Дворец с флигелями

1 Объемно-пространственное решение: местоположение, габариты и конфигурация здания, сложного в плане, расположенного в южной части участка; главный фасад обращен к полукруглому в плане курдонёру, образованному дугообразными служебными флигелями, южные фасады которых выходят на красную линию наб. р. Фонтанки; флигели соединены между собой воротами, оформлявшими главный въезд в усадьбу; с примыкающим к северо-восточному углу главного корпуса северный одноэтажный флигель;  габариты и конфигурация крыш, в т.ч. купол б. часовни, дымовые трубы, высотные отметки коньков крыш, материал окрытия кровли (металл).  2 Конструктивная система: исторические наружные капитальные стены – местоположение, материал (кирпич);  исторические внутренние капитальные стены – местоположение;  своды, в т.ч.:  полуциркульный – воротного проезда восточного флигеля;  купольный на подпружных арках – ротонды западного флигеля;  полуциркульный с распалубками – входного тамбура южного фасада;  полуциркульный с распалубками – парадного вестибюля (пом. № 11, площадью 34,9 кв.м.);  полуциркульные с распалубками – цокольного этажа главного корпуса;  коробовые, коробовые с распалубками помещений восточного флигеля (пом. 17Н);  коробовый, с конхой – помещения № 26, площадью 148,5 кв.м. (б. Церковный зал);  купольный на подпружных арках – помещения № 48, площадью 48,7 кв.м. (Турецкая комната);  арочные проемы на опорных пилонах – помещения № 13 (91,4 кв.м.) (Парадная спальня кн. Юсуповых, Кабинет Бетанкура);  исторические лестницы (местоположение, габариты, конфигурация):   парадная лестница – (к востоку от центральной оси) – трехмаршевая;  лестница западного флигеля с известняковыми ступенями и забежными, ограждение металлическое в виде вертикальных прутьев с перехватами (сохранилась одна историческая первая стойка).  3 Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад:  двух-трехэтажный, симметричный, выполнен в приемах классицизма:  с центральной трехэтажной частью на 9 осей, увенчанной треугольным фронтоном; входная зона оформлена открытым тамбуром с полукруглыми пандусами; над тамбуром – балкон с балюстрадным ограждением;    боковые крылья фасада двухэтажные на полуподвалах, на 8 осей, по крайним трем осям увенчаны треугольными фронтонами, с левой и правой сторон соединены открытыми галереями, имеющими ограждения в виде балюстрады и четырех колонн высокого тосканского ордера, поддерживающих выступающий профилированный карниз;  в торцах фасада, в местах примыкания западного и восточного флигелей устроены квадратные дворики, отделенные от курдонера оградами с балюстрадным ограждением и воротами;  вид материала и характер отделки цоколя – известняк;  вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст квадром – в уровне цокольного этажа; гладкая штукатурка – в уровне 1-3-го этажей);  исторический дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация;   исторический материал дверного заполнения (дерево), тип (двери двустворчатые, филенчатые, полусветлые, с фрамугой);   с окном-люкарной второго света геометрической расстекловки;  исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;  исторический материал (дерево), стилистическое единообразие оконных заполнений;  оформление оконных проемов: профилированные наличники, замковые камни, ложные балюстрады, треугольные сандрики, междуэтажные тяги и подоконные карнизы; венчающий карниз с модульонами;  западный и восточный флигели:  полуциркульная в плане композиция в виде высокой глухой ограды, завершенной дорическим карнизом с фризом из триглифов;  по центру западного флигеля располагается портал с полуциркульной аркой, оформленной портиками из парных ¾ колонн дорического ордера;  облицовка цоколя – известняковая скоба;  вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка;  внутри арки лестница в западный флигель – средистенная, с известняковыми ступенями;  ротонда с портиком из ¾ колонн дорического ордера, увенчанных треугольным фронтоном;  профилированная междуэтажная тяга;  фриз из триглифов;  профилированный раскрепованный венчающий карниз;  флигели со стороны наб. р. Фонтанки:  материал и характер отделки цоколя – известняк;  материал и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст квадром – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-го этажа);  оформление воротного проезда – портик из парных ¾ колонн тосканского ордера;  фриз из триглифов;  профилированный раскрепованный карниз;  ступенчатый аттик;  на гранитных базах и постаментах;  заполнение воротного проезда – материал (металл), тип (ворота двустворчатые с полуциркульной фрамугой), техника исполнения (литье), рисунок;  нижняя часть ворот – глухие филенки;  исторические оконные проемы, включая ложные – местоположение, габариты, конфигурация;  стилистическое единообразие оконных заполнений;  оформление оконных проемов – профилированные наличники, трехчастные замковые камни;  профилированная междуэтажная тяга;  профилированный венчающий выносной карниз;  дворовые фасады восточного флигеля:  вид материала и характер отделки фасада – окрашенный кирпич;  исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;  рисунок расстекловки и цветовое единообразие оконных заполнений;  профилированная междуэтажная тяга;  профилированный венчающий карниз;  садовый фасад главного корпуса:  двух-трехэтажный, симметричный, в приемах классицизма:  с центральной трехэтажной частью на 9 осей, завершенной треугольным фронтоном, акцентированной шестиколонным портиком ионического ордера, с террасой с балюстрадным ограждением в завершении;  боковые крылья на 14 осей, по центральным трем осям акцентированы трехэтажными ризалитами с треугольными фронтонами;  перед садовым фасадом устроена терраса с балюстрадным ограждением на цокольном этаже, с широкой однопролетной лестницей с боковыми устоями – исторический облик;  историческая лестница – материал (гранит), профиль;  вид материала и характер отделки цоколя – известняк;  вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст квадром – в уровне цокольного этажа; гладкая штукатурка – в уровне 1-3-го этажей);  исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;  исторический материал (дерево) и стилистическое единообразие оконных заполнений;  оформление оконных проемов – замковые камни, профилированные наличники;  профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы;  профилированный венчающий карниз, в центральной части и скаты фронтонов – с модульонами;  северный флигель (б. Зимний сад):  одноэтажный, с примыкающим тамбуром к северному фасаду;  облицовка цоколя – известняк;  фасад – окрашенная штукатурка (гладкая и рустованная);  исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация;  характер расстекловки и стилистическое единообразие оконных заполнений;  оформление оконных проемов с полуциркульной перемычкой – аркада на импостах в виде рустованных лопаток;  профилированные: венчающий карниз, междуэтажные тяги, в т.ч. фриз из стилизованных триглифов.  5 Декоративно-художественная отделка интерьеров: Парадная спальня кн. Юсуповых, Кабинет Бетанкура, помещение № 13 (91,4 кв.м.):  помещение 1-го этажа, разделено на две половины арочными проемами на опорных пилонах;  оформление плафона и верхней части стен – профилированные тяги и карнизы с порезками дентикулами, иоником, остролистом, бусами, в т.ч. с фризом из пальметт;  в центре плафона западной части помещения – круглая розетта растительного рисунка (лист аканта, цветы, остролист);  оформление арок – профилированные архивольты с порезкой иоником, цветочно-плодовые гирлянды с бантами, вертикальные филенки с ниспадающими цветочными гирляндами, квадратные зеркала с геральдическими щитками в круглых медальонах из цветочных венков;  в софитах арок – композиции из акантовых розетт и плодовых гирлянд, обрамленных лавровыми гирляндами;  оформление пилонов – профилированные филенки с порезками «бусы с катушкой» с выкружками, с лепными композициями из плодовых гирлянд, обрамленных лавровыми гирляндами;  с восточной стороны – филенки с геральдическими композициями из перекрещенных знамен, меча, колчана со стрелами, щита и шлема, прикрепленных к ниспадающей драпировке с бантом;  оформление стен – профилированные орнаментированные зеркала с заполнением трельяжной сеткой, ниспадающими цветочными и лиственными гирляндами;  по западной стене – с прямоугольными нишами в обрамлении зеркал с растительными порезками, провисающей лавровой гирляндой и квадратных зеркал с геральдическими щитками в круглых медальонах из цветочных венков;  оформление дверных проемов – профилированные раскрепованные наличники в обвязке из остролиста, кабошонов;  в десюдепортах – линейный сандрик с порезкой иоником, остролистом; под сандриком фигурная филенка с провисающей плодово-цветочной гирляндой;  историческое решение пола – наборный паркет;  вестибюль главного здания, помещение II (34,9 кв.м.):  тамбур входа – деревянный, филенчатый, полусветлый, углы фланкированы каннелированными пилястрами композитного ордера; с профилированным карнизом;  оформление верхней части стен – профилированный карниз;  Церковный зал (помещение № 26 (148.5 кв.м.):  1 этаж  восточная часть зала выделена широкой аркой, где раньше располагался алтарь, перекрыта конхой; западная часть зала перекрыта коробовым сводом; обе части плафона покрыты орнаментальной живописью в технике «гризайль», с позолотой (имитация веерного свода, лепных розетт, гирлянд, фигур ангелов, орнаментированных фризов, вазонов);  оформление стен:  по периметру зала –профилированный карниз, орнаментированный фризом из пальметт, с большим выносом, на кронштейнах, декорированных листом аканта; между кронштейнами – круглые розетты; под карнизом – полоса ионика; широкий гладкий фриз искусственного мрамора; профилированный карниз с растительными порезками;  живописная розетта центральной части плафона – в технике гризайль, растительно-геометрического рисунка;  историческое решение пола – наборный паркет;  по продольным стенам – парные пилястры ионического ордера;  по западной стене антаблемент опирается на колонны ионического ордера;  Белый (Центральный, Пилястровый) зал (помещение № 34 (223,2 кв.м.):  1 этаж  оформление стен –  пилястры искусственного мрамора с коринфскими капителями, на торцевых стенах расположены по парно; над капителями антаблемент: с широким фризом из лепных композиций геральдического характера (знамена, мечи, щиты, шлемы); профилированный карниз, орнаментированный фризом из пальметт, с большим выносом, на кронштейнах, декорированных листом аканта; между кронштейнами – круглые розетты; под карнизом – полоса ионика;   в верхней части стен две профилированные тяги;  оформление дверных проемов – профилированные наличники, орнаментированные фризами из листа аканта; линейные сандрики с полосой пальметт на консолях, декорированных листом аканта;  историческое решение пола – наборный паркет;   десюдепортах горизонтальные филенки с лепными композициями из лавровых венков с цветочными розеттами внутри и тирсов;  Малая гостиная (помещение № 35, площадью 56,4 кв.м.):  двусветный зал;  оформление плафона и верхней части стен – профилированная ступенчатая орнаментированная тяга; профилированный карниз с большим выносом на кронштейнах, декорированных листом аканта;  Библиотека  помещение № 39 (105,6 кв.м.):  двусветные залы;  помещение № 40 (97,3 кв.м.):  оформление плафонов и верхней части стен – профилированный карниз с большим выносом, на кронштейнах, декорированных листом аканта; между кронштейнами – круглые розетты; профилированная тяга с фризом из пальметт; широкий фриз из волют из побегов аканта, увенчанных рокайлями;  Александровский зал (помещение № 28, 95,5 кв.м.):  оформление плафона*(*центральное зеркало имело живописный плафон (автор: Дж. Б. Тьеполо; техника исполнения: холст, масло) «Олимп» (снят в 1949 г.; в 1962 г. передан Екатерининскому дворцу в Царском Селе, находится в Картинном зале; включен в предмет охраны Екатерининского дворца) и верхней части стен – профилированный с большим выносом карниз на кронштейнах, декорированных листом аканта; профилированные тяги, в т.ч. орнаментированные растительными порезками;  Зал Джованни Баттиста Тьеполо (помещение № 32, 95,9 кв.м.):  двусветный;  оформление плафона и верхней части стен – профилированный карниз, орнаментированный фризом из пальметт, с большим выносом, на кронштейнах, декорированных листом аканта; между кронштейнами – круглые розетты; широкий фриз из чередующихся геральдических композиций в виде: перекрещенных мечей и щитов; перекрещенных мечей и шлемов с плюмажем; композиции в обрамлении провисающей лавровой гирлянды с фестонами.

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 9, литера В
Время создания: сер. XVIII в., 1789-1792 гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте