Собор Троицкий с двумя соединительными флигелями

I.  Собор (набережная реки Монастырки, дом 1, литера А)  1. Объемно-пространственное решение габариты крестообразного в плане, трехнефного одноэтажного однокупольного и одноапсидного здания с двумя одноярусными башнями над западным фасадом;  конфигурация и габариты сложной скатной крыши;  конфигурация и габариты купола и  окрытий двух звонниц,   включая высотные отметки коньков и карнизов;  материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски, рисунок раскладки металла;    2. Конструктивная система:   исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич);  междуэтажные перекрытия – местоположение;   своды, в том числе:  коробовый свод портика западного фасада здания;  полуциркульный с распалубками свод центрального нефа, северного и южного рукавов трансепта;  купольный свод со световым фонарем на барабане с парусами и подпружными арками;  купольные своды на парусах в боковых нефах;  купольные своды на парусах в западной части здания, в помещениях под звонницами;  крестовые, полуциркульные и полуциркульные с распалубками своды в подцерковье основного объема;  крестовые своды звонниц над западным фасадом;   лестница в подцерковье, в северо-западном углу здания – одномаршевая, межстенная, с известняковыми ступенями;  профиль ступеней (с валиком);  две винтовые межстенные лестницы, ведущие на звонницы – в западной стене здания, с известняковыми ступенями;  профиль ступеней (с валиком);  портик на западном фасаде с 8-ю колоннами тосканского ордера;  20 каннелированных колонн коринфского ордера (кирпичные с базами путиловской плиты) с позолоченными капителями и базами, в главном нефе здания и в рукавах трансепта;  12 каннелированных колонн коринфского ордера (кирпичные с базами путиловской плиты) с позолоченными капителями и базами - в апсиде;  3.Объемно-планировочное решение:  историческое объемно-планировочное решение;    4. Архитектурно-художественноерешение фасадов:   архитектурно-художественное решение в формах раннего классицизма, выполненное по проекту И.Е. Старова в 1776-1790 годах;  цоколь облицован гранитом;  характер отделки фасадов: гладкая окрашенная штукатурка;  оформление пяти дверных проемов на трех фасадах здания – треугольные сандрики с поясами «сухариков» на фигурных орнаментированных кронштейнах, профилированные наличники, прямоугольные филенки;  металлические двустворчатые заполнения, рисунок (вертикальные тяги, меандровый орнамент);  фрамуга с полуциркульной композицией из веерообразно расположенных тяг и волют по сторонам;  деревянные двусвторчатые полусветлые дверные заполнения (три), каждая створка на одну филенку с «алмазной» гранью внутри и одну профилированную тягу;  прямоугольная фрамуга;  скульптурная композиция над центральным входным проемом западного фасада – два ангела, поддерживающих орден Александра Невского (дерево, резьба, золочение, полихромная раскраска);  прямоугольная филенка с горельефом «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского Храма», скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс;   прямоугольные филенки по сторонам от горельефа;  под филенками профилированный карниз по периметру всей лоджии портика;  в верхней части стены лоджии портика фриз с гутами;  прямоугольные филенки с горельефами «Вручение Богом Моисею скрижалей завета» и «Явление Бога Моисею в купине» над северным и южным входными проемами западного фасада, скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс;  покрытие пола лоджии портика – гранит;  прямоугольные филенки на западном фасаде, по сторонам от портика;  исторические оконные проемы 1-2-го ярусов – местоположение, конфигурация (прямоугольные, круглые, с полуциркульным завершением), оформление (профилированные наличники, прямые сандрики на фигурных орнаментированных кронштейнах, прямоугольные филенки, подоконные блоки на фигурных орнаментированных кронштейнах);  исторические оконные проемы барабана и фонарика - местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), оформление (прямоугольные филенки над окнами);  исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений;  два пилястровых портика с пилястрами тосканского ордера и треугольными фронтонами с поясами мутулов;  в поле фронтона – композиция «Всевидящие око в сиянии» (буквы БГЪ в треугольниках позолочены);  в первом ярусе ниши с полуциркульным завершением, во втором – прямоугольные филенки;  профилированные тяги;  прямоугольные филенки с горельефами «Встреча блудного сына» и «Явление Бога Аврааму в виде трех ангелов» над проемами северного и южного портиков, скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс;  стены здания оформлены пилястрами тосканского ордера;  над окнами - прямоугольные филенки с трапециевидными выступами   раскрепованный антаблемент в верхней части стены: профилированный карниз с поясом «сухариков», фриз с триглифами и метопами, архитрав с гутами;  оформление постаментов звонниц западного фасада – филенчатые пилястры тосканского ордера, прямоугольные филенки, профилированный карниз;  ступенчатая аттиковая стенка между звонницами на западном фасаде – с профилированным карнизом и позолоченным металлическим крестом на постаменте;  оформление северного и южного рукавов трансепта - филенчатые лопатки тосканского ордера, прямоугольные филенки, профилированный карниз с фризом в виде желобчатого пояса;  ступенчатые аттиковые стенки – с профилированным карнизом и позолоченным металлическим крестом на постаменте;  оформление звонниц – прямоугольные филенки, сдвоенные пилястры коринфского ордера на углах, раскрепованный профилированный карниз с поясом «сухариков», гладкий фриз, венчающий профилированный карниз;  арки яруса звона – оформлены полуциркульными архивольтами и пилястрами тосканского ордера;  кресты на яблоках (металл, золочение);  барабан здания, оформление – трехчетвертные колонны коринфского ордера, прямоугольные филенки;  антаблемент: профилированный карниз, с поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав;  венчающий профилированный карниз и гладкий фриз;  фонарик купола – на постаменте, оформленном лепными гирляндами, с орнаментированными волютами и раскрепованным профилированным карнизом с желобчатым поясом;  металлические позолоченные   купол фонарика и крест;      6. Декоративно-художественное   оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: основной объем собора – трехнефный, с трансептом и световым барабаном с куполом на парусах;  оформление купола - живописные изображения кессонов, круглое отверстие фонарика обрамлено изображениями тирсов с пальметтами, в основании фонарика и купола – профилированные карнизы;  (техника – масло по штукатурке, гризайль)  стены барабана завершены антаблементом: профилированный карниз с поясом модульонов и поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав;  простенки барабана декорированы каннелированными пилястрами коринфского ордера, между ними, над окнами лепные медальоны с розетками внутри и ветвями по сторонам;  под окнами барабана профилированный карниз и фриз с лепными изображениями херувимов, соединенных гирляндами с позолоченными лентами;  антаблемент в основании барабана: профилированный карниз с поясом фигурных орнаментированных кронштейнов, поясом иоников, между кронштейнами прямоугольные филенки с крестами внутри, фриз с изображением пояса розеток с акантовыми листьями (техника – гризайль);  композиции над подпружными арками, изображающие херувимов в облаках и в сиянии (дерево, позолота);  подпружные арки оформлены двумя поясами живописных изображений ромбовидных филенок, внутри которых кессоны и розетки с акантовыми листьями по сторонам;  между двух поясов лепной пояс позолоченного растительного орнамента с розеткой по середине;  живописные изображения четырех евангелистов в овальных медальонах (Матфей, Марк, Лука, Иоанн) на парусах барабана (художник -               Я. Меттенлейтер, техника – масло по штукатурке);  оформление медальонов – позолоченная тяга с поясом растительного орнамента, по сторонам – филенки с лепными позолоченными херувимами и позолоченным растительным орнаментом;  оформление сводов главного нефа и рукавов трансепта (художники А. дела Джакомо, 1806 г., П.С. Титов и Ф.Г. Солнцев, 1862 г. – поновление) –  живописные изображения кессонов внутри прямоугольных филенок, чередующихся с филенками внутри которых херувимы, по сторонам – филенки с розетками и акантовыми листьями по сторонам;  в распалубках живописные изображения цветочных венков с композициями из акантовых листьев по сторонам, с боков изображения ангелов, окна оформлены поясами растительного орнамента;  между распалубками лепные медальоны с позолоченными херувимами, посеребренными гирляндами, розетками в окружении поясов растительного орнамента;  арки сводов оформлены лепными розетками с элементами растительного орнамента между ними, по сторонам лепные пояса растительного орнамента;  (техника – масло по штукатурке, гризайль)  под окнами в распалубках прямоугольные филенки с лепными позолоченными композициями – круглая розетка, под ней цветочная гирлянда с лентами;  оформление алтарной конхи – кессоны в обрамлении золоченых поясов растительного орнамента, с живописными изображениями розеток и золотыми звездами внутри, между кессонами – прямоугольные нишки с золотыми звездами внутри;  в зените свода  живописное изображение Святого Духа в виде голубя, в обрамлении лепной тяги и лепного пояса растительного орнамента;  (техника – масло по штукатурке, гризайль);  оформление конхи в западной стене здания – кессоны с лепными позолоченными розетками в обрамлении акантовых листьев;  пояса с живописными изображениями филенок с розетками и акантовыми листьями по сторонам;  в зените свода лепная композиция из акантовых листьев;  арка конхи оформлена профилированными тягами и живописными изображениями филенок с розетками и акантовыми листьями по сторонам;  (техника – масло по штукатурке, гризайль);  раскрепованный антаблемент по всему периметру здания: профилированный карниз с поясами позолоченных модульонов и «сухариков, гладкий фриз, профилированный архитрав;  живописное оформление куполов боковых нефов – кессоны с розетками внутри, по центру – композиция из розетки с поясом растительного орнамента и расходящихся лучей с орнаментом из акантовых листьев;  в основании куполов – профилированные карнизы с позолоченными поясами «сухариков»;   в парусах куполов – изображения херувимов;  своды арок боковых нефов оформлены живописными изображениями кессонов с розетками и акантовыми листьями по сторонам;  (техника – масло по штукатурке, гризайль);  арки, расположенные вдоль нефа оформлены профилированными архивольтами;  полуциркульные профилированные архивольты на стенах боковых нефов;  профилированный карниз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев;  пилястры тосканского ордера на стенах боковых нефов;  живописное оформление конх в восточных стенах боковых нефов – веерообразно расходящиеся полосы с розетками и акантовыми листьями с цветами на концах, в зените свода – изображение розетки с акантовыми листьями по сторонам в окружении поясов растительного орнамента (техника – масло по штукатурке, гризайль);  оформление потолка и верхних частей стен алтарного пространства -  профилированная тяга, антаблемент: профилированный карниз с поясом модульонов и поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав;  балки между колоннами оформлены прямоугольными филенками;  оформление стен алтарного полукружия:  фриз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев;  каннелированные пилястры коринфского ордера, с белыми и позолоченными капителями;  четыре ниши с полуциркульным завершением в рукавах трансепта, оформление: профилированный архивольт, профилированный карниз, живописные изображения ангелов по сторонам, в конхах ниш веерообразно расходящиеся полосы с розетками и акантовыми листьями с цветами на концах, в зените свода – изображение розетки с акантовыми листьями по сторонам в окружении поясов растительного орнамента (техника – масло по