1 Объемно-пространственное решение: габариты П-образного в плане двухэтажного здания, с террасами, надворными корпусами с арочными подъездами и пандусами, с колонной галереей и открытой площадкой в центре; ступенчатый ризалит с полукруглым выступом по центру южного фасада; конфигурация и габариты крыши – двускатная, сферическая (центральный купол); балюстрада по периметру здания. 2 Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные стены (кирпич); исторические плоские перекрытия (исключая помещения 1-Н 25, 49, 50, 51, 73, 74, 79); исторические сводчатые перекрытия подвалов (исключая помещения 3-Н (53, 54, 84, 85, 86, 87, 88, 89) и часть перекрытий в помещениях 3-Н (99, 100); четыре крыльца с известняковыми ступенями, три крыльца с мраморными ступенями; лестница на колоннаду с парапетным ограждением (материал – известняк, гранит); две статуи: «Юноша, играющий в свайку», подпись на плите: «Литейный заводъ 1838» (материал – бронза); «Юноша, играющий в бабки», подпись на плите: «Литейный заводъ 1838» (материал – бронза); пандусы (материал – кирпич, известняк, булыжник, гранитные тумбы); пандусы, ведущие на террасу перед полуротондой со стороны южного фасада, (материал – известняк, исторические кованые перильные ограждения); четыре лестницы на сводах; четыре лестницы на косоурах; колонны (материал – кирпич) на цоколе (материал облицовки – известняк) в центральной колонной галерее; арки с полуциркульным завершением, и сомкнутый свод с распалубками в конструкции подъездов надворных корпусов; сводчатые конструкции чердака (полуциркульные арки, ползучие арки, лучковые перемычки); подвесные ложные своды в парадных залах и помещении 1-Н (42); бочарные конструкции купола; стропильная конструкция крыши. 4 Объемно-планировочное решение: в габаритах наружных и внутренних капитальных стен и исторических перегородок; планировочное решение –анфиладного типа в парадных залах; коридорного типа в боковых корпусах. 5 Архитектурно-художественное решение фасадов: фасадная поверхность – гладкая штукатурка; цоколь – отделка плитами из известняка; местоположение, конфигурация и габариты оконных и дверных проемов – прямоугольной, квадратной и полуциркульной формы; исторический рисунок, профиль и материал (дерево) оконных заполнений, расстекловка; местоположение, конфигурация и габариты ниш (глухих окон); историческое двуцветное решение фасадов с выделением деталей светлым колером; профилированные наличники, архивольты и импосты в оформлении оконных проемов; прямые профилированные сандрики на волютообразных кронштейнах; мраморные наружные подоконники первого этажа; колонны, полуколонны и пилястры коринфского ордера; полуколонны тосканского ордера в оформлении тройных окон южного фасада; колонная галерея из двадцати колонн, стоящих в два ряда по центру лицевого фасада, поднятая на высокий цоколь и несущая антаблемент; пилястры в месте примыкания колоннады к стенам; кессоны с профилированным краем в решении потолка колоннады; историческая облицовка площадки за колоннадой и колоннады –прямоугольные мраморные плиты, простого и шахматного рисунка; два крыльца с мраморными ступенями на торцах колоннады между колонн; крыльцо с мраморными ступенями по центру лицевого фасада за колоннадой; полукруглые в плане крыльца-террасы с известняковыми ступенями по центру торцовых фасадов; пандусы с парапетами и тумбами и крыльца с известняковыми ступенями надворных корпусов; арочные проемы с профилированными импостами в оформлении подъездов надворных корпусов; терраса перед полуротондой с двумя пандусами и кованым перильным ограждением, облицованная плитами из известняка и мрамора; профилированные подоконные и межэтажные тяги; фронтоны в завершении торцовых фасадов с гладкими тимпанами; карнизы с модульонами по краю фронтонов; антаблемент с профилированным архитравом, гладким фризом и карнизом с модульонами; балюстрада по краю крыши с балясинами и тумбами. 6 Декоративно-художественная отделка интерьеров исторические дверные проемы в откосах (исключая проем между помещениями 1-Н (25) и 1-Н (38); историческое решение и материал (дерево) дверных заполнений; историческое решение и материал оконной и дверной фурнитуры; историческое решение радиаторных решеток; помещение 1-Н (16) («Полукруглый зал») – двусветное с ложным крестовым сводом с распалубками; полный антаблемент с профилированным архитравом, гладким фризом и карнизом сложного профиля с иониками и модульонами с листьями аканта; открытые проемы в Портретный (помещение 1-Н (15) и Мраморный (помещение 1-Н (17) залы; колонны и пилястры (по две с каждой стороны) композитного ордера с облицовкой из искусственного мрамора; арочные проемы в Портретный (помещение 1-Н (15) и Мраморный (помещение 1-Н (17) залы над карнизом; полуциркульные ниши в кружалах сводов с профилированным архивольтом; пилястры композитного ордера в оформлении тройного окна-двери с южной стороны; прямоугольный дверной проем по центру северной стены с наличником с облицовкой из светло-желтого искусственного мрамора (под сиенский); облицовка стен искусственным мрамором молочно-белого цвета; облицовка плинта из светло-серого мрамора; колонны и пилястры, отделанные светло-желтым искусственным мрамором (под сиенский), с базами, облицованными серым искусственным мрамором; историческая живопись по штукатурке; историческое решение наборного паркета (материал – дерево; рисунок – «корзина» с рамой по периметру); камины (два) (средистенные, одноярусные, с облицовкой из белого мрамора, топочные проемы прямоугольные, с профилировкой и тягой в виде жгута по периметру; колонны дорического ордера по сторонам топочного проема; фуст колонн из синего искусственного мрамора; антаблемент – фриз из синего искусственного мрамора; архитрав с профилировкой; гладкое поле фриза; профилировка и пояс иоников по верхнему краю фриза; меандр на передней стороне полки); помещение 1-Н (15) («Портретный зал») – двусветное с ложным зеркальным сводом с распалубками и прямоугольным плафоном по центру; профилированная рама с декоративной порезкой с растительным рисунком по периметру плафона; полный антаблемент с профилированным архитравом, гладким фризом и карнизом сложного профиля с иониками и модульонами с листьями аканта; открытый проем в Полукруглый зал (помещение 1-Н (16); пилястры композитного ордера в оформлении тройного окна с южной стороны; прямоугольный дверной проем в восточной стене с наличником с облицовкой из светло-желтого искусственного мрамора (под сиенский) и прямым сандриком на кронштейнах; облицовка стен искусственным мрамором молочно-белого цвета; облицовка плинта из светло-серого мрамора; пилястры, отделанные светло-желтым искусственным мрамором (под сиенский), с базами, облицованными серым искусственным мрамором; историческое решение наборного паркета (материал – дерево; рисунок – «корзина» с рамой по периметру); камин (угловой, с облицовкой из белого мрамора, одноярусный, со ступенчатым завершением и прямой доской над топкой; фриз – рельефный декор с гирляндами, розетками и масками; в центре фриза рельефная композиция: Деметра на колеснице запряженной змеем, два путти: один – с факелом, другой – с венком; розетки по краям фриза; гермы с женским бюстом по сторонам топки; растительный декор с волютами и пальметтами на столбах; постаменты ступенчатые со скоцией); помещение 1-Н (17) («Мраморный зал») – двусветное с ложным зеркальным сводом с распалубками и прямоугольным плафоном по центру; профилированная рама с декоративной порезкой с растительным рисунком по периметру плафона; полный антаблемент с профилированным архитравом, гладким фризом и карнизом сложного профиля с иониками и модульонами с листьями аканта; открытый проем в Полукруглый зал (помещение 1-Н (16); пилястры композитного ордера в оформлении тройного окна с южной стороны; прямоугольный дверной проем в западной стене с наличником с облицовкой из светло-желтого искусственного мрамора (под сиенский) и прямым сандриком на кронштейнах; облицовка стен искусственным мрамором молочно-белого цвета; облицовка плинта из светло-серого мрамора; пилястры, отделанные светло-желтым искусственным мрамором (под сиенский), с базами, облицованными серым искусственным мрамором; историческое решение наборного паркета (материал – дерево; рисунок – «корзина» с рамой по периметру); камин (угловой с облицовкой из белого мрамора, одноярусный, со ступенчатым завершением и прямой доской над топкой; фриз – рельефный декор с рогами изобилия, лентами, пальметтами, в центре – женская маска; розетки по краям фриза; по сторонам топки – гермы с женским бюстом; венки на столбах; постаменты со скоцией; обрамление топки профилированной рамой); помещение 1-Н (14) («Зал с горкой») – двусветное с ложным цилиндрическим сводом с распалубками и прямоугольным плафоном по центру; полный антаблемент с профилированным архитравом с порезкой, гладким фризом и карнизом с иониками и сухарями; пилястры облицованные искусственным мрамором в оформлении тройных окон; два прямоугольных дверных проема на северной и западной стенах и ложная дверь на западной стене с наличниками с облицовкой из искусственного мрамора и прямыми сандриками на кронштейнах; облицовка стен – искусственный мрамор; облицовка плинта – искусственный мрамор; камин (средистенный, с облицовкой из белого мрамора, двухъярусный; топка прямоугольная, обрамленная профилированной рамой с орнаментом из прямых листьев; полка прямая; фриз – тирсы, увитые гирляндой и рога изобилия с собачьими головами на концах; кариатиды на постаментах по сторонам топочного проема; верхняя часть из розового искусственного мрамора, с прямым карнизом и прямоугольным зеркалом); помещение 1-Н (18), («Церковь») – двусветное с ложным зеркальным сводом с распалубками и прямоугольным плафоном по центру; антаблемент с профилированным, архитравом с порезкой, с гладким фризом, поясом иоников и карнизом с модульонами с акантовыми листами; колонны и пилоны (материал – кирпич) коринфского ордера, отделяющие северную часть помещения; полуциркульные проемы над антаблементом (в северную часть помещения); два цилиндрических свода и плоский потолок между ними в северной части помещения; профилированный карниз с поясом иоников в частях помещения перекрытых цилиндрическими сводами; архивольты декорированные порезкой; цилиндрические своды – кессонированные, с розетками; плоский потолок между сводами декорированный лепной розеткой, в квадратном поле обрамленном профилировкой, порезкой и меандром; прямоугольные дверные проемы с наличниками; окна-люкарны – конфигурация, габариты, местоположение, оформление профилированными наличниками; пилястры с облицовкой из искусственного мрамора в оформлении тройных окон; помещения 1-Н (19, 20): профилированный карниз; дверные проемы и окно-люкарна – конфигурация, габариты, местоположение, оформление профилированными наличниками; помещение 1-Н (2), вестибюль: профилированный карниз с иониками, с раскреповками; профилированная тяга под карнизом; лепная розетка; профилированные наличники дверных проемов; подъем в четыре ступени (в помещение 1-Н (83); подъем в четыре ступени (в помещение 1-Н (88); помещение 1-Н (4), лестница: конструкция (лестничные марши на сводах); квадратные в сечении столбы; ступени из известняка; перильные ограждения – материал (металл), техника исполнения (ковка); помещение 1-Н (88), лестница: конструкция (лестничные марши на косоурах); лепные тяги в оформлении подшивки лестничных маршей; ступени из известняка; перильные ограждения – материал (металл), техника исполнения (ковка); покрытие пола площадок –метлахская плитка; помещение 1-Н (5): профилированный карниз с порезкой; декоративный живописный плафон с венками, арматурой, растительным орнаментом; живописный пояс с меандром по периметру помещения под карнизом; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; Помещение 1-Н (11), («Угловая гостиная»): лепная розетка; лепной декор с венками и растительным орнаментом по периметру потолка; лепные тяги по периметру потолка; карниз, оформленный модульонами с акантовым листом и обрамленный по низу тягой гладкого профиля; дверные наличники с декоративной порезкой; прямые сандрики на кронштейнах; отделка стен – белый искусственный мрамор; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; помещение 1-Н (12), («Библиотека»): лепная розетка; карниз с сухарями и иониками, фриз гладкий, ограниченный внизу лепным пояском из лиственной порезки; наличники с декоративной порезкой; прямые сандрики на кронштейнах; отделка стен – бледно-палевый искусственный мрамор; помещение 1-Н (13), («Библиотека»): лепные розетки (три); лепные розетки по углам потолка; лепные профилированные тяги по периметру потолка; профилированный карниз с модульонами, порезкой и иониками; профилированные наличники дверных проемов; отделка стен – искусственный мрамор молочно-белого цвета в окаймлении серо-синего искусственного мрамора. помещения 1-Н (80, 91), («Большой кабинет Николая II» с антресолью): откосы, подоконники и рамы из красного дерева; латунные радиаторные решетки в подоконниках; латунная оконная фурнитура – петли, шпингалеты; широкая ниша со скругленным завершением в южной стене; три прямоугольных дверных проема: проем в северной стене – простой наличник из красного дерева, одностворчатое, деревянное дверное заполнение, обработанное филенками; проем в восточной стене – широкий наличник с высоким навершием, с золочеными декоративными накладками; дверное заполнение двухстворчатое, деревянное, из красного дерева с фигурным остеклением в верхней части; дверной проем в помещение 1-Н (81): деревянный наличник; дверное заполнение одностворчатое, деревянное, обработанное филенками; латунная вентиляционная решетка над дверным проемом; лестница на антресоли из красного дерева – тип (двухмаршевая), конструкция (на косоурах); ограждение – материал (красное дерево), рисунок; оформление потолка – обшивка широкими досками из красного дерева с зашивкой швов рейками на гвоздях с золочеными шляпками и золочеными металлическими оковками и профилированным карнизом; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка (корзина); радиаторные решетки из красного дерева с прутьями в виде стрел; антресоль Г-образная в плане; ниши со скругленным завершением; шесть мраморных колонн на парапете; деревянные перильные ограждения; оформление потолка – обшивка красным деревом двух оттенков с декоративным рисунком, металлическими накладками и вмонтированными в обшивку тремя светильниками; панели из красного дерева; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка (корзина); камин (средистенный двухъярусный, окрашенный масляной краской; прямоугольный топочный проем, выложенный кирпичом; стилизованные прямоугольные изразцы с барельефным стилизованным деревом; камин и топка в гладких рамках; плита из серого мрамора в полу перед топкой); камин (угловой, двухъярусный, обшитый красным деревом; пространство вокруг топки облицованное керамической плиткой; профилированная золоченая рама по периметру облицовки; боковины и пространство под полкой обшиты красным деревом; боковины фигурные, профилированные; полка профилированная; второй ярус - шатровое завершение с двумя фигурными филенками; плита из серого мрамора перед топкой); камин (средистенный, одноярусный; топочный проем прямоугольный со скругленными углами сверху; латунный обод по периметру топочного отверстия; облицовка поля над камином белой керамической плиткой); помещение 1-Н (84): лепная розетка; профилированный карниз с иониками; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; помещение 1-Н (87), («Приемная Николая II») – два дверных проема – дверные заполнения дубовые, двустворчатые, обработанные филенками; дверные откосы, обшитые дубовыми панелями, обработанными филенками; дубовые наличники; оформление стен – дубовые панели с профилированными филенками со светлым полем в нижней части; квадратные розетки из листьев под полкой на фризе; панель над полкой с тосканскими полуколоннами; оформление потолка – обшивка из дуба, с квадратными кессонами, со вписанным в центре восьмиугольником (место подвески люстры); люстра из металла на восемь светильников (шесть отходящих от колпака под потолком коленчатых тяг с завитками, поддерживающих обод; шесть фонариков с колпаками в виде опрокинутого шара и желтой бахромой, подвешенные к ободу на кронштейнах; колпак-светоточка под верхним колпаком; шток с большим фонарем, спускающийся ниже обода из центра подвески; обод и колпаки выполненные в имитации ажурной филиграни); откосы, подоконники и рамы из дуба; латунная оконная фурнитура – петли, шпингалеты; вентиляционные решетки из латуни; радиаторные решетки из дуба; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; камин (средистенный, двухъярусный, с обшивкой из резного дуба; топка, обрамленная зеленым с прожилками мрамором; обшивка первого яруса – дубовые панели с профилированными филенками, консолями с акантом под полкой и в углах у стены в месте примыкания верхней полки панели; панель над полкой с тосканскими полуколоннами; второй ярус – шатер с филенками с порезкой из аканта под карнизом); помещение 1-Н (83), (коридор) – профилированный карниз; лепные розетки (четыре); профилированные наличники дверных проемов; помещение 1-Н (82) – оформление стен и потолка – филенки с профилировкой; помещение 1-Н (81) – профилированный карниз; оформление стен – филенки с профилировкой; помещение 1-Н (67) – профилированный карниз; покрытие пола – плиты из мрамора; помещение 1-Н (47, 75), (две лестницы) – перекрытие плоское с падугой; конструкция лестниц (лестничные марши на косоурах); ступени из известняка; ограждения – материал (металл), техника исполнения (ковка), рисунок ограждения; помещения 1-Н (62 – 65): профилированный карниз; наличники дверных проемов; помещение 1-Н (61, 66), (две лестница): конструкция лестниц (лестничные марши на сводах); ступени из известняка; ограждения – материал (металл), техника исполнения (ковка), рисунок ограждения; помещение 1-Н (21): профилированные наличники дверных проемов; профилированные сандрики на кронштейнах; фриз с фигурными волютами, профилированный карниз; лепная розетка; помещение 1-Н (22): профилированные наличники дверных проемов, прямые профилированные сандрики на кронштейнах; лепная розетка; антаблемент с гладким фризом; лепной карниз с модульонами; листья аканта на модульонах; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; помещение 1-Н (23): прямые профилированные сандрики на кронштейнах; лепной карниз с модульонами с листьями аканта, и поясом иоников по их краю; две лепные тяги под карнизом с гладкими полями штукатурки между ними и между верхней тягой и карнизом; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; помещение 1-Н (24), («Голубая гостиная») – наличники и профилированные прямые сандрики на кронштейнах; полный антаблемент с декорированным порезкой архитравом; фриз с волютами и чередующимися розетками и лирами между ними, верхний край фриза обработанный иониками; карниз с сухарями и декоративной порезкой; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; помещение 1-Н (26): профилированный карниз; лепная розетка; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка с розетками с восемью радиально расположенными листьями; помещение 1-Н (27): профилированный карниз; лепная розетка; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка с розетками; помещение 1-Н (28): профилированный карниз; лепная розетка; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка с розетками; помещение 1-Н (29): профилированный карниз; лепная розетка; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; помещение 1-Н (30): профилированный карниз; лепная розетка; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; помещение 1-Н (31) (лестница) – перекрытие плоское с падугой; конструкция (лестничные марши на косоурах); ступени из известняка; покрытие пола лестничных площадок – плиты из темного и светлого мрамора (квадраты в шахматном порядке), плиты из известняка по периметру площадок; перильные ограждения – материал (металл), техника исполнения (ковка), рисунок (сложный декоративный растительный); профилированный наличник дверного проема под лестницей; помещение 1-Н (36) (лестница) – конструкция (лестничные марши на сводах); ступени из известняка; перильные ограждения – материал (металл), техника исполнения (ковка), рисунок ограждения; помещение 1-Н (32) (вестибюль) – профилированные наличники дверных проемов; профилированный карниз с иониками; профилированная тяга под карнизом; лепная розетка; подъем в четыре ступени к проему в помещение 1-Н (38); подъем в четыре ступени к проему в помещение 1-Н (31); помещение 1-Н (37): профилированный карниз; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка с меандром по периметру помещения; камин (средистенный, с облицовкой из белого мрамора, одноярусный; топочный проем прямоугольный; рельефная резьба: по фризу – узор в виде арабеска, состоящего из розетки в центре; по сторонам – бутон аканта, завитки, сдвоенный лист и ветка плюща; по сторонам топки пилястры с арабеском из листьев аканта с вырастающими из них сдвоенными волютами с цветком, завершенные пальметтой); помещение 1-Н (38) (коридор) – профилированные наличники дверных проемов; профилированные карнизы с иониками; шесть лепных розеток. помещение 1-Н (39) – профилированные наличники дверных проемов; профилированный карниз; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка с меандром по периметру; камин (средистенный, с облицовкой из белого мрамора, одноярусный; топочный проем прямоугольный; рельефная резьба – по сторонам топки колчаны с листвой внизу, каннелюрами на корпусе, львиными масками вверху и концами стрел с оперением; на фризе: лук оплетенный гирляндой из дубовых листьев; полка прямоугольная; резной поясок аканта на карнизе; резной поясок листвы под фризом); помещение 1-Н (40): профилированные наличники дверных проемов; лепной карниз с модульонами с лепным декором и розетками между ними; лепная тяга с меандром под карнизом; камины (два) (угловые, с облицовкой из белого мрамора, одноярусные; трехступенчатое навершие; топочный проем прямоугольный; обработан орнаментальной барельефной резьбой; по сторонам топки – в прямоугольных филенках арабеск из пальметты и листьев; на фризе – по сторонам лиры в обрамлении лавровых венков, в центре ваза с цветами и виноградными лозами); помещение 1-Н (41): профилированные наличники дверных проемов; лепной карниз с модульонами с акантовым листом, венками между ними и поясом иоников на стыке со стеной; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка с розетками; камин (средистенный, с облицовкой из белого мрамора, одноярусный; топочный проем прямоугольный; над проемом топки два цветочных венка с лентами; на фризе – барельеф: в центре композиция из пяти танцующих путти, по сторонам цветочные гирлянды с лентами; в креповках фриза по краям – розетки; по сторонам топки колонки в виде герм с женским бюстом: прическа на прямой пробор с узлом на темени и локонами спадающими на плечи; часть головы закрыта покрывалом, спадающим складками; на груди собранная драпировка с бахромой; на передней стенке постамента – две лавровые и дубовые ветви, перевязанные лентой); помещение 1-Н (42): ложный свод с распалубками; профилированные наличники дверных проемов; лепной карниз в виде валика с листьями аканта; лепная тяга под карнизом; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка с розетками; камин (средистенный, с облицовкой из белого мрамора, одноярусный, топочный проем прямоугольный; рельефная резьба: фриз – в центре лира с подвешенными на лентах гирляндами по сторонам, концы ленты держат амуры, над гирляндами бабочки; венок из цветов с шестиугольной звездой в центре на прямоугольных выступах над лопатками; по сторонам топки – лопатки с рельефным изображением колчана со стрелами перевитых двумя цветочными гирляндами с лентами на концах); помещение 1-Н (44): профилированные наличники дверных проемов; профилированный карниз; покрытие пола – наборный паркет геометрического рисунка; камин (средистенный, с облицовкой из белого мрамора, одноярусный, топочный проем прямоугольный; обработанный орнаментальной барельефной резьбой: по сторонам топки – прямые мечи в ножнах, в обрамлении лавровых ветвей, образующих три петли; на креповках антаблемента лиры в лавровых венках; поле фриза занято арматурой – в центре горизонтальный шестигранник с розеткой в венке, с пальметами по сторонам, по краю бегущий меандр; за ним овальные щиты с пальметтами, мечи, копья, шлемы и дубовые ветви); помещения 2-Н (31 - 34): профилированные дверные наличники; профилированный карниз с модульнонами с акантовым листом; лепная тяга по потолку вдоль карниза из лавровых листов перевитых лентой; лепная тяга в виде жгута; помещения 2-Н (89 – 91): полуциркульные ниши над окнами; профилированные дверные наличники.