Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация двухэтажного, прямоугольного в плане здания; исторические конфигурация (скатная, сложной конфигурации) и габариты крыши, включая высоту конька, материал окрытия (кровельное железо). Конструктивная система: наружные и внутренние капитальные кирпичные стены; исторические отметки плоских перекрытий; своды: пологий цилиндрический свод воротного проезда; сводчатое перекрытие помещения цокольного этажа, смежного с вестибюлем служебного входа (б. дворницкая); сводчатые перекрытия вестибюля служебного входа (крестовые своды, коробовые с распалубками на подпружных арках); сводчатые перекрытия тамбура и вестибюля главного входа (цилиндрический свод по оси главного входа, крестовые своды); цилиндрический свод фойе перед Малым залом; купол на парусах над парадной лестницей – исторические габариты, местоположение; исторические габариты и местоположение утраченного светового фонаря;* *исторический купол со световым фонарем был демонтирован в 1960-х гг., деревянные конструкции были заменены на железобетонные; коробовый свод помещения Галереи; крестовый свод Желтой гостиной; зеркальный свод фойе «Грот»;уплощенные крестовые своды с «нервюрами» (металл?) проходного помещения у фойе Грот; пологий цилиндрический свод зрительного зала; пологий цилиндрический свод над лестничными клетками лестниц, фланкирующих зрительный зал; исторические лестницы Л-1-Л-10: распашная парадная лестница, со ступенями белого мрамора, с площадками, выложенными плитами белого и серого мрамора; ьлитые чугунные ограждения маршей лестницы (звенья ограждения с мотивами стилизованного растительного орнамента и завитков, золоченые бронзовые фигурки путти на стойках); служебные лестницы: трехмаршевая лестница, со ступенями лещадной плиты, ограждениями черного металла (рисунок – вертикальные прутья); двухмаршевые лестницы с маршами по косоурам, с площадками на сводах по металлическим балкам; ступени лестниц лещадной плиты (частично облицованы современной керамической плиткой); ограждения лестничных маршей черного металла (рисунок – вертикальные прутья со вставками в виде рамок в форме ромбов и овалов с заостренными концами); Малый зал, помещение 3-Н(72) пл. 468,6 кв. м: две колонны в центре зала. Объемно-планировочное историческое объемно-планировочное решение. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение лицевого фасада в приемах эклектики с элементами в стиле неоренессанс и неоклассицизм; симметричная композиция фасада с центральной раскреповкой, увенчанной треугольным фронтоном; лицевой фасад: материал отделки цоколя – гранит с известняковым (?) валиком в завершении (профиль закрашен); материал отделки фасада – гладкая окрашенная штукатурка; оформление фасада в уровне 1-го этажа линейным рустом; местоположение, габариты и конфигурация дверных проемов (включая три дверных проема разных габаритов в центральной раскреповке фасада, ведущих в главный вестибюль, дверной проем в крайней западной световой оси фасада); исторический материал (дерево) и рисунок дверных заполнений; треугольный полуфронтон над центральным дверным проемом; выделенные перемычки с веерным замковым камнем с женским маскароном над дверными проемами, фланкирующими центральный дверной проем; местоположение (в крайней восточной световой оси фасада), габариты и конфигурация проема воротного проезда; заполнение воротного проема – двустворчатое, глухое (створы ворот обшиты металлом, разделаны филенками, оформлены розетками-патерами); гладкая тяга с веерным замковым камнем над воротным проемом; местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов; оконные заполнения: исторический материал (дуб), цвет, рисунок; веерные замковые камни оконных проемов 1-го этажа; прямые и треугольные (в габаритах раскреповки) сандрики на кронштейнах оконных проемов 2-го этажа; колонки коринфского ордера, фланкирующие центральный оконный проем 2-го этажа; карниз в уровне перемычек проемов 1-го этажа; межэтажный карниз между 1-2-м этажами; подоконный карниз 2-го этажа; тяга в уровне сандриков оконных проемов 2-го этажа; круглые ниши под венчающим карнизом, вписанные в квадратные филенки, с заполнением в виде львиных маскаронов с открытой пастью; венчающий выносной карниз на модульонах; треугольный фронтон, завершающий раскреповку с лепным декором в тимпане: картуш в обрамлении акантовых завитков; аттиковая стенка над карнизом, по сторонам от раскреповки оформленная филенками. Декоративно-художественная отделка интерьеров: Тамбур главного входа, помещение 3-Н(1) пл. 16,1 кв.м.: покрытие пола тамбура плитами белого и черного мрамора (рисунок шахматный диагональный); облицовка пилонов и пилястр светло-серым мрамором, с профилированным карнизом в завершении. Вестибюль главного входа, помещение 3-Н(2) пл. 55,9 кв.м., 3-Н(40) пл. 47,4 кв.м. объемно-планировочное решение вестибюля, разделенного пилонами на нефы (пилоны поддерживают перекрытие вестибюля в виде цилиндрического свода центрального нефа и крестовых сводов двух боковых нефов); пилоны (10) и пилястры, облицованные серым мрамором, с профилированным карнизом в завершении; лепной декор в стиле неоклассики в верхней части стен с изображением медальона в обрамлении провисающих гирлянд и двух факелов; в медальоне – барельеф с изображением играющих путти (2 композиции); покрытие пола вестибюля плитами белого и черного мрамора (рисунок шахматный диагональный); Вестибюль перед Малым залом, помещение 3-Н(31) пл. 179,2 кв.м. оформление свода по оси центрального входа прямоугольными кессонами, обрамленными профилированными тягами, с лепными розетками по центру; профилированные тяги и лепной фриз с порезкой в виде бегущей волны в верхней части стен по периметру помещения; покрытие пола плитами черного и белого мрамора;* *в части помещения фойе покрытие утрачено, заменено современной керамической плиткой аналогичного рисунка; камин у западной торцевой стены – белого мрамора, средистенный, с полочкой, декорирован резными изображениями раковины и листьев аканта: топочный проем – прямоугольный, обрамлен гофрированными листами латуни. барельефные композиции в стиле неоклассицизма (6 единиц), изображающие танцующих нимф с растительными гирляндами, в центре – вазы с фруктами: четыре малых рельефа (на каждом по 4 нимфы), два больших - по 8 нимф на каждом;* *местоположение барельефов не является предметом охраны, так как они относятся к более раннему периоду (нач. XX в. ), а не к периоду устройства Малого зала (середина XX в. ). Помещение у Малого зала 3-Н(27) пл. 16,8 кв.м. Карниз в завершении стен, декорированный порезкой в виде аканта. Парадная лестница. Архитектурно-художественное решение лестничной клетки парадной лестницы в приемах эклектики, включая обильный рельефный декор стен и перекрытия, живописные панно, торшеры на промежуточной площадке; покрытие площадок плитами белого и серого мрамора (рисунок шахматный диагональный); пилоны на площадке 1-го этажа, оформленные со стороны лестницы лепными фигурами тритонов в высоком рельефе, поддерживающих консоли под лестничной площадкой 2-го этажа; торшеры на 9 светоточек (2) на промежуточной площадке – чугунного литья с позолотой, на мраморном пъедестале – треугольном, с вынутыми сторонами; золоченое основание в виде стилизованного треножника, образованного фигурами грифонов; стойка декорирована золоченым рельефным орнаментом; изогнутые вверх золоченые рожки орнаментированы, декорированы завитками; оформление стен лестничной клетки в нижнем ярусе рустовкой, выше – филенками, нишами, зеркалами и стилизованными пилястрами; между ярусами – филенчатый фриз; оформление пилястр скульптурными изображениями сатиров и фантастическими крылатыми фигурами; ниши-экседры (3) в верхнем ярусе стен: в лепном обрамлении, с конхой, оформленной в виде раковины; дверные проемы (2) в уровне площадки 2-го этажа (на западной стене)* с дубовыми заполнениями с остеклением по всей высоте, оформленные в виде французских балконов с решетками кованого железа в нижней части (рисунок – ажурный с мотивами завитков); *в помещение Галереи; отделка перекрытия в форме уплощенного купола на парусах орнаментированными тягами, с фиалами на пересечении (поверхность купола разделена тягами на 8 секторов); оформление люнетов между парусами тонкими лепными горизонтальными и вертикальными тягами, образующими квадраты; 4 живописных панно в люнетах, в лепном обрамлении: живописное настенное панно (холст, масло), над центральным маршем лестницы: аллегорическая сцена с изображением двух фигур – лежащего старца в красной драпировке и сидящей женщины в синей одежде со свитком в левой руке, в правой руке - стило; на заднем плане – стрелка Васильевского острова, ростральные колонны и здание Биржи; старец левой рукой придерживает бронзовые барельефные портреты Петра I и Александра I; в левом верхнем углу – датировка: «1826»(?); живописное настенное панно (холст, масло), над площадкой 2-го этажа - «Триумф Галатеи» (копия с работы Луки Джордано); многофигурная сцена на фоне моря и неба с облаками, мифологические персонажи несут на плечах полуобнаженную Галатею, придерживающую левой рукой развевающуюся синюю драпировку; живописное настенное панно (холст, масло), над лестничным маршем – многофигурная сцена «Нахождение Моисея»(?) - на переднем плане лежит младенец, к нему протягивает руки женщина в красном плаще, окруженная группой женщин; живописное панно (холст, масло) - настенное, над лестничным маршем – «Похищение Европы» (копия с работы Луки Джордано); многофигурная сцена; в центре – черно-белый бык с полулежащей на спине фигурой Европы; два живописных панно (холст, масло), настенных, с изображением играющих путти; встроенные зеркала (2) в уровне площадки 2-го этажа; дверные заполнения трех проемов с полуциркульным завершением - дубовые, двустворчатые, филенчатые, полусветлые, с мелкой расстекловкой верхней части створок и остекленной полуциркульной фрамугой. Фойе перед лестницей – Белый зал, помещение 6-Н(125) пл. 67,9 кв.м Комплексная отделка помещения в стилистике итальянского ренессанса, включающая отделку стен и потолка, элементы ордера, скульптуру; потолок, оформленный выпущенными пересекающимися профилированными балками с фиалами и львиными маскаронами; стены, декорированные пилястрами и пристенными каннелированными полуколоннами, на которых расположена полнообъемная скульптура - сидящие женские фигуры с различными атрибутами на фоне полуциркульных ниш; угловые ниши-экседры оформлены аналогичной скульптурой; тройные аркады на каждой стене, в угловых резервах по сторонам от арок – женские и мужские лепные полнообъемные головки, обращенные друг к другу (арки – сквозные и ложные): арочные проемы - с дверными заполнениями, аналогичными заполнениям проемов на парадную лестницу - дубовые, двустворчатые, филенчатые, полусветлые, с мелкой расстекловкой верхней части створок и остекленной полуциркульной фрамугой (между Белым залом и фойе «Периметр»); глухое дубовое двустворчатое заполнение дверного проема в Желтую гостиную; ложные арки декорированы зеркалами; фриз в верхней части стен – горельефные многофигурные композиции на мифологические сюжеты; рисунок паркета наборного дерева ценных пород. Красное фойе , помещение 6-Н(126) пл. 105,8 кв.м Комплексная отделка интерьера, включающая лепной декор стен и потолка, живописные вставки, оформление дверных и оконных проемов, с использование элементов в характере стилей Людовика XIV и Людовика XV, перекрытие в форме зеркального свода, высокая падуга декорирована позолоченным лепным геометрическим, ложчатым орнаментом и трехлопастными лепными арками с позолоченным растительным орнаментом, изображениями раковин и путти; зеркало свода (плафон) с двойной лепной золоченой тягой по периметру, в углах и по осям – лепной золоченый орнамент; по центру плафона – лепная золоченая четырехосевая розетка с мотивами растительного орнамента; лепной золоченый фриз в завершении стен с мотивами аканта, больших и малых картушей, лепных изображений женских фигур, ангелов, мужских и женских головок; в больших картушах - живописные вставки; живописные вставки (10) - мужские и женские погрудные портреты в костюмах XVII века; внутри угловых картушей – полихромные изображения гербовых щитков с гербами двух типов; деревянные резные золоченые карнизы над оконными проемами, декорированные трельяжной сеткой, раковинами, овами, бусами, акантом; дверные проемы (4) оформлены порталами с фланкирующими колонками и резными (лепными?) десюдепортами; каннелированные коринфские колонки на высоких пъедесталах; капители, базы и спиральный поясок нижней части колонок позолочены; десюдепорты (4) деревянные, резные, золоченые, декорированы трельяжной сеткой, раковинами, бусами, овами, акантом; дверные заполнения двустворчатые, филенчатые – по четыре фигурные филенки с золоченой резьбой на створку;* *у наружной торцевой стены – двери ложные; оформление стен в нижней части деревянными филенчатыми панелями; экраны радиаторов, оформленные аналогично стеновым панелям; подоконные доски белого с серыми прожилками мрамора, с фигурным вырезом кромки; откосы оконных проемов декорированы лепными золочеными тягами по периметру с орнаментом в виде завитков; камин средистенный, белого резного мрамора, со скошенными углами, оформленными волютообразными кронштейнами, декорированными цветами, рокайлями, акантом; в центре под полкой – композиция из раковины, рокайлей, аканта; полка фигурных очертаний; топочный проем полуциркульной формы; паркет наборного дерева ценных пород с бордюром по периметру. Желтое фойе, помещение 6-Н(124) пл. 63,8 кв.м Комплексная отделка помещения с элементами в стилистике ренессанса, включающая отделку перекрытия в виде крестового усеченного свода, лепным золоченым орнаментом с живописным плафоном в центре;, лепную золоченую отделку стен с живописными панно; люнеты, декорированные по центру живописными панно, обрамленными в лепную золоченую раму из картушей, вертикальными и горизонтальными золочеными тягами и лепными завитками; углы помещения в уровне основания сводчатого перекрытия оформлены лепными полнообъемными скульптурами трех граций, расположенными на выступе с кронштейном в виде двух полуфигур эфебов; оформление ребер крестового свода и обрамления живописного плафона поясами лепного золоченого орнамента на светло-зеленом фоне; живописный плафон в центре свода (холст, масло) – «Дионис и Ариадна»(?) с изображением мифологической сцены с фигурами стоящего юноши в тигровой шкуре и венке из листьев винограда (Дионис) и сидящей обнаженной девушки на фоне неба и моря; живописные панно в люнетах (4), (холст, масло) изображающие обнаженные полулежащие женские фигуры с различными атрибутами: гроздь винограда, целующиеся голуби, орел, пьющий из кубка; обрамления панно в виде лепного золоченого орнамента с мотивом картушей на светло-зеленом фоне; стены, декорированные в верхней части лепным золоченым фризом, в нижней части филенчатые панели (прямоугольные филенки в профилированных рамах); радиаторные решетки оформлены прямоугольными и круглыми филенками аналогично стеновым панелям; дубовые подоконные доски с профилированной кромкой; оконные приборы – стержневые поворотные латунные шпингалеты; откосы оконных и дверных (западного и восточного) проемов разделанные филенками, расколерованными в два цвета с золочеными калевками; дверные заполнения (3) – двустворчатые, филенчатые (филенки разноформатные – прямоугольные с выкружками, Г-образные), расколерованные в два цвета с золочеными калевками; Ореховый зал, помещение 6-Н(123) пл. 82,4 кв.м Комплексная отделка помещения в стилистике французского ренессанса, включающая оформление резное и лепное стен, потолка, дверных и оконных проемов; двускатное перекрытие центральной части помещения, переходящее у стен в плоское, на консолях, декорированных полнообъемными резными (?) женскими и мужскими портретами; оформление скатов перекрытия кессонами с рельефом по всей поверхности (альфрейная разделка под орех), с картушами по центру и овальными живописными вставками - погрудные портреты мужчин и женщин (14) в костюмах эпохи Возрождения; лепные барельефы на продольных стенах между консолями - «Игры амуров», в фигурных лепных рамках; лепные горельефные аллегорические многофигурные композиции на торцевых стенах, под скатами потолка; дверное заполнение на западной торцевой стене,* фанерованное орехом, двустворчатое; в центре в каждой створке по две вытянутые шестиугольные филенки; в верхней и нижней части створок – фигурные филенки в форме многолучевых звезд с зеркальным заполнением; наличник профилированный, оформлен фигурными филенками; *дверь – ложная; дверное заполнение на восточной торцевой стене, аналогичное предыдущему, вместо зеркального заполнения – фанеровка орехом; десюдепорты резного ореха над дверными проемами, завершенные карнизами, с филенками и патерой по центру в поле десюдепорта; над оконными проемами – карнизы-десюдепорты резного ореха, оформленные аналогично резным десюдепортам дверных проемов; подоконные доски (4) зеленоватого с черными и белыми прожилками змеевика (?);деревянная обшивка откосов (орех) с разделкой разноформатными филенками; оформление стен в нижней части ореховыми панелями, разделанными фигурными филенками, габаритах оконных проемов в панели вставлены решетки в виде трельяжа; межоконных простенках – пристенные тумбы, оформленные аналогично панелям; фриз в верхней части стен (альфрейная разделка под орех), с лепным орнаментом растительного характера, порезками, фиалами; камин средистенный, резного дерева – ореховый, с полочкой; углы камина скошены, декорированы полнообъемными резными фигурками путти на каннелированных пъедесталах; под полкой – филенчатый фриз; плоскость вокруг топки обшита металлом (цветным?), с нишками и декором в виде многолепестковых розеток; ниша в форме полуциркульной арки.* *заложенный дверной проем в помещение Галереи. Фойе перед зрительным залом «Периметр»,помещение 6-Н(129) пл. 113,4 кв.м Перекрытие плоское на падуге, по периметру зеркала потолка – лепная профилированная тяга; карниз в завершении стен со значительным выносом, декорирован лепными розетками; две свободно стоящие колонны желтого искусственного мрамора с белыми тосканскими капителями и базами в проеме между фойе и зрительным залом; дверные заполнения – дубовые, двустворчатые, глухие филенчатые (филенки прямоугольные разного формата);* *со стороны Буфета дверные заполнения – двойные, внутренние оформлены в стилистике интерьера Буфета; рисунок паркета (в корзинку) из дерева ценных пород. Проходное помещение у фойе Грот 6-Н(130) пл. 14,2 кв.м Дверное заполнение – дубовое(?), двустворчатое, глухое, разделанное фигарейными филенками разного формата (прямоугольными, квадратными) в профилированных рамах; по центру каждой из створок – квадратная филенка, поставленная на угол. Фойе «Грот», помещение 6-Н(127) пл. 134,5 кв.м Комплексная отделка помещения, перекрытого зеркальным сводом на высокой падуге с распалубками, декорированным лепным орнаментом; со стенами, отделанными туфом; сводчатое перекрытие декорировано лепкой в стиле неоклассики - поясами лепного орнамента, образующими ромбы, переходящие на падугу и верхнюю часть стен; центральная розетка в виде композиции из стилизованных раковин и отходящих от них С-образных завитков, заключенная в восьмиугольную профилированную раму, по сторонам которой – геометрический орнамент, медальоны с мужскими портретами и женскими фигурами; падуга свода с распалубками, обрамленными поясами лепного орнамента, в люнетах распалубок – лепные медальоны с барельефами в виде танцующих женских фигур (по центру) и двухфигурных композиций с изображением путти; медальоны в обрамлении растительного орнамента, в основании люнетов – сидящие мужские и женские фигуры в костюмах эпохи Ренессанса, в том числе музицирующие, над медальонами – фигурки амуров; между распалубками горельефные изображения амуров, опирающихся на картуш; выступ верхнего края туфовой облицовки с балконом; парапетное ограждение балкона с бронзовой (?) решеткой в завершении; аналогичные бронзовые решетки фланкирующих распалубок; ниша в туфовой облицовке (между двумя дверными проемами); угловые ниши, оформленные сталактитами из туфа и встроенными зеркалами; дверные заполнения – дубовые, двустворчатые, глухие, разделанные фигарейными филенками разного формата (прямоугольными, квадратными); по центру каждой из створок – квадратная филенка, поставленная на угол. Буфет, помещение 6-Н(128) пл. 67,8 кв.м Комплексная отделка помещения, включающая лепной золоченый декор стен и потолка, дверные заполнения; потолок на падуге; зеркало потолка декорировано по периметру тягами и лепными орнаментальными композициями по углам и по осям; в центральной части - лепная золоченая четырехосевая розеткой с мотивами картушей и завитков; падуга, декорированная лепными золочеными трельяжными сетками, картушами, завитками; стены в верхней части по периметру помещения декорированы лепным золоченым фризом из трельяжа, завитков и картушей; в нижней части стены оформлены деревянными филенчатыми панелями; дверные заполнения – двустворчатые, глухие, филенчатые, с полуциркульной фрамугой, декорированной лепным золоченым картушем; профиль по периметру филенок – золоченый, в верхней части – резной золоченый декор в виде раковины; лестница, ведущая в зрительный зал, - деревянная, ступени – дубовые (паркет), ограждения – глухие; наборный паркет ценных пород дерева с геометрическим рисунком на основе диагональной сетки (рисунок). Галерея, помещение 6-Н(122) пл. 22,4 кв.м. Перекрытие в форме коробового свода; оформление верхней части стен лепным фризом с мотивом провисающих гирлянд и профилированным карнизом (на торцевых стенах фриз обводит полуциркульные завершения дверных проемов;* *проем в Ореховую гостиную заложен; оформление дверного заполнения проема в помещение буфета, аналогичное оформлению со стороны буфета. Зрительный зал, помещение 6-Н(172) пл. 564,2 кв.м. Объемно планировочное решение театрального зала с ложами бенуара по периметру партера, ярусом бельэтажа, ложами в уровне бельэтажа (двумя ложами у сцены и одной центральной ложей); архитектурно-художественное решение зала в стиле неоклассицизм, включая свободно стоящие колонны в уровне бельэтажа, лепной золоченый декор портала сцены, барьеров ярусов, порталов лож; перекрытие над зрительным залом в виде пологого цилиндрического свода с прямоугольной нишей по центру; венчающий карниз по периметру зала с модульонами и розетками; арочный проем над входом в партер; софит арки, оформленный кессонами с лепными розетками; портал сцены с полуциркульным арочным завершением, с барельефами в виде двух летящих крылатых женских фигур, держащих золоченые драпировки и венки – аналогичная композиция на противоположной сцене стене; софит арочного завершения портала на волютообразных золоченых кронштейнах в уровне импостов и откосы, оформленные филенками, лепным геометрическим орнаментом и розетками, поясами золоченой порезки; лепной золоченый орнамент барьеров бенуара и бельэтажа с мотивами провисающих гирлянд, медальонов (барьер бенуара), пальметт, акантовых завитков (барьер бельэтажа); колонны белого с прожилками искусственного мрамора ионическими капителями (с золочеными деталями) в уровне бельэтажа; пилястры белого с прожилками искусственного мрамора ионическими капителями (с золочеными деталями) в уровне бельэтажа; прямоугольные кессоны перекрытия галерей в уровне бельэтажа с лепной золоченой порезкой; оформление боковых лож бельэтажа колонками и карнизом с золоченым резным декором; оформление центральной («царской») ложи: фланкирующие ложу золоченые каннелированные колонки; завершение в виде профилированного карниза с золочеными поясками порезки и золоченым навершием в виде «короны» с мотивами растительного орнамента, растительных завитков и стилизованной лирой по центру; оформление дверного проема центральной ложи лепным профилированным золоченым наличником с полуциркульным завершением с лепным золоченым картушем в люнете; дверное заполнение – двустворчатое, глухое филенчатое с золоченой порезкой по периметру филенок (со стороны аванложи оформление – аналогичное); ниша с лучковым завершением в аванложе княжеской ложи; золоченый орнаментированный карниз в завершении стен; рисунок (в корзинку) наборного паркета дерева ценных пород; карниз с золоченой порезкой в завершении стен. Лестницы Л-1-Л-4: Карниз на модульонах, декорированный растительной порезкой – в завершении стен на промежуточных площадках лестниц. Помещения администрации: Орнаментированный карниз в завершении стен (лепной золоченый декор в виде растительного орнамента) с сухариками, декорированными ромбами. Коридор: Орнаментированный карниз в завершении стен (лепной декор в виде растительного орнамента). Приемная директора: Орнаментированный карниз в завершении стен (лепной декор в виде растительного орнамента). Променуары в уровне бельэтажа, 6-Н(140,171) пл. 47,1 и 63,1 кв.м. Пристенные пилоны, облицованные белым с прожилками мрамором;