штукатурке, гризайль);  живописное оформление купольных сводов под звонницами – золотые звезды на голубом фоне, обод с геометрическим орнаментом и крестами, техника – масло по штукатурке;  в северо-западном углу здания, в помещении под звонницей – живописные изображения святых на стенах (св. князь Федор, св. кн. Ефросинья, св. Александр Невский, св. князь Владимир), техника – масло по штукатурке;  каннелированные пилястры коринфского ордера, с позолоченными базами и капителями, на стенах подкупольного пространства, основного нефа (за колоннами) и в трансепте;  полуциркульные ниши в торцевых стенах трансепта – с профилированными архивольтами;  фриз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев на торцевых стенах трансепта;  со стороны центрального нефа арки, ведущие в боковые нефы, оформлены по сторонам живописными изображениями ангелов (техника – масло по штукатурке, гризайль);  живописные изображения на сводах и стенах подцерковья основного объема (в западной части) – евангелисты (Марк, Иоанн, Матфей Марк), две композиции – ангелы с крестом и херувимы поклоняются Спасу Нерукотворному и иконе Богородицы с младенцем, техника – масло по штукатурке;  барельеф «Вход Господень во Иерусалим», скульптор – Ф. Шубин, материал – гипс, над центральным западным входным проемом в здание;  прямоугольные ниши по сторонам от барельефа;  оформление дверных проемов в торцевых стенах трансепта – профилированный наличник, прямой сандрик с профилированным карнизом и позолоченным поясом дентикул, фриз из розеток в обрамлении позолоченного растительного орнамента;  главный иконостас – двухъярусный, трехчастный (облицован белым мрамором), центральная часть – в виде экседры, перекрытой полуциркульным сводом, оформленным кессонами с золочеными розетками внутри;  свод опирается на антаблемент (профилированный карниз с позолоченным поясом растительного орнамента, поясом модульонов и поясом дентикул, гладкий фриз, профилированный архитрав с позолоченным поясом растительного орнамента);  каннелированные пилястры коринфского ордера с бронзовыми позолоченными капителями и базами;  гнезда для икон и боковые двери иконостаса оформлены профилированными позолоченными рамами;  прямоугольные филенки с поясами растительного орнамента по краям;  царские врата (материал – дуб, медные золоченые листы) – двустворчатые, каждая створка на три круглые филенки с живописными изображениями внутри и одну прямоугольную филенку с золочеными гирляндами внутри, оформлены ажурными волютообразными завитками, розетками и гирляндами;  над вратами – сияние, в центре голубь на фоне облаков (материал – бронза, золочение);  балюстрадное ограждение солеи – позолоченные опорные столбы, профилированные мраморные поручни;  ступени солеи из известняковой плиты;  Иконы главного иконостаса  Икона «Бог Саваоф»  Медь/масло. Поясное изображение старца с непокрытой головой, в светло-коричневом хитоне и белом плаще, с посохом в левой руке, правая рука – в благословляющем жесте, над головой старца треугольное сияние;  автор – художник Акимов И.А. (1754-1814);  размеры: диам. - 200 см.;  время: кон. XVIII в;  Рама к иконе «Бог Саваоф» Золоченой бронзы, круглая в виде облаков с расходящимися лучами, среди облаков головки херувимов  размеры: 200 см.;  время: кон. XVIII в;  Икона «Воскресший Христос» Медь/масло. В центре композиции – фигура Христа в белом плаще, перекинутом через правое плечо и обвивающимся вокруг ног, правая рука поднята. Над головой Христа – святой Дух в образе белого голубя, выше – изображение Бога-отца, в нижней части голова апостола.   автор – художник Акимов И.А. (1754-1814);  размеры: выс. – 320 см., дл. – 110 см.;  время: кон. XVIII в;  Рама к иконе «Воскресший Христос» золоченой бронзы, чеканной работы. Рама орнаментирована акантовыим листьями и поясом «бус», в навершии рамы – два сомкнутых кронштейна с крестом над центром;   размеры: выс. – прим. 330 см., дл. – прим.  120 см;  время: кон. XVIII в.;  Икона «Явление Богоматери апостолам»  Медь/масло. Многофигурная композиция, в центре которой помещена Богоматерь в красном хитоне и синем плаще, парящая на облаке. Взор устремлен к небу, левая рука прижата к груди правая опущена вниз, в нижней части иконы помещена группа апостолов. Наверху в сиянии – два склоненных ангела, по центру, над головой Богоматери – венец;  автор – художник Акимов И.А. (1754-1814);  размеры: выс. – 320 см., дл. – 110 см.;  время: кон. XVIII в ;  Рама к иконе «Явление Богоматери»  золоченой бронзы, чеканной работы. Рама орнаментирована акантовыим листьями и поясом «бус», в навершии рамы – два сомкнутых кронштейна с крестом над центром;   размеры: выс. – прим. 330 см., дл. – прим.  120 см;  время: кон. XVIII в.;  Икона «Архангел Михаил» Дерево/масло. На южной алтарной двери. Архангел изображен в доспехах воина, копьем он поражает дракона, распростертого у ног. Фигуру архангела обвивает красный плащ. В верхней части иконы изображена сверкающая молния.  автор – художник Акимов И.А. (1754-1814);  размеры: выс. – 320 см., дл. – 110 см.;  время: кон. XVIII в ;  Икона «Архангел Гавриил» Дерево/масло. На северной двери иконостаса. Архангел в зеленом одеянии с перекрещивающейся красной лентой на груди. В левой руке архангела цветок лилии, правая рука приподнята вверх, над головой архангела в сиянии – два херувима;  автор – художник Акимов И.А. (1754-1814);  размеры: выс. – 320 см., дл. – 110 см.;  время: кон. XVIII в.;  Икона «Спаситель» Холст/масло. Над южной дверью в алтарь. Поясное изображение Христа в коричневом хитоне и красном плаще, в левой руке сфера, правая сложена в двуперстье;   автор – приписывается А. Ван Дейку (1599-1641) (по книге «Александро-Невская Лавра». СПБ., 1903);  размеры: выс. – 165 см., дл. – 122 см.;  время: пер. пол. XVII в. (?);  Рама к иконе «Спаситель» Золоченой бронзы (?), профилированная, с орнаментом из аканта и «бус» по периметру;  размеры: выс. – 175 см., дл. – 132 см.;  Икона «Богоматерь с младенцем»  Холст/масло. Над северной дверью в алтарь. Богоматерь в светло-коричневом хитоне и голубом амафоре, покрывающем голову и плечи, изображена сидящей, на ее коленях – младенец Христос. Фигуры выделены сиянием;  Автор: приписывается Гверчино (1591 – 1666) (по книге «Александро-Невская Лавра». СПБ., 1903);  размеры: выс. – 165 см.; дл. – 122 см.;  время: пер. пол. XVII в. (?);  Рама к иконе «Богоматерь» Золоченой бронзы (?), профилированная, с орнаментом из аканта и «бус» по периметру;  размеры: выс. – 175 см., дл. – 132 см.;  Иконы царских врат (круглые)   Икона «Дева Мария» из сцены «Благовещения»  Медь/масло. Дева Мария изображена в бледно-розовым хитоне и голубом плаще по колено, склоненной над аналоем. Руки Богоматери сложены на груди в молитвенном жесте.  Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825);  размеры: диам. – 72 см.;  время: кон. XVIII в.;  Рама к иконе «Дева Мария» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру;  размеры: диам. – 80 см.;  Икона «Архангел Гавриил» из сцены Благовещения Медь/масло. Поколенное изображение архангела в белом хитоне и красном плаще, перекинутом через левое плечо. В левой руке архангела – лилия;  Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825);  размеры: диам. – 72 см.;  время: кон. XVIII в.;  Рама к иконе «Архангел Гавриил» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру;  размеры: диам. – 80 см.;  Икона «Евангелист Иоанн»  Медь/масло. Верхняя икона правой створки врат. Иоанн изображен в светло-розовом хитоне и красном плаще. В правой руке евангелиста раскрытая книга, левая рука прижата к груди. Взгляд Иоанна обращен вверх. Слева изображен символ евангелиста – орел;  Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825);  размеры: диам. – 72 см.;  время: кон. XVIII в.;  Рама к иконе «Евангелист Иоанн» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру;  размеры: диам. – 80 см.;  Икона «Евангелист Марк» Медь/масло. Нижняя икона правой створки. Марк изображен в белом хитоне и желтом плаще, перекинутым через правое плечо, сидящим за столом, на котором сидит раскрытая книга. В правой руке евангелиста – перо, левая рука лежит на книге. Слева изображен символ евангелиста – лев;  Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825);  размеры: диам. – 72 см.;  время: кон. XVIII в.;  Рама к иконе «Евангелист Марк» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру;  размеры: диам. – 80 см.;  Икона «Евангелист Матфей» Медь/масло. Верхняя икона левой створки врат. Матфей изображен в сером хитоне и светло-коричневом плаще, сидящим перед столом, в его приподнятой руке перо, левая рука лежит на столе. Взгляд обращен вверх. Справа изображен символ евангелиста – ангел. На иконе имеется надпись «Jacob Mettenleiter;   Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825);  размеры: диам. – 72 см.;  время: кон. XVIII в.;  Рама к иконе «Евангелист Матфей» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру;  размеры: диам. – 80 см.;  Икона «Евангелист Лука» Медь/масло. Нижняя икона левой створки врат. Лука изображен в желтом хитоне и красном плаще, на коленях лежит раскрытая книга, в которой он пишет пером. Левая рука евангелиста поддерживает книгу. Справа изображен символ евангелиста – бык. На иконе имеется надпись «Jacob Mettenleiter;   Автор: Меттенлейтер Я. (1750 – 1825);  размеры: диам. – 72 см.;  время: кон. XVIII в.;  Рама к иконе «Евангелист Лука» Золоченой бронзы, с орнаментом из иоников и «бус» по периметру;  размеры: диам. – 80 см.;  покрытие пола основного объема здания – известняковые плиты;  четыре паникадила в подкупольном пространстве и главном нефе – на 36 светоточек (материал – металл, посеребрение);  верхушка паникадила – в виде чаши с шаром наверху и расходящимися вниз цепями;  центральный цилиндрический стержень с двумя ободами разного диаметра, на нижнем большом ободе – 24 профитки, на верхнем, меньшем ободе – 12 профиток, нижняя часть паникадила – в виде корзины из акантовых листьев, соединенных цепями и чаши, оформленной ложчатым орнаментом с шишкой-пинией;  время: кон. 18 века;  размеры: высота – 3 м., диаметр – 1,3 м.;  две люстры в трансепте – на 24 светоточки (материал – металл, посеребрение);  верхушка паникадила – в виде чаши с шаром наверху и расходящимися вниз цепями;  центральный цилиндрический стержень с двумя ободами разного диаметра, на нижнем большом ободе – 16 профиток, на верхнем, меньшем ободе – 8 профиток, нижняя часть паникадила – в виде корзины из акантовых листьев, соединенных цепями и чаши, оформленной ложчатым орнаментом с шишкой-пинией;  время: сер. 19. в.;  размеры: высота – 2 м., диаметр – 1 м.;  медное паникадило в северном нефе – на 12 светоточек (материал – медь);  центральная фигурная балясина с шаром в нижней части, два яруса кронштейнов, декорированных завитками, на концах кронштейнов – ажурные бабешки, в верху центральной балясины – деталь в виде чаши;  время: в характере 18 в.;  размер: высота – 60 см, диаметр – 60 см.;    люстра в северном нефе – на 16 светоточек (материал – золоченая бронза);  фигурная балясина с четырьмя кронштейнами, декорированными акантовыми листьями и розетками, каждый кронштейн с тремя ответвлениями, внизу – шишка, в верхней части – деталь в виде зубчатого диска к которой крепится шток;  время: в характере кон. 18 в.;  размер: высота – 70 см, диаметр – 70 см.;    люстра в южном нефе – на 54 светоточки (материал – золоченая бронза);  центральный фигурный стержень, декорированный листьями аканта, с небольшой шишкой снизу, по шесть кронштейнов в два ряда, один друг над другом, оформлены акантовыми листьями, верхняя деталь – в виде розетки;  время: в характере кон. 18 в.;  размер: высота – 50 см, диаметр – 50 см.;    люстры (6 штук) под арками боковых нефов – на 20 светоточек каждая (материал – патинированная бронза);  центральный фигурный стержень – с ободом, к нему крепятся 8 кронштейнов, декорированных акантовыми листьями –на два и три рожка, под ободом – полуфигуры ангелов с провисающими гирляндами между ними;  вверху – розетка из акантовых листьев, соединена с ободом четырьмя фигурными штоками с крестами;   время: кон. 18 в.;  размер: высота (примерно) – 100 см, диаметр (примерно) – 50 см.;    паникадило (7 штук) – между колоннами в алтарной части – на 7 светоточек каждая (материал – патинированная бронза);  ажурная из акантовых листьев, на трех цепях, обод чаши украшен чеканным геометрическим орнаментом, на ободе помещены 6 кронштейнов, декорированных листьями аканта, профитки в виде раскрытого венчика цветка;  обод скреплен 3-мя штоками, в месте их пересечения – одиночная свеча;  время: кон. 18 в.;  размер: высота – 120 см, диаметр – 55 см.;    Скульптура, размещенная над антаблементом главного нефа и трансепта  Скульптура «Апостол Филипп» Гипс. Расположена над 1-м северным пилоном главного нефа. Апостол изображен в виде молодого мужчины с крестом в правой руке. Голова не покрыта. На ноги наброшен плащ, ниспадающий складками;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;   Скульптурная группа «Апостолы Иаков Алфеев и Фома» Гипс. Расположена над 2-м северным пилоном главного нефа. Две сидящие фигуры, лицо Иакова – безбородое, в правой руке – копье с наконечником, в левой руке – раскрытая книга. Иаков повернулся к Фоме, который склонил голову и взгляд обращен вниз. В его левой руке – строительный угольник. На ноги наброшен плащ, ниспадающий складками;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптурная группа «Апостолы Лука и Иуда» Гипс. Размещена над 3-м северным пилоном главного нефа. Апостолы изображены сидящими. Иуда, склонив голову, опирается на левую руку, правой рукой он придерживает свиток, лежащий на его коленях. Плащ закрывает его плечи и всю фигуру складками. Лука обращается к Иуде, ноги его скрещены, руки лежат на коленях, правое плечо обнажено;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Апостол Павел»  Гипс. Размещена над 4-м северным пилоном главного нефа. Апостол изображен сидящим, голова склонена. В правой руке - меч, в левой – свиток. Хитон и плащ ниспадают складками;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Апостол Иаков» Гипс. Размещена над 1-м южным пилоном главного нефа. Апостол изображен сидящим, руки сложены крест-накрест, в левой руке – Евангелие. Апостол одет в плащ, закрывающий всю его фигуру и ниспадающий складками к ногам. Голова не покрыта;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптурная группа «Апостолы Симон Зилот и Варфоломей» Гипс. Размещена над 2-м пилоном южной стороны главного нефа. Апостолы изображены сидящими. Варфоломей наклонил голову, в левой руке он держит свиток. Взгляд апостола Симона направлен вверх, правая рука прижата к груди. Хитоны ниспадают вниз складками;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптурная группа «Апостолы Матфей и Андрей» Гипс. Размещена над 3-м пилоном южной стороны главного нефа. Изображены два сидящих старца. У апостола Матфея в руках древко знамени, голова его повернута направо. Апостол Андрей склонил голову, левой рукой он опирается на пень дерева. Апостолы одеты в хитоны, ниспадающие складками к ногам;   Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Апостол Петр» Гипс. Размещена над 4-м пилоном южной стороны главного нефа. Апостол изображен сидящим, руки его молитвенно сложены на груди. В руках – два ключа, голова склонена, взгляд обращен вниз. Плащ, накинутый на плечи, опускается к ногам складками;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура, размещенная над антаблементом южного рукава трансепта  Скульптура «Князь Гавриил»  Гипс. Размещена над северо-западным пилоном южной части трансепта. Князь изображен сидящим в кресле в трехчетвертном повороте. Голова склонена, волнистая борода опускается на грудь. На голове – княжеская шапка. Правой рукой князь поддерживает складки плаща, левая лежит на подлокотнике кресла;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Князь Федор» Гипс. Размещена над юго-западным пилоном южной части трансепта. Князь изображен сидящим в кресле. В правой руке его жезл, левая рука на груди придерживает складки плаща. На голове – княжеская шапка, из-под которой видны локоны;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Князь Владимир»  Гипс. Размещена над юго-восточным пилоном южной части трансепта. Князь изображен в старческом возрасте, сидящим в кресле. В правой руке князя – жезл, левая рука опирается на евангелие. На голове – княжеская шапка с крестом. Плащ, накинутый на плечи, на груди застегнут круглой брошью. Княжеское платье складками ниспадает к ногам;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Княгиня Ольга» Гипс. Размещена над северо-восточным пилоном южной части трансепта. Княгиня изображена сидящей в кресле. Взгляд ее направлен вперед. В правой руке княгини – жезл, в левой – крест, прижатый к груди. На голове – княжеская шапка с крестом. Плащ, подбитый горностаем, застегнут на груди брошью. Княжеское платье складками ниспадает к ногам;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура, размещенная над антаблементом северного рукава трансепта  Скульптура «Царь Соломон» Гипс. Размещена над юго-западным пилоном северной части трансепта. Царь изображен сидящим, с книгой на коленях. Правая рука лежит на книге, левая ее поддерживает. Складки хитона и плаща окутывают всю фигуру;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Пророк Исайя» Гипс. Размещена над северо-западным пилоном северной части трансепта. Пророк изображен в экспрессивном повороте, голова запрокинута вверх, взор обращен к небу, правая рука указывает вперед, левая лежит на коленях, поддерживая свиток. Вся фигура закрыта складками хитона и плаща;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Пророк Моисей» Гипс. Размещена над северо-восточным пилоном северной части трансепта. Моисей изображен в преклонном возрасте. Он сидит на тумбе, левая нога согнута под острым углом, в руках пророка – скрижали. На Моисее надет плащ, ниспадающий складками к ногам. На голове – двухлучевое сияние;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805);  время: кон. XVIII в.;  Скульптура «Царь Давид» Гипс. Размещена над юго-восточным пилоном северной части трансепта. Давид изображен в старческом возрасте. Правая рука поддерживает арфу. Левая рука держит свиток, лежащий на коленях. На голове Давида – корона, на нем надето платье и плащ с ажурной каймой;  Автор: Шубин Ф.И. (1750 – 1805); время: кон. XVIII в.;    II. Соединительные флигели (набережная реки Монастырки, дом 1, литера А)    1.Объемно-пространственное решение:  габариты двух одноэтажных зданий, полукруглых в плане, примыкающих к северо-западному и юго-западному углам собора;   конфигурация и габариты крыш,  включая высотные отметки коньков и карнизов;  два воротных проезда - историческое местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты;    2. Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич);  своды, в том числе:  крестовые своды воротных проездов и тамбуров флигелей;  под две колонны тосканского ордера -  по сторонам от воротных проездов флигелей;  3. Объемно-планировочное решение:  историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен;      4. Архитектурно-художественное решение фасадов:  лицевой фасад, его историческое   архитектурно-художественное решение в формах классицизма;  цоколь облицован известняковой скобой;  характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка;  исторические оконные и дверные проемы 1-го этажа – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, прямые сандрики, прямоугольные подоконные блоки), габариты;  заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет;  пилястры тосканского ордера – по сторонам воротных проездов;  прямоугольные филенки;  венчающие профилированные раскрепованные карнизы флигелей;  аттиковые стенки – с профилированными карнизами и прямоугольными филенками;  известняковые ступени (с валиком) перед входными проемами флигелей внутри проездных арок;

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом 1, литера А
Время создания: 1776-1790 гг.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте