Собор святого апостола Андрея Первозванного

Объемно-пространственное  решение:   местоположение и градостроительные характеристики ансамбля и его элементов, включая:  Собор Святого апостола Андрея Первозванного - № 1 на плане;      Церковь Трех Святителей Вселенских - № 2 на плане;    историческую ограду, примыкающую к зданию Собора с северо-востока - № 3 на плане, а также симметричную ей юго-восточную часть, воссозданную в 2002 г.;    здания - выявленные объекты культурного наследия «Служебный флигель (6-я линия В.О., 11, лит. В, Г) - № 4 на плане, «Дом причта» (6-я линия В.О., 11, лит. Д) - № 5 на плане, исторически сложившиеся визуальные связи между ними;    пространственно-планировочная композиция территории ансамбля, включая исторически сложившееся соотношение застроенных и незастроенных пространств,    исторический характер мощения территории - булыжное                                           Собор святого апостола Андрея Первозванного,  1764-1780 гг., 1780-1786 гг., арх. Вист А.Ф., 1848-1850 гг., арх. Гребенка Н.П., 1858 г., арх. Горностаев А.М.    1 Объемно-пространственное решение габариты и конфигурация основного объёма здания, представляющего собой бесстолпный четверик с тремя конхами по сторонам, к которому с четвёртой стороны примыкает широкий объём трапезной с позже пристроенными к ней двумя боковыми приделами;  габариты и конфигурация пятиглавия: центральный объём восьмерика завершён куполом, на котором помещён восьмигранный лантернин с маковкой и крестом; боковые главы выполнены по схеме «восьмерик на четверике», завершены маковками с крестами;  габариты и конфигурация колокольни с одним открытым ярусом звона, завершенным куполом с волютообразными рёбрами, поддерживающим верхний глухой ярус, увенчанный шпилем с крестом;  габариты и конфигурация кровель основного объёма (сферические с  окнами-лантернами) и кровли над трапезной (скатная);  материал (листовой металл) и исторический колер окраски (серый) покрытия куполов и кровель;  исторический рисунок и характер отделки (золочение) крестов *    * воссозданы по исторической иконографии в 1996 г.             2                                     Конструктивная система здания:   исторические конструкции, включая лестницу колокольни, перекрытия, наружные и внутренние капитальные стены;        лестница  помещение 4-Н  колокольня  (ведет с первого этажа на чердак)  винтовая;  ступени и лестничные площадки известняковой плиты;        помещение 9-Н  лестницы клиросов - местоположение (северная и южная сторона), конфигурация;              историческое конструктивное решение церковного зала:    разделен на 3 нефа, арки на пилонах делят помещение на части;  центральный неф – коробовый свод на подпружных арках, в боковых приделах – крестовые своды  подпружные арки опираются на пилоны/     3 Объемно-планировочное  решение: историческое объемно-планировочное решение здания       4 Архитектурно-художественное решение фасадов:   архитектурное решение и декоративное оформление фасадов в характере барокко;       цоколь раскрепованный, облицован  известняковой плитой;        характер и материал отделки стен – окрашенная штукатурка;       декор фасада - пилястры отштукатуренные с капителями дорического ордера в оконных простенках трапезной и апсиды, по сторонам дверного проема трапезной, сдвоенные в нижнем ярусе колокольни,  по углам центральной и малых главок;                            рамы овальные, лепные, профилированные, с замковым камнем на апсидах;        рамы штукатурные арочной формы на четверике малых главок;  ниши арочной формы на восьмерике малых главок;  тяги лепные профилированные, фигурной формы на апсидах;          фриз штукатурный, филенчатый, с пилястрами по углам на центральной главке;             крест лепной в овальной профилированной раме на южном и северном фасаде;      карнизы профилированные над капителями пилястр по периметру;  карнизы венчающие профилированные;                                                 звенья парапетного ограждения колокольни из деревянных балясин с профилированным поручнем;        оконные проемы цокольного этажа;  замковые камни веерного руста;      оконные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (арочной формы, прямоугольной формы с лучковым завершением на пономарке);    оформление оконных проемов - профилированное с замковым камнем, лепное, профилированное, фигурной формы;    оконные заполнения - исторические материал (дерево), рисунок расстекловки и цвет;                            дверные проемы - местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные с полукруглой фрамугой);    заполнение дверных проемов - материал (дерево), конструкция (двухстворчатые), конфигурация (прямоугольные с полукруглой фрамугой);  оформление заполнения дверных проемов на фасаде колокольни (в каждой створке по три фигарейных филенки, фрамуга с арочной расстекловкой и накладными резными розетками из цветочных мотивов,    на фасадах собора (в каждой створке по три фигарейные филенки, фрамуга арочной формы, глухая с резьбой из креста и розеток растительного характера);                                        скульптурная композиция над дверью западного входа - два ангела, держащие раму круглой формы, в поле которой вкомпонован знак ордена Святого Апостола Андрея Первозванного - крест, серебряная звезда и голубая лента);    * оригинал композиции (дерево, резьба, первоначально была вызолочена) демонтирован, расчищен и находится на хранении в служебном помещении. Над входом установлена копия (2002 г., металл, выколотка, позолота)             образ живописный « Александр Невский» (металлическая доска, масло)- средняя апсида. Изображение Александра Невского в рост с прижатой к груди правой рукой.    5 Декоративно-художественная отделка интерьеров: помещение 4-Н (притвор)     оформление потолка круглой формы с лепным, профилированным карнизом по периметру;                лепные профилированные карнизы в простенках дверей;          дверные проемы - местоположение (в помещения 2-Н,3-Н (тамбуры), 5-Н, на улицу со стороны южной и северной стены), габариты, конфигурация (прямоугольные), проем фрамуги -полукруглый;      заполнение дверного проема - конструкция (двухстворчатые, полусветлые), оформление (филенчатые, окрашены, с полукруглой фрамугой с веерной расстекловкой);        помещение 5-Н  (тамбур)       оформление южной и северной стены - панели, материал (дерево, окрашены), оформление (филенки ромбовидные, восьмиугольные, прямоугольные);             дверной проем - местоположение (в помещения 9-Н), габариты, конфигурация (прямоугольный), проем фрамуги - прямоугольный;      заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двухстворчатое, полусветлое), оформление (филенчатое, окрашено, расстекловка фрамуги (два квадратных, двухчастных стеклянных полотна);                        помещение 9-Н    объемно-пространственная композиция интерьера храма - трехнефного, с барабаном главного купола, опирающегося на четыре подпружные арки, тремя апсидами;    купол в форме 2/3 сферы на парусах, расположен в центральной части помещения,  пилястры в оконных простенках;  карниз купола - лепной, профилированный, на модульонах;    конхи апсид кессонированные с розетками в центре;    подпружная арка апсиды - с лепным рельефом растительного характера;    карниз апсид - лепной, профилированный, на модульонах;                            живописные изображения Евангелистов на парусах купола  (масло (?) по штукатурной основе):    евангелист Марк;            евангелист Матфей;                  евангелист Иоанн;                      евангелист Лука;                         живописные изображения митрополитов московских (масло (?) по штукатурной основе)   в лепных рамах овальной формы с рельефом растительно-геометрического характера-    на стене южной апсиды-    св. Петр;                      св. Алексий;                            стена северной апсиды-    св. Григорий Богослов;                          св. Василий Великий                                                                 клиросы - местоположение (южная и северная сторона), конфигурация;      люстра (латунь, литье) на 36 свт. Шток в виде балясины. На штоке в два яруса закреплен 12  больших и малых кронштейнов. Каждый кронштейн на три рожка. Балясина украшена накладными масками драконов.  Время: 2-ая пол. XIX в.;            иконостас (дерево, резьба, позолота, 1760-е гг., надстроен в 1858 г.): центральная часть в виде «конхи», возвышена над боковыми и завершена фигурным лучковым фронтоном  с картушем и овальным проемом рамы для иконы. В завершении конхи - «сияние» Над царскими вратами овальная рама*  По сторонам царских врат иконы с изображением Христа и Богоматери в продольных рамах с рельефом из листьев аканта и раковин. Боковые части иконостаса пониженные, в навершии - овальная резная рама с фигурами амуров и скрижалями в «сиянии». По сторонам конхи в верхней части двухчастная рама прямоугольной формы с лучковым фронтоном с вазой и раковиной. По сторонам рамы и в центре - пилястры. Ниже два яруса  икон, расположенные по четыре в ряд: верхние в овальных рамах с навершием из вазы с пламенем на кронштейнах; по сторонам расположены резные балясины фигурной формы.  Рамы первого яруса прямоугольной формы, резные. Рамы северных и южных дверей чередуются с каннелированными колоннами с резным декором растительного характера в нижней части и стилизованной капителью.  Двери в гладких рамах полуциркульной формы с головками херувимов в навершии, над ними небольшие проемы фигурной формы в гладких рамах.  Царские врата двухстворчатые, с резьбой из переплетенных листьев аканта и волютообразных завитков. В каждой створке по три иконы;                             иконы царских врат  (дерево, масло):          «Евангелист Иоанн» ,овальной формы. Поясное изображение в темно-зеленом одеянии, красном плаще. В руках раскрытая книга. Справа вверху изображен орел.  Время: кон. XVIII в.;          «Евангелист Марк» ,овальной формы. Поясное изображение в белом одеянии, красном плаще, в правой руке держит перо, в левой - закрытую книгу. Справа вверху изображен орел.  Время: кон. XVIII в.;          «Дева Мария», фигурной формы. Правая икона композиции «Благовещение». Дева Мария изображена коленопреклоненной перед раскрытой книгой в одежде красного цвета и синем покрывале.  Время: сер.XIX в.  Художник: Н.Г. Шишкин;          «Богоматерь с Младенцем», фигурной формы. Изображение Богоматери в рост в розовом одеянии и синем плаще, на левой руке держит младенца.  Время:1777г.;          «Христос», фигурной формы.  Изображение в рост, в красном одеянии и синем плаще.  Время:1777 г. (поновление 1808 г.),        икона над царскими вратами  (в конхе)       «Тайная вечеря» (дерево, масло), овальной формы. В центре изображен Христос, сидящий за столом, по обе стороны от него апостолы. Христос в красном одеянии. Живопись в темно-коричневых тонах.  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;            иконы 1-го яруса  правая сторона       «Архангел Михаил» (дерево, масло),  расположена на южной двери, арочной формы. Изображение в рост римского воина на фоне облаков в латах серо-голубого цвета, одежде зеленого цвета, в  ярко- красном плаще и  шлеме с розовыми и серыми перьями. В правой руке   огненный меч, овальный щит в левой руке;          «Андрей Первозванный» (дерево, масло),   первая справа, арочной формы. Изображение в рост на фоне креста в одежде зелено-коричневых тонов.  Время: нач. XIX в.          «Чудо Михаила в Хонех» (дерево, масло),    вторая справа, арочной формы. Изображен в рост, в голубом одеянии и розовом покрывале, опускающим копье в поток, льющийся с горы. Справа коленопреклоненная фигура преподобного Архипа в темно-зеленом плаще. На заднем плане видна церковь. В верхней части  изображен Христос в облаках. Фон золоченый.  Время:сер. XIX в.  Художник Пошехонов;        «Николай чудотворец» (дерево, масло),   крайняя справа,  арочной формы. Изображен в рост, в коричневой тоге и белой парчовой ризе, в левой руке держит книгу, правая рука слегка приподнята со сложенными пальцами «в двуперстье».  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;          «Рождество Богородицы» (дерево, масло),  слева от центра, над северными дверями, с вогнутым верхним и нижним краем.  В центре композиции сидящая фигура Анны с младенцем на руках. За ней стоящая женская фигура в восточном тюрбане зеленого цвета и плаще. Слева стоящая фигура Иоакима, справа коленопреклоненная женская фигура в восточном одеянии. Живопись в красно-коричневых тонах.  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;        иконы 1-го яруса     левая сторона     «Архангел Гавриил» (медная доска, масло),  арочной формы, северная дверь. Изображен юноша со светлыми волосами, в белом развевающемся одеянии. В левой приподнятой руке держит лилию. Плащ золотистый с золотыми рефлексами. Живопись выполнена в светлых тонах.  Время: XYIII в.;          «Святая Екатерина» (дерево, масло),  арочной формы, первая слева. Изображение в рост, с прижатыми к груди руками. Фигура  в серо-зеленом одеянии и в красной мантии с горностаем.  Время: нач. XIX в.          «Сергий Радонежский» (медная доска, масло), арочной формы, вторая слева. Изображение в рост, в одеянии красного и темно-коричневого цветов. В левой руке держит развернутый свиток, правая рука сложена в двуперстье. В верхней части изображение Св. Троицы.  Фон золоченый.  Время: сер.XIX в.  Художник Пошехонов;        «Святой Александр Невский» (дерево, масло), арочной формы, вторая слева. Изображение в рост, с короной на голове, в латах и горностаевой мантии, со знаменем в правой руке. В верхней части изображение Бога-отца. Живопись в красно-коричневых тонах.  Время: сер. XVIII в.;          «Рождество Иоанна Предтечи» (медная доска, масло), расположена над южными дверями, с вогнутым верхним и нижним краем. В центре композиции изображены две женские фигуры, склонившиеся над сосудом для обмывания младенца Иоанна. Слева расположены две мужские и одна женская фигуры. Справа на высоком постаменте сидит Елизавета. Живопись в красно-коричневых тонах.  Время: сер.XIX в.;  Художник Н.Г. Шишкин;        левая сторона     «Ветхозаветная Троица» (дерево, масло), крайняя слева, овальной формы,. Изображение трех ангелов, сидящих за круглым столом в белых и красных одеяниях (ангел справа в синем плаще) На заднем плане, справа от дерева, стоящая фигура Сарры. На переднем плане перед ангелами склоненная фигура Авраама в коричневом плаще.  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;         «Преображение» (дерево, масло), вторая слева, овальной формы. В верхней части иконы среди сияния изображен в рост Христос в белом одеянии, с поднятыми вверх руками. По сторонам от него два апостола. Внизу три склоненные фигуры апостолов - один в зеленом и два в красных плащах.  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;        «Крещение» ( дерево, масло), третья слева, овальной формы. Обнаженная фигура Христа изображена  стоящей в воде. Справа от него стоит Иоанн в коричневом одеянии и синем плаще. В левой руке Иоанна посох с крестом, правая рука поднята над головой Христа. Живопись  в голубых и коричневых тонах.  Надпись: «Богоявление».  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;        «Рождество Христово» (дерево, масло), справа от царских врат,овальной формы. Изображены Богоматерь, Анна и Иосиф склоненными под лежащим на соломе младенцем Христом. Живопись в коричневых тонах.  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;          правая сторона      «Благовещение» (дерево, масло), 4-я слева от центра, овальной формы. В центре иконы изображена коленопреклоненная  фигура Марии, покрытая с головой синим покрывалом. Перед ней раскрытая книга. Слева в желтом плаще архангел Гавриил с лилией в правой руке. Фон коричневый.  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;        «Сошествие Святого Духа на апостолов» (дерево, масло), 4-я справа от центра, овальной формы.  В центре иконы изображение Богоматери в рост с поднятым вверх взором. Вверху изображен «Святой Дух» в виде голубя. Вокруг Богоматери – группа апостолов. Сверху  падают капли крови. Живопись в коричневых и синих тонах.  Время: сер.XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;          «Воскресение» (дерево, масло), 3-я справа от центра, овальной формы. В центре верхней части расположена фигура Христа в белом одеянии со знаменем розового цвета в левой руке. Внизу две фигуры ангелов перед раскрытой гробницей , слева во мраке лежащие фигуры воинов. Живопись в белых и желтых тонах.  Время: сер. XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;        «Вход в Иерусалим» (дерево, масло), 2-я справа от центра, овальной формы. В центре изображен Христос в красном одеянии и в синем плаще, сидящим верхом на осле. Слева и справа от него толпа людей с пальмовыми ветвями в руках. Слева видны строения города. Живопись в серо-голубых и коричневых тонах.  Время: сер. XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;        III ярус     по сторонам конхи в верхней части     «Апостол Петр» (дерево, масло) , 1-я слева, вытянутый по вертикали прямоугольник с лучковым завершением). Фигура в рост в синей одежде и коричневом плаще. Правая рука прижата к груди, в левой держит ключи и евангелие. Живопись в коричневых тонах.  Время: сер. XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;          «Святой Василий» (дерево, масло), вторая слева, вытянутый по вертикали прямоугольник с лучковым завершением. Изображение в рост в зеленой ризе с золотыми крестами, на сиреневой подкладке. Правой рукой благословляет, в левой держит евангелие.  Время: сер. XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;          «Апостол Павел» (дерево, масло), 1-я справа, вытянутый по вертикали прямоугольник с лучковым завершением. Изображение в рост в зеленой одежде и красном плаще, правая рука поднята в жесте благословения, в левой руке держит меч. Фон коричневый.  Время: сер. XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;          «Андрей Юродивый» (дерево, масло), 2-я справа, вытянутый по вертикали прямоугольник с лучковым завершением. Фигура в рост в белом одеянии и зеленовато-коричневом плаще. Правая рука на груди, левая рука опущена.  Время: сер. XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;           «Успение Богородицы» (дерево, масло), третья справа от центра, овальной формы. В центре иконы изображена лежащей на высоком ложе Богородица в синем покрывале. Вокруг нее стоят апостолы, над ними изображен Христос с младенцем в руках. Икона выполнена в коричневых тонах.  Время: сер. XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;           «Покров Пресвятой Богородицы» (дерево, масло), третья слева от центра овальной формы. Изображение Богородицы в красном покрывале, на вытянутых руках она держит плащ. По сторонам ее ангелы и апостолы. Внизу группа из 11 фигур. Икона выполнена в коричневых тонах.  Время: сер. XIX в.  Художник Н.Г. Шишкин;        «Святая Троица» (дерево, масло), в навершии алтаря, в центре, овальной формы. Изображены Бог-отец, Бог-сын и Святой дух. Саваоф восседает на троне, слева от него – Христос, сидящий  с крестом в руках, вверху изображен голубь (Святой Дух). Саваоф в светлом голубом одеянии и розоватом плаще. Фигура Христа полуобнажена, внизу задрапирована красной тканью.  Время: нач. XIX в.;         алтарная часть собора       апсида кессонированная с розетками в центре;    подпружная арка апсиды-с лепным рельефом растительного характера;    карниз апсиды - лепной, профилированный, на модульонах;          пилястры коринфского ордера сдвоенные, каннелированные, под пятой арки, по периметру стен;         портал (дерево, резьба, позолота): ниша с окрашенными профилированными филенками на откосах. По сторонам ниши  колонны композитного ордера, нижняя часть которых декорирована резными элементами в виде алмазной грани, верхняя часть каннелирована, перевита лавровыми листьями. На колонны опирается профилированный карниз с выносом и фризом с орнаментом растительного характера;    живописное полотно «Саваоф» (холст, масло) в нише портала. Саваоф изображен сидящим с поднятыми вверх обеими руками. Живопись в серо-коричневых тонах.  Время: нач. XIX в.;          живописное полотно «Положение на плащаницу» (холст масло), на обратной стороне иконостаса над царскими вратами. На переднем плане иконы изображено лежащее на покрывале безжизненное тело Христа. Живопись в коричневых тонах.  Время: кон. XVIII в.;          живописное полотно «Распятие»- (холст, масло) на обратной стороне иконостаса слева от царских врат. Изображена обнаженная фигура Христа, безжизненно повисшая на кресте. Живопись в коричневых тонах;               профилированные тяги на софитах арок трапезной;         боковые нефы -  розетки потолочные, лепные, профилированные, фестонированные;                    экседра