I. Собор (набережная реки Монастырки, дом 1, литера А) 1. Объемно-пространственное решение габариты крестообразного в плане, трехнефного одноэтажного однокупольного и одноапсидного здания с двумя одноярусными башнями над западным фасадом; конфигурация и габариты сложной скатной крыши; конфигурация и габариты купола и окрытий двух звонниц, включая высотные отметки коньков и карнизов; материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски, рисунок раскладки металла; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич); междуэтажные перекрытия – местоположение; своды, в том числе: коробовый свод портика западного фасада здания; полуциркульный с распалубками свод центрального нефа, северного и южного рукавов трансепта; купольный свод со световым фонарем на барабане с парусами и подпружными арками; купольные своды на парусах в боковых нефах; купольные своды на парусах в западной части здания, в помещениях под звонницами; крестовые, полуциркульные и полуциркульные с распалубками своды в подцерковье основного объема; крестовые своды звонниц над западным фасадом; лестница в подцерковье, в северо-западном углу здания – одномаршевая, межстенная, с известняковыми ступенями; профиль ступеней (с валиком); две винтовые межстенные лестницы, ведущие на звонницы – в западной стене здания, с известняковыми ступенями; профиль ступеней (с валиком); портик на западном фасаде с 8-ю колоннами тосканского ордера; 20 каннелированных колонн коринфского ордера (кирпичные с базами путиловской плиты) с позолоченными капителями и базами, в главном нефе здания и в рукавах трансепта; 12 каннелированных колонн коринфского ордера (кирпичные с базами путиловской плиты) с позолоченными капителями и базами - в апсиде; 3.Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение; 4. Архитектурно-художественноерешение фасадов: архитектурно-художественное решение в формах раннего классицизма, выполненное по проекту И.Е. Старова в 1776-1790 годах; цоколь облицован гранитом; характер отделки фасадов: гладкая окрашенная штукатурка; оформление пяти дверных проемов на трех фасадах здания – треугольные сандрики с поясами «сухариков» на фигурных орнаментированных кронштейнах, профилированные наличники, прямоугольные филенки; металлические двустворчатые заполнения, рисунок (вертикальные тяги, меандровый орнамент); фрамуга с полуциркульной композицией из веерообразно расположенных тяг и волют по сторонам; деревянные двусвторчатые полусветлые дверные заполнения (три), каждая створка на одну филенку с «алмазной» гранью внутри и одну профилированную тягу; прямоугольная фрамуга; скульптурная композиция над центральным входным проемом западного фасада – два ангела, поддерживающих орден Александра Невского (дерево, резьба, золочение, полихромная раскраска); прямоугольная филенка с горельефом «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского Храма», скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс; прямоугольные филенки по сторонам от горельефа; под филенками профилированный карниз по периметру всей лоджии портика; в верхней части стены лоджии портика фриз с гутами; прямоугольные филенки с горельефами «Вручение Богом Моисею скрижалей завета» и «Явление Бога Моисею в купине» над северным и южным входными проемами западного фасада, скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс; покрытие пола лоджии портика – гранит; прямоугольные филенки на западном фасаде, по сторонам от портика; исторические оконные проемы 1-2-го ярусов – местоположение, конфигурация (прямоугольные, круглые, с полуциркульным завершением), оформление (профилированные наличники, прямые сандрики на фигурных орнаментированных кронштейнах, прямоугольные филенки, подоконные блоки на фигурных орнаментированных кронштейнах); исторические оконные проемы барабана и фонарика - местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), оформление (прямоугольные филенки над окнами); исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений; два пилястровых портика с пилястрами тосканского ордера и треугольными фронтонами с поясами мутулов; в поле фронтона – композиция «Всевидящие око в сиянии» (буквы БГЪ в треугольниках позолочены); в первом ярусе ниши с полуциркульным завершением, во втором – прямоугольные филенки; профилированные тяги; прямоугольные филенки с горельефами «Встреча блудного сына» и «Явление Бога Аврааму в виде трех ангелов» над проемами северного и южного портиков, скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс; стены здания оформлены пилястрами тосканского ордера; над окнами - прямоугольные филенки с трапециевидными выступами раскрепованный антаблемент в верхней части стены: профилированный карниз с поясом «сухариков», фриз с триглифами и метопами, архитрав с гутами; оформление постаментов звонниц западного фасада – филенчатые пилястры тосканского ордера, прямоугольные филенки, профилированный карниз; ступенчатая аттиковая стенка между звонницами на западном фасаде – с профилированным карнизом и позолоченным металлическим крестом на постаменте; оформление северного и южного рукавов трансепта - филенчатые лопатки тосканского ордера, прямоугольные филенки, профилированный карниз с фризом в виде желобчатого пояса; ступенчатые аттиковые стенки – с профилированным карнизом и позолоченным металлическим крестом на постаменте; оформление звонниц – прямоугольные филенки, сдвоенные пилястры коринфского ордера на углах, раскрепованный профилированный карниз с поясом «сухариков», гладкий фриз, венчающий профилированный карниз; арки яруса звона – оформлены полуциркульными архивольтами и пилястрами тосканского ордера; кресты на яблоках (металл, золочение); барабан здания, оформление – трехчетвертные колонны коринфского ордера, прямоугольные филенки; антаблемент: профилированный карниз, с поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав; венчающий профилированный карниз и гладкий фриз; фонарик купола – на постаменте, оформленном лепными гирляндами, с орнаментированными волютами и раскрепованным профилированным карнизом с желобчатым поясом; металлические позолоченные купол фонарика и крест; 6. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: основной объем собора – трехнефный, с трансептом и световым барабаном с куполом на парусах; оформление купола - живописные изображения кессонов, круглое отверстие фонарика обрамлено изображениями тирсов с пальметтами, в основании фонарика и купола – профилированные карнизы; (техника – масло по штукатурке, гризайль) стены барабана завершены антаблементом: профилированный карниз с поясом модульонов и поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав; простенки барабана декорированы каннелированными пилястрами коринфского ордера, между ними, над окнами лепные медальоны с розетками внутри и ветвями по сторонам; под окнами барабана профилированный карниз и фриз с лепными изображениями херувимов, соединенных гирляндами с позолоченными лентами; антаблемент в основании барабана: профилированный карниз с поясом фигурных орнаментированных кронштейнов, поясом иоников, между кронштейнами прямоугольные филенки с крестами внутри, фриз с изображением пояса розеток с акантовыми листьями (техника – гризайль); композиции над подпружными арками, изображающие херувимов в облаках и в сиянии (дерево, позолота); подпружные арки оформлены двумя поясами живописных изображений ромбовидных филенок, внутри которых кессоны и розетки с акантовыми листьями по сторонам; между двух поясов лепной пояс позолоченного растительного орнамента с розеткой по середине; живописные изображения четырех евангелистов в овальных медальонах (Матфей, Марк, Лука, Иоанн) на парусах барабана (художник - Я. Меттенлейтер, техника – масло по штукатурке); оформление медальонов – позолоченная тяга с поясом растительного орнамента, по сторонам – филенки с лепными позолоченными херувимами и позолоченным растительным орнаментом; оформление сводов главного нефа и рукавов трансепта (художники А. дела Джакомо, 1806 г., П.С. Титов и Ф.Г. Солнцев, 1862 г. – поновление) – живописные изображения кессонов внутри прямоугольных филенок, чередующихся с филенками внутри которых херувимы, по сторонам – филенки с розетками и акантовыми листьями по сторонам; в распалубках живописные изображения цветочных венков с композициями из акантовых листьев по сторонам, с боков изображения ангелов, окна оформлены поясами растительного орнамента; между распалубками лепные медальоны с позолоченными херувимами, посеребренными гирляндами, розетками в окружении поясов растительного орнамента; арки сводов оформлены лепными розетками с элементами растительного орнамента между ними, по сторонам лепные пояса растительного орнамента; (техника – масло по штукатурке, гризайль) под окнами в распалубках прямоугольные филенки с лепными позолоченными композициями – круглая розетка, под ней цветочная гирлянда с лентами; оформление алтарной конхи – кессоны в обрамлении золоченых поясов растительного орнамента, с живописными изображениями розеток и золотыми звездами внутри, между кессонами – прямоугольные нишки с золотыми звездами внутри; в зените свода живописное изображение Святого Духа в виде голубя, в обрамлении лепной тяги и лепного пояса растительного орнамента; (техника – масло по штукатурке, гризайль); оформление конхи в западной стене здания – кессоны с лепными позолоченными розетками в обрамлении акантовых листьев; пояса с живописными изображениями филенок с розетками и акантовыми листьями по сторонам; в зените свода лепная композиция из акантовых листьев; арка конхи оформлена профилированными тягами и живописными изображениями филенок с розетками и акантовыми листьями по сторонам; (техника – масло по штукатурке, гризайль); раскрепованный антаблемент по всему периметру здания: профилированный карниз с поясами позолоченных модульонов и «сухариков, гладкий фриз, профилированный архитрав; живописное оформление куполов боковых нефов – кессоны с розетками внутри, по центру – композиция из розетки с поясом растительного орнамента и расходящихся лучей с орнаментом из акантовых листьев; в основании куполов – профилированные карнизы с позолоченными поясами «сухариков»; в парусах куполов – изображения херувимов; своды арок боковых нефов оформлены живописными изображениями кессонов с розетками и акантовыми листьями по сторонам; (техника – масло по штукатурке, гризайль); арки, расположенные вдоль нефа оформлены профилированными архивольтами; полуциркульные профилированные архивольты на стенах боковых нефов; профилированный карниз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев; пилястры тосканского ордера на стенах боковых нефов; живописное оформление конх в восточных стенах боковых нефов – веерообразно расходящиеся полосы с розетками и акантовыми листьями с цветами на концах, в зените свода – изображение розетки с акантовыми листьями по сторонам в окружении поясов растительного орнамента (техника – масло по штукатурке, гризайль); оформление потолка и верхних частей стен алтарного пространства - профилированная тяга, антаблемент: профилированный карниз с поясом модульонов и поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав; балки между колоннами оформлены прямоугольными филенками; оформление стен алтарного полукружия: фриз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев; каннелированные пилястры коринфского ордера, с белыми и позолоченными капителями; четыре ниши с полуциркульным завершением в рукавах трансепта, оформление: профилированный архивольт, профилированный карниз, живописные изображения ангелов по сторонам, в конхах ниш веерообразно расходящиеся полосы с розетками и акантовыми листьями с цветами на концах, в зените свода – изображение розетки с акантовыми листьями по сторонам в окружении поясов растительного орнамента (техника – масло по штукатурке, гризайль); живописное оформление купольных сводов под звонницами – золотые звезды на голубом фоне, обод с геометрическим орнаментом и крестами, техника – масло по штукатурке; в северо-западном углу здания, в помещении под звонницей – живописные изображения святых на стенах (св. князь Федор, св. кн. Ефросинья, св. Александр Невский, св. князь Владимир), техника – масло по штукатурке; каннелированные пилястры коринфского ордера, с позолоченными базами и капителями, на стенах подкупольного пространства, основного нефа (за колоннами) и в трансепте; полуциркульные ниши в торцевых стенах трансепта – с профилированными архивольтами; фриз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев на торцевых стенах трансепта; со стороны центрального нефа арки, ведущие в боковые нефы, оформлены по сторонам живописными изображениями ангелов (техника – масло по штукатурке, гризайль); живописные изображения на сводах и стенах подцерковья основного объема (в западной части) – евангелисты (Марк, Иоанн, Матфей Марк), две композиции – ангелы с крестом и херувимы поклоняются Спасу Нерукотворному и иконе Богородицы с младенцем, техника – масло по штукатурке; барельеф «Вход Господень во Иерусалим», скульптор – Ф. Шубин, материал – гипс, над центральным западным входным проемом в здание; прямоугольные ниши по сторонам от барельефа; оформление дверных проемов в торцевых стенах трансепта – профилированный наличник, прямой сандрик с профилированным карнизом и позолоченным поясом дентикул, фриз из розеток в обрамлении позолоченного растительного орнамента; главный иконостас – двухъярусный, трехчастный (облицован белым мрамором), центральная часть – в виде экседры, перекрытой полуциркульным сводом, оформленным кессонами с золочеными розетками внутри; свод опирается на антаблемент (профилированный карниз с позолоченным поясом растительного орнамента, поясом модульонов и поясом дентикул, гладкий фриз, профилированный архитрав с позолоченным поясом растительного орнамента); каннелированные пилястры коринфского ордера с бронзовыми позолоченными капителями и базами; гнезда для икон и боковые двери иконостаса оформлены профилированными позолоченными рамами; прямоугольные филенки с поясами растительного орнамента по краям; царские врата (материал – дуб, медные золоченые листы) – двустворчатые, каждая створка на три круглые филенки с живописными изображениями внутри и одну прямоугольную филенку с золочеными гирляндами внутри, оформлены ажурными волютообразными завитками, розетками и гирляндами; над вратами – сияние, в центре голубь на фоне облаков (материал – бронза, золочение); балюстрадное ограждение солеи – позолоченные опорные столбы, профилированные мраморные поручни; ступени солеи из известняковой плиты; Иконы главного иконостаса Икона «Бог Саваоф» Медь/масло. Поясное изображение старца с непокрытой головой, в светло-коричневом хитоне и белом плаще, с посохом в левой руке, правая рука – в благословляющем жесте, над головой старца треугольное сияние; автор – художник Акимов И.А. (1754-1814); размеры: диам. - 200 см.; время: кон. XVIII в; Рама к иконе «Бог Саваоф» Золоченой бронзы, круглая в виде облаков с расходящимися лучами, среди облаков головки херувимов размеры: 200 см.; время: кон. XVIII в; Икона «Воскресший Христос» Медь/масло. В центре композиции – фигура Христа в белом плаще, перекинутом через правое плечо и обвивающимся вокруг ног, правая рука поднята. Над головой Христа – святой Дух в образе белого голубя, выше – изображение Бога-отца, в нижней части голова апостола. автор – художник Акимов И.А. (1754-1814); размеры: выс. – 320 см., дл. – 110 см.; время: кон. XVIII в; Рама к иконе «Воскресший Христос» золоченой бронзы, чеканной работы. Рама орнаментирована акантовыим листьями и поясом «бус», в навершии рамы – два сомкнутых кронштейна с крестом над центром; размеры: выс. – прим. 330 см., дл. – прим. 120 см; время: кон. XVIII в.; Икона «Явление Богоматери апостолам» Медь/масло. Многофигурная композиция, в центре которой помещена Богоматерь в красном хитоне и синем плаще, парящая на облаке. Взор устремлен к небу, левая рука прижата к груди правая опущена вниз, в нижней части иконы помещена группа апостолов. Наверху в сиянии – два склоненных ангела, по центру, над головой Богоматери – венец; автор – художник Акимов И.А. (1754-1814); размеры: выс. – 320 см., дл. – 110 см.; время: кон. XVIII в ; Рама к иконе «Явление Богоматери» золоченой бронзы, чеканной работы. Рама орнаментирована акантовыим листьями и поясом «бус», в навершии рамы – два сомкнутых кронштейна с крестом над центром; размеры: выс. – прим. 330 см., дл. – прим. 120 см; время: кон. XVIII в.; Икона «Архангел Михаил» Дерево/масло. На южной алтарной двери. Архангел изображен в доспехах воина, копьем он поражает дракона, распростертого у ног. Фигуру архангела обвивает красный плащ. В верхней части иконы изображена сверкающая молния. автор – художник Акимов И.А. (1754-1814); размеры: выс. – 320 см., дл. – 110 см.; время: кон. XVIII в ; Икона «Архангел Гавриил» Дерево/масло. На северной двери иконостаса. Архангел в зеленом одеянии с перекрещивающейся красной лентой на груди. В левой руке архангела цветок лилии, правая рука приподнята вверх, над головой архангела в сиянии – два херувима; автор – художник Акимов И.А. (1754-1814); размеры: выс. – 320 см., дл. – 110 см.; время: кон. XVIII в.; Икона «Спаситель» Холст/масло. Над южной дверью в алтарь. Поясное изображение Христа в коричневом хитоне и красном плаще, в левой руке сфера, правая сложена в двуперстье; автор – приписывается А. Ван Дейку (1599-1641) (по книге «Александро-Невская Лавра». СПБ., 1903); размеры: выс. – 165 см., дл. – 122 см.; время: пер. пол. XVII в. (?); Рама к иконе «Спаситель» Золоченой бронзы (?), профилированная, с орнаментом из аканта и «бус» по периметру; размеры: выс. – 175 см., дл. – 132 см.; Икона «Богоматерь с младенцем» Холст/масло. Над северной дверью в алтарь. Богоматерь в светло-коричневом хитоне и голубом амафоре, покрывающем голову и плечи, изображена сидящей, на ее коленях – младенец Христос. Фигуры выделены сиянием; Автор: приписывается Гверчино (1591 – 1666) (по книге «Александро-Невская Лавра». СПБ., 1903); размеры: выс. – 165 см.; дл. – 122 см.; время: пер. пол. XVII в. (?); Рама к иконе «Богоматерь» Золоченой бронзы (?), профилированная, с орнаментом из аканта и «бус» по периметру; размеры: выс. – 175 см., дл. – 132 см.; Иконы царских врат (круглые) Икона «Дева Мария» из сцены «Благовещения» Медь/масло. Дева Мария изображена в бледно-розовым хитоне и голубом плаще по колено, склоненной над аналоем. Руки Богоматери сложены на груди в молитвенном жесте. Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825); размеры: диам. – 72 см.; время: кон. XVIII в.; Рама к иконе «Дева Мария» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру; размеры: диам. – 80 см.; Икона «Архангел Гавриил» из сцены Благовещения Медь/масло. Поколенное изображение архангела в белом хитоне и красном плаще, перекинутом через левое плечо. В левой руке архангела – лилия; Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825); размеры: диам. – 72 см.; время: кон. XVIII в.; Рама к иконе «Архангел Гавриил» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру; размеры: диам. – 80 см.; Икона «Евангелист Иоанн» Медь/масло. Верхняя икона правой створки врат. Иоанн изображен в светло-розовом хитоне и красном плаще. В правой руке евангелиста раскрытая книга, левая рука прижата к груди. Взгляд Иоанна обращен вверх. Слева изображен символ евангелиста – орел; Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825); размеры: диам. – 72 см.; время: кон. XVIII в.; Рама к иконе «Евангелист Иоанн» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру; размеры: диам. – 80 см.; Икона «Евангелист Марк» Медь/масло. Нижняя икона правой створки. Марк изображен в белом хитоне и желтом плаще, перекинутым через правое плечо, сидящим за столом, на котором сидит раскрытая книга. В правой руке евангелиста – перо, левая рука лежит на книге. Слева изображен символ евангелиста – лев; Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825); размеры: диам. – 72 см.; время: кон. XVIII в.; Рама к иконе «Евангелист Марк» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру; размеры: диам. – 80 см.; Икона «Евангелист Матфей» Медь/масло. Верхняя икона левой створки врат. Матфей изображен в сером хитоне и светло-коричневом плаще, сидящим перед столом, в его приподнятой руке перо, левая рука лежит на столе. Взгляд обращен вверх. Справа изображен символ евангелиста – ангел. На иконе имеется надпись «Jacob Mettenleiter; Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825); размеры: диам. – 72 см.; время: кон. XVIII в.; Рама к иконе «Евангелист Матфей» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру; размеры: диам. – 80 см.; Икона «Евангелист Лука» Медь/масло. Нижняя икона левой створки врат. Лука изображен в желтом хитоне и красном плаще, на коленях лежит раскрытая книга, в которой он пишет пером. Левая рука евангелиста поддерживает книгу. Справа изображен символ евангелиста – бык. На иконе имеется надпись «Jacob Mettenleiter; Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825); размеры: диам. – 72 см.; время: кон. XVIII в.; Рама к иконе «Евангелист Лука» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру; размеры: диам. – 80 см.; покрытие пола основного объема здания – известняковые плиты; четыре паникадила в подкупольном пространстве и главном нефе – на 36 светоточек (материал – металл, посеребрение); верхушка паникадила – в виде чаши с шаром наверху и расходящимися вниз цепями; центральный цилиндрический стержень с двумя ободами разного диаметра, на нижнем большом ободе – 24 профитки, на верхнем, меньшем ободе – 12 профиток, нижняя часть паникадила – в виде корзины из акантовых листьев, соединенных цепями и чаши, оформленной ложчатым орнаментом с шишкой-пинией; время: кон. 18 века; размеры: высота – 3 м., диаметр – 1,3 м.; две люстры в трансепте – на 24 светоточки (материал – металл, посеребрение); верхушка паникадила – в виде чаши с шаром наверху и расходящимися вниз цепями; центральный цилиндрический стержень с двумя ободами разного диаметра, на нижнем большом ободе – 16 профиток, на верхнем, меньшем ободе – 8 профиток, нижняя часть паникадила – в виде корзины из акантовых листьев, соединенных цепями и чаши, оформленной ложчатым орнаментом с шишкой-пинией; время: сер. 19. в.; размеры: высота – 2 м., диаметр – 1 м.; медное паникадило в северном нефе – на 12 светоточек (материал – медь); центральная фигурная балясина с шаром в нижней части, два яруса кронштейнов, декорированных завитками, на концах кронштейнов – ажурные бабешки, в верху центральной балясины – деталь в виде чаши; время: в характере 18 в.; размер: высота – 60 см, диаметр – 60 см.; люстра в северном нефе – на 16 светоточек (материал – золоченая бронза); фигурная балясина с четырьмя кронштейнами, декорированными акантовыми листьями и розетками, каждый кронштейн с тремя ответвлениями, внизу – шишка, в верхней части – деталь в виде зубчатого диска к которой крепится шток; время: в характере кон. 18 в.; размер: высота – 70 см, диаметр – 70 см.; люстра в южном нефе – на 54 светоточки (материал – золоченая бронза); центральный фигурный стержень, декорированный листьями аканта, с небольшой шишкой снизу, по шесть кронштейнов в два ряда, один друг над другом, оформлены акантовыми листьями, верхняя деталь – в виде розетки; время: в характере кон. 18 в.; размер: высота – 50 см, диаметр – 50 см.; люстры (6 штук) под арками боковых нефов – на 20 светоточек каждая (материал – патинированная бронза); центральный фигурный стержень – с ободом, к нему крепятся 8 кронштейнов, декорированных акантовыми листьями –на два и три рожка, под ободом – полуфигуры ангелов с провисающими гирляндами между ними; вверху – розетка из акантовых листьев, соединена с ободом четырьмя фигурными штоками с крестами; время: кон. 18 в.; размер: высота (примерно) – 100 см, диаметр (примерно) – 50 см.; паникадило (7 штук) – между колоннами в алтарной части – на 7 светоточек каждая (материал – патинированная бронза); ажурная из акантовых листьев, на трех цепях, обод чаши украшен чеканным геометрическим орнаментом, на ободе помещены 6 кронштейнов, декорированных листьями аканта, профитки в виде раскрытого венчика цветка; обод скреплен 3-мя штоками, в месте их пересечения – одиночная свеча; время: кон. 18 в.; размер: высота – 120 см, диаметр – 55 см.; Скульптура, размещенная над антаблементом главного нефа и трансепта Скульптура «Апостол Филипп» Гипс. Расположена над 1-м северным пилоном главного нефа. Апостол изображен в виде молодого мужчины с крестом в правой руке. Голова не покрыта. На ноги наброшен плащ, ниспадающий складками; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптурная группа «Апостолы Иаков Алфеев и Фома» Гипс. Расположена над 2-м северным пилоном главного нефа. Две сидящие фигуры, лицо Иакова – безбородое, в правой руке – копье с наконечником, в левой руке – раскрытая книга. Иаков повернулся к Фоме, который склонил голову и взгляд обращен вниз. В его левой руке – строительный угольник. На ноги наброшен плащ, ниспадающий складками; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптурная группа «Апостолы Лука и Иуда» Гипс. Размещена над 3-м северным пилоном главного нефа. Апостолы изображены сидящими. Иуда, склонив голову, опирается на левую руку, правой рукой он придерживает свиток, лежащий на его коленях. Плащ закрывает его плечи и всю фигуру складками. Лука обращается к Иуде, ноги его скрещены, руки лежат на коленях, правое плечо обнажено; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Апостол Павел» Гипс. Размещена над 4-м северным пилоном главного нефа. Апостол изображен сидящим, голова склонена. В правой руке - меч, в левой – свиток. Хитон и плащ ниспадают складками; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Апостол Иаков» Гипс. Размещена над 1-м южным пилоном главного нефа. Апостол изображен сидящим, руки сложены крест-накрест, в левой руке – Евангелие. Апостол одет в плащ, закрывающий всю его фигуру и ниспадающий складками к ногам. Голова не покрыта; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптурная группа «Апостолы Симон Зилот и Варфоломей» Гипс. Размещена над 2-м пилоном южной стороны главного нефа. Апостолы изображены сидящими. Варфоломей наклонил голову, в левой руке он держит свиток. Взгляд апостола Симона направлен вверх, правая рука прижата к груди. Хитоны ниспадают вниз складками; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптурная группа «Апостолы Матфей и Андрей» Гипс. Размещена над 3-м пилоном южной стороны главного нефа. Изображены два сидящих старца. У апостола Матфея в руках древко знамени, голова его повернута направо. Апостол Андрей склонил голову, левой рукой он опирается на пень дерева. Апостолы одеты в хитоны, ниспадающие складками к ногам; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Апостол Петр» Гипс. Размещена над 4-м пилоном южной стороны главного нефа. Апостол изображен сидящим, руки его молитвенно сложены на груди. В руках – два ключа, голова склонена, взгляд обращен вниз. Плащ, накинутый на плечи, опускается к ногам складками; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура, размещенная над антаблементом южного рукава трансепта Скульптура «Князь Гавриил» Гипс. Размещена над северо-западным пилоном южной части трансепта. Князь изображен сидящим в кресле в трехчетвертном повороте. Голова склонена, волнистая борода опускается на грудь. На голове – княжеская шапка. Правой рукой князь поддерживает складки плаща, левая лежит на подлокотнике кресла; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Князь Федор» Гипс. Размещена над юго-западным пилоном южной части трансепта. Князь изображен сидящим в кресле. В правой руке его жезл, левая рука на груди придерживает складки плаща. На голове – княжеская шапка, из-под которой видны локоны; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Князь Владимир» Гипс. Размещена над юго-восточным пилоном южной части трансепта. Князь изображен в старческом возрасте, сидящим в кресле. В правой руке князя – жезл, левая рука опирается на евангелие. На голове – княжеская шапка с крестом. Плащ, накинутый на плечи, на груди застегнут круглой брошью. Княжеское платье складками ниспадает к ногам; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Княгиня Ольга» Гипс. Размещена над северо-восточным пилоном южной части трансепта. Княгиня изображена сидящей в кресле. Взгляд ее направлен вперед. В правой руке княгини – жезл, в левой – крест, прижатый к груди. На голове – княжеская шапка с крестом. Плащ, подбитый горностаем, застегнут на груди брошью. Княжеское платье складками ниспадает к ногам; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура, размещенная над антаблементом северного рукава трансепта Скульптура «Царь Соломон» Гипс. Размещена над юго-западным пилоном северной части трансепта. Царь изображен сидящим, с книгой на коленях. Правая рука лежит на книге, левая ее поддерживает. Складки хитона и плаща окутывают всю фигуру; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Пророк Исайя» Гипс. Размещена над северо-западным пилоном северной части трансепта. Пророк изображен в экспрессивном повороте, голова запрокинута вверх, взор обращен к небу, правая рука указывает вперед, левая лежит на коленях, поддерживая свиток. Вся фигура закрыта складками хитона и плаща; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Пророк Моисей» Гипс. Размещена над северо-восточным пилоном северной части трансепта. Моисей изображен в преклонном возрасте. Он сидит на тумбе, левая нога согнута под острым углом, в руках пророка – скрижали. На Моисее надет плащ, ниспадающий складками к ногам. На голове – двухлучевое сияние; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; Скульптура «Царь Давид» Гипс. Размещена над юго-восточным пилоном северной части трансепта. Давид изображен в старческом возрасте. Правая рука поддерживает арфу. Левая рука держит свиток, лежащий на коленях. На голове Давида – корона, на нем надето платье и плащ с ажурной каймой; Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.; II. Соединительные флигели (набережная реки Монастырки, дом 1, литера А) 1.Объемно-пространственное решение: габариты двух одноэтажных зданий, полукруглых в плане, примыкающих к северо-западному и юго-западному углам собора; конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов; два воротных проезда - историческое местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты; 2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич); своды, в том числе: крестовые своды воротных проездов и тамбуров флигелей; под две колонны тосканского ордера - по сторонам от воротных проездов флигелей; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад, его историческое архитектурно-художественное решение в формах классицизма; цоколь облицован известняковой скобой; характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка; исторические оконные и дверные проемы 1-го этажа – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, прямые сандрики, прямоугольные подоконные блоки), габариты; заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет; пилястры тосканского ордера – по сторонам воротных проездов; прямоугольные филенки; венчающие профилированные раскрепованные карнизы флигелей; аттиковые стенки – с профилированными карнизами и прямоугольными филенками; известняковые ступени (с валиком) перед входными проемами флигелей внутри проездных арок;