1. Объемно-пространственное и планировочное решение территории: историческая планировочная структура ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря, включая: собор Воскресенский (I); корпус северный с церковью Трех Святителей Вселенских (II); корпус южный с церковью Афонской Божией Матери (III); дом для приходящих богомольцев (IV); больницу (V); хозяйственные постройки (три) (VI); церковь Казанскую (VII); а также Новодевичье кладбище с воротами, могилами, надгробиями (предмет охраны определяется отдельно); I. Собор Воскресенский, 1848-1861 гг., арх. Ефимов Н.Е. Московский пр., 100, литера А 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение здания пятиглавого четырехстолпного храма с высоким цоколем, прямоугольного в плане, с пятью нефами, разделенными рядами пилонов, с ризалитом западного и апсидой восточного фасадов и с нижним храмом – центрального сооружения развернутой вдоль Московского проспекта П-образной композиции, включающей боковые корпуса (северный и южный – см. № II и III); исторические форма и габариты крыши, включая позолоченные луковичные чешуйчатые купола с золочеными крестами – материал окрытия (металл), высотные отметки;* *купола воссозданы в 2000-е гг.; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические междуэтажные перекрытия, включая: центральный барабан на четырех столбах с подпружными арками; сводчатые перекрытия второго этажа – крестовые (в центральной части), коробовые (в боковых частях); полуциркульные своды, в том числе с распалубками; конха, ниши с конховым завершением; сводчатые помещения нижнего храма с пилонами; конфигурация и габариты сводов; исторические отметки междуэтажных перекрытий; кирпичные столбы – оштукатуренные, окрашенные масляной краской; хоры над боковыми нефами – конструкция; историческая лестница на хоры с известняковыми ступенями, историческое металлическое ограждение; переходы в боковые корпуса – конструкция; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Н.Е. Ефимова в характере русско-византийского стиля; материал и характер фасадной поверхности – окрашенная штукатурка; цоколь – облицован путиловским известняком; ризалит с высоким парадным крыльцом на три схода, облицованным путиловским известняком;* * в 2013 г. один сход был переделан в пандус; портал в виде килевидной перспективной арки, с фланкирующими полуколоннами с перехватами, дверным проемом с полуциркульным завершением и фрамугой; выступающий объем входа в нижний храм, решенный как часовня, с треугольным фронтоном, барабаном и купольным завершением; высокие оконные проемы с полуциркульным завершением и их декоративное оформление: полуколонны с раскрепованными треугольными сандриками и капителями с растительным орнаментом; исторический материал оконных заполнений (дерево), рисунок расстекловки; апсида полуциркульная в плане; горизонтальные членения межэтажными тягами, карнизом; вертикальные членения парными полуколоннами на пьедесталах, лопатками; филенчатый фриз с прямоугольными выступами с крестообразными филенками над осями двухчастного окна притвора и четытерхчастных окон северных и южных хор; граненые в плане барабаны с аркатурными поясами и стилизованными закомарами, луковичными куполами (воссозданы); декор аттиковой стенки – треугольные и ромбовидные филенки с орнаментом и стилизованными крестами, стилизованные закомары с «раковинами», ромбы над пятами закомар с «сиянием»; 5. Декоративно-художественное оформление интерьеров: историческое художественное решение интерьера собора по эскизу художника А.А. Колчина (1871 г.), включая: полихромную живопись в куполе, в алтаре (Деисус), в простенках между окнами светового барабана (апостолы) и на парусах (евангелисты) – техника (масло по штукатурке);* * стены и своды были расписаны заново во время ремонта 1914-1916 гг.; лепной орнаментальный пояс в нижнем ярусе барабана, с опирающимися на него пилястрами с лепными капителями в виде завитков и с уплощенными нишами между ними; профилированные тяги по ребрам крестовых сводов, в обрамлении арочных проемов; пилоны со скошенными углами, декорированные филенками, с орнаментальными капителями; профилированный карниз под хорами; фланкирующие колонки с гирьками и капителями из завитков, профилированный архивольт четырехчастного окна на хорах; II. Корпус северный с церковью Трех Святителей Вселенских, 1848-1855 гг., арх. Ефимов Н.Е., 1860-1870-е гг., арх. Сычев Н.А. Московский пр., 100, литера А 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение примыкающего к Воскресенскому собору двухэтажного здания северного келейного корпуса, с ризалитом и апсидой встроенной в него церкви Трех Святителей Вселенских; высота различных частей объема, включая крышу; исторические конфигурация и габариты крыш; шатер колокольни и главки с луковичным завершением над объемом церкви Трех Святителей Вселенских (воссозданы в 2000-е гг.); 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические междуэтажные перекрытия, в том числе: сводчатые перекрытия подвальных помещений; ниши с конховым завершением; конфигурация и габариты сводов; исторические отметки междуэтажных перекрытий; исторические лестницы с металлическим ограждением; винтовая металлическая лестница на хорах с круглой площадкой на фигурных кронштейнах, рисунок ограждения; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проектам архитекторов Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева в характере русско-византийского стиля; материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка (исторический колер); исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные с полуциркульным завершением), декоративное оформление (фланкирующие полуколонны, профилированные сандрики с импостами, архивольты, филенки в подоконном пространстве); исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные с полуциркульным завершением), декоративное оформление; исторический материал и характер расстекловки оконных заполнений; исторический материал дверных заполнений; ризалит западного фасада с крыльцом на три схода, дверным порталом с полуциркульным завершением, разорванным фронтоном, парными окнами с полуциркульным завершением в арочных нишах, завершенный воссозданным шатром церкви Трех Святителей Вселенских, с главкой и крестом; вертикальные членения пилястрами, полуколоннами; горизонтальные членения междуэтажными тягами; полуциркульная в плане апсида церкви Трех Святителей Вселенских (восточный фасад); оформление оконных проемов архивольтами; аттиковая стенка, завершенная рядом декоративных кокошников и карнизом из дентикул; оформление трех многогранных барабанов филенками; акцентировка центрального барабана двойным рядом кокошников; купола луковичной формы с яблоками и крестами; вертикальное членение пилястрами; горизонтальное членение междуэтажными тягами; фриз с триглифами; венчающий карниз; 5. Декоративно-художественное оформление интерьеров: историческое художественное решение интерьера церкви по эскизу художника Г.И. Яковлева, включая: расчищенные фрагменты полихромной живописи (масло по штукатурке); III. Корпус южный с церковью Афонской Божией Матери, 1848-1855 гг., арх. Ефимов Н.Е., 1860-1870-е гг., арх. Сычев Н.А. Московский пр., 100, литера А 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение примыкающего к Воскресенскому собору двухэтажного здания южного келейного корпуса, с ризалитом и апсидой встроенной в него церкви Афонской Божией Матери; высота различных частей объема, включая крышу; исторические конфигурация и габариты крыш; шатер колокольни и главки с луковичным завершением над объемом церкви Афонской Божией Матери (воссозданы в 2000-е гг.); 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические междуэтажные перекрытия, в том числе: сводчатые перекрытия подвальных помещений; хоры – конструкция (своды, подпружные арки и колонны); конфигурация и габариты сводов; исторические отметки междуэтажных перекрытий; парадная лестница в ризалите западного фасада – конструкция, габариты, материал, рисунок ограждения; лестница на хоры и колокольню: конструкция, местоположение, габариты, материал (металл), рисунок ограждения; винтовая металлическая лестница на хорах с круглой площадкой на фигурных кронштейнах, рисунок ограждения; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проектам архитекторов Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева в характере русско-византийского стиля; материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка (исторический колер); облицовка цоколя путиловским известняком; местоположение и габариты исторических оконных и дверных проемов; исторический материал и рисунок расстекловки оконных заполнений; исторический материал дверных заполнений; ризалит лицевого (западного) фасада с крыльцом на три схода, дверным порталом с полуциркульным завершением, разорванным ступенчатым фронтоном, парными окнами с полуциркульным завершением в арочных нишах, медальоном, завершенный шатром церкви Афонской Божией Матери; ризалит бокового фасада на уровне первого этажа, на пилонах, с завершением в виде фронтона с медальоном, карнизом с модульонами, оконными проемами с полуциркульным завершением, декорированными архивольтами с импостами и фланкирующими оконные проемы каннелированными пилястрами; ризалит бокового фасада на уровне первого этажа с завершением в виде фронтона с медальоном, карнизом с модульонами, оконными проемами в наличниках с филенками в подоконном пространстве; оконные проемы с полуциркульным и прямым завершением и их декоративное оформление – фланкирующие полуколонны с перехватами на стилизованных кронштейнах, профилированные килевидные сандрики с импостами, архивольты, наличники, филенки в подоконном пространстве; дверные проемы с полуциркульным завершением фланкированные полуколоннами, с архивольтом, разорванным фронтоном; вертикальные членения пилястрами (в том числе филенчатыми), полуколоннами, рустованными лопатками; горизонтальные членения межэтажными тягами; фриз с триглифами и метопами; венчающий карниз с модульонами; дворовые фасады: цоколь путиловской плиты; апсиды полуциркульные в плане с шатровым завершением; раскреповки; вертикальные членения пилястрами, рустованными лопатками; горизонтальные членения межэтажными тягами; фриз с триглифами и метопами; венчающий карниз с модульонами; 5. Декоративно-художественное оформление интерьеров: художественное решение интерьера церкви по эскизу художника А.А. Колчина (1871 г.), включая: реставрированную живопись на стенах и сводах храма; глухое орнаментированное ограждение хоров; IV. Дом для приходящих богомольцев, 1895 г. Московский пр., 100, литера Я 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственое решение одноэтажного здания на высоком цоколе; крыша с дымовыми трубами и слуховыми окнами – исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: материал и характер фасадной поверхности – окрашенная штукатурка; местоположение и габариты исторических оконных и дверных проемов, исторический материал и рисунок оконных и дверных заполнений; узкая профилированная тяга между цокольным и первым этажом; плоские наличники; широкий карниз простого профиля; широкие лопатки по углам фасадов; широкие лопатки по сторонам дверного проема на южном фасаде; V. Больница, 1900-1906 гг., арх. Андреев Л.П. Московский пр., 100, литера П 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение двухэтажного здания на высоком цоколе, с основным Т-образным в плане объемом и с двумя лестничными объемами на северном и западном фасадах (одна лестница на второй этаж, другая – с выходом на чердак); крыша со слуховыми окнами – исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические отметки междуэтажных перекрытий; исторические лестницы и лестничные клетки; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Л.П. Андреева; материал и характер фасадной поверхности – окрашенная штукатурка; оформление цоколя из известняка филенками со штукатуркой «под шубу»; прямоугольный руст (первый этаж); гладкая штукатурка (второй этаж); историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные) оконных и дверных проемов; исторический материал (дерево) и рисунок оконных и дверных заполнений; оформление окон (исключая окна лестницы, обращенной на север) простыми рамочными наличниками, украшенными замковым камнем и заглубленными филенками; междуэтажная профилированная тяга; VI. Хозяйственные постройки (три), 1868 г., 1869 гг., арх. Сычев Н.А. Московский пр., 100, литера Р 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение двухэтажного здания, с основным, Г-образным в плане объемом;* * с восточной и северной сторон здание искажено поздними пристройками; крыша с дымовыми трубами и слуховыми окнами – исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); исторические отметки междуэтажных перекрытий; исторические лестницы и лестничные клетки; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Н.А. Сычева; материал и характер фасадов – гладкая штукатурка (южный фасад), лицевой кирпич (северный фасад); оконные проемы – историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные с лучковыми перемычками), рисунок и материал заполнений (дерево); дверные проемы – историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), рисунок и материал заполнений; пристройка – центральный проем с полуциркульным завершением; раскреповка на западном фасаде; треугольный фронтон на торцевом южном фасаде с известняковыми карнизными плитами; венчающий профилированный карниз по периметру всего здания; материал и рисунок металлического зонтика; Московский пр., 100, литера Г 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение здания, с основным, Г-образным в плане объемом; крыша с дымовыми трубами и слуховыми окнами – исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Н.А. Сычева; материал и характер фасадной поверхности – окрашенная штукатурка; историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), рисунок и материал заполнений (дерево) дверных и оконных проемов; широкий профилированный карниз по периметру всего здания; Московский пр., 100, литера О 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение одноэтажного здания на цоколе, с основным прямоугольным в плане объемом; крыша с дымовыми трубами и слуховыми окнами – исторические габариты, форма (скатная), материал окрытия (металл), высотные отметки; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Н.А. Сычева; материал и характер фасадной поверхности – окрашенная штукатурка; историческое местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), рисунок и материал (дерево) заполнений оконных и дверных проемов; широкий профилированный карниз по периметру всего здания; VII. Церковь Казанская, 1907-1914 гг., арх. Косяков Вас.А. Московский пр., 100 1. Объемно-пространственное решение: историческое объемно-пространственное решение прямоугольного в плане, пятиглавого восьмистолпного храма с тремя полуциркульными апсидами (одноэтажными боковыми и двухэтажной центральной), с восьмигранным основным объемом, окруженным обходной галереей, с центральным куполом на широком барабане и четырьмя угловыми пониженными куполами в одной плоскости с фасадами; купола – историческая форма (полусферические), габариты, материал окрытия (черепица), высотные отметки; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); сводчатые железобетонные перекрытия, в том числе: центральный купольный свод и световой барабан; цилиндрические своды обходной галереи вокруг основного объема; крестовые своды угловых ниш южного придела; бочарные своды над хорами; своды подвальных помещений под алтарями; сводчатые перекрытия подвала-усыпальницы с центральной и боковыми частями с опорными столбами; хоры – конструкция (своды, подпружные арки и колонны); историческая лестница на хоры – габариты, конфигурация (винтовая), материал ступеней (мрамор), материал (металл) и рисунок лестничного ограждения (листья папоротника, спирали, круги с вписанными двойными ромбами); историческая лестница на галерею светового барабана центрального купола – габариты, конфигурация (винтовая), материал ступеней и ограждения (металл), рисунок ограждения (листья папоротника, спирали, круги с вписанными крестами); ограждения трех световых проемов в перекрытии второго яруса (в объемах малых куполов) – габариты, форма (восьмигранник), материал (металл); рисунок ограждения – листья папоротника, спирали, круги с вписанными двойными ромбами; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Вас.А. Косякова в неовизантийском стиле, при предположительном участии художника-мозаиста В.А. Фролова и художника-керамиста П.К. Ваулина; материал и характер фасадной поверхности – облицовка фасадов с полуциркульным завершением фасадным кирпичом светло-серого цвета (Франкфуртским); керамические декоративные детали бежевого оттенка (без глазури), литые декоративные детали из бетона (окрашены), майолика, мозаика; цоколь облицован серым гранитом; гранитные крыльца – местоположение (западный, северный и южный фасады), конфигурация (одномаршевая лестница с тумбами по обеим сторонам); исторические дверные и оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (полукруглые, прямоугольные с полуциркульным завершением); заполнение дверных проемов – наружные деревянные двери с медными чеканными накладками; заполнение оконных проемов – материал, расстекловка (мелкие квадраты), фурнитура (двенадцать латунных шпингалетов в заполнениях оконных проемов в боковых апсидах нижнего яруса); оформление трех дверных проемов (северного, южного и западного) перспективными порталами, фланкированными сдвоенными полуколоннами и пилонами, облицованными гранитом; бетонные окрашенные (имитирующие резьбу по камню) капители пилонов декорированы побегами аканта и винограда, а в центре – стилизованным замковым камнем с орлом в круглой нише; литые бетонные окрашенные (имитирующие резьбу по камню) капители сдвоенных полуколонн каждого портала декорированы символами четырех евангелистов, а также побегами винограда и аканта; декорированный бетонный окрашенный архивольт портала – карниз из дентикул и жемчужника, переплетенного лентами; в широкой части – растительный орнамент: акант, виноградные гроздья, поддерживающие круглые щиты с крестами, спирали (в заполнениях – фон-мозаика); внутренняя часть в виде двойного валика с орнаментами из прямой и ромбовидной решетки; высокий фронтон с трехчастным окном – местоположение (над порталами), конфигурация (полуциркульный), декор (окрашенное недекорированное штукатурное поле с терракотовыми дентикулами карниза, наличником фасадного кирпича и профилированными терракотовыми полуколонками с керамическими капителями растительного орнамента); симметричные композиции из мозаики и окрашенного бетона (имитирующего резьбу по камню) под окнами по обеим сторонам порталов – мозаичный Греческий крест в круге и рельефы с акантовыми листьями с крестами в ромбах в центре; оформление угловых оконных проемов первого яруса симметричными рельефами в виде креста с двумя птицами по сторонам, в обрамлении листьев аканта (окрашенный бетон, имитирующий резьбу по камню); оформление карниза первого яруса дентикулами (профилированные терракотовые изразцы); углы здания украшены рельефами в виде павлина на листе аканта, клюющего виноградную гроздь (окрашенный бетон, мозаичный фон); обрамление окон второго яруса выполненными из неокрашенной керамики наличниками с тройным круглым профилем и полуколоннами с капителями растительного орнамента и с херувимами; многогранные малые барабаны с полуциркульными архивольтами, майоликовыми орнаментами с мозаичными вставками по углам, дентикулами карниза из профилированных терракотовых изразцов и капителями с листьями аканта; многогранный барабан центрального купола с полуциркульными архивольтами, полихромными междуоконными майоликовыми панно с рисунком геометрического орнамента и тонкими полуколонками, облицованными бело-синими поливными изразцами и увенчанными капителями, украшенными листьями аканта; оформление периметра центрального барабана карнизом растительного орнамента с шарообразными элементами (профилированные терракотовые изразцы); оформление окон наличниками с тройным круглым профилем (профилированные терракотовые изразцы); широкий карниз с валиком, округлыми кронштейнами и изогнутым профилем; декор одноярусных боковых апсид, включая: окна, оформленные наличниками с одинарным круглым профилем, подоконниками с кронштейнами и прямоугольными нишами (профилированные терракотовые изразцы); пояс из профилированных терракотовых изразцов одинарного валика (в верхней части стены, над окнами) и двойного валика (в прямой части), кладкой ребром, со свесами; симметричные рельефные композиции между окон, в виде листьев аканта (окрашенный бетон); декоративный пояс из двойного валика, кладка ребром (по периметру апсид в верхней части); широкий карниз с прямыми кронштейнами (профилированные терракотовые изразцы); декор двухъярусной центральной апсиды, в том числе: окна, оформленные наличниками с одинарным круглым профилем, подоконниками с кронштейнами и прямоугольными нишами (профилированные терракотовые изразцы); облицовка прямоугольного дверного проема гранитом; оформление портала рельефным десюдепортом симметричной композиции – павлины, виноградная чаша и листья аканта (окрашенный бетон); декоративный архивольт с рельефными листьями аканта и круглыми щитами с крестами (окрашенный бетон); декоративный пояс из двойного валика, кладка ребром (по периметру апсиды в верхней части); широкий карниз с прямыми кронштейнами (профилированные терракотовые изразцы); оформление окон верхнего яруса центральной апсиды наличниками с одинарным круглым профилем, полуколонками с капителями растительного орнамента и базами с тройным валиком (профилированные терракотовые изразцы); широкий карниз с валиком, округлыми кронштейнами и изогнутым профилем; оформление граней апсиды декоративными свесами в виде полуколонок с капителями растительного орнамента и гирек с резным валиком и листьями аканта (профилированные терракотовые изразцы); украшение широкого фриза над окнами симметричными полихромными рельефными майоликами с золочением – композиции из листьев папоротника, крестов с монограммами имени Христа (Хи и Ро, Альфа и Омега), пятиконечных звезд и растительных побегов на фоне волнообразных полос; 5. Декоративно-художественное оформление интерьеров: историческое художественное оформление интерьера церкви по проекту художника Ф.Р. Райляна (1912-1913 гг.), включая: полихромную (реставрированную) живопись на стенах и сводах храма; гипсовые орнаментированные карнизы в большом барабане и под хорами; ограждения хоров с плоскостным орнаментированным декором из бетона; отделку первого яруса стен и железобетонных колонн в обходной галерее и на хорах искусственным мрамором; литые капители колонн (окрашенный гипс, с золочением); полы на хорах – материал (мрамор), цветовое решение (черно-белое), рисунок (звезды), техника исполнения (мозаика);