Объемно-пространственное и планировочное решение территории: планировочная структура ансамбля, включающая следующие объекты: 1. Обелиск Румянцевский 2. Ограда 3. Павильон музыкальный 4. Сад 5. Фонтаны (два) местоположение входящих в ансамбль объектов. 1. Обелиск Румянцевский, 1799 г., арх. Бренна В., 1818 г., арх. Росси К.И. Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация обелиска на трехступенчатом стилобате и двухъярусном постаменте. Конструктивная система: конструктивное решение обелиска на трехступенчатом стилобате и двухъярусном постаменте, с отмосткой вокруг стилобата из плит красного гранита. Архитектурно-художественное решение: основание (стилобат) - трехступенчатое, из блоков красного гранита (проступь с валиком), отмостка вокруг стилобата из плит красного гранита; обелиск серого сердобольского гранита, на постаменте серого и розового мрамора (завершение постамента – ступенчатое), с цоколем серого гранита; фриз белого мрамора, опоясывающий постамент со всех сторон, декорированный барельефом с изображением военных доспехов и воинской арматуры, включающей элементы турецкого вооружения, по нижнему краю фриза – декор из бронзы в виде провисающих гирлянд; на лицевой (южной) стороне постамента укреплена прямоугольная бронзовая доска с надписью золотом: «Румянцова побъдамъ», над доской – бронзовый лавровый венок в обрамлении пальмовых ветвей; обелиск установлен на четырех угловых опорных камнях в форме бриллиантового руста; навершие обелиска в виде орла золоченой бронзы с распростертыми крыльями, сидящего на шаре. 2. Павильон музыкальный, 1865-1867 гг. Санкт-Петербург, Румянцевская пл., д. 2, лит. А Объемно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация «музыкального павильона-беседки», с открытой сценой и пониженными разновысокими объемами павильона к северу от сцены, на подвале; габариты и конфигурация навеса над пространством сцены и крыш над пристройками (односкатные); материал окрытия (кровельное железо), соответствующий историческому. Конструктивная система: колонны чугунного литья, поддерживающие навес над сценой; одномаршевая лестница с гранитными ступенями и устоями, ведущая к сцене. Архитектурно-художественное решение: архитектурно-художественное решение в приемах историзма; материал и характер отделки цоколя – тесаный серый гранит; центральная лестница, ведущая к площадке сцены, со ступенями и устоями серого гранита; покрытие верхней площадки павильона (сцены) плитами серого гранита; ограждение открытой площадки павильона (сцены) с трех сторон: чугунная литая ажурная решетка (орнамент стилизованный растительный и геометрический с мотивами волютообразных завитков и крестоцветов); вдоль лицевой стороны павильона – четыре чугунные витые колонны со стилизованными (на боковых сторонах – две аналогичные колонны), поддерживающие наклонный навес; колонны в нижней трети – гладкие, установлены на пъедесталах, одновременно являющихся тумбами ограждения; деревянная подшивка навеса над сценой; свесы навеса над сценой и крыш пристроек с подшивкой деревом и декором в виде деревянных ажурных «подзоров». 3. Сад, 1865-1867 гг., арх. Ковригин Н.И. Объемно-планировочное решение: конфигурация территории в плане; историческое объемно-планировочное решение сада в ограде, с регулярной симметричной планировкой относительно центральной аллеи, открывающей перспективу на обелиск, со свободной посадкой деревьев, с лучевыми дорожками, на пересечении которых установлены два фонтана (симметрично с западной и восточной стороны обелиска); цветники на главной аллее, к северу и к югу от обелиска; видовой состав насаждений, включая старовозрастные деревья (дуб, ясень, вяз, липа, лиственница); кустарник (свободно растущий и в живых изгородях); трассировка и конструкция дорожек (набивных на щебеночном основании); местоположение и конфигурация площадок (набивных на щебеночном основании). 4. Ограда. Объемно-пространственное решение: местоположение ограды (вдоль границ территории сада), габариты и конфигурация ограды, с тремя воротами и двумя калитками, со скошенными угловыми сопряжениями северного и западного углов. Конструктивная система: конструктивное решение (звенья ограды, створы ворот и калиток на литых чугунных стойках, на гранитном цоколе). Архитектурно-художественное решение: архитектурно-художественное решение ограды в приемах историзма; материал, техника исполнения ограды: цоколь тесаного красного гранита, звенья, створы ворот и калиток и несущие стойки – чугунного литья; звенья – ажурные, с мотивом волют и ромбов, набраны из двух типов чередующихся стоек: одинарные стойки с ажурным фигурным завершением соединены хомутами со стойками с расходящимися вверху и внизу волютообразными завитками; опорные стойки, поддерживающие звенья ограды – чугунного литья, фигурные: в нижней части с оплеткой из аканта, в центральной части – витые; завершены фигурной четырехгранной деталью и бутоном аканта; стойки ворот и калиток с витыми стволами (косами) четырехгранными завершениями и навершиями в виде курильниц с пламенем и львиными маскаронами на тулове; ворота со стороны набережной оформлены двумя парами стоек;* створы ворот и калиток по рисунку аналогичны звеньям; в уровне цоколя ограды обшиты металлическим (чугунным?) листом;** отмостка в проеме ворот – плиты красного гранита. *стойки западных ворот (со стороны 2-й линии) с утратами (утрачены навершия в виде вазонов-курильниц); **створы западных ворот демонтированы. 5. Фонтаны (два), 1865-1867 гг. Санкт-Петербург, Румянцевская пл., д. 2, сооружение 1, литера Ф, сооружение 2, литера Н Объемно-пространственное решение: местоположение западного и восточного фонтанов (на пересечении лучевых диагональных дорожек); конфигурация, габариты круглых чаш-бассейнов и двухъярусных фонтанов. Архитектурно-художественное решение: круглая чаша-бассейн фонтана, серого гранита, с профилированным краем, с днищем, выложенным гранитными плитами, с восьмигранным цоколем-пъедесталом серого гранита по центру; фонтан (двухъярусный), с двумя верхними чашами чугунного литья, на восьмигранном чугунном основании сложной формы, с полнообъемной двухфигурной скульптурной группой с изображением путти; восьмигранное основание декорированное рельефным орнаментом: картуши со щитками в обрамлении лавровых ветвей образующие фриз в обрамлении поясов орнамента, (ложчатый пояс в основании, пояс растительного орнамента в завершении), выше (по четырем сторонам) львиные маскароны-водометы с оскаленной пастью, над ними - пояс ложчатого орнамента; нижняя (большая) чаша – восьмигранная, снизу разделена на сектора, по борту чаши – рельефный растительный орнамент и водосливы, обрамленные крестоцветом, чередуются с водосливами, оформленными в виде картуша; под водосливами с крестоцветом – гирьки; верхний борт чаши («аттик») с профилированным краем; в центре большой чаши фонтана - скульптурная двухфигурная группа на пъедестале, декорированном картушами и провисающими гирляндами: путти, держащие чашу с ложчатым туловом (центральный водомет), один путто наступает на вазу в форме амфоры; навершие фонтана - фигурное с четырьмя маскаронами-водосливами путти;* водный рисунок струй фонтана. *Западный фонтан с утратами (утрачена верхняя чугунная чаша и фигурное навершие фонтана).