Главное здание с классным, столовым, лабораторным и офицерским корпусами

1. Главное здание с классным, столовым, лабораторным и офицерским корпусами,  ХVIII в., 1806-1811 г.г, арх. Воронихин А.Н., 1820-е гг., арх. Постников А.И., арх. Штауберт А.Е.,  1948-1953 гг., арх. Ротач А.Л.  21-я линия В.О., 2-4/45, литеры А, Б      Объемно-пространственное  решение:  габариты и конфигурация главного здания – двухэтажного, на подвалах, включая ризалит с колонным портиком и лестницей со стороны набережной, аттиковый этаж в габаритах колонного зала музея, объем церковного зала; габариты и конфигурация примыкающих к главному зданию корпусов;  конфигурация и габариты крыш (вальмовая, скатная), местоположение светового фонаря (габариты изменены);    материал окрытия (листовое железо).    Конструктивная система:  плоские перекрытия – местоположение;    исторические лестницы:    парадная распашная лестница с маршами на ползучих арках и верхней площадкой, опирающейся на свод, поддерживаемый сдвоенными колонами дорического ордера (с гладкими стволами) с антаблементом (архитрав и карниз);    ступени и покрытие площадок лещадной плиты;      ограждение маршей и площадок - чугунного литья, набранное из вертикальных стоек со вставками в виде венков, с элементами в виде волюты (бегущей волны) над каждой ступенью, с волютообразными кронштейнами и ажурными орнаментальными литыми вставками с мотивами акантовых завитков и пальметт, с венком по центру, в который заключены атрибуты горного дела;    служебная трехмаршевая лестница с маршами по косоурам, ступенями и покрытием площадок лещадной плиты; с ограждениями маршей черного металла в виде вертикальных прутьев;  служебная двухмаршевая лестница, с маршами по косоурам, со ступенями лещадной плиты, с ограждениями маршей черного металла (чугунного литья) в виде вертикальных стержней с фигурными орнаментальными деталями, с профилированным деревянным поручнем;  металлическая полувинтовая лестница с забежными металлическими ступенями, с двумя металлическими площадками, с ограждениями в виде стоек чугунного литья с перехватами;  Церковная лестница – трехмаршевая, с маршами на ползучих арках, со ступенями и покрытием площадок лещадной плиты;      ограждение маршей и площадок чугунного литья, набранное из вертикальных стоек со вставками в виде венков, с элементами в виде волюты над каждой ступенью, образующими мотив бегущей волны под нижней тетивой;  двухмаршевая служебная лестница классного корпуса, с маршами на пилонах и ползучих арках, с площадками на крестовых сводах, со ступенями лещадной плиты;  трехмаршевые служебные лестницы столового корпуса, с маршами на косоурах;    Объемно-планировочное  решение:    историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений, указанных в п. 6    Архитектурно-художественное решение фасадов:    архитектурно-художественное  решение фасадов в стиле высокого классицизма;  композиционное решение лицевого фасада главного здания со стороны набережной с центральным ризалитом, акцентированным двенадцатиколонным портиком, увенчанным фронтоном, с ведущей к нему лестницей;    главное здание:    лицевые фасады (по набережной, 21-й и 22-й линиям):    фасад по набережной:    материал отделки цоколя – известняковая плита, с профилем по верхнему краю;        материал отделки фасада – гладкая  окрашенная штукатурка;    обработка стен центрального ризалита линейным рустом;    двенадцатиколонный портик центрального ризалита:  «стилобат», облицованный плитами известняка, с профилем по верхнему краю;        лестница с одиннадцатью ступенями розового гранита, ведущая к портику;    покрытие верхней площадки лестницы (стилобата)  плитами розового гранита;  12 свободно стоящих каннелированных колонн портика дорического ордера;     12 пилястр дорического ордера на фасаде, соответствующих шагу колонн портика;    кессонированное перекрытие пространства портика - кессоны в интерколумниях, образованные архитравными балками, поддерживаемыми колоннами и пилястрами портика, кессоны декорированы по осям гуттами;    оформление нижней плоскости архитравных балок прямоугольными кессонами;    дверной проем главного входа – местоположение (в центральной оси портика), габариты, конфигурация;      двустворчатое с фрамугой полусветлое дверное заполнение (рисунок, материал -дерево);    прямой сандрик дверного проема;  оконные проемы в габаритах портика – местоположение, габариты, конфигурация (в т.ч. арочные оконные проемы в уровне 2-го этажа);    прямые сандрики оконных проемов  1-го этажа;  венчающий антаблемент:   архитрав, фриз с триглифами и метопами, выносной профилированный карниз с мутулами и гуттами;     водосливы на карнизе в виде львиных маскаронов;        треугольный фронтон с мутулами под карнизной плитой;*  *российский герб в тимпане в настоящее время  утрачен;  скульптурные фризы антаблемента ризалита по сторонам от портика – многофигурные горельефные композиции на сюжеты античной тематики, скульптор В.И. Демут- Малиновский:                    «Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей» (к северо-востоку от портика);    «Венера, требующая от Вулкана доспехи Марса» (к юго-западу от портика);  габариты и конфигурация оконных проемов крыльев фасада;    оконные заполнения – исторический рисунок и цвет;    прямые сандрики оконных проемов     1-го этажа;    венчающий выносной профилированный карниз;       лицевые фасады по 21-й линии:    часть фасада в 5 осей, прилегающая к углу здания:    материал отделки цоколя – известняковая плита, с профилем по верхнему краю;    материал отделки фасада – гладкая штукатурка;    габариты и конфигурация оконных проемов;    оконные заполнения – рисунок (Т-образный), цвет (по результатам исследований);    венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом;    лицевой фасад «Церковного флигеля»:    материал отделки цоколя - известняковая плита, с профилем по верхнему краю;    материал отделки фасада (в объеме церковного зала) – гладкая штукатурка;    обработка крыльев Церковного флигеля  линейным рустом;    дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация;    зонтик над дверным проемом входа в церковный флигель (двускатный, чугунного литья, на фигурных сложносоставных колоннах, с ажурными «подзорами»);*  *воссоздан;    оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация, включая полуциркульное окно-люнет («термальное» окно) на полуфронтоне;    оконные заполнения – рисунок (многочастный, для проема «термального» окна – веерная расстекловка), цвет;    лепная композиция – «всевидящее око»    венчающий антаблемент с гладким фризом и выносным профилированным карнизом;    треугольный полуфронтон фасада церковного зала с «термальным» окном в тимпане;    венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом над основным 2-этажным объемом флигеля (в габаритах колонного зала – на модульонах);    венчающий карниз над аттиковым третьим этажом (мезонином в объеме второго света колонного зала музея);  лицевой фасад классного флигеля:    материал отделки цоколя – известняк;    материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;    местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов, включая арочные оконные проемы 1-го этажа, вписанные в арочные ниши с замковыми камнями;    межэтажный  карниз между 1-2-м этажами;  венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом;      лицевой фасад лабораторного корпуса (по карниз над третьим этажом):*  *надстроен;    цоколь известняковой плиты;     материал и характер отделки фасада -гладкая штукатурка;    обработка части фасада (в трех крайних осях справа) линейным рустом в уровне 1-2-го этажей;    уплощенные ниши с полуциркульной перемычкой, в которые вписаны оконные проемы 1-го этажа (в трех крайних осях справа);    местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов, включая полуциркульные («термальные») оконные проемы 2-го этажа;    оконные заполнения – рисунок (многочастный), цвет;    оформление оконных проемов: портики, оформляющие проемы 1-го этажа (две гладкие пилястры со стилизованными дорическими капителями с архитравом и треугольным фронтоном-сандриком);    профилированные наличники-архивольты термальных окон 2-го этажа;    венчающий (для части фасада – межэтажный) карниз над 3-м этажом;    дворовые фасады главного здания:    цоколь известняковой плиты с профилем по верхнему краю;    материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;        местоположение, габариты, конфигурация (в форме трехцентровой арки) проема воротного проезда музейного флигеля);    местоположение, габариты и конфигурация дверных и оконных проемов, в т.ч. полуциркульного «термального окна» лестничной клетки парадной лестницы;    оконные заполнения – рисунок, цвет;    венчающий профилированный карниз с дентикулами;    фронтоны над венчающим карнизом объемов  б. «образцовых домов», в т.ч. объема, примыкающего к музейному флигелю;    аттиковая надстройка церковного флигеля с треугольным полуфронтоном и «термальным окном» в тимпане;    дворовые фасады, обращенные в треугольный дворик:    элементы архитектурно-художественной отделки фасада «образцового дома» XVIII в. (б. Шереметевского дома), включенного в объемно-пространственную композицию главного здания:    рустованные лопатки, фланкирующие фасад «образцового дома»;    местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов;  рисунок (многочастный) и цвет оконных заполнений;      профилированные венчающие карнизы, частью с дентикулами;  дворовый фасад офицерского корпуса:    цоколь известняковой плиты с профилем по верхнему краю;    материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;    местоположение, габариты. конфигурация дверных и оконных проемов;    рисунок и цвет оконных заполнений;    зонтики над дверными проемами (двускатные, чугунного литья, на фигурных сложносоставных колоннах, с ажурными «подзорами»);*  *воссозданы;    межэтажный карниз между 1-2-м этажами;    венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом;  дворовые фасады столового корпуса (по карниз 2-го этажа):*  *надстроен;    цоколь известняковой плиты с профилем по верхнему краю;    материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;    обработка фасадов в уровне 1-го этажа линейным рустом;    местоположение, габариты, конфигурация оконных и дверных проемов, включая проемы с полуциркульной перемычкой 2-го этажа;    оконные заполнения – рисунок (многочастный, для арочных проемов – с веерной расстекловкой фрамуги), цвет (исторический);    замковые камни оконных проемов 1-го этажа;    рустованные архивольты на импостах арочных оконных проемов 2-го этажа;    межэтажный карниз между 1-2-м этажами;    подоконный карниз в уровне 2-го этажа;    венчающий антаблемент с гладким фризом и выносным профилированным карнизом;       дворовый фасад классного корпуса:    материал отделки цоколя – известняк;    материал и характер отделки фасада – гладкая штукатурка;    местоположение, габариты и конфигурация оконных и дверных проемов, включая арочные оконные проемы 1-го этажа, вписанные в арочные ниши с замковыми камнями;    межэтажный  карниз между 1-2-м этажами;    венчающий антаблемент с гладким фризом и профилированным выносным карнизом;  дворовый фасад лабораторного корпуса:    местоположение, габариты и конфигурация оконных проемов;    цвет и рисунок оконных заполнений;    выделенные веерные перемычки с замковыми камнями оконных проемов 1-го этажа;    межэтажный  карниз между 1-2-м этажами;    венчающий профилированный  карниз.    Декоративно-художественная отделка интерьеров:  Вестибюль главного входа    объемно-планировочное решение помещения с двумя рядами колонн, делящими пространство на три части;    проем с лучковой перемычкой между вестибюлем и парадной лестницей;  две колоннады по четыре колонны дорического ордера (с гладкими стволами), поддерживающие архитрав и карниз;    оформление нижней поверхности балок-архитравов в интерколумниях кессонами;    Парадная лестница Л-1  объемно-планировочное решение шестигранной в плане лестничной клетки, перекрытой зонтичным сводом;  оформление горизонтальными тягами и архивольтами люнетов распалубок зонтичного свода и «термального окна» в северо-западном люнете;  кронштейны в основании свода (в уровне импоста), декорированные акантом и шишкой пинии;    лепная (?) розетка в замке свода (в шестигранном кессоне, декорированная акантом);  четыре круглые в сечении каннелированные тумбы чугунного литья (у маршей лестницы в уровне площадок 1-го и 2-го этажей), укрепленные на кронштейнах, завершенные декоративными металлическими вазами типа «кратер»;    прямой сандрик на кронштейнах, декорированных акантом, над дверным проемом на северо-западной стене;  настенные часы над дверным проемом, в фигурном корпусе чугунного литья в форме картуша, фланкированные двумя полнообъемными скульптурами (рудокопов?), укрепленными на плинте, лежащем поверх сандрика; на циферблате – инициалы «SH».      I этаж  Библиотека,  помещение 1-Н(258) пл. 36,5 кв.м    две колонны тосканского ордера (базы скрыты поздним покрытием пола?).*  *На период составления перечня покрыты фактурной штукатуркой.    помещение 1-Н(260) пл. 202,9 кв.м    колонны чугунного литья, поддерживающие выпущенную балку перекрытия и делящие помещение на две части (колонны с гладкими стволами и стилизованными капителями).    помещение 1-Н(267) пл. 231 кв.м    колонны чугунного литья, поддерживающие выпущенную балку перекрытия и делящие помещение на две части (колонны с гладкими стволами и стилизованными капителями).    помещение 1-Н(258) пл. 259,1 кв.м    колонны чугунного литья, поддерживающие выпущенную балку перекрытия и делящие помещение на две части  (колонны с гладкими стволами и стилизованными капителями).    II этаж  Коридор   оформление дверных проемов в помещения конференц-зала и музея порталами (профилированные наличники, прямые сандрики на орнаментированных кронштейнах, аттики);    рельефные надписи в поле сандриков:  «Конференцъ залъ», «Музей»;    рисунок дверных заполнений (двустворчатые, глухие, филенчатые, по три разноформатные прямоугольные филенки на створку);*  *заполнения поздние;    Конференц-зал,  помещение 1-Н(403) пл. 440,0 кв.м      объемно-планировочное решение помещения, с двумя рядами колонн на торцевых (западной  и восточной) сторонах зала, разделяющих пространство зала на три части;    архитектурно-художественное решение интерьера в стиле классицизм;      оформление стен помещения лепным орнаментированным поясом (мотив многолепестковых розеток) в уровне импостов арочных оконных проемов;    орнаментированные архивольты арочных оконных проемов;    по четыре свободно стоящие колонны белого искусственного мрамора с композитными капителями, отделяющие торцевые части помещения, и соответствующие им четыре пилястры белого искусственного мрамора на западной и восточной стенах зала;    антаблемент в завершении стен с гладким фризом и карнизом на модульонах (в торцевых частях помещения, за колоннами - выносные карнизы);    лепная потолочная розетка по центру зеркала потолка – с мотивами растительного орнамента.    Музей  Зал I,  помещение 1-Н(409) пл. 149,9 кв.м  профилированный карниз с мотивом розеток и поясами растительной порезки в завершении стен.          Зал III,  помещение 1-Н(412) пл. 133,6 кв.м    объемно-планировочное решение помещения, разделенного арочным проемом на две части;    архитектурно-художественное решение интерьера в стиле классицизм;    фланкирующие дверные проемы гермы с женскими головами со стилизованными в форме корзин капителями на головах и ступнями в античных сандалиях; рельефный венок на лицевой стороне каждой гермы;    опирающийся на капители прямой  сандрик с профилированной орнаментированной кромкой;    рисунок дверных заполнений (двустворчатые, глухие, филенчатые, по три разноформатные прямоугольные филенки на створку);*  *заполнения поздние;  две кариатиды по сторонам арочного проема, с венками в руках, со стилизованными капителями  в форме корзин на головах, поддерживающие импосты арки;      профилированный орнаментированный архивольт арки;    антаблемент в завершении стен по периметру обеих частей помещения – с гладким фризом и орнаментированным карнизом на модульонах с розетками.    Зал IV,  помещение 1-Н(413) пл. 44,7 кв.м  объемно-планировочное решение помещения с металлической полувинтовой лестницей, ведущей на хоры колонного зала;    лепной орнаментальный пояс по периметру лестничного проема в  перекрытии;   Зал V,  Колонный зал (б.Минеральный кабинет),  помещение 1-Н(415) пл. 356,5 кв.м    объемно-планировочное решение двусветного помещения с двумя рядами колонн, поддерживающих галерею в уровне второго света по периметру помещения;    архитектурно-художественное решение интерьера в стиле классицизм, включая живописный плафон центральной части перекрытия и роспись в кессонах;      две колоннады из 8-ми пар колонн, отделяющие центральную часть помещения:    32 колонны желтого искусственного мрамора, с белыми базами (стюк) и белыми гипсовыми (алебастр?) капителями ионического ордера;    пилястры на торцевых стенах зала -желтого искусственного мрамора с белыми базами (стюк) и гипсовыми (алебастр?) ионическими капителями;    прямоугольные ниши по сторонам дверных проемов на торцевых стенах (в нишах – гипсовые полнообъемные скульптуры);    бронзовые доски с надписями над дверными проемами и нишами на торцевых стенах (на северной стене на досках перечислены имена писателей древности и средних веков, писавших о минералах, и ученых нового времени; над дверным проемом надпись о делении минерального собрания на кабинеты;  на южной стене на досках – хронология постройки колонного зала и сведения о коллекциях; над дверным проемом – надпись об основании Горного кадетского корпуса);     откосы дверных проемов на торцевых стенах, облицованные белым искусственным мрамором;  рисунок дверных заполнений (двустворчатые, глухие, филенчатые, по три разноформатные прямоугольные филенки на створку);*  *заполнения поздние;      антаблемент, покоящийся на колоннах, с фризом, декорированным лепным декором, с пояском иоников в завершении и карнизом на модульонах;    кессонированные перекрытия пространства под галереей;    живописное оформление кессонов в технике гризайль (под лепку) с использованием нескольких типов повторяющихся композиций:    живописные (под лепку) геральдические композиции с мотивами акантовых завитков и центральными венками с вписанным маскароном, многолепестковой розеткой или крестообразной композицией; у торцевых стен – композиции с щитком по центру, двумя фигурками путти и атрибутикой горного дела;     живописный плафон над центральной частью помещения, клеевая живопись по штукатурке, роспись под лепку (гризайль), автор   Дж.-Б.Скотти:*  орнаментальными поясами разделен на три самостоятельные многофигурные композиции на аллегорические сюжеты: по центру – учреждение горного производства в России Петром I; малые композиции по сторонам – на сюжеты основания Горного кадетского корпуса Екатериной II и благосостояния горного дела при Александре I;  бордюры по периметру зала включают атрибуты горного дела;  *плафон пострадал в результате попадания   артиллерийских снарядов в 1942 г., восстановлен;  антресоль (галерея в уровне второго света), помещение 1-Н(417) пл. 246,7 кв.м:    ограждение галереи в виде балюстрады из деревянных (гипсовых) балясин с тумбами;      гипсовые вазы типа «кратер» на тумбах ограждения с рельефом на тулове, с крышкой, декорированной рельефом и увенчанной шишкой пинии;  орнаментальные композиции под лепку (гризайль) над галереей, с мотивами акантовых розеток, акантовых завитков, венков с включением атрибутов горного дела, поясов меандра;    выносной профилированный карниз в завершении стен в уровне антресоли (галереи).  Зал VI,  помещение 1-Н(418) пл. 147,1 кв.м    профилированный орнаментированный выносной карниз на кронштейнах в завершении стен, с рельефными розетками между кронштейнами.    Зал VII,  помещение 1-Н  профилированный карниз в завершении стен;    металлическое двустворчатое дверное заполнение, каждая створка на четыре «филенки» с диагонально скрещенными металлическими полосами с розетками-патерами и пальметками на пересечении полос;    Зал VIII,  помещение 1-Н(414) пл.433,7 кв.м    Объемно-планировочное решение помещения, разделенного на две части колоннадой из четырех колонн искусственного мрамора;    архитектурно-художественное решение  интерьера в стиле классицизм;      четыре свободно стоящие колонны зеленоватого искусственного мрамора с ионическими капителями, с антаблементом с гладким фризом и карнизом на модульонах с розетками;    четыре аналогичные пристенные колонны у торцевой восточной стены помещения;     пилястры зеленоватого искусственного мрамора с ионическими капителями на продольных стенах восточной части помещения;    антаблемент в завершении стен;    металлическое двустворчатое дверное заполнение, каждая створка на четыре «филенки» с диагонально скрещенными металлическими полосами;    наличник дверного проема – профилированный, орнаментированный;    рельефный пояс с мотивом бегущей волны в верхней части стен в уровне импоста архивольтов арочных ниш; рельефный орнамент архивольтов (западная часть помещения).    Зал IX,   помещение 1-Н(411) пл. 78,8 кв.м    архитектурно-художественное решение  интерьера в стиле классицизм;    фриз в верхней части стен с рельефными венками и многолепестковыми розетками;    карниз  на орнаментированных кронштейнах в завершении стен;    прямые сандрики с пояском иоников на орнаментированных кронштейнах.    профилированные наличники дверных проемов с порезкой растительного орнамента;    откосы, оформленные аналогично дверным заполнениям (прямоугольные филенки в профилированных рамах);    рисунок дверных заполнений (двустворчатые, глухие, филенчатые, по три разноформатные прямоугольные филенки на створку);*  *заполнения поздние;    Анфилада залов геологического отдела,  помещение 1-Н(387) пл. 981,2 кв.м    арочные проемы с лучковыми и полуциркульными перемычками, разделяющие помещение на части;  профилированный карниз в завершении стен;    потолок  на падуге, лепные тяги по периметру зеркала потолка.    объемно-планировочное решение части помещения, примыкающей к церковной лестнице:    перекрытие с фонарем верхнего света;*  *габариты и конструкция светового фонаря изменены;      в завершении стен - выносной орнаментированный карниз на модульонах, с многолепестковыми розетками между модульонами.Столовый корпус    Ректорский коридор,   помещение 1-Н(300) пл. 217,2 кв.м  сложнопрофилированный карниз в завершении стен по периметру помещения;    профилированный наличник проема со скругленными углами на торцевой стене;    наличники-архивольты на импостах арочных дверных и оконных проемов;    штукатурные тяги на продольных стенах в уровне импостов арочных проемов;  пилястры, фланкирующие арочные дверные и оконные проемы.  Церковь,  помещение 1-Н(382) пл. 270,1 кв.м  объемно-планировочное решение помещения церковного зала с пониженным перекрытием притвора, опирающегося на колонны искусственного мрамора;    историческая конфигурация двускатного перекрытия основного объема помещения церкви;    четыре колонны желтоватого искусственного мрамора с белыми стюковыми базами и композитными капителями, отделяющие пространство притвора от основного пространства церкви.

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, 21-я линия Васильевского острова, дом 2-4/45, литеры А и Б
Время создания: XVIII в., 1806-1811 гг, 1820-е гг., 1948-1953 гг.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте