Объемно-пространственное решение: габариты однокупольного двухэтажного на подвалах здания церкви, прямоугольного в плане, с двусветным вторым этажом и двухэтажной лестничной пристройкой с запада; конфигурация и габариты сложной скатной крыши, включая высотные отметки коньков и карнизов; конфигурация и габариты купола; материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски; Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич); междуэтажные плоские перекрытия; своды, в том числе: сомкнутый, сомкнутый с распалубками, крестовые и купольные своды вестибюля нижней церкви; крестовые своды в притворах основного объема нижней и верхней церквей; купольный свод второго этажа лестничного объема; шесть прямоугольных пилонов в помещении нижней (Федоровской) церкви; четыре прямоугольных пилона в помещении второго этажа лестничного объема, оформленные пилястрами тосканского ордера; шесть прямоугольных пилонов в помещении верхней (Никольской) церкви; прямоугольные пилоны в притворах нижней и верхней церквей: оформленные сдвоенными пилястрами тосканского и ионического ордеров купольный свод барабана, прорезанный люкарнами; исторические лестницы, в том числе: одномаршевая межэтажная межстенная лестница в западной части здания: исторический материал (известняк) и профиль ступеней (с валиком); сомкнутые с распалубками и крестовые своды над лестничными площадками; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение церкви; Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевые фасады, их историческое архитектурно-художественное и цветовое решение в формах елизаветинского барокко; цоколь облицован известняковой скобой; характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка (прямоугольный руст - 1-й этаж); исторический рисунок двустворчатого филенчатого деревянного заполнения дверного проема на западном фасаде и фрамуги; известняковые ступени крыльца; профиль ступеней (с валиком); полуциркульная металлическая кованая фрамуга* *в настоящее время демонтирована, находится на ответственном хранении; исторические оконные проемы 1-2-го этажей – местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульным завершением), габариты, оформление (веерные замковые камни, профилированные и фигурные наличники с фигурными замковыми камнями и лепными композициями в виде раковин с картушами с волютообразными завитками, прямоугольные филёнки под окнами 1-го и 2-го этажей); исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений; исторические оконные проемы барабана, купола и фонарика - местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением, круглые), габариты, оформление (профилированные наличники, трёхчастные замковые камни, лепные композиции из гирлянд, волютообразных завитков и картушей); исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений; полуциркульные (оформлена фигурным замковым камнем) ниши в уровне первого этажа здания; колонны ионического ордера на известняковых базах и постаментах - на фасадах лестничной пристройки церкви; пилястры ионического и тосканского ордера за колоннами лестничной пристройки, в уровне первого и второго этажей; раскрепованные лучковые фронтоны на западном, южном и северном фасадах лестничной пристройки, между 1-м и 2-м этажом; раскрепованный антаблемент между первым и вторым этажами и венчающий антаблемент лестничной пристройки; разорванные лучковые фронтоны с волютообразными элементами – на каждом из трех фасадов лестничной пристройки; северный и южный фасады здания в уровне второго и третьего ярусов оформлен пилястрами ионического ордера; восточный фасад в уровне второго этажа оформлен сдвоенными пилястрами ионического ордера; лучковые фронтоны на северном, южном и восточном фасадах, в поле фронтона лепная композиция – облако с головками херувимов; исторический профиль межэтажных карнизов и тяг; венчающий антаблемент: профилированный карниз, фриз с пилястровыми капителями тосканского ордера, профилированный архитрав; оформление барабана церкви – сдвоенные пилястры ионического ордера, сдвоенные лопатки, профилированные раскрепованные карнизы и тяги, в основании купола – фриз с прямоугольными филенками; купол с фигурными аттиковыми стенками с люкарнами и лучковыми сандриками; оформление фонарика – лопатки с волютами в нижних частях, профилированный раскрепованный карниз, профилированная тяга; луковичная золоченая главка с яблоком и крестом; Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: объем двухэтажного храма со световым барабаном и фонариком в верхней церкви, вестибюлем и помещением лестничной пристройки; оформление свода вестибюля – профили по ребрам; стены оформлены пилястрами тосканского ордера; профилированный карниз в основании сводов; ниша с полуциркульным завершением – на северной стене вестибюля; одностворчатое деревянное заполнение, створка на тря прямоугольные филенки с резными изображениями крестов в кругах с розетками по углам, деревянный профилированный наличник, сандрик темного мрамора, декорированный растительным орнаментом и с поясом дентикул*; *в настоящее время демонтированы, находится на ответственном хранении; надгробная плита Н.Ф. Лубяновского (умер в 1889 г.) и Кордеро-де-Монтезимоло (урожденная Лубяновская) (умерла в 1889 г.), в центральной части вестибюля, светлый мрамор, вырубленные буквы; надгробная плита* А.Я. Лубяновской (умерла в 1863 г.), белого мрамора, латунные буквы; *надгробные плиты А.Ф. Лубяновской, Ф.П. Лубяновского, М.С. Политковской, В.Г. Политковского, А.И. Гаевской, Н. С, Гаевского, С.М. Гуриели, княжны Е.Ф. Багратион, М. Стенбок в настоящее время демонтированы; тип покрытия пола – лещадная плита; помещение склепа у южной стены вестибюля, потолок и стены облицованы искусственным мрамором белого и черного цветов, оформление – медальон с сиянием вокруг, в нижних частях стены – профилированная тяга, пояс из прямоугольных филенок с крестами внутри, свод арки с фигурными филёнками и медальоном, две пилястры тосканского ордера; две ступени белого мрамора; профиль ступеней (с валиком); покрытие пола – черный и белый мрамор, геометрический рисунок; саркофаг Ростовцева И.И. (1803-1860) черного мрамора, с латинским крестом, на прямоугольном постаменте; вырубленные позолоченные буквы; надгробная плита В.Н. Ростовцевой (1807-1888): серого мрамора, вырубленные буквы; оформление центрального входного проема в нижнюю церковь – лепная композиция, в центре всевидящее око в сиянии, над ним три херувима, по сторонам – рокайли и пальмовые ветви, по бокам проема – капители пилястр, снизу херувимы в облаках; оформление боковых проемов – профилированные фигурные наличники с трехчастными замковыми камнями; основной объем нижней церкви с алтарной частью, с прямоугольными опорами и возвышением (солией) в восточной части; оформление потолка профилированными тягами, образующими филенки сложной конфигурации; профилированные тяги по периметру потолка; раскрепованный профилированный карниз в верхних частях стен; оформление потолка алтарной части – фигурная филенка; по периметру потолка – фрагменты орнаментальной живописи, техника – масло по штукатурке; профилированная тяга по периметру потолка; раскрепованный профилированный карниз в верхних частях стен; оформление откосов оконных проемов – фигурные филенки; оформление откосов дверных проемов – фигурные филенки; оформление стен - сдвоенные пилястры тосканского ордера; оформление арочных проемов – фигурные филенки, прямоугольные филенки в откосах; две ниши с полуциркульным завершением в северном притворе; солея в восточной части помещения, с двумя известняковыми ступенями на каждой из трех сторон, покрытие солеи – лещадная плита; надгробные плиты в полу нижней церкви, на солее и перед ней: надгробная плита архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иакова (умер в 1850 г.): из известняка, вырубленные буквы; надгробная плита митрополита Ионы, бывшего экзарха Грузии (умер в 1849 г.): из известняка, вырубленные буквы; надгробная плита архиепископа Воронежского и Задонского Игнатия (умер в 1850 г.): серого гранита, вырубленные буквы и тяги по периметру; надгробная плита архиепископа Таврического и Симферопольского Елпидифора (умер в 1860 г.): темного мрамора, вырубленные буквы; надгробная плита грузинской царевны Елены Семеновны, урожденной княжны Абамелек (умерла в 1836 г.): белого мрамора, вырубленные буквы; надгробная плита грузинской царевны Елены Отаровны, урождённой Сардаря Алилахвара (умерла в 1866 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные медные буквы; надгробная плита грузинской царевны Елизаветы (умерла в 1818 г.): белого мрамора, вырубленные буквы; надгробная плита грузинского царевича Теймураза (умер в 1846 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные буквы; надгробная плита имеретинской царевны Анастасии Георгиевны, урожденной княгини Абашидзе (умерла в 1831 г.): белого мрамора, вырубленные буквы; надгробная плита грузинского царевича Баграта Георгиевича, (умер в 1841 г.): темно-серого мрамора, вырубленные буквы; надгробная плита Барсовой М.К., урожденной Боголюбовой, (умерла в 1884 г.): белого мрамора, вырубленные буквы и крест в верхней части плиты; надгробная плита грузинской царевны Рипсимы Георгиевны (умерла в 1847 г.): из известняка, вырубленные буквы и меандровый орнамент по краю плиты; надгробная плита дочери грузинского царевича Фарнаваза Ираклиевича Саломии (умерла в 1860 г.): белыого мрамора, вырубленные буквы и тяга по краю плиты; надгробная плита* царицы Имеретинской Марии Кациевны (умерла в 1841 году): белого мрамора, вырубленные буквы; *сохранилась фрагментарно; надгробная плита сына грузинского царевича Иулиона Ираклиевича Дмитрия (умер в 1845 г.): белого мрамора, вырубленные буквы; надгробная плита архиепископа Каменец-Подольского и Брацлавского Кирилла (умер в 1832 г.): темно-серого гранита, вырубленные буквы; надгробная плита Н.М. Журавлева (умер в 1872 г.): серого мрамора, полированные буквы и обрамление из тяг с орнаментом по углам; надгробная плита Е. Новиковой (умерла в 1872 г.): белого мрамора, вырубленные буквы; надгробные плиты в северном притворе: надгробная плита грузинской царевны Анны Георгиевны: белого мрамора, вырубленные позолоченные буквы; надгробная плита грузинского царевича Фарнаваза: белого мрамора, вырубленные позолоченные буквы; между двух плит покрытие пола из мраморных плиток (рисунок – розетки, геометрический орнамент по краю); надгробная плита П.П. Зайцева (умер в 1857 г.): темного мрамора, вырубленные буквы; надгробная плита грузинского царевича Луарсоба Иулионовича (умер в 1850 г.): белого мрамора, обрамление черного мрамора, вырубленные буквы; покрытие пола – лещадная плита; оформление сводов лестницы, ведущей на второй этаж – профили по ребрам сводов, профилированные импосты в пятах арок свода; профилированный карниз в верхних частях лестничных стен; пилястры тосканского ордера; оформление оконных проемов лестницы - профилированный полуциркульные архивольты с валиками, профилированные импосты в пятах архивольтов; помещение верхней площадки лестницы с глухим куполом в центре потолка; оформление купола в центре потолка – профилированные тяги, в центре – овальная розетка, внутри живописное изображение креста, вплетенного в геометрический орнамент; профилированные тяги по периметру потолка; профилированный карниз в верхней части стены; стены оформлены пилястрами ионического ордера; полуциркульные ниши в межоконном пространстве, над ними – фигурные филенки; профилированная тяга – по периметру всего помещения, под окнами; оформление окон – профилированные полуциркульные архивольты с импостами в пятах арок; фигурные филенки над проемами в притвор верхней церкви; оформление стен притвора – сдвоенные пилястры тосканского ордера; оформление боковых входных проемов в верхнюю церковь: фигурные профилированные наличники, замковые камни в виде раковин, декорированных ветвями аканта; оформление центрального входного проема в верхнюю церковь: лепная композиция, в центре всевидящее око в сиянии и облаках, по сторонам – рокайли и пальмовые ветви, по бокам проема – капители пилястр, профилированный наличник, декорированный лепным растительным орнаментом; двусветное помещение верхней церкви с плоским перекрытием и световым барабаном с куполом в восточной части; оформление потолка центральной части: живописная композиция «Сошествие святого Духа на апостолов», по сторонам живописные изображения филенок, заполненных растительным орнаментом из ветвей аканта и пальметт, по периметру – пояс меандрового орнамента (техника – масло по штукатурке)*; *живопись восстановлена в начале XXI века; профилированная тяга по периметру потолка, гладкая падуга, профилированный карниз в верхних частях стен; оформление потолка алтарной части – по центру живописная композиция с всевидящим оком в сиянии, по сторонам композиции из филенок в виде шестиконечных звёзд, с геометрическим орнаментом внутри, по углам потолка прямоугольные филенки с крестами и растительным орнаментом внутри (техника – масло по штукатурке); по периметру потолка профилированная тяга, в падуге живописное изображение орнаментального пояса, состоящего из мальтийских крестов, пальметт и розеток; профилированный карниз в верхних частях стен; строенные пилястры в верхних частях стен с завершениями в виде волют, декорированных иониками и лепным растительным орнаментом; между пилястрами на западной, южной и восточной стенах восемь живописных изображений библейских сюжетов и святых (техника – масло по штукатурке)*; *живопись восстановлена в начале XXI века; раскрепованный антаблемент между двух ярусов: профилированный карниз, гладкий фриз, профилированный архитрав; стены и пилоны оформлены строенными пилястрами ионического ордера; стены и своды арочных проемов в северный притвор оформлены прямоугольными филенками; оформление северного притвора: профилированная тяга по периметру потолка, профилированный карниз в верхних частях стен; ниши с лучковым завершением, оформлены фигурными филенками; оформление оконных проемов верхней церкви – фигурные филенки в откосах; на восточной стене алтарной части живописная композиция «Тайная вечеря» (техника – масло по штукатурке)*; *живопись восстановлена в начале XXI века; ниши с лучковым завершением в северной стене алтарной части, оформление – фигурные филенки в откосах; живописные изображения четырех евангелистов в парусах барабана (Мрак, Лука, Иоанн, Матфей), техника – масло по штукатурке; оформление основания барабана – профилированные тяги; оформление двухъярусного барабана – в первом ярусе сдвоенные пилястры тосканского ордера, во втором ярусе сдвоенные пилястры композитного ордера, живописное оформление пилястр - филенки с композициями из пальметт, акантовых завитков и крестов (техника - масло по штукатурке); между пилястрами первого яруса – прямоугольные филенки, внутри - живописные композиции из крестов, книг, элементов священнических облачений, подсвечников, паникадил, пальмовых ветвей и ветвей аканта; оформление окон второго яруса - лепные раковины внутри фигурных филенок; раскрепованные профилированные тяги под окнами барабана; сложнопрофилированные раскрепованные карнизы в основании купола; лепной медальон по центру купола, расходящиеся от него прямоугольные филенки, заполненные живописными изображениями тяг, крестов в кругах и композиции из растительного орнамента.