцом; оформлены лепным обрамлением в виде гирлянд растительного мотива;  основание фонаря, прямоугольное в плане, с декоративными по углам медными золочеными урнами и орнаментальными золочеными фризами по сторонам;  оформление главы-фонаря –   полуциркульные оконные проемы, оформленные трехчетвертными колоннами с капителями композитного ордера;  подоконные доски;  лучковые профилированные фронтоны;  скошенные углы, оформленные филенками;   золоченая глава, с выделением фальцевого соединения;  круглые окна люкарны с окрытием и венчающими стилизованными урнами;  золоченые барабан и луковичная главка, увенчанная четырехконечным крестом на яблоке;  балюстрада в виде балясин с тумбами на пониженном объеме;  оформление оконных полуциркульных проемов галереи-перехода – профилированные наличники с декоративным замком в виде волюты, оформлены в завершении лепными провисающими гирляндами;     фасады царских комнат  -   неглубокие ниши оконных проемов;  филенки в надоконных простенках с лепными провисающими гирляндами;  аттиковые кирпичные оштукатуренные тумбы с керамической балюстрадой с прорезными круглыми отверстиями;  фасады царского подъезда –  облицовка фасада радомским песчаником;  портал царского подъезда – в виде раскреповки неглубокого выноса с вогнутыми углами и  колоннами тосканского ордера, на которых покоится  полуфронтон;  наличник, оформляющий входной проем- штукатурный профилированный;  сандрик, на кронштейнах;  штукатурная гладкая филенка над проемом;  две гирлянды по сторонам тимпана и штукатурная филенка в центре с мозаичным изображением;  мозаика «Спас Нерукотворный», мастерская В.А. Фролова – на золотом фоне (канторель) плат с ликом Иисуса Христа;  профилированный наличник полуциркульного окна;   дверное заполнение входа царского подъезда – деревянные филенчатые, двустворчатые двери, с верхней остекленной фрамугой; створки декорированы накладной деревянной резьбой в виде драпировок на филенках, львиными маскаронами, обрамленные отрезками меандра; горизонтальный нащельник под фрамугой декорирован орнаментальной резьбой с мотивом «бегущая волна»;   дверная фурнитура – металлическая ручка -фаль, оформлена лиственным рельефным декором;  неглубокие ниши оконных проемов;  штукатурные профилированные наличники с подоконной фигурной филенкой; с декоративным замком в виде волюты, обрамленный драпировкой;  антаблемент – гладкий фриз, профилированный карниз с сухариками;  аттиковая стенка, декорированная фризом;  купол, увенчанный греческим четырехконечным крестом;  окна-люкарны на гранях купола;  5. Декоративно-художественная отделка интерьера:   Оформление парадного вестибюля и галереи –   тамбур – деревянный, филенчатый, с закругленными углами со стороны вестибюля, с остекленной прямоугольной фрамугой и профилированным карнизом; нащельник под фрамугой декорирован орнаментальной резьбой с мотивом бегущая волна;   дверные заполнения- деревянные, двустворчатые, филенчатые двери  – материал, рисунок;  лепной декор парусов свода в виде лепных венков с бантами;  лепные розетки, оформляющие софиты арок;  цоколь – исторический материал;  штукатурная поверхность стен и сводов, расчерченная под квадры камня;  профилированные наличники дверных проемов, с гладкими филенками в надверном простенке;  профилированные наличники оконных проемов;  внутренние металлические переплеты заполнений геометрического рисунка;  оконная фурнитура  - латунные шпингалеты, поворотные, с ручками в виде петли;  оформление зала усыпальницы –   цоколь серый гранит с профилировкой в завершении;  белые мраморные панели;  гладкая штукатурка в отделке стен;  пилястры, оформляющие западные и восточные  пристенные и отдельно стоящие пилоны, пилястры в межоконных простенках, в том числе с капителями композитного ордера на пилястрах с западной и восточной стороны пилонов и в межоконных простенках, с лепными херувимами;  профилированные архивольты арок и софитов между пилонами;  лепное оформление софита арок между пилонами – розетка в профилированной филенке, профилированные архивольты с замком, раскрепованные импосты с лепными херувимами под ними; лавровая гирлянда в основании;  две лепные композиции из пальмовых ветвей в лавровых венках - со стороны зала над архивольтами пилонов и над арочными нишами надоконных простенков;   раскрепованный антаблемент – с гладким фризом и сложнопрофилированным карнизом с «сухариками» и поясом иоников;  оформление оконных проемов –   колонки из черного лабрадора с бронзовыми базами и капителями, поддерживающие раскрепованные импосты арок с декоративными замками;  прямоугольные профилированные наличники;  лепное оформление свода –   арочные ниши по периметру основания свода;  пояс меандра;  филенки с лучковым завершением в центральных сегментах;  профилированные наличники окон-люкарн с растительными гирляндами в основании, с замковым камнем в обрамлении лент;  кессонированные с розетками софиты подпружных арок;  лепные композиции в угловых зонах свода -  херувим в центре, обрамленный гирляндами, с горящим факелом в завершении.  оформление скуфьи свода – лепное золоченое сияние с символическим равносторонним треугольником с надписью: БГЪ.  профилированные наличники окон-люкарн;  латунные жалюзи с фурнитурой;  покрытие пола – набор мраморными плитами в два цвета (тёмно-серый и белый) в галерее и с центральной орнаментальной розеткой в виде многоконечной звезды в усыпальнице.  тип покрытия пола царских комнат – материал (дерево), паркет;   решетки вентиляционные - латунные, квадратной формы, с ромбовидной перфорацией (по две штуки с южной и северной стороны над цоколем);  царские комнаты –   Помещение № 9  (15,6 м.кв.)   люстра - латунная, на 6 светоточек. На профилированном ободе, декорированном рельефом в виде листьев аканта закреплено три бабешки с ложчатым рельефом; подвешена на трех ажурных цепях.  потолочная розетка -  с ложчатым рельефом и «бусами» по краю.   Помещение № 10  (57,3 м.кв.)  люстра - бронзовая, на 12 светоточек, в виде ажурной корзины подвешенной на цепях. Корзина двухярусная: в верхнем ярусе, по периметру - полоса рельефа из повторяющихся композиций в виде обращенных друг к другу грифонов поддерживающих венок; в нижнем ярусе -веерообразная розетка из пальметт. Корзина смыкается шишкой пинии. На ободе расположено  шесть кронштейнов в виде полуфигур богини Славы, держащей в руках пальмовые ветви с закрепленными на них бабешками с бронзовыми профитками. Корона из пальметт.  потолочная розетка -  с внешним ложчатым рельефом и внутренним растительным орнаментом.  Помещение № 11 (42,7 м.кв.)  Люстра - бронзовая, на 12 светоточек. На широком, патинированном ободе с рельефом из гирлянд и женских масок закреплено шесть сдвоенных кронштейнов в виде завитков, с декором из стилизованных листьев, заканчивающихся рельефными бабешками и свечами матового стекла. В нижней части -поддон с гравировкой в виде веерообразных остролистников, в центре которого шишка. Люстра подвешена на шести ажурных цепях. Корона из пальметт.   потолочная розетка -  с иониками по краю и внутренним растительным орнаментом.   местоположение солеи, ограждения солеи, царских врат алтаря; мраморных киотов на гранях восточных пилонов со стороны солеи;  полихромный, живописный (свинцово-паечная протяжка) витраж в полуциркульном восточном окне алтаря, рама – черный металл; по эскизу Н.А. Бруни, 1906 г., воссоздание 2006 г.; сюжет  – Воскресение Христово;   надгробия великокняжеских захоронений – местоположение, габариты, историческое оформление, материал (мрамор).       6. Ограда с воротами в приемах неоклассицизма;  местоположение – со стороны площади;  конструкция ограды с воротами – на гранитном цоколе и колоннах на кубических основаниях;  материал и техника решетки и створов ограды – металл, ковка;  устои ограды в виде колонн, с капителями, на которых установлены гранитные урны;  решетка и створы ограды геометрического рисунка с пиками в завершении;  ворота – двустворные на устоях-колоннах.

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, дом 3, литера Б
Время создания: 1896-1908 гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте