I. Церковь с колокольней ("Кулич и Пасха") 1785-1787 гг., арх. Львов Н.А., 1858 г. Церковь Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, дом 235, литера А 1 Объемно-пространственное решение габариты и конфигурация здания, состоящего из круглого в плане объема (ротонды) с подкупольным пространством внутри , примыкающего к нему квадратного объема с западной стороны (притвора) и небольшого прямоугольного объема ризницы на юго-западной стороне; исторические габариты и высотные отметки пологого купола, увенчанного яблоком и крестом, отметки крыш притвора и ризницы, конфигурация крыши притвора –двухскатная, трехскатная вальмовая крыша ризницы; исторический характер и материал их покрытия (металл, окраска), габариты; и прорезаны высокими полуциркульными окнами исторический рисунок и материал креста и яблока (медь, золочение) 2 Конструктивная система здания: исторические конструкции, включая коренные кирпичные своды, лестницы, перекрытия, наружные и внутренние капитальные стены; помещение 3-Н: лестница (ведет с 1-го по 2-й этаж) - местоположение, габариты, конфигурация (винтовая). помещение 2-Н (церковный зал): солея прямоугольная в плане - возвышение с полукруглым выступом в восточной части помещения; полукруглая лестница на три ступеньки в центре; две ступеньки по сторонам; 3 Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение здания церкви, примыкающего к нему с западной стороны притвора и ризницы на юго-западной стороне; 4 Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурное решение и декоративное оформление фасадов в стиле раннего классицизма фасады церкви: цоколь известняковой скобы* * окрашен характер и материал отделки – окрашенная штукатурка; исторический колер окраски (по результатам натурных и историко-архивных исследований); архитектурный декор фасада – по две оштукатуренные пилястры ионического ордера с гирляндами по сторонам входа и оконных проемов ротонды; рустованные лопатки по углам притвора; лучковый фронтон притвора; филенки штукатурные с профилем по краю в верхней части стен и на аттике притвора; лепная композиция «Всевидящее око» в тимпанах притвора; 16 колонн ионического ордера, постаментах серого гранита* по периметру ротонды, в створе оконных проемов ; *отштукатурены антаблемент ротонды с большим выступом; архитрав профилированный, фриз гладкий, штукатурный, карниз c выступом, профилированный, с дентикулами, включая притвор и ризницу; конфигурация, габариты и оформление оконных проемов (арочной формы, люкарны); исторические материал (дерево), рисунок расстекловки и цвет оконных заполнений; оконные наличники штукатурные, профилированные; замковые камни лепные, волютообразные в архивольтах проемов притвора; конфигурация, габариты и оформление дверных проемов (прямоугольной формы); исторические материал (дерево), конструкция (двухстворчатые), с остекленной фрамугой и оформление дверных заполнений; дверные наличники профилированные; доска с историческим текстом- «въ память ТВОNХЪ щедротъ начата въ 1785 году» (мрамор, позолота, контррельеф) над оконным проемом северной стены западного объема здания; доска с историческим текстом «ТВОИ щедроты соорудили ОКОНЧАНА ВЪ 1787 ГОДУ» (мрамор, позолота, контррельеф) над дверным проемом апсиды; 5 Декоративно-художественная отделка интерьеров: Архитектурно-художественное убранство церковного зала (помещение 2-Н): западная часть - разделена на три нефа; арки на пилонах делят помещение на части; в средней, ближней к притвору части граненое подкупольное пространство декорировано лепными профилированными рамами фигурной формы. В центре профилированная розетка с острыми углами и фестонами, в поле фестонов лепные головки ангелов. Карниз лепной, профилированный; в остальных частях - крестовые своды с профилированными лепными ребрами. В центре каждого свода лепная профилированная розетка; софиты арок с лепными профилированными филенками фигурной формы, в том числе и крестообразные, в центре ромбовидных филенок расположены головки ангелов; восточная часть - круглое в плане помещение; подкупольное пространство декорировано лепными профилированными тягами, в центре полая профилированная розетка круглой формы; пилястры лепные композитного ордера в простенках оконных проемов; лепные головки ангелов между капителями пилястр; карниз лепной, профилированный с дентикулами; рамы лепные, профилированные, фигурной формы между оконными проемами 1-го и 2-го яруса; наличники штукатурные, профилированные оконных и дверных проемов, включая проем апсиды; откосы оконные и дверные с филенками в лепных профилированных рамах; лепная композиция с изображением «всевидящего ока» в лучах, поддерживаемая двумя ангелами в развевающихся одеждах, восседающих на облаках; Апсида: рамы лепные, профилированные, в верхней части апсиды; подпружная арка с профилированными тягами по краю и профилированной розеткой в центре; карниз лепной, профилированный; наличники штукатурные, профилированные оконных проемов и стеновых ниш проемов, включая проем апсиды; откосы оконные с филенками в лепных профилированных рамах; Иконостас (2-я пол. ХVIII в., перенесен из Благовещенской церкви на Васильевском острове. Реставрирован по проекту арх. К.Д.Халтурина в 1957 г.): деревянный, двухъярусный, на высоком основании. Фон окрашен синим цветом, резной декор позолочен. В центре иконостаса – вписанные в арку царские врата. Основание иконостаса с выступами, декорированными резными головками херувимов. Основание отделено от основного яруса профилированной тягой. Основной, 1-й ярус иконостаса членится по вертикали 8-ю золочеными витыми колонками, обвитыми резными цветочными гирляндами. Колонки коринфского ордера опираются на пьедесталы с прямоугольными филенками, вверху колонки завершены фрагментами фриза и карниза и разорванными фронтонами. В центральной части, над царскими вратами, колонки поддерживают разорванный фронтон с волютами, в центре которого помещена овальная икона в резном обрамлении. По краям иконостаса пары колонок также завершены разорванными фронтонами с кронштейнами, между ними помещены 4-конечные кресты. По сторонам местных икон помещены алтарные двери с живописными изображениями пророков. Обрамление дверей в виде пилястр с арочным резным завершением из рокайлей и волют и двумя головками херувимов на фоне облаков – в центре. Обвязка царских врат в виде пилястр с накладной резной гирляндой вверху. Арка над царскими вратами декорирована резьбой в виде картушей, волют и с головкой херувима в центре. Второй ярус в центре, над царскими вратами, в виде аттика, фланкированного витыми колонками с разорванным лучковым фронтоном, в центре которого помещен крест с сиянием. В центре 2-го яруса помещены 2 иконы с волютами по сторонам. Волюты завершены раскрепованным карнизом, над которым помещены 2 круглые иконы в резном обрамлении. По оси алтарных дверей, вверху, помещены 2 круглые иконы в профилированном обрамлении*; царские врата золоченые, ажурной резьбы. Две створки внизу – глухие, вверху имеют дугообразное завершение. Средняя планка створок декорирована резными рокайлями и 10 иониками, окрашенными, как и фон иконостаса – синим. Вверху планка завершается резным изображением всевидящего ока в лучах сияния. В царских вратах вмонтированы 6 образов в резных обрамлениях с мотивом картушей и растительных завитков. Под верхними образами – резные головки херувимов;* выполнены по проекту арх. К.Д.Халтурина в 1950-х гг. иконы царских врат: * 2 иконы овальной формы (Благовещение): слева вверху Архангел Гавриил, справа вверху – Дева Мария. 4 иконы круглые (Евангелисты): слева средняя – Иоанн Богослов, слева нижняя – Марк, справа средняя – Матфей, справа нижняя – Лука; *выполнены в 1950-е гг икона «Архангел Гавриил» (холст, масло). Изображение в рост, в белом одеянии в розовом плаще. В правой руке – цветок лилии; икона «Дева Мария» (холст, масло). Изображена сидящей, в резком повороте влево. На ней – розовый хитон и голубой плащ. Слева изображен аналой с раскрытой книгой; икона «Иоанн Богослов» (холст, масло). Поясное изображение старца в светло-зеленом одеянии. Изображен в повороте вправо; икона «Евангелист Матфей» (холст, масло). Поясное изображение старца в розовом хитоне и коричневом плаще. Изображен в повороте влево; икона «Евангелист Марк» (холст, масло). Изображение старца в розовом хитоне и коричневом плаще. Поворот вправо; икона «Евангелист Лука» (холст, масло). Поясное изображение в золотисто-желтом хитоне и голубом плаще. Иконы местного ряда: икона «Христос благословляющий» (холст, масло), верх – фигурный. Поколенное изображение, строго в фас. В левой руке – раскрытое Евангелие, обращенное текстом к зрителю. Правой, поднятой, рукой благословляет. На нем – красный хитон и темно-синий плащ. Время: кон. ХIХ в; рама* к иконе «Христос благословляющий» (резьба, золочение), вверх фигурный. Резьба в виде ряда рокайлей, на нижних углах – растительные завитки. В центре нижней стороны – картуш с 2 волютами, в центре верхней стороны – рокайль; *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Богоматерь с младенцем» (холст, масло), верх – фигурный Поколенное изображение Богоматери. На ее левой руке – сидящий младенец, благословляющий правой рукой. На ней – темно-вишневый мафорий и синий плащ. На младенце – белая рубашечка. Время: кон. ХIХ в.; рама* к иконе «Богоматерь с младенцем» (резьба, золочение), верх фигурный. Резьба в виде ряда рокайлей, на нижних углах – растительные завитки. В центре нижней стороны – картуш с 2 волютами, в центре верхней стороны – рокайль *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Пророк Мельхиседек» (доска, темпера), в верхней части доска полукруглая. Изображен в рост в 3/4 повороте влево. На нем – одеяние белой парчи и красная мантия с горностаем. В левой его руке – три хлеба, у ног – кувшин. Время: кон. ХVIII в.; икона «Пророк Аарон» (доска, темпера), в верхней части доска полукруглая. Изображен в рост в 3/4 повороте вправо. На нем – облачение первосвященника из парчи голубого и красного цвета. В левой руке – скрижали, в правой – кадило. Время: кон. ХVIII в.; икона «Троица Новозаветная» (доска, темпера), в верхней части доска фигурная. Изображены сидящие Саваоф и Христос, сверху – летящий голубь в сиянии. На Саваофе белый хитон и зеленый плащ, на Христе – красный хитон и синий плащ. В правой его руке – крест, Саваоф опирается левой рукой на державу;* *воссоздана в сер. ХХ в. рама* к иконе «Троица Новозаветная» (резьба, золочение). Резьба из рокайлей. В центре нижней части – картуш и завитки акантов; вверху – картуш с пальметкой, по его сторонам волюты, переходящие на углах в аканты; *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Богоматерь всех скорбящих радость» (доска, масло), сверху фигурная надставка. Многофигурная композиция. Вверху, в центре – Богоматерь с младенцем, изображенная в рост, в синем платье и красном плаще. На голове – корона, в правой руке – скипетр. Младенец сидит на левой руке. По ее сторонам – два поясных изображения ангелов. Внизу – композиция из 8 фигур страждущих, в центре внизу – бурное море и парусник. Снизу помещена надпись: «Сия св.икона написана и освящена на Св.Афонской горе в русской обители Св.Иоанна Златоуста при настоятеле архимандрите ........ 1900 г.» Время: 1900 г. рама* к иконе «Богоматерь всех скорбящих радость» (резьба, золочение). Резьба из рокайлей. В центре нижней части – картуш и завитки акантов; вверху – картуш с пальметкой, по его сторонам волюты, переходящие на углах в аканты. *воссоздана в сер. ХХ в. Иконы праздничного ряда: икона «Рождество Христово» (доска, темпера), овальной формы. Многофигурная композиция, в центре – младенец в белых пеленах. Влево от него – сидящая Богоматерь и Иосиф, справа – три пастуха. Сверху, в сиянии – ангелы; время: кон. ХVIII в.; рама* к иконе «Рождество Христово» (резьба, золочение). Резьба из завитков аканта и рокайлей, в центрах сторон – картуши; *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Рождество Богоматери» (доска, темпера), овальной формы. Многофигурная композиция в интерьере. Слева, на возвышении – ложе, на котором сидит Анна. Справа внизу – группа служанок с младенцем и Иоаким. Время: кон. ХVIII в.; рама* к иконе «Рождество Богоматери» (резьба, золочение). Резьба из завитков аканта и рокайлей, в центрах сторон – картуши. *воссоздана в сер. ХХ в. Иконы над царскими вратами: икона «Тайная вечеря» (доска, масло) овальной формы. Изображены за столом, накрытым белой скатертью, – Христос с учениками. На Нем синий хитон и белый плащ. Вокруг головы – золотое сияние. Сцена изображена под балдахином;* *воссоздана в сер. ХХ в. рама* к иконе «Тайная вечеря» (резьба, золочение). В виде ряда рокайлей и волютообразных завитков аканта. В нижней части – 2 розы, в центре верхней стороны – головка херувима.; *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Троица новозаветная» (холст, масло). Изображены сидящие Саваоф и Христос, между ними – сфера с крестом вверху и парящий голубь. На углах и в центре нижней стороны – херувимы с красными крыльями. На Христе – красный хитон и синий плащ, на Саваофе – желтый хитон и зеленый плащ; *воссоздана в сер. ХХ в рама* к иконе «Троица новозаветная » (резьба, золочение). Из ряда рокайлей с волютообразными завитками акантов. В центре верхней стороны – картуш, внизу к раме примыкает головка херувима от рамы; *воссоздана в сер. ХХ в икона «Вознесение Христово» (доска, темпера). Верх доски – дугообразный. Многофигурная композиция. Внизу, в центре – Богоматерь в розовом хитоне и темном мафории; вокруг нее – ученики. Вверху – возносящийся Христос в красном хитоне и зеленом плаще. Время: кон. ХVIII в.; рама* к иконе «Воскресение Христово» (резьба, золочение). В виде ряда рокайлей. На нижних и верхних углах – завитки акантов. В центре верхней стороны – головка херувима; *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Троица ветхозаветная» (доска, масло). Круглой формы. Изображены три ангела в красных хитонах и синих плащах, сидящие за столом под дубом. Слева, внизу, Авраам, за спиной левого ангела – Сарра. Время: нач.ХIХ в.; рама* к иконе «Троица ветхозаветная» (дерево, токарная работа, золочение). Круглая, профилированная; *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Сошествие св. Духа на апостолов» (доска, масло). Круглой формы. Многофигурная композиция. В центре – сидящая Богоматерь в светло-розовом одеянии. По сторонам – ученики. Сверху, в сиянии – летящий голубь. Время: нач. ХIХ в.; рама* к иконе «Сошествие св. Духа» (дерево, токарная работа, золочение). Круглая, профилированная; *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Пророки Моисей и Илия» (доска, темпера), круглой формы. Поясное изображение, Моисей держит скрижали, он в одеянии голубого цвета, а Илия – оранжевого. Доска круглая. Время: нач.ХIХ в.; рама* к иконе «Моисей и Илия» (резьба, золочение). Из рокайлей, завитков аканта и волют. В центре верхней стороны – картуш; *воссоздана в сер. ХХ в. икона «Цари Соломон и Давид» (доска, темпера). Доска круглая. Поясное изображение. Соломон в розовом одеянии, Давид – в голубом. Время: нач.ХIХ в.; рама* к иконе «Цари Соломон и Давид» (резьба, золочение). Из рокайлей, завитков аканта и волют. В центре верхней стороны – картуш; *воссоздана в сер. ХХ в две иконы, помещенные в основание I-го яруса: икона «Кит извергает Иону» (доска, темпера). Доска прямоугольная. Изображен холмистый берег моря. В центре – кит с раскрытой пастью, из которой выходит полуобнаженный Иона. Надпись: «Глава 8. Гдь повелъ китови, да изверже Iону на сухо» Время: кон. ХVIII в. Икона «Пророк Иона в Ниневии» (доска, темпера). Изображен холмистый пейзаж. Пророк изображен в рост, в коричневом одеянии. По сторонам – три человека. Надпись: «Глава 7. Пророк Iона внидя в Ниневию и проповьда покаянiе». Время: кон. ХVIII в. Колокольня Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, дом 235, литера Г 1 Объемно-пространственное решение габариты и конфигурация здания, представляющего собой четырехгранную пирамиду, увенчанную яблоком и крестом; 2 Конструктивная система здания: исторические конструкции, включая лестницу, наружные капитальные кирпичные стены; лестница (ведет с 1-го этажа на звонницу): местоположение, габариты, конфигурация (винтовая), материал (известняковая плита); 3 Архитектурное решение фасадов характер и материал отделки – окрытие металлическими листами верхнего яруса колокольни* *металлическое окрытие по всей высоте пирамиды выполнено в целях защиты кирпичной кладки в позднейший период (1989 г.), первоначально нижний ярус был выполнен в неоштукатуренной кирпичной кладке карниз между ярусами, лепной, профилированный; карнизы фронтонов лепные, профилированные по сторонам верхнего яруса; конфигурация, габариты и оформление оконных проемов (5-угольные, термальные); исторические материал (дерево), рисунок расстекловки и цвет оконных заполнений; оконные наличники и откосы с металлической выколотной облицовкой; конфигурация, габариты и оформление проемов звонницы (арочной формы) оформление проемов звонницы в виде портика с фронтоном; конфигурация, габариты дверных проемов (прямоугольной формы); исторические материал (дерево), конструкция (одностворчатые), оформление дверных заполнений; исторический колер окраски (по результатам натурных исследований); рамы часов лепные, профилированные в металлической выколотной облицовке по сторонам верхнего яруса; крест, яблоко (медь, золочение).