Объемно-пространственное решение: местоположение и градостроительные характеристики ансамбля и его элементов, включая: Собор Святого апостола Андрея Первозванного - № 1 на плане; Церковь Трех Святителей Вселенских - № 2 на плане; историческую ограду, примыкающую к зданию Собора с северо-востока - № 3 на плане, а также симметричную ей юго-восточную часть, воссозданную в 2002 г.; здания - выявленные объекты культурного наследия «Служебный флигель (6-я линия В.О., 11, лит. В, Г) - № 4 на плане, «Дом причта» (6-я линия В.О., 11, лит. Д) - № 5 на плане, исторически сложившиеся визуальные связи между ними; пространственно-планировочная композиция территории ансамбля, включая исторически сложившееся соотношение застроенных и незастроенных пространств, исторический характер мощения территории - булыжное Собор святого апостола Андрея Первозванного, 1764-1780 гг., 1780-1786 гг., арх. Вист А.Ф., 1848-1850 гг., арх. Гребенка Н.П., 1858 г., арх. Горностаев А.М. 1 Объемно-пространственное решение габариты и конфигурация основного объёма здания, представляющего собой бесстолпный четверик с тремя конхами по сторонам, к которому с четвёртой стороны примыкает широкий объём трапезной с позже пристроенными к ней двумя боковыми приделами; габариты и конфигурация пятиглавия: центральный объём восьмерика завершён куполом, на котором помещён восьмигранный лантернин с маковкой и крестом; боковые главы выполнены по схеме «восьмерик на четверике», завершены маковками с крестами; габариты и конфигурация колокольни с одним открытым ярусом звона, завершенным куполом с волютообразными рёбрами, поддерживающим верхний глухой ярус, увенчанный шпилем с крестом; габариты и конфигурация кровель основного объёма (сферические с окнами-лантернами) и кровли над трапезной (скатная); материал (листовой металл) и исторический колер окраски (серый) покрытия куполов и кровель; исторический рисунок и характер отделки (золочение) крестов * * воссозданы по исторической иконографии в 1996 г. 2 Конструктивная система здания: исторические конструкции, включая лестницу колокольни, перекрытия, наружные и внутренние капитальные стены; лестница помещение 4-Н колокольня (ведет с первого этажа на чердак) винтовая; ступени и лестничные площадки известняковой плиты; помещение 9-Н лестницы клиросов - местоположение (северная и южная сторона), конфигурация; историческое конструктивное решение церковного зала: разделен на 3 нефа, арки на пилонах делят помещение на части; центральный неф – коробовый свод на подпружных арках, в боковых приделах – крестовые своды подпружные арки опираются на пилоны/ 3 Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение здания 4 Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурное решение и декоративное оформление фасадов в характере барокко; цоколь раскрепованный, облицован известняковой плитой; характер и материал отделки стен – окрашенная штукатурка; декор фасада - пилястры отштукатуренные с капителями дорического ордера в оконных простенках трапезной и апсиды, по сторонам дверного проема трапезной, сдвоенные в нижнем ярусе колокольни, по углам центральной и малых главок; рамы овальные, лепные, профилированные, с замковым камнем на апсидах; рамы штукатурные арочной формы на четверике малых главок; ниши арочной формы на восьмерике малых главок; тяги лепные профилированные, фигурной формы на апсидах; фриз штукатурный, филенчатый, с пилястрами по углам на центральной главке; крест лепной в овальной профилированной раме на южном и северном фасаде; карнизы профилированные над капителями пилястр по периметру; карнизы венчающие профилированные; звенья парапетного ограждения колокольни из деревянных балясин с профилированным поручнем; оконные проемы цокольного этажа; замковые камни веерного руста; оконные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (арочной формы, прямоугольной формы с лучковым завершением на пономарке); оформление оконных проемов - профилированное с замковым камнем, лепное, профилированное, фигурной формы; оконные заполнения - исторические материал (дерево), рисунок расстекловки и цвет; дверные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные с полукруглой фрамугой); заполнение дверных проемов - материал (дерево), конструкция (двухстворчатые), конфигурация (прямоугольные с полукруглой фрамугой); оформление заполнения дверных проемов на фасаде колокольни (в каждой створке по три фигарейных филенки, фрамуга с арочной расстекловкой и накладными резными розетками из цветочных мотивов, на фасадах собора (в каждой створке по три фигарейные филенки, фрамуга арочной формы, глухая с резьбой из креста и розеток растительного характера); скульптурная композиция над дверью западного входа - два ангела, держащие раму круглой формы, в поле которой вкомпонован знак ордена Святого Апостола Андрея Первозванного - крест, серебряная звезда и голубая лента); * оригинал композиции (дерево, резьба, первоначально была вызолочена) демонтирован, расчищен и находится на хранении в служебном помещении. Над входом установлена копия (2002 г., металл, выколотка, позолота) образ живописный « Александр Невский» (металлическая доска, масло)- средняя апсида. Изображение Александра Невского в рост с прижатой к груди правой рукой. 5 Декоративно-художественная отделка интерьеров: помещение 4-Н (притвор) оформление потолка круглой формы с лепным, профилированным карнизом по периметру; лепные профилированные карнизы в простенках дверей; дверные проемы - местоположение (в помещения 2-Н,3-Н (тамбуры), 5-Н, на улицу со стороны южной и северной стены), габариты, конфигурация (прямоугольные), проем фрамуги -полукруглый; заполнение дверного проема - конструкция (двухстворчатые, полусветлые), оформление (филенчатые, окрашены, с полукруглой фрамугой с веерной расстекловкой); помещение 5-Н (тамбур) оформление южной и северной стены - панели, материал (дерево, окрашены), оформление (филенки ромбовидные, восьмиугольные, прямоугольные); дверной проем - местоположение (в помещения 9-Н), габариты, конфигурация (прямоугольный), проем фрамуги - прямоугольный; заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двухстворчатое, полусветлое), оформление (филенчатое, окрашено, расстекловка фрамуги (два квадратных, двухчастных стеклянных полотна); помещение 9-Н объемно-пространственная композиция интерьера храма - трехнефного, с барабаном главного купола, опирающегося на четыре подпружные арки, тремя апсидами; купол в форме 2/3 сферы на парусах, расположен в центральной части помещения, пилястры в оконных простенках; карниз купола - лепной, профилированный, на модульонах; конхи апсид кессонированные с розетками в центре; подпружная арка апсиды - с лепным рельефом растительного характера; карниз апсид - лепной, профилированный, на модульонах; живописные изображения Евангелистов на парусах купола (масло (?) по штукатурной основе): евангелист Марк; евангелист Матфей; евангелист Иоанн; евангелист Лука; живописные изображения митрополитов московских (масло (?) по штукатурной основе) в лепных рамах овальной формы с рельефом растительно-геометрического характера- на стене южной апсиды- св. Петр; св. Алексий; стена северной апсиды- св. Григорий Богослов; св. Василий Великий клиросы - местоположение (южная и северная сторона), конфигурация; люстра (латунь, литье) на 36 свт. Шток в виде балясины. На штоке в два яруса закреплен 12 больших и малых кронштейнов. Каждый кронштейн на три рожка. Балясина украшена накладными масками драконов. Время: 2-ая пол. XIX в.; иконостас (дерево, резьба, позолота, 1760-е гг., надстроен в 1858 г.): центральная часть в виде «конхи», возвышена над боковыми и завершена фигурным лучковым фронтоном с картушем и овальным проемом рамы для иконы. В завершении конхи - «сияние» Над царскими вратами овальная рама* По сторонам царских врат иконы с изображением Христа и Богоматери в продольных рамах с рельефом из листьев аканта и раковин. Боковые части иконостаса пониженные, в навершии - овальная резная рама с фигурами амуров и скрижалями в «сиянии». По сторонам конхи в верхней части двухчастная рама прямоугольной формы с лучковым фронтоном с вазой и раковиной. По сторонам рамы и в центре - пилястры. Ниже два яруса икон, расположенные по четыре в ряд: верхние в овальных рамах с навершием из вазы с пламенем на кронштейнах; по сторонам расположены резные балясины фигурной формы. Рамы первого яруса прямоугольной формы, резные. Рамы северных и южных дверей чередуются с каннелированными колоннами с резным декором растительного характера в нижней части и стилизованной капителью. Двери в гладких рамах полуциркульной формы с головками херувимов в навершии, над ними небольшие проемы фигурной формы в гладких рамах. Царские врата двухстворчатые, с резьбой из переплетенных листьев аканта и волютообразных завитков. В каждой створке по три иконы; иконы царских врат (дерево, масло): «Евангелист Иоанн» ,овальной формы. Поясное изображение в темно-зеленом одеянии, красном плаще. В руках раскрытая книга. Справа вверху изображен орел. Время: кон. XVIII в.; «Евангелист Марк» ,овальной формы. Поясное изображение в белом одеянии, красном плаще, в правой руке держит перо, в левой - закрытую книгу. Справа вверху изображен орел. Время: кон. XVIII в.; «Дева Мария», фигурной формы. Правая икона композиции «Благовещение». Дева Мария изображена коленопреклоненной перед раскрытой книгой в одежде красного цвета и синем покрывале. Время: сер.XIX в. Художник: Н.Г. Шишкин; «Богоматерь с Младенцем», фигурной формы. Изображение Богоматери в рост в розовом одеянии и синем плаще, на левой руке держит младенца. Время:1777г.; «Христос», фигурной формы. Изображение в рост, в красном одеянии и синем плаще. Время:1777 г. (поновление 1808 г.), икона над царскими вратами (в конхе) «Тайная вечеря» (дерево, масло), овальной формы. В центре изображен Христос, сидящий за столом, по обе стороны от него апостолы. Христос в красном одеянии. Живопись в темно-коричневых тонах. Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; иконы 1-го яруса правая сторона «Архангел Михаил» (дерево, масло), расположена на южной двери, арочной формы. Изображение в рост римского воина на фоне облаков в латах серо-голубого цвета, одежде зеленого цвета, в ярко- красном плаще и шлеме с розовыми и серыми перьями. В правой руке огненный меч, овальный щит в левой руке; «Андрей Первозванный» (дерево, масло), первая справа, арочной формы. Изображение в рост на фоне креста в одежде зелено-коричневых тонов. Время: нач. XIX в. «Чудо Михаила в Хонех» (дерево, масло), вторая справа, арочной формы. Изображен в рост, в голубом одеянии и розовом покрывале, опускающим копье в поток, льющийся с горы. Справа коленопреклоненная фигура преподобного Архипа в темно-зеленом плаще. На заднем плане видна церковь. В верхней части изображен Христос в облаках. Фон золоченый. Время:сер. XIX в. Художник Пошехонов; «Николай чудотворец» (дерево, масло), крайняя справа, арочной формы. Изображен в рост, в коричневой тоге и белой парчовой ризе, в левой руке держит книгу, правая рука слегка приподнята со сложенными пальцами «в двуперстье». Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Рождество Богородицы» (дерево, масло), слева от центра, над северными дверями, с вогнутым верхним и нижним краем. В центре композиции сидящая фигура Анны с младенцем на руках. За ней стоящая женская фигура в восточном тюрбане зеленого цвета и плаще. Слева стоящая фигура Иоакима, справа коленопреклоненная женская фигура в восточном одеянии. Живопись в красно-коричневых тонах. Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; иконы 1-го яруса левая сторона «Архангел Гавриил» (медная доска, масло), арочной формы, северная дверь. Изображен юноша со светлыми волосами, в белом развевающемся одеянии. В левой приподнятой руке держит лилию. Плащ золотистый с золотыми рефлексами. Живопись выполнена в светлых тонах. Время: XYIII в.; «Святая Екатерина» (дерево, масло), арочной формы, первая слева. Изображение в рост, с прижатыми к груди руками. Фигура в серо-зеленом одеянии и в красной мантии с горностаем. Время: нач. XIX в. «Сергий Радонежский» (медная доска, масло), арочной формы, вторая слева. Изображение в рост, в одеянии красного и темно-коричневого цветов. В левой руке держит развернутый свиток, правая рука сложена в двуперстье. В верхней части изображение Св. Троицы. Фон золоченый. Время: сер.XIX в. Художник Пошехонов; «Святой Александр Невский» (дерево, масло), арочной формы, вторая слева. Изображение в рост, с короной на голове, в латах и горностаевой мантии, со знаменем в правой руке. В верхней части изображение Бога-отца. Живопись в красно-коричневых тонах. Время: сер. XVIII в.; «Рождество Иоанна Предтечи» (медная доска, масло), расположена над южными дверями, с вогнутым верхним и нижним краем. В центре композиции изображены две женские фигуры, склонившиеся над сосудом для обмывания младенца Иоанна. Слева расположены две мужские и одна женская фигуры. Справа на высоком постаменте сидит Елизавета. Живопись в красно-коричневых тонах. Время: сер.XIX в.; Художник Н.Г. Шишкин; левая сторона «Ветхозаветная Троица» (дерево, масло), крайняя слева, овальной формы,. Изображение трех ангелов, сидящих за круглым столом в белых и красных одеяниях (ангел справа в синем плаще) На заднем плане, справа от дерева, стоящая фигура Сарры. На переднем плане перед ангелами склоненная фигура Авраама в коричневом плаще. Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Преображение» (дерево, масло), вторая слева, овальной формы. В верхней части иконы среди сияния изображен в рост Христос в белом одеянии, с поднятыми вверх руками. По сторонам от него два апостола. Внизу три склоненные фигуры апостолов - один в зеленом и два в красных плащах. Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Крещение» ( дерево, масло), третья слева, овальной формы. Обнаженная фигура Христа изображена стоящей в воде. Справа от него стоит Иоанн в коричневом одеянии и синем плаще. В левой руке Иоанна посох с крестом, правая рука поднята над головой Христа. Живопись в голубых и коричневых тонах. Надпись: «Богоявление». Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Рождество Христово» (дерево, масло), справа от царских врат,овальной формы. Изображены Богоматерь, Анна и Иосиф склоненными под лежащим на соломе младенцем Христом. Живопись в коричневых тонах. Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; правая сторона «Благовещение» (дерево, масло), 4-я слева от центра, овальной формы. В центре иконы изображена коленопреклоненная фигура Марии, покрытая с головой синим покрывалом. Перед ней раскрытая книга. Слева в желтом плаще архангел Гавриил с лилией в правой руке. Фон коричневый. Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Сошествие Святого Духа на апостолов» (дерево, масло), 4-я справа от центра, овальной формы. В центре иконы изображение Богоматери в рост с поднятым вверх взором. Вверху изображен «Святой Дух» в виде голубя. Вокруг Богоматери – группа апостолов. Сверху падают капли крови. Живопись в коричневых и синих тонах. Время: сер.XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Воскресение» (дерево, масло), 3-я справа от центра, овальной формы. В центре верхней части расположена фигура Христа в белом одеянии со знаменем розового цвета в левой руке. Внизу две фигуры ангелов перед раскрытой гробницей , слева во мраке лежащие фигуры воинов. Живопись в белых и желтых тонах. Время: сер. XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Вход в Иерусалим» (дерево, масло), 2-я справа от центра, овальной формы. В центре изображен Христос в красном одеянии и в синем плаще, сидящим верхом на осле. Слева и справа от него толпа людей с пальмовыми ветвями в руках. Слева видны строения города. Живопись в серо-голубых и коричневых тонах. Время: сер. XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; III ярус по сторонам конхи в верхней части «Апостол Петр» (дерево, масло) , 1-я слева, вытянутый по вертикали прямоугольник с лучковым завершением). Фигура в рост в синей одежде и коричневом плаще. Правая рука прижата к груди, в левой держит ключи и евангелие. Живопись в коричневых тонах. Время: сер. XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Святой Василий» (дерево, масло), вторая слева, вытянутый по вертикали прямоугольник с лучковым завершением. Изображение в рост в зеленой ризе с золотыми крестами, на сиреневой подкладке. Правой рукой благословляет, в левой держит евангелие. Время: сер. XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Апостол Павел» (дерево, масло), 1-я справа, вытянутый по вертикали прямоугольник с лучковым завершением. Изображение в рост в зеленой одежде и красном плаще, правая рука поднята в жесте благословения, в левой руке держит меч. Фон коричневый. Время: сер. XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Андрей Юродивый» (дерево, масло), 2-я справа, вытянутый по вертикали прямоугольник с лучковым завершением. Фигура в рост в белом одеянии и зеленовато-коричневом плаще. Правая рука на груди, левая рука опущена. Время: сер. XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Успение Богородицы» (дерево, масло), третья справа от центра, овальной формы. В центре иконы изображена лежащей на высоком ложе Богородица в синем покрывале. Вокруг нее стоят апостолы, над ними изображен Христос с младенцем в руках. Икона выполнена в коричневых тонах. Время: сер. XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Покров Пресвятой Богородицы» (дерево, масло), третья слева от центра овальной формы. Изображение Богородицы в красном покрывале, на вытянутых руках она держит плащ. По сторонам ее ангелы и апостолы. Внизу группа из 11 фигур. Икона выполнена в коричневых тонах. Время: сер. XIX в. Художник Н.Г. Шишкин; «Святая Троица» (дерево, масло), в навершии алтаря, в центре, овальной формы. Изображены Бог-отец, Бог-сын и Святой дух. Саваоф восседает на троне, слева от него – Христос, сидящий с крестом в руках, вверху изображен голубь (Святой Дух). Саваоф в светлом голубом одеянии и розоватом плаще. Фигура Христа полуобнажена, внизу задрапирована красной тканью. Время: нач. XIX в.; алтарная часть собора апсида кессонированная с розетками в центре; подпружная арка апсиды-с лепным рельефом растительного характера; карниз апсиды - лепной, профилированный, на модульонах; пилястры коринфского ордера сдвоенные, каннелированные, под пятой арки, по периметру стен; портал (дерево, резьба, позолота): ниша с окрашенными профилированными филенками на откосах. По сторонам ниши колонны композитного ордера, нижняя часть которых декорирована резными элементами в виде алмазной грани, верхняя часть каннелирована, перевита лавровыми листьями. На колонны опирается профилированный карниз с выносом и фризом с орнаментом растительного характера; живописное полотно «Саваоф» (холст, масло) в нише портала. Саваоф изображен сидящим с поднятыми вверх обеими руками. Живопись в серо-коричневых тонах. Время: нач. XIX в.; живописное полотно «Положение на плащаницу» (холст масло), на обратной стороне иконостаса над царскими вратами. На переднем плане иконы изображено лежащее на покрывале безжизненное тело Христа. Живопись в коричневых тонах. Время: кон. XVIII в.; живописное полотно «Распятие»- (холст, масло) на обратной стороне иконостаса слева от царских врат. Изображена обнаженная фигура Христа, безжизненно повисшая на кресте. Живопись в коричневых тонах; профилированные тяги на софитах арок трапезной; боковые нефы - розетки потолочные, лепные, профилированные, фестонированные; экседра – полукупол кессонированный. (южная и северная стена); панно «Вход Господен в Иерусалим» (холст, масло) в западном люнете центрального нефа; рама люнета лепная, профилированная, с рельефом из остролистника; ограждение хор - филенчатое, с лепными профилированными рамами на западной стене боковых нефов; помещение 12-Н, 15-Н своды штукатурные по металлическим балкам (прусские)