Объемно-пространственное решение: Здание 1-3-этажное на полуподвале, сложное в плане, вытянутое с севера на юг, с П-образным центральным корпусом с двухступенчатым ризалитом и мезонином в пять осей по центру западного фасада, прямоугольными соединительными галереями и квадратными в плане угловыми башнями, завершенными куполами на барабанах: конфигурация в плане, габариты; крыши сложной конфигурации (четырехскатные, двускатные, вальмовые) – конфигурация, габариты и высотные отметки; материал окрытия – металл; купола угловых объемов сложной конфигурации с фонариками и луковичными главками – конфигурация и габариты; материал окрытия – металл дымовые трубы, слуховые окна – местоположение, конфигурация и габариты; Конструктивная система здания: наружные и внутренние кирпичные капитальные стены; местоположение плоских перекрытий; своды, в том числе: крестовые, цилиндрические, коробовые, зеркальные с распалубками, купольные, прусские; арки, в том числе: полуциркульные, трехцентровые, лежачие; исторические лестницы (на сводах, по косоурам, со ступенями, вмонтированными в стены), в том числе: парадная лестница в центральном корпусе: местоположение, конструкция (по косоурам), материал ступеней – известняк, исторический материал (металл) и рисунок ограждений; лестница в северной части центрального корпуса: местоположение, тип (распашная), конструкция (по косоурам), материал ступеней (известняк), материал (металл), техника исполнения (ковка, литье) и рисунок перильных ограждений; лестница в южной части центрального корпуса: местоположение, конструкция (по косоурам, с опорным столбом, с верхней площадкой на металлических арках), материал ступеней – известняк, материал (металл), техника исполнения (литье) и рисунок перильных ограждений; Объемно-планировочное решение: в габаритах исторических капитальных стен; Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение в формах барокко; материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка (в т.ч. рустованная); материал и характер отделки цоколя – известняк; историческое колористическое решение фасадов; местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульной перемычкой, с трехцентровой перемычкой, с перемычкой в виде лежачей арки, с фигурной перемычкой) и габариты оконных и дверных проемов; исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных и дверных заполнений; оформление фасадов: архитектурно-художественное решение западного (обращенного в Митрополичий сад) фасада: профилированные межэтажные, подоконные и венчающие карнизы и тяги; 2-3-этажный центральный П-образный в плане объем: оформление оконных и дверных проемов, и проема балконной двери: фигурные, профилированные штукатурные наличники, (в том числе с «ушками», стилизованными полотенцами), замковые камни (в том числе веерные), профилированные фигурные штукатурные рамы с «ушками», профилированные треугольные, лучковые и фигурные сандрики, прямоугольные подоконные ниши, профилированные подоконные выступы; пилястры с прямоугольными нишами; ступенчатые пилястры с ионическими капителями и известняковыми базами в оформлении простенков первого этажа западного фасада северного объема; руст в оформлении углов первого этажа северного объема; штукатурные пилястры с полукруглыми в вертикальном сечении выступами в верхней части в уровне третьего этажа; аттиковые стенки, прямоугольные тумбы, фигурный аттик в оформлении фасадов северного выступающего объема с пилястрами и профилированным венчающим карнизом; крыльцо центрального входа с известняковыми ступенями и парапетами; козырек на два ската, на фигурных колонках с прямоугольной в сечении нижней частью с филенками и профилировками, и круглым в сечении столбом с каннелюрами, лиственным орнаментом и перехватами; оформление козырька: «тимпан» со сквозным орнаментом с растительными мотивами, волютообразными кронштейнами, «шишками» на углах и пальметтой по центру; стилизованные подзоры со сквозным орнаментом (рисунок – «чешуя») и пальметтами; металлическое окрытие; фонарь четырехгранный, трапециевидный в вертикальном сечением с накладными металлическими деталями; балкон по центральной оси в уровне второго этажа; исторические рисунок* и материал (металл) ограждения; (* вставка в виде креста в центре позднейшая); 1-2-этажные галереи по сторонам центрального П-образного в плане объема: оформление оконных и дверных проемов: фигурные штукатурные наличники с «ушками», стилизованные полотенца, прямоугольные подоконные ниши; профилированные фигурные штукатурные рамы с «ушками», треугольные и фигурные профилированные сандрики, замковые камни (в том числе веерные); штукатурные пилястры в оформлении простенков первого этажа; штукатурные пилястры с полукруглыми в вертикальном сечении выступами в верхней части в оформлении простенков второго этажа; 3-этажные с главами на барабанах южная и северная угловые башни (все фасады): профилированные межэтажные, подоконные и венчающие карнизы и тяги; ленточный руст в оформлении первого этажа (северная башня); оформление оконных проемов первого этажа: штукатурные наличники со стилизованными полотенцами, фигурные профилированные наличники с «ушками» и волютами в верхней части, фигурные штукатурные рамы, подоконные ниши, замковые камни; рустованные (северная башня) и гладкие (южная башня) лопатки в простенках между окнами в уровне первого этажа; пилястры с капителями ионического ордера и известняковыми базами в простенках между окнами второго-третьего этажей; лучковые аттики; оформление барабанов: профилированные карнизы и тяги; оформление оконных проемов с полуциркульным завершением: профилированные штукатурные наличники с импостами и веерными замковыми камнями; стилизованные ступенчатые лопатки в нижней части барабана; ступенчатые пилястры с капителями ионического ордера в простенках между окон; оформление фасада над венчающим карнизом (у основания купола): ступенчатые пилястры, прямоугольные филенки; оформление купола: люкарны в фигурных наличниках со сложными лепным растительным орнаментом и лучковым сандриком; оформление фонариков: оконные проемы с полуциркульным завершением с импостами; профилированные карнизы; пилястры со сложным растительным орнаментом; луковичная золоченая главка в завершении с крестом; архитектурно-художественное решение восточного (обращенного в сад главного двора) фасада: 2-3-этажный центральный объем с повышенной центральной и боковыми частями и одноэтажным выступом с террасой на семь центральных осей: профилированные межэтажные, подоконные и венчающие карнизы и тяги; оформление дверного проема с трехцентровой перемычкой по центральной оси: штукатурный профилированный наличник, стилизованный замковый камень в виде сложного лепного рокайля; оформление оконных и дверных проемов: штукатурные профилированные наличники, профилированные фигурные штукатурные рамы с «ушками», замковые камни с розетками, веерные замковые камни, стилизованные замковые камни в виде сложных лепных рокайлей, треугольные, лучковые и фигурные профилированные сандрики, прямоугольные филенки в подоконном пространстве, профилированные подоконные выступы; полуколонны и пилястры ионического ордера с известняковыми базами в простенках первого этажа; ступенчатые пилястры ионического ордера в простенках второго этажа; штукатурные пилястры с полукруглыми в вертикальном сечении выступами в верхней части в уровне третьего этажа; крыльцо центрального входа с известняковыми ступенями; козырек – исторический рисунок и материал (металл); крыльца боковых входов с известняковыми ступенями и парапетами; козырьки – исторический рисунок и материал (металл); терраса на уровне второго этажа по центру фасада с балюстрадой с фигурными балясинами и тумбами; одноэтажные галереи по сторонам центрального объема: профилированные межэтажные, подоконные и венчающие карнизы и тяги; оформление проемов: штукатурные профилированные наличники, замковые камни с розетками, прямоугольные филенки в подоконном пространстве; полуколонны и пилястры ионического ордера в простенках; приямок северной галереи с известняковыми ступенями; крыльцо с известняковыми ступенями и парапетами между северной галереей и галереей Просфорного корпуса; козырьки – исторический рисунок и материал (металл); Декоративно-художественная отделка интерьеров: Историческое решение отделки интерьеров, в том числе: Помещение коридора: крестовые своды; ступенчатые трехцентровые арки; пилястры; штукатурные наличники с замковыми камнями; облицовка пола известняковыми плитами; Помещение центральной лестницы: оформление стен профилированными тягами, профилированными рамами, лепными композициями, рокайлями, в том числе с золочением; маскароны, фактурная штукатурка; оформление потолка профилированным карнизом, падугой, профилированной рамой, в том числе с золочением; исторический рисунок и материал паркета; Помещение центрального вестибюля: крестовые своды, в том числе оформленные фактурной штукатуркой; арки; пилястры; исторический рисунок и материал дверных заполнений, входных тамбуров; облицовка пола известняковыми плитами; Помещение распашной лестницы в северной части центрального объема: оформление стен рустом; рустованные и гладкие лопатки; профилированный дверной наличник; профилированные потолочные карнизы; стилизованные кронштейны в верхней части лопаток оформленные лепным декором с растительным орнаментом, гирляндами и волютами; замковые камни с лепным орнаментом в оформлении оконных проемов; фигурные профилированные рамы и филенки с лепным растительным орнаментом; Помещение 23-Н (47) Золотой зал: историческое решение декоративно-художественной отделки интерьера двусветного зала: оформление стен: филенки с профилировками в оформлении цокольной части; оформление первого яруса стен: пилястры коринфского ордера; профилированные наличники оконных проемов и рамы с полуциркульным завершением; лепные композиции в поле над окнами и рамами со сложным орнаментом с волютами, рокайлями, растительными мотивами и головами путти; историческое решение и материал (дерево ценных пород) дверных заполнений и тамбуров с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам и порезками, в том числе с золочением; десюдепорты в виде прямоугольных профилированных рам; подоконники белого мрамора; оформление откосов филенеками; антаблемент, разделяющий первый и второй ярусы с профилированными архитравом и карнизом, в том числе с золочением, и гладким фризом; оформление второго яруса: профилированные наличники оконных проемов второго света и ложных окон; оформление откосов профилированными филенками; профилированные рамы в оформлении торцевых стен, в том числе с золочением; пилястры в простенках оформленные лепным декором с растительным орнаментом, рокайлями, в том числе с золочением; оформление потолка: падуга с распалубками, оформленная фигурными профилированными рамами, в том числе с золочением; прямоугольный плафон с периметральным профилированным карнизом; живописный плафон (техника – темперно-клеевая живопись по штукатурке) с, гризайльной периметральной рамой с геометрическим и растительным орнаментом; розеткой с растительным орнаментом; фигуративными композициями с путти; печи угловые (две): на гладком плинте, двухъярусные, с облицовкой в нижним ярусе керамической плиткой, в верхнем ярусе – белым рельефным изразцом, прямоугольным топочным отверстием, кадуцеи по сторонам топочного отверстия, горизонтальная полочка с орнаментальными порезками; во втором ярусе: пилястры, арка с оформленным порезками архивольтом, декоративная композиция с изображением орла в лавровом венке и дубовых веток в поле арки, розетки в антрвольтах, фриз с ложчатым орнаментом над аркой, карниз с порезками и модульонами, аттик с карнизом, композицией с тремя лавровыми венками и навершие с волютами и пальметтой; Помещение 23–Н (46) Приемная: историческое решение декоративно-художественной отделки интерьера: историческое решение, материал (дерево ценных пород) и техника (фанеровка, маркетри) дверных заполнений и тамбуров, в том числе с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам, в том числе с золочением; оформление потолка: падуга с профилировками; полихромная живопись (техника – темперно-клеевая живопись по штукатурке) с растительным и геометрическим орнаментом в оформлении падуги; полихромная живопись (техника – темперно-клеевая живопись по штукатурке) в оформлении плафона с фигурной периметральной рамой растительным и геометрическим орнаментом, живописными композициями с растительным и геометрическим орнаментом по углам плафона, центральной розеткой с растительными и геометрическими мотивами; печи угловые (две): на гладком плинте, двухъярусные, облицованные белым рельефным изразцом, с прямоугольным топочным отверстием, пилястрами по сторонам топочного отверстия, горизонтальная полочка на стилизованных кронштейнах; во втором ярусе: профилированная рама, профилированная тяга, профилированный карниз, аттик и навершие с волютами и пальметтой; Помещение 23-Н (48): историческое решение, материал (дерево ценных пород) и техника (фанеровка, маркетри) дверных заполнений и тамбуров с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам, в том числе с золочением; оформление потолка: падуга с профилировками; печь угловая на гладком раскрепованном плинте, облицованная белым рельефным изразцом, разделенная на четыре яруса профилированными карнизами, в том числе с ложчатым орнаментом; прямоугольные филенки, в первом ярусе, листья аканта и розетка во втором ярусе; вертикальные волюты и пояс с растительным орнаментом в третьем ярусе; провисающие цветочные гирлянды в четвертом ярусе; навершие в виде стилизованного купола с декором в виде «монет», увенчанное декоративной шишкой; выделение деталей золочением; прямоугольное топочное отверстие с латунной дверцей; Помещение 23-Н (50): историческое решение, материал (дерево ценных пород) и техника (фанеровка, маркетри) дверных заполнений и тамбуров с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам, в том числе с золочением; оформление потолка: падуга с профилировками и дентикулами; печи угловые (две): на гладком плинте, двухъярусные, облицованные белым рельефным изразцом, с прямоугольным топочным отверстием, пилястрами по сторонам топочного отверстия, горизонтальная полочка; во втором ярусе: пилястры коринфского ордера, профилированная рама с лиственной порезкой, профилированная тяга, фриз с растительным орнаментом и розетками, профилированный карниз с лиственной порезкой, аттик и навершие с волютами и пальметтой; Помещение 23-Н (52): историческое решение и материал (дерево ценных пород) дверных заполнений и тамбуров в том числе с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам и порезками, в том числе с золочением; оформление потолка: падуга с профилировками, историческое решение лепного орнамента (лепные композиции по углам, тяги, лепная розетка); печи угловые (две): на гладком плинте, двухъярусные, облицованные белым рельефным изразцом, с прямоугольным топочным отверстием, пилястрами по сторонам топочного отверстия, горизонтальная полочка на стилизованных кронштейнах; во втором ярусе: профилированная рама, профилированная тяга, профилированный карниз, аттик и навершие с волютами и пальметтой; Помещение 23-Н (53): оформление потолка: падуга с профилировками, историческое решение лепного орнамента (лепные композиции по углам, тяги, лепная розетка); Помещение 23-Н (60): историческое решение декоративно-художественной отделки интерьера двусветного зала: историческое решение и материал (дерево) дверных заполнений; оформление стен: филенки в оформлении цокольной части; пилястры композитного ордера, профилированные рамы и наличники в оформлении первого яруса стен; филенки в откосах окон; оформление дверных проемов профилированными наличниками, рамами с лепным орнаментом с порезками; историческое решение живописных вставок; антаблемент, между первым и вторым ярусами с профилированным архитравом, гладким фризом и профилированным карнизом, в том числе с дентикулами, поясами иоников и лиственной порезки; оформление второго яруса стен: профилированные наличники и рамы; филенки в оформлении откосов окон; оформление простенков профилированными филенками с лепным декором и профилированными карнизами; лепные венки в оформлении простенков восточной стены; лежачая арка, отделяющая восточную часть зала с оформленным филенкой софитом; оформление потолка: падуга с распалубками, оформленная фигурными профилированными рамами; периметральная профилированная рами с филенками, и орнаментированными вентиляционными решетками; лепные орнаментированные розетки; оформление потолка в восточной части зала: профилированный карниз; Помещение 23-Н (61), Лестница: оформление стен: профилированные рамы; полихромная живопись в оформлении стен (техника – масляная живопись по штукатурке) – фигуративные композиции с изображением святых; оформление лестницы: исторические рисунок и материал (металл) перильных ограждений; опорный металлический столб с растительным орнаментом в верхней части, орнаментированным основанием и перехватами; профилировки в оформлении косоуров; оформление профилированными балками поля подшивки площадок; оформление потолка: профилированный карниз; лепная профилированная розетка; Южная башня: помещение с четырьмя столбами, подпружными арками, куполом на парусах и антресолью; оформление столбов, парусов и софитов арок: профилированные рамы; профилированные оконные наличники; профилированный карниз в основании купола; ограждение антресоли в виде балюстрады с профилировками и ложчатым орнаментом в нижней части, фигурными балясинами и профилированным поручнем; Северная башни: помещение на четырех столбах с парусами, барабаном и куполом (*в настоящее время разделено на несколько уровней): оформление столбов, парусов и софитов арок: профилированные рамы; оформление стен барабана: пилястры ионического ордера, штукатурные профилированные рамы; профилированный карниз в основании купола; оформление купола ребрами; Помещение лестницы, ведущей в северную башню: историческое металлическое клепанное дверное заполнение с накладными деталями. исторические элементы декоративно-художественной отделки прочих помещений, включающие: оформление полов известняковыми плитами; историческое решение и материал (дерево, в том числе ценных пород) дверных заполнений, тамбуров в том числе с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; оформление сводов профилированными карнизами, падугами, профилированными рамами.