Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация двухэтажного, на полуподвалах, с мансардой здания, включая объем тамбура главного входа на западном фасаде, раскреповку в три оси на южном фасаде, аттиковые надстройки в уровне мансардного этажа; габариты и конфигурация крыши (мансардная с переломом, со световым фонарем над южной частью здания, двускатная над северной частью), включая высотные отметки коньков; материал окрытия (железо), соответствующий историческому. Конструктивная система: исторические конструкции: сводчатое перекрытие наружного тамбура главного входа; исторические наружные и внутренние капитальные кирпичные стены; коренные кирпичные своды с распалубками, на подпружных арках подвального (цокольного) этажа; исторические отметки плоских междуэтажных перекрытий; исторические лестницы: лестница на второй уровень вестибюля – одномаршевая, средистенная, со ступенями лещадной плиты; ограждение лестницы – чугунного литья, с мотивами растительного орнамента и завитков; парадная лестница - двухмаршевая, средистенная, со ступенями лещадной плиты; ограждение маршей и верхней площадки лестницы - чугунного литья, с мотивами растительного орнамента и завитков; служебная лестница – трехмаршевая, на косоурах, ступени и покрытие площадок лещадной плиты, материал ограждения – черный металл. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, исторические габариты помещений с отделкой. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов в характере стиля классицизм с элементами в стилистике петровского барокко; лицевые фасады: материал отделки цоколя - известняковая плита; материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка; балкон в уровне 2-го этажа южного фасада, на оштукатуренных кронштейнах, с ограждением в виде балюстрады (балясины металлические); оформление проема балконной двери прямым сандриком на кронштейнах; местоположение, габариты, конфигурация дверных проемов (проема главного входа и балконного проема); портал главного входа, оформленный колоннами с ионическими капителями, несущими антаблемент с треугольным фронтоном с окном-люнетом; местоположение, габариты, конфигурация оконных проемов, включая проемы 3-го мансардного этажа – с лучковыми и полуциркульными перемычками, окно-люнет в тимпане фронтона над парадным входом;атериал (дерево), рисунок (Т-образный, для проемов в аттиковых надстройках – многочастный), цвет (коричневый) оконных заполнений; подоконные доски (отливы) оконных проемов 1-2-го этажей известняковой плиты; оформление оконных проемов 2-го этажа прямыми сандриками на кронштейнах, с филенками в поле сандриков; оформление проемов 3-го мансардного этажа рустованными наличниками, проемов в аттиковых надстройках профилированными наличниками; вертикальные членения фасадов угловыми (огибающими) лопатками на высоту 1-2-го этажей, стилизованными пилястрами в уровне аттиковых надстроек; горизонтальные членения фасадов профилированными межэтажными карнизами и подоконным карнизом на уровне аттиковых надстроек; венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным карнизом на модульонах; аттиковые надстройки, завершенные лучковыми полуфронтонами, с криволинейными боковыми стенками (стилизованные очертания волют), с двумя пилястрами, фланкирующими оконные проемы, и орнаментальными рельефными композициями в тимпанах полуфронтонов (гербовый щиток с владельческим инициалом Боткиных («Б»); дворовые фасады: материал и характер отделки цоколя - известняк; материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка; балкон – местоположение, габариты, конфигурация; местоположение, габариты, конфигурация дверных и оконных проемов, в т. ч. оконных проемов аттикового этажа с полуциркульной и лучковой перемычкой; цвет (коричневый) и рисунок оконных заполнений; вертикальные членения фасадов лопатками, в т. ч. угловыми; антаблемент над 2-м этажом с гладким фризом и профилированным карнизом на модульонах; свесы крыши на кобылках над мансардой. Декоративно-художественная отделка интерьеров: вестибюль главного входа (помещение 108): объемно планировочное решение двусветного помещения вестибюля в двух уровнях, с лестницей; тамбур деревянный (орех?), с двумя двустворчатыми и двумя одностворчатыми дверными заполнениями; углы тамбура скошены; створки дверных заполнений – филенчатые, верхние филенки с остеклением; в средней части двустворчатых заполнений – по три малых квадратных филенки с заполнением (на наружном заполнении – со стороны входа, на внутреннем – со стороны вестибюля) полихромной майоликовой плиткой с геометрическим орнаментом в три цвета (зеленый, бирюзовый, синий) на белом фоне; нижние филенки створок – фигарейные, с фальцами и накладными цветочными розетками по углам; боковые одностворчатые двери и потолок тамбура разделаны прямоугольными филенками в профилированных рамах; покрытие пола в тамбуре метлахской плиткой; панели стеновые, штукатурные, с имитацией вертикальной доски и рельефным бордюром; верхняя площадка вестибюля: рама для пристенного зеркала (полотно зеркала утрачено), резного ореха; на профилированном основании, по сторонам – пилястры с резным растительным орнаментом; капители декорированы раковинами, листьями аканта и волютообразными завитками; завершение в виде фриза и карниза; резьба фриза с мотивами побегов аканта в виде волютообразных завитков с цветочными розетками; по центру – мужской маскарон с бородой; карниз профилированный с пояском дентикул и бусами; порталы (2) дверных проемов между вестибюлем и парадной лестницей, а также между вестибюлем и смежным помещением - орехового дерева с резьбой; по конструкции и декору аналогичны раме пристенного зеркала (см. выше); дверное заполнение - двустворчатое, орехового дерева с резьбой, в наличнике (описание наличника – см. выше); каждая створка на три филенки в профилированных рамах с пояском иоников; филенки глухие с рельефной резьбой в виде геральдических композиций; нижняя филенка с изображением грифонов по сторонам вазона в окружении акантовых завитков; в средней филенке по центру – мужской маскарон с бородой, канделябр, крылатые драконы, завитки аканта; в верхней филенке – гротескные женские фигуры, изображения драконов и амуров; покрытие пола нижнего и верхнего уровня вестибюля - метлахская плитка терракотового и серого цветов, с полихромными вставками с изображениями хищных птиц, львов и рыб, вписанными в круг, каждый из которых вписан в квадрат (цвета - серый, голубой, терракотовый, желтый); с пояском меандра белого цвета по периметру вестибюля и площадки второго уровня; завершающий стены профилированный карниз с дентикулами; оформление потолка вестибюля выпущенными параллельными балками с имитацией подшивки деревянной доской (окрашен под дерево); парадная лестница: портал дверного проема между вестибюлем и лестничной клеткой, орехового дерева с резьбой; по конструкции и декору аналогичен наличнику со стороны вестибюля (см. выше); панели стеновые, резного ореха, оформленные фигарейными филенками в профилированных рамах; внизу, у основания лестничного марша, к крайней филенке примыкает декоративная деталь объемной резьбы: акантовые завитки, волюты и крылатая полуфигура грифона с когтистыми лапами;* *голова грифона воссоздана; над панелями, в уровне промежуточной площадки – пилястры орехового дерева с резьбой, объединенные общим карнизом, капители – стилизованные, с маскароном и крылатыми женскими полуфигурами; резьба на пилястрах с мотивами растительного орнамента, изображениями вазонов, путти, трех ангелов с книгой; пилястры поддерживают фриз с пальчиковой порезкой и карниз с резьбой растительного характера; покрытие площадок метлахской плиткой красного и темно-серого цветов (рисунок шахматный диагональный); скамьи встроенные, откидные, на промежуточной площадке (4), резного ореха; на сиденье – плоская резьба в виде геральдической композиции: два льва держат картуш; на обороте сиденья – композиция в высоком рельефе: два дракона терзают голову Медузы (?); локотники заканчиваются спереди оскаленной львиной головой с волютой сверху; локотники переходят в опору волютообразных очертаний на львиной лапе; спинка – общая, в виде стенной панели из четырех филенок с резьбой, в профилированных рамах, разделенных резными пилястрами со стилизованными капителями; композиции в филенках отличаются по рисунку: 1) изображения птиц и гротескные изображения химер по сторонам стебля с завитками; 2) мужские маскароны в профиль по сторонам стебля с завитками, переходящего в рога изобилия; посредине стебля – вазоны, внизу – два сатира; 3) гротескные крылатые драконы, вазоны, в центре – бюст крылатой женщины; 4) по центру – канделябр, завершенный маскароном с вазоном на голове, мужские профильные маскароны, акантовые побеги, птицы; фриз над филенками с растительным орнаментом в виде акантовых завитков и цветов, вазонами и гротескными фигурами животных и птиц; карниз аналогичен карнизу над пилястрами (является его продолжением); верхняя площадка лестницы: отделка западной стены: панели стеновые, ореховые, оформленные прямоугольными фигарейными филенками в рамах с порезкой по контуру и фланкирующими композициями с накладным резным декором в виде плодов; над панелями – пилястры с резным орнаментом, изображением путти и вазонов и стилизованными пилястрами; фриз над пилястрами с резным растительным орнаментом; два дверных одностворчатых заполнения, с наличником и десюдепортом, орехового дерева с резьбой; наличник по периметру декорирован пояском остролиста и бусами; десюдепорт прямоугольный с резьбой в высоком рельефе в виде геральдической композиции: два гротескных изображения грифонов с вазоном между ними, увенчанным раковиной; створка двери на три филенки в профилированных рамах с иониками по периметру: верхние и нижние филенки – квадратные, средняя – прямоугольная, вытянутая по горизонтали; в филенках – резные геральдические композиции с изображениями вазонов, фантастических животных и птиц среди растительных завитков; двустворчатое дверное заполнение, в откосах, с наличником и десюдепортом, орехового дерева с резьбой; откосы разделаны прямоугольными филенками в профилированных рамах, с растительным орнаментом по периметру; наличник двери по периметру декорирован растительным орнаментом и плетенкой; десюдепорт - прямоугольный, с резьбой в высоком рельефе в виде геральдической композиции с изображением птиц на побегах аканта; остекление двухчастной фрамуги (2 стекла) оконного заполнения - стекло «бемское», бесцветное, с травлением; по периметру – тяги; в центре, в окружении растительного и геометрического орнамента в виде плетенки – инициал «Б» (владельческий инициал Боткиных); подшивка потолка над лестничной клеткой, с выпущенными параллельными балками (аналогично потолку в вестибюле); помещения 1-го этажа: помещение 1-Н (22): завершающий стены профилированный карниз с пояском иоников; подшивка деревянной доской потолка с падугой и пояском плетенки с розетками по периметру зеркала потолка; оформление откосов окон филенками; помещения 1-Н (21, 23, 24): завершающий стены профилированный карниз; подшивка потолка деревянной доской; оформление откосов окон филенками; помещение 115: подшивка потолка деревянной доской; завершающий стены профилированный карниз; портал на восточной стене, оформленный стилизованными пилястрами с антаблементом с профилированным карнизом и порезкой в виде пояска иоников; камин средистенный, одноярусный, облицован коричневым с прожилками мрамором; лицевая плоскость фланкирована лопатками с «алмазной гранью»; аналогичная «алмазная грань» – на фризе, по центру фриза – ромб; плоскость вокруг топки зашита металлическим (чугун ?) листом; топочный проем в форме пологой арки с профилированным архивольтом и растительной рельефной композицией по центру; топка внутри отделана металлом; сохранился таган с решеткой; полка с профилированным краем; справа на стене – латунная дверца душника с ручкой-кнопкой и ручка-баранчик; *полка воссоздана; помещения 1-Н(27, 28, 29): завершающий стены орнаментированный карниз; помещение 102: потолок на падуге; завершающий стены профилированный карниз; печь угловая, одноярусная, облицованная белым гладким изразцом; боковые грани скруглены, декорированы полосами тер¬ракотового растительного орнамента с мотивом пальметт; карниз с выкружкой декорирован пальметтами, акантом и женским маскароном по центру; по верхнему краю цоколя – полоса растительного терракотового орнамента; дверца топки с латунной рифленой ручкой-кнопкой; справа и слева на боковых сторонах – латунные дверцы душников; помещения 2-го этажа: Библиотека печь средистенная, одноярусная, облицованная белым гладким изразцом, на профилированном цоколе; в завершении – гладкий фриз и профилированный карниз; дверца топки с латунной рифленой ручкой-кнопкой; помещение 1-Н(42): оформление потолка на падуге лепным декором – розетка по центру и орнаментальные тяги по периметру зеркала потолка; дверное заполнение - одностворчатое, орехового дерева с резьбой, с наличником; в нижней части – две прямоугольные филенки в профилированных рамах; над филенками – полоса резного растительного орнамента; между филенками вверху помещен резной маскарон в лавровом венке; в верхней части двери – три филенки с резным заполнением с мотивом стрельчатых арок и растительным орнаментом; между филенками – граненые полуколонки; наличник со скругленными углами, декорирован по боковым сторонам двумя витыми колонками с капителями; вверху – витой жгут;с обратной стороны дверное полотно разделано простыми гладкими филенками;* *дверное заполнение вместе с наличником вставлено в проем большего размера; Зал оформление потолка выпущенными балками, образующими квадратные кессоны с рельефными композициями из крестообразно расположенных лилий в поле кессонов, в обрамлении остролиста и иоников; квадратные акантовые розетки на пересечении балок; завершающий стены карниз с сухариками и пояском иоников; две симметрично расположенные угловые печи (мастерская Л. Бонафеде (?): печь угловая, двухъярусная, с полкой, облицована полихромным изразцом с растительным и геометрическим орнаментом в характере древнерусского искусства ХVII века; углы нижнего яруса оформлены фигурными балясинами; топка закрыта двустворчатой чугунной дверцей с латунными ручками-кнопками; полка черного мрамора с профилированной кромкой; лицевая плоскость верхнего яруса декорирована четырьмя балясинками; справа сбоку в верхнем ярусе – чугунная дверца душника и ручка-баранчик; в завершении - профилированный карниз с «сухариками» и аттик; дверное заполнение с порталом, двустворчатое, резного ореха (вход с лестницы): створки двери на три филенки (со стороны лестницы – гладкие, со стороны помещения с резьбой), в нижних филенках – изображения грифонов среди растительных завитков; в средних – изображения птиц среди побегов аканта и цветов; в верхних – стилизованные изображения дельфинов и гротескные маски среди растительных завитков; дверное заполнение, одностворчатое, с наличником, орехового дерева с резьбой; в нижней части – две прямоугольные филенки в профилированных рамах; над филенками – полоса резного растительного орнамента; между филенками вверху помещен резной маскарон в лавровом венке; в верхней части – три филенки с резным заполнением с мотивом стрельчатых арок и растительным орнаментом; между филенками – граненые полуколонки; наличник со скругленными углами декорирован двумя витыми колонками с капителями; вверху – витой жгут; с обратной стороны дверное полотно разделано простыми гладкими филенками; помещение 207 камин средистенный, одноярусный, резного дуба; лицевая плоскость фланкирована лопатками, декорированными резными гирляндами; топочное отверстие в форме пологой арки; над топкой – резной женский маскарон в медальоне; над ним – акантовая пальметта; по сторонам медальона – две сидящие женские полуфигуры в высоком рельефе с плодами; внизу, по сторонам топки – волюты и растительные побеги, над топкой – небольшой картуш; полка со значительным выносом; три двустворчатых дверных заполнения: дверное заполнение, двустворчатое, резного ореха, с наличником; каждая створка на три филенки с резьбой; верхние филенки - с геральдической композицией: фантастические птицы среди растительных завитков; средняя филенка с геральдической композицией: маскарон среди завитков аканта, колосьев и цветов с фигурами грифонов и химер; нижние филенки с геральдической композицией – вазоны в окружении завитков и сфинксов с женскими головами в диадемах; филенки в профилированных рамах с иониками по периметру; дверное заполнение, двустворчатое, резного ореха, с наличником и сандриком; на сандрике – две крылатые женские полуфигуры держат овальный щит в окружении фантастических существ и завитков; в каждой створке по три филенки, декорированные рельефной резьбой, в профилированных рамах с иониками по периметру; верхняя филенка с гротескными фигурами химер, акантовым побегом и цветами; в средней филенке – вазон в окружении завитков; в нижней филенке – вазон в центре и гротескные маски по сторонам; между средней и нижней филенками – помещена полуфигура патинированной бронзы; наличник с иониками и бусами; дверное заполнение, двустворчатое, резного ореха, аналогичное вышеназванному, отличие – в мотивах резных композиций в филенках и на сандрике; на сандрике – две крылатые женские полуфигуры держат щит с изображением профиля и колеса фортуны в окружении завитков и фантастических птиц; в верхней филенке каждой створки – путто верхом на грифоне; в средней филенке – горельефное изображение амура с табличкой в руках; на табличке надпись: AMOR; Амур стоит на спинах двух грифонов в окружении завитков аканта и плодов; в нижней филенке – вазон с двумя грифонами в окружении завитков; на рамах между средними и нижними филенками – бронзовые полуфигуры; помещения 3-го этажа б. Мастерская М.П. Боткина (помещение 1-Н(70): историческое объемно-планировочное решение сложного в плане помещения со световым фонарем; камин угловой, одноярусный, с шатровым завершением, облицован полихромными изразцами с рельефным орнаментом (мастерская Л. Бонафеде, 1874 г.); справа и слева часть стены, примыкающая к камину, облицована изразцом; топочное отверстие прямоугольное, по периметру облицовано изразцами с геометрическим орнаментом и изображениями медведей, оленей, фазанов, сов, рыб, скорпионов; над топкой – фриз с изображением винограда; под топкой – полосы цветочного орнамента, цвета – бирюзовый, розовый, белый, голубой, охристый, темно-красный, кобальтовый; в топке – таган с решеткой и выдвижной чугунный ящик для золы с ручкой-кнопкой и ажурной решеткой; полка трапециевидная в плане с большим выносом; по низу полки – ряд изразцов с геометрическим орнаментом в виде плетенки; полку поддерживают балки, завершающиеся четырьмя оскаленными львиными маскаронами из чугуна.