Церковь святого князя Феодора Новгородского

Объемно-пространственное решение:  габариты однокупольного двухэтажного на подвалах здания церкви, прямоугольного в плане, с двусветным вторым этажом и двухэтажной лестничной пристройкой с запада;  конфигурация и габариты сложной скатной крыши, включая высотные отметки коньков и карнизов;  конфигурация и габариты купола;  материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски;    Конструктивная система:   исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич);  междуэтажные плоские перекрытия;    своды, в том числе:  сомкнутый, сомкнутый с распалубками, крестовые и купольные своды вестибюля нижней церкви;  крестовые своды в притворах основного объема нижней и верхней церквей;  купольный свод второго этажа лестничного объема;  шесть прямоугольных пилонов в помещении нижней (Федоровской) церкви;  четыре прямоугольных пилона в помещении второго этажа лестничного объема, оформленные пилястрами тосканского ордера;  шесть прямоугольных пилонов в помещении верхней (Никольской) церкви;  прямоугольные пилоны в притворах нижней и верхней церквей: оформленные сдвоенными пилястрами тосканского и ионического ордеров  купольный свод барабана, прорезанный люкарнами;   исторические лестницы, в том числе:  одномаршевая межэтажная межстенная лестница в западной части здания: исторический материал (известняк) и профиль ступеней (с валиком);  сомкнутые с распалубками и крестовые своды над лестничными площадками;    Объемно-планировочное решение:  историческое объемно-планировочное решение церкви;    Архитектурно-художественное решение фасадов:  лицевые фасады, их историческое архитектурно-художественное и цветовое решение в формах елизаветинского барокко;  цоколь облицован известняковой скобой;  характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка (прямоугольный руст - 1-й этаж);  исторический рисунок двустворчатого филенчатого деревянного заполнения дверного проема на западном фасаде и фрамуги;   известняковые ступени крыльца;  профиль ступеней (с валиком);  полуциркульная металлическая кованая фрамуга*  *в настоящее время демонтирована, находится на ответственном хранении;  исторические оконные проемы 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульным завершением), габариты, оформление (веерные замковые камни, профилированные и фигурные наличники с фигурными замковыми камнями и лепными композициями в виде раковин с картушами с волютообразными завитками, прямоугольные филёнки под окнами 1-го и 2-го этажей);  исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений;  исторические оконные проемы барабана, купола и фонарика - местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением, круглые), габариты, оформление (профилированные наличники, трёхчастные замковые камни, лепные композиции из гирлянд, волютообразных завитков и картушей);  исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений;  полуциркульные (оформлена фигурным замковым камнем) ниши в уровне первого этажа здания;  колонны ионического ордера на известняковых базах и постаментах - на фасадах лестничной пристройки церкви;  пилястры ионического и тосканского ордера за колоннами лестничной пристройки, в уровне первого и второго этажей;  раскрепованные лучковые фронтоны на западном, южном и северном фасадах лестничной пристройки, между 1-м и 2-м этажом;  раскрепованный антаблемент между первым и вторым этажами и венчающий антаблемент лестничной пристройки;  разорванные лучковые фронтоны с волютообразными элементами – на каждом из трех фасадов лестничной пристройки;  северный и южный фасады здания в уровне второго и третьего ярусов оформлен пилястрами ионического ордера; восточный фасад в уровне второго этажа оформлен сдвоенными пилястрами ионического ордера;  лучковые фронтоны на северном, южном и восточном фасадах, в поле фронтона лепная композиция – облако с головками херувимов;  исторический профиль межэтажных карнизов и тяг;  венчающий антаблемент: профилированный карниз, фриз с пилястровыми капителями тосканского ордера, профилированный архитрав;  оформление барабана церкви – сдвоенные пилястры ионического ордера, сдвоенные лопатки, профилированные раскрепованные карнизы и тяги, в основании купола – фриз с прямоугольными филенками;   купол с фигурными аттиковыми стенками с люкарнами и лучковыми сандриками;  оформление фонарика – лопатки с волютами в нижних частях,   профилированный раскрепованный карниз, профилированная тяга;  луковичная золоченая главка с яблоком и крестом;    Декоративно-художественное   оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:  объем двухэтажного храма со световым барабаном и фонариком в верхней церкви, вестибюлем и помещением лестничной пристройки;  оформление свода вестибюля – профили по ребрам;  стены оформлены пилястрами тосканского ордера;  профилированный карниз в основании сводов;  ниша с полуциркульным завершением – на северной стене вестибюля;  одностворчатое деревянное заполнение, створка на тря прямоугольные филенки с резными изображениями крестов в кругах с розетками по углам, деревянный профилированный наличник, сандрик темного мрамора, декорированный растительным орнаментом и с поясом дентикул*;  *в настоящее время демонтированы, находится на ответственном хранении;  надгробная плита Н.Ф. Лубяновского (умер в 1889 г.) и Кордеро-де-Монтезимоло (урожденная Лубяновская) (умерла в 1889 г.), в центральной части вестибюля, светлый мрамор, вырубленные буквы;  надгробная плита* А.Я. Лубяновской (умерла в 1863 г.), белого мрамора, латунные буквы;  *надгробные плиты А.Ф. Лубяновской, Ф.П. Лубяновского, М.С. Политковской, В.Г. Политковского, А.И. Гаевской, Н. С, Гаевского, С.М. Гуриели, княжны Е.Ф. Багратион, М. Стенбок в настоящее время демонтированы;  тип покрытия пола – лещадная плита;  помещение склепа у южной стены вестибюля, потолок и стены облицованы искусственным мрамором белого и черного цветов, оформление – медальон с сиянием вокруг, в нижних частях стены – профилированная тяга, пояс из прямоугольных филенок с крестами внутри, свод арки с фигурными филёнками и медальоном, две пилястры тосканского ордера;  две ступени белого мрамора;  профиль ступеней (с валиком);  покрытие пола – черный и белый мрамор, геометрический рисунок;  саркофаг Ростовцева И.И. (1803-1860) черного мрамора, с латинским крестом, на прямоугольном постаменте;  вырубленные позолоченные буквы;  надгробная плита В.Н. Ростовцевой (1807-1888): серого мрамора, вырубленные буквы;  оформление центрального входного проема в нижнюю церковь – лепная композиция, в центре всевидящее око в сиянии, над ним три херувима, по сторонам – рокайли и пальмовые ветви, по бокам проема – капители пилястр, снизу херувимы в облаках;  оформление боковых проемов – профилированные фигурные наличники с трехчастными замковыми камнями;  основной объем нижней церкви с алтарной частью, с прямоугольными опорами и возвышением (солией) в восточной части;  оформление потолка профилированными тягами, образующими филенки сложной конфигурации;  профилированные тяги по периметру потолка;  раскрепованный профилированный карниз в верхних частях стен;  оформление потолка алтарной части – фигурная филенка;  по периметру потолка – фрагменты орнаментальной живописи, техника – масло по штукатурке;  профилированная тяга по периметру потолка;  раскрепованный профилированный карниз в верхних частях стен;  оформление откосов оконных проемов – фигурные филенки;  оформление откосов дверных проемов – фигурные филенки;  оформление стен - сдвоенные пилястры тосканского ордера;  оформление арочных проемов – фигурные филенки, прямоугольные филенки в откосах;  две ниши с полуциркульным завершением в северном притворе;  солея в восточной части помещения, с двумя известняковыми ступенями на каждой из трех сторон, покрытие солеи – лещадная плита;  надгробные плиты в полу нижней церкви, на солее и перед ней:   надгробная плита архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иакова (умер в 1850 г.): из известняка, вырубленные буквы;  надгробная плита митрополита Ионы, бывшего экзарха Грузии (умер в 1849 г.): из известняка, вырубленные буквы;  надгробная плита архиепископа Воронежского и Задонского Игнатия (умер в 1850 г.): серого гранита, вырубленные буквы и тяги по периметру;  надгробная плита архиепископа Таврического и Симферопольского Елпидифора (умер в 1860 г.): темного мрамора, вырубленные буквы;  надгробная плита грузинской царевны Елены Семеновны, урожденной княжны Абамелек (умерла в 1836 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;  надгробная плита грузинской царевны Елены Отаровны, урождённой Сардаря Алилахвара (умерла в 1866 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные медные буквы;  надгробная плита грузинской царевны Елизаветы (умерла в 1818 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;  надгробная плита грузинского царевича Теймураза (умер в 1846 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные буквы;  надгробная плита имеретинской царевны Анастасии Георгиевны, урожденной княгини Абашидзе (умерла в 1831 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;  надгробная плита грузинского царевича Баграта Георгиевича, (умер в 1841 г.): темно-серого мрамора, вырубленные буквы;  надгробная плита Барсовой М.К., урожденной Боголюбовой, (умерла в 1884 г.): белого мрамора, вырубленные буквы и крест в верхней части плиты;  надгробная плита грузинской царевны Рипсимы Георгиевны (умерла в 1847 г.): из известняка, вырубленные буквы и меандровый орнамент по краю плиты;  надгробная плита дочери грузинского царевича Фарнаваза Ираклиевича Саломии (умерла в 1860 г.): белыого мрамора, вырубленные буквы и тяга по краю плиты;  надгробная плита* царицы Имеретинской Марии Кациевны (умерла в 1841 году): белого мрамора, вырубленные буквы;  *сохранилась фрагментарно;  надгробная плита сына грузинского царевича Иулиона Ираклиевича Дмитрия (умер в 1845 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;  надгробная плита архиепископа Каменец-Подольского и Брацлавского Кирилла (умер в 1832 г.): темно-серого гранита, вырубленные буквы;  надгробная плита Н.М. Журавлева (умер в 1872 г.): серого мрамора, полированные буквы и обрамление из тяг с орнаментом по углам;  надгробная плита Е. Новиковой (умерла в 1872 г.): белого мрамора, вырубленные буквы;   надгробные плиты в северном притворе:  надгробная плита грузинской царевны Анны Георгиевны: белого мрамора, вырубленные позолоченные буквы;  надгробная плита грузинского царевича Фарнаваза: белого мрамора, вырубленные позолоченные буквы;  между двух плит покрытие пола из мраморных плиток (рисунок – розетки, геометрический орнамент по краю);  надгробная плита П.П. Зайцева (умер в 1857 г.): темного мрамора, вырубленные буквы;  надгробная плита грузинского царевича Луарсоба Иулионовича (умер в 1850 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные буквы;  покрытие пола – лещадная плита;  оформление сводов лестницы, ведущей на второй этаж – профили по ребрам сводов, профилированные импосты в пятах арок свода;  профилированный карниз в верхних частях лестничных стен;  пилястры тосканского ордера;  оформление оконных проемов лестницы - профилированный полуциркульные архивольты с валиками, профилированные импосты в пятах архивольтов;  помещение верхней площадки лестницы с глухим куполом в центре потолка;  оформление купола в центре потолка – профилированные тяги, в центре – овальная розетка, внутри живописное изображение креста, вплетенного в геометрический орнамент;  профилированные тяги по периметру потолка;   профилированный карниз в верхней части стены;  стены оформлены пилястрами ионического ордера;  полуциркульные ниши в межоконном пространстве, над ними – фигурные филенки;   профилированная тяга – по периметру всего помещения, под окнами;  оформление окон – профилированные полуциркульные архивольты с импостами в пятах арок;  фигурные филенки над проемами в притвор верхней церкви;  оформление стен притвора – сдвоенные пилястры тосканского ордера;  оформление боковых входных проемов в верхнюю церковь: фигурные профилированные наличники, замковые камни в виде раковин, декорированных ветвями аканта;  оформление центрального входного проема в верхнюю церковь: лепная композиция, в центре всевидящее око в сиянии и облаках, по сторонам – рокайли и пальмовые ветви, по бокам проема – капители пилястр, профилированный наличник, декорированный лепным растительным орнаментом;  двусветное помещение верхней церкви с плоским перекрытием и световым барабаном с куполом в восточной части;  оформление потолка центральной части: живописная композиция «Сошествие святого Духа на апостолов», по сторонам живописные изображения филенок, заполненных растительным орнаментом из ветвей аканта и пальметт, по периметру – пояс меандрового орнамента (техника – масло по штукатурке)*;  *живопись восстановлена в начале XXI века;  профилированная тяга по периметру потолка, гладкая падуга, профилированный карниз в верхних частях стен;  оформление потолка алтарной части – по центру живописная композиция с всевидящим оком в сиянии, по сторонам композиции из филенок в виде шестиконечных звёзд, с геометрическим орнаментом внутри, по углам потолка прямоугольные филенки с крестами и растительным орнаментом внутри (техника – масло по штукатурке);  по периметру потолка профилированная тяга, в падуге живописное изображение орнаментального пояса, состоящего из мальтийских крестов, пальметт и розеток;  профилированный карниз в верхних частях стен;  строенные пилястры в верхних частях стен с завершениями в виде волют, декорированных иониками и лепным растительным орнаментом;  между пилястрами на западной, южной и восточной стенах восемь живописных изображений библейских сюжетов и святых (техника – масло по штукатурке)*;  *живопись восстановлена в начале XXI века;  раскрепованный антаблемент между двух ярусов: профилированный карниз, гладкий фриз, профилированный архитрав;  стены и пилоны оформлены строенными пилястрами ионического ордера;  стены и своды арочных проемов в северный притвор оформлены прямоугольными филенками;  оформление северного притвора: профилированная тяга по периметру потолка, профилированный карниз в верхних частях стен;  ниши с лучковым завершением, оформлены фигурными филенками;  оформление оконных проемов верхней церкви – фигурные филенки в откосах;  на восточной стене алтарной части живописная композиция «Тайная вечеря» (техника – масло по штукатурке)*;  *живопись восстановлена в начале XXI века;  ниши с лучковым завершением в северной стене алтарной части, оформление – фигурные филенки в откосах;  живописные изображения четырех евангелистов в парусах барабана (Мрак, Лука, Иоанн, Матфей), техника – масло по штукатурке;   оформление основания барабана – профилированные тяги;  оформление двухъярусного барабана – в первом ярусе сдвоенные пилястры тосканского ордера, во втором ярусе сдвоенные пилястры композитного ордера, живописное оформление пилястр - филенки с композициями из пальметт, акантовых завитков и крестов (техника - масло по штукатурке);  между пилястрами первого яруса – прямоугольные филенки, внутри -  живописные композиции из крестов, книг, элементов священнических облачений, подсвечников, паникадил, пальмовых ветвей и ветвей аканта;  оформление окон второго яруса -  лепные раковины внутри фигурных филенок;  раскрепованные профилированные тяги под окнами барабана;  сложнопрофилированные раскрепованные карнизы в основании купола;   лепной медальон по центру купола, расходящиеся от него прямоугольные филенки, заполненные живописными изображениями тяг, крестов в кругах и композиции из растительного орнамента.

Полный адрес: город Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом 1, литера В
Время создания: 1741-1750 гг., 1755-1761 гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте