Объемно-пространственное и планировочное решение территории: композиция памятника, состоящего из двух зданий, исторически являвшихся домовладением, принадлежавшим семье Елисеевых, и соседствующих друг с другом во фронте застройки Биржевой линии – Биржевая линия, дом 14, литера А (обозначен на плане № 1) и Биржевая линия, дом 12, литера А (обозначен № 2). Здание по адресу: Санкт-Петербург, Биржевая линия, дом 14, литера А Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация в плане четырехэтажного здания; габариты (до отметок венчающего карниза) внутреннего двора; габариты воротного проезда; конфигурация лицевого ската крыши, высотные отметки конька; материал кровли – листовой металл, исторический колер его окраски. Конструктивная система: наружные и внутренние капитальные стены, кирпичные своды воротного проезда и помещений первого этажа; исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий; парадная лестница: объемно-пространственная композиция, исторические габариты, конструктивное решение (мраморные, выше второго этажа – известняковые ступени, консольно закрепленные в стену) и архитектурно-декоративное оформление (см. п. 5), Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение парадных помещений бывшей квартиры Г.Г.Елисеева во втором этаже (помещения, перечисленные в п. 5). Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение лицевого фасада, обращённого на Биржевую линию, выполненное в характере архитектуры историзма: фасад горизонтальными профилированными тягами разделен поэтажно; первый этаж и боковые лопатки обработаны рустом «под шубу», оконные проёмы декорированы профилированными наличниками с сандриками, различающимися поэтажно; материал и характер отделки – окрашенная штукатурка; первоначальные профили тяг и карнизов; габариты и конфигурация оконных и дверных проемов, в т.ч. больших витринных окон первого этажа; исторический материал (дерево), расстекловка и цвет оконных заполнений; балкон третьего этажа на трех орнаментальных кронштейнах чугунного литья, с орнаментальным ограждением, аналогичным ограждению террасы (металл, литье); балкон-терраса, оформляющая главный вход – два столба чугунного литья поддерживают балкон второго этажа, служащий одновременно козырьком входа; орнаментированное ограждение балкона (металл, литье); двери главного входа четырехпольные, полусветлые, филенчатые (филенки фигарейные, в два яруса, в нижнем ярусе квадратные, с вынутыми углами, в верхнем – прямоугольные), с остекленной фрамугой (дуб); архитектурное решение фасада внутреннего двора, включая: материал и характер отделки – окрашенная штукатурка; отделка оконных поемов профилированными наличниками, рустованные лопатки, профилированный венчающий карниз, габариты и конфигурация оконных и дверных проемов (для проёмов первого этажа – габариты ширины и верхние отметки); исторический материал (дерево) и характер расстекловки (без переплетов) окон парадных помещений б. квартиры Г.Г.Елисеева (часть второго этажа); единообразие цветового решения и рисунка переплетов прочих оконных заполнений; балкон второго этажа вдоль окон б. Кабинета Г.Г.Елисеева – на три оси, прямоугольный в плане с полукруглой, выдвинутой вперед центральной частью, опирающейся на оштукатуренное основание в виде профилированной полукруглой базы, опирающейся на полуколонну с гладким фустом; ограждение металлическое кованое; балкон на уровне третьего этажа восточного фасада на кронштейнах чугунного литья с орнаментальным ограждением (металл, литье). Декоративно-художественное оформление интерьеров: Вестибюль: архитектурно-художественное оформление интерьера, включающее оформление коробового свода поперечными орнаментированными тягами, делящими его на отдельные сегменты, в центр которых помещены круглые розетки высокого рельефа, чередующиеся с небольшими лепными композициями растительного характера; основания сегментов заполнены лепкой в виде переплетенных листьев; фриз в виде аркатурного пояса с вписанными а арки лепными фигурками драконов; оформление стен рустом; историческое колористическое решение стен и свода с альфрейной разделкой плоскостей под искусственный мрамор и полихромной окраской лепки (восстановлена при реставрации 2009 г.); скульптурное изображение дракона в арочном проёме, разделяющем вестибюль и парадную лестницу; Парадная лестница: объемно-пространственная композиция, исторические габариты, конструктивное решение, архитектурно-художественная отделка: ограждение (металл, ковка) в виде крупных завитков с розетками в центре; поручень деревянный профилированный; отделка потолков лестничных площадок (над первым и вторым этажами) лепным декором растительного характера; на потолке площадки второго этажа – в виде квадратных кессонов, обрамленных порезкой в виде лавровых гирлянд, в центре – объёмные розетки из скрученных листьев аканта; лепной декор оформления стены площадки второго этажа в виде геральдических щитков, помещённых в простенки между дверями, в обрамлении растительного орнамента; оформление торцевых стен этой же площадки зеркалами, по форме и размеру аналогичных дверям; исторические колера полихромной окраски лепного декора стен и потолков (восстановлены при реставрации 2007 г.); исторический характер разделки плоскостей стен под искусственный мрамор (жёлтый на больших плоскостях, «под змеевик» - в простенках) (восстановлен при реставрации 2008 г.); световой фонарь в перекрытии – историческая конструкция, рисунок расстекловки; двери лестничной площадки второго этажа (3) двупольные дубовые с полуциркульными фрамугами. Каждая створка на 2 филёнки с заполнением зеркальным полотном с фацетом. По периметру каждого зеркала – выполненный краской меандр. На нижних филёнках кованые решётки с мотивами завитков аканта и акантовых розеток. На обвязке двери деревянные накладные детали в виде гладких розеток-патер. Со стороны Передней створки и фрамуги имеют заполнение в виде глухих фигарейных филёнок. выстилка полов лестничных площадок мраморной крошкой с розеткой из стилизованных завитков аканта в центре. интерьеры 2-го этажа (бывшая квартира Г.Г.Елисеева, отделка по проекту Г.В.Барановского) Передняя: объемно-пространственная композиция (помещение, раскрытое тремя большими арочными проёмами, украшенными в углах лепными кронштейнами, в соседние Танцевальный зал, Кабинет и Столовую) и архитектурно-декоративное оформление (восстановлены при реставрации 2009 г.), включающее: оформление перекрытия, имитирующее световой фонарь – три прямоугольные гладкоокрашенные филенки в центре разделены живописным орнаментом и обрамлены падугой с рельефным лепным вызолоченным декором в виде крупных завитков аканта; по периметру – живописный орнаментальный пояс в характере «неогрек» (темперно-клеевая роспись по штукатурке); лепной, полихромно окрашенный, фриз с изображением стилизованных листьев лотоса; широкий живописный фриз по периметру помещения, стилизованный под образцы древнегреческой вазописи – на синем фоне силуэтные в желто-золотистом тоне изображения пейзажей и сцен с фигурами в античных одеждах (темперно-клеевая роспись по штукатурке); исторический характер отделки гладей стен – в нижней части альфрейно разделаны под искусственный, чёрный с жёлтыми прожилками, мрамор, в средней части, от нижней панели до фриза – окрашены в насыщенно синий цвет. Кабинет: перекрытие выпущенными дубовыми балками разделено на крупные квадратные и меньшие прямоугольные кессоны. В квадратных кессонах помещены мозаичные полихромные вставки – в центре потолка с геометрическим орнаментом в виде волны, вписанной в круг, в центре которого – многолепестковая акантовая розетка; по осям потолка – 4 мозаичные вставки с геометрическим орнаментом в виде композиции из стилизованных пальметт в квадратном поле на красном фоне с «кабошонами» по углам; по углам потолка – 4 мозаичных вставки с геометрическим орнаментом, вписанным в круг на золотом фоне, с «кабошонами» по углам; стены по всей высоте отделаны дубовыми панелями, разделанными фигарейными филёнками, средние филёнки с набором «в конверт»; Оконные проёмы оформлены аркадой на каннелированных колонках. Стволы колонок в нижней части сложной формы. Между архивольтами арок – резьба в виде картушей и лент. Фриз разделён резными кронштейнами на прямоугольные филёнки с чередующимся заполнением резным декором в виде акантовых завитков и картушей или мозаичными вставками. Карниз с поясом иоников и модульонами. По сторонам от камина панели являются створками дверей; мозаичные полихромные вставки фриза (8 штук, размер каждой около 30х60 см): с изображением якоря на морском берегу; с изображением кораллов; с изображением кактуса на берегу; с изображением бочки на берегу; с изображением лодки на песке; с изображением грибов на траве; с изображением водяной лилии; с изображением раковины на берегу. камин средистенный, с шатровым завершением (дуб, резьба, мрамор, керамика): плинт разделен филёнками; по сторонам топки к плинту крепятся консольные полочки-сиденья. Топочный проём фланкирован резными волютообразными кронштейнами, декорированными растительным орнаментом и львиными маскаронами. Кронштейны опираются на львиные лапы. Топочный проём прямоугольный, обрамлён чёрным с белыми проджилками мрамором. Топка выложена кирпичем. Внутри – чугунный таган, латунный ящик для угля. Топка имеет латунный экран с лилией в центре. Над топкой – полоса резных цветочных розеток. Фриз декорирован резными завитками аканта. Карниз профилирован, в нижней части – полоса резного орнамента в виде розеток, перевитых лентами. Над кронштейнами карниз раскрепован, поддерживается двумя резными модульонами, декорированными акантом. По центру карниза – полукруглый выступ консольной полочки, снизу оформленный акантом. Шатровое завершение имеет сложную форму. С лицевой стороны к шатру пристроен аттик с резьбой в виде рогов изобилия и завершением в форме лучкового фронтона. На лицевой стороне аттика вмонтировано декоративное керамическое блюдо с подглазурной росписью с изображением белых цветов. Боковые стороны шатра оформлены полукруглыми выступами. Навершие шатра в виде двух встречных волют с раковинами над ними. Плита перед топкой серого мрамора. Размеры: высота около 380 см, ширина – около 200 см., глубина – 88 см. на стенах по периметру помещения бронзовые литые орнаментальные накладки двух типов: в форме фигурного картуша - прямые (8 штук) и угловые (4 штуки); подоконники чёрного с белыми прожилками мрамора, с профилированной кромкой (3), размер: 210х37 см. Танцевальный зал объемно-пространственная композиция (помещение, обращённое окнами на Биржевую линию, разделённое колоннадой из трёх пар колонн на основной объём и боковой компартимент; основной объём, в свою очередь, разделен на три неравные части – центральную и две боковые – арками, поддерживаемыми кариатидами) и архитектурно-декоративное оформление (восстановлены при реставрации 2014 г.), включающее: оформление перекрытия лепным декором измельченного растительного орнамента в характере рококо с мотивами цветов, трельяжной сетки, картушей, вазонов, изображениями птиц, женских маскаронов; полихромная окраска лепного декора; центральный живописный плафон (холст, масло): в небе, среди облаков, возлежит, опираясь на льва, женская фигура в желтой драпировке, со скипетром в руке. Вокруг – путти и птицы. Слева – летящая женская фигура, справа в верхнем углу – сидящая на колеснице женщина, в колесницу впряжены ласточки. Размер: около 350х200 см. Два малых живописных плафона (холст, масло): - женская фигура в розовой драпировке с лирой изображена сидящей на облаке, возле неё – девушка в венке из роз, над ними – летящий амур с лирой; - женская фигура в венке, играющая на двойной флейте, у ног женщины – бубен, рядом фавн с бубном в поднятой руке, над ними – летящий амур. Размер каждого плафона: около 200х200 см. колонны (шесть) композитного ордера, четыре из них размещены попарно; фусты отделаны бледно-розовым искусственным мрамором и обвиты лепными цветочными гирляндами; сложноорнаментированные лепные капители частично вызолочены; скульптуры кариатид, фланкирующие арки – женские фигуры в драпировках одной рукой поддерживают складки одежды, другой – кронштейны арок; скульптор Д.И.Иенсен (на одной скульптуре сохранилось клеймо мастерской); отделка стен прямоугольными филёнками в обрамлениях лепки, поля филёнок отделаны искусственным мрамором бледно-розового цвета; вентиляционные решётки прорезного металла в виде розеток в потолке бокового компартимента зала; лепные дверные наличники в виде сандрика, под которым размещена гирлянда из цветов и плодов; дверь в Гостиную двупольная, филенчатая, обильно украшенная резным орнаментом в характере рококо (дерево, окраска, частичное золочение); скульптура «Девушка с раковиной» (белый мрамор) – изображена в рост обнаженная девушка с распущенными волосами, держащая в высоко поднятой левой руке раковину (конец XIX в., Франция - ?). Высота – около 180 см. Гостиная: лепной плафон, выполненный в характере историзма – в центре круглая розетка, вписанная в прямоугольное панно, образованное профилированной тягой, заполненное завитками аканта и декорированное с двух сторон крупными рокайлями с женскими гермами; вокруг – трельяжная стека; падуга, заполненная трельяжной сеткой, по углам – композиции в виде картушей, поддерживаемых амурами и заполненных изображениями птиц в гнезде; по центру падуг – фигурные картуши с лепными цветочными букетами; оформление стен прямоугольными филёнками в рамах, образованных лепной порезкой; историческая полихромная расколеровка стен и лепного декора (восстановлена при реставрации 2014 г.); дверное заполнение – материал (окрашенное дерево), рисунок (филенчатое) Будуар: лепной плафон – по периметру перекрытия лепной орнамент (порезки, растительные гирлянды), с двух сторон – пояса из трех кессонов: в боковых, квадратных, розетки из акантовых листьев, в средних, прямоугольных, композиции из грифонов, поддерживающих вазоны; в центральную квадратную часть плафона вписан круг, образованный профилированной тягой с лепным орнаментом в виде перевитых лентами цветочных гирлянд, с двух сторон украшенных картушами (в круг помещен живописный плафон), углы заполнены композициями из завитков акантовых листьев; плафон живописный (холст, масло) – в небе среди облаков изображена длинноволосая полуобнаженная женщина в прозрачной драпировке, украшенной орнаментом в виде звезд. За фигурой женщины – полумесяц, рядом – фигурки амуров и мальчик в венке из маков, держащий в руке маки со спелыми коробочками (Морфей ?); живописный полихромный фриз по периметру перекрытия (масло по штукатурке) с изображением гирлянд роз на фоне облачного неба; историческая полихромная расколеровка лепного декора (восстановлена при реставрации 2014 г.). Столовая: оформление кессонированного перекрытия – по периметру восьмиугольные кессоны, орнаментированные лепной порезкой, в их центр помещены розетки высокого рельефа из акантовых листьев (первоначально служили для крепления плафонов светильников); центральное поле перекрытия заполнено переплетающимися прямоугольными и вытянутыими восьмиугольными кессонами; первоначальный колорит и рисунок росписи полей внутри кессонов – орнаменты золотистого тона по синему фону* * сохранился фрагментарно лепные заполнения простенков восточной стены: над керамическими панно – провисающие плодовые гирлянды, выше – фигурные сандрики и круглые ниши с горельефными вазонами, над ними - полуциркульные сандрики; декоративные керамические панно на восточной продольной стене помещения – прямоугольной формы, помещены в рамы из лепных орнаментированных тяг: - панно с изображением двух уток, плавающих в озере, слева – деревянный навес, справа, на фоне розовеющего неба, дерево; - панно с изображением лунной ночи. Луна в облаках, слева – деревья, в небе – летящая птица; - панно с изображением водного пейзажа – голубая вода, выше - лиловое небо в облаках; на фоне воды – водяные лилии и травы; - панно с изображением бурного моря с пенистыми волнами и брызгами пены; справа внизу – маяк с ярким лучом света; небо закатное у горизонта, в небе – чайка; историческая полихромная расколеровка лепного декора перекрытия и стен. бывш. Гостиная: реставрационный зондаж на стене со следами первоначальной окраски (выполнен в 2014 г.); дверное заполнение – материал (окрашенное дерево), рисунок (филенчатое). помещение 337 (третий этаж): лепной плафон – центральная часть без декора, по периметру пояс прямоугольных кессонов, заполненных чередующимися изображениями пчёл и орнаментальными композициями из завитков аканта; помещение 339 (третий этаж): лепной плафон – плоскость потолка обрамлена овальной рамой из поясов орнаментальной порезки, в центре овальной формы розетка, обрамленная растительной гирляндой; по периметру – пояс провисающих гирлянд, сплетенных из плодов и цветов; помещение 341 (третий этаж): лепной плафон – поле перекрытия профилированными тягами разбито на сегменты – в центре восьмиугольный, заполненный измельченным геометрическим орнаментом; от него крестообразно отходят четыре прямоугольных поля, заполненные аналогичным орнаментом; между ними – трапециевидные поля с вписанными в них окружностями. двери в помещениях третьего этажа – двупольные, деревянные, окрашенные, филёнчатые – каждая створка разбита на четыре фигарейные филёнки с вынутыми углами. Здание по адресу: Санкт-Петербург, Биржевая линия, дом 12, литера А Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация в плане здания, состоящего из двух корпусов – северного двухэтажного с мансардным этажом и южного трехэтажного, расположенных по красной линии Биржевой линии; габариты внутреннего двора; конфигурация, габариты и высотные отметки крыш, включая историческую мансарду северного корпуса; исторические дымовые трубы; материал кровли – листовой окрашенный металл. Конструктивная система: наружные и внутренние капитальные стены, кирпичные своды первого этажа; парадная лестница: объемно-пространственная композиция, исторические габариты, конструктивное решение и архитектурно-декоративное оформление. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение лицевых фасадов в характере историзма: фасад северного корпуса по первому этажу в нижней части обработан крупным профилированным рустом, по второму этажу – отделан мелко фактурованной штукатуркой, окна оформлены профилированными наличниками с прямыми сандриками на кронштейнах; фасад южного корпуса обработан рустом различающегося по этажам рисунка (в нижней части первого этажа – крупный фактурованный руст), центральный вход выделен массивным штукатурным фактурованным порталом из крупных рустов; 2-3-й этажи объединены лопатками, обработанными мелким горизонтальным рустом; окна второго этажа с профилированными широкими полуналичниками и замковыми камнями; материал и характер отделки – окрашенная штукатурка; первоначальные профили тяг и карнизов; габариты и конфигурация оконных и дверных проемов, включая витринные окна первого этажа; исторический рисунок, материал (дерево) и цвет* заполнений оконных проемов; * по результатам архивных и натурных изысканий архитектурное решение дворового фасада, включая: материал и характер отделки – окрашенная штукатурка; габариты и конфигурация оконных и дверных проемов.