Объемно-пространственное решение: монументальные сооружения в виде колонны, декорированной скульптурными изображениями ростр, установленной на двухъярусном прямоугольном в плане стилобате и увенчанной смотровой площадкой, решенной как капитель колонны (на площадке установлен жертвенник) – первоначальные габариты сооружения, высотные отметки (две колонны идентичны друг другу за исключением монументальной скульптуры стилобатов). Конструктивная система: кирпичные своды стилобатов, наружная облицовка стен стилобатов блоками серого гранита – первоначальные габариты блоков, цвет и текстура камня, характер обработки его поверхности (бучардированная), каменные стены фустов колонн (в нижней части сложены из кирпича, в верхней - из блоков пудостского известняка), винтовые каменные лестницы внутри фустов колонн, ведущие на смотровые площадки, с известняковыми ступенями, закрепленными в кирпичную кладку стен и центрального опорного столба. Объемно-планировочное решение: габариты внутренних винтовых лестниц. Архитектурно-художественное решение фасадов: материал и характер отделки фустов колонн – штукатурка, окраска; декор фустов: попарно размещенные на противоположных сторонах колонн (по шесть на каждой колонне) объемные ростры, декорированные маскаронами либо головами собак – декоративное решение, материал (окрашенная медь), историческая конструкция (на металлических каркасах), попарно размещенные между рострами плоскостные изображения якорей (по шесть на каждой колонне) – декоративное решение, материал (окрашенная медь); декор стилобатов: объемные ростры, декорированные скульптурными изображениями крылатых сирен (по две на каждой колонне, с западной и восточной сторон стилобатов) – декоративное решение, материал (окрашенная медь), историческая конструкция (на металлических каркасах), монументальная аллегорическая скульптура (1805-1810 гг., скульпторы Камберлен Ж., Тибо Ж., каменотес Суханов С.К., пудостский известняк) на стилобатах: северная колонна «Волга» (на северной стороне стилобата) – фигура сидящей женщины в хитоне, на колени наброшен плащ; в левой руке держит рог изобилия, поднятой правой поддерживает кормило; «Днепр» (на южной стороне стилобата) – фигура обнаженного бородатого мужчины, левой рукой опирается на весло (выполнено из меди), правой поддерживает кувшин с изливающейся из него водой; на отставленную в сторону левую ногу наброшена драпировка; южная колонна «Нева» (на южной стороне стилобата) – фигура сидящей женщины в хитоне, на плечи колени наброшен плащ; правой рукой поддерживает весло, левая покоится на якоре; «Волхов» (на северной стороне стилобата) – фигура сидящего обнаженного мужчины; в правой поднятой руке держит весло (выполнено из меди), левую положил на кувшин с изливающейся из него водой; через правое плечо переброшена драпировка; двери, ведущие внутрь стилобатов колонн, по две на каждой колонне – исторический материал (дерево, обшитое металлическими листами, декорированными снаружи геометрически расположенными накладками из металлической полосы), облик (в верхней части устроены ромбообразные окошки, забранные металлическими сетками; ручки выполнены в виде кованых колец); смотровые площадки – исторические габариты и конфигурация, профиль (представляет собой стилизованные эхин и абаку капители колонны) и материал (окрашенная медь), габариты и рисунок металлического парапетного ограждения; жертвенники на вершине колонн, представляющие собой установленные на треножниках ложчатые чаши с орнаментированным антаблементом, украшенным букраниями, – исторический облик и декор (по проекту Ж.-Ф.Тома де Томона), материал (металл); ограждения вокруг колонн – провисающие цепи из кованых металлических колец, закрепленных на граненых тумбах из монолитного гранита-рапакиви; мощение площадок вокруг колонн (внутри ограждений) гранитными плитами – исторический цвет и текстура камня, габариты плит. Декоративно-художественное оформление интерьеров: исторический характер отделки стен помещений стилобатов и фустов колонн – неоштукатуренная кирпичная и каменная кладка; металлические поручни круглого сечения на лестницах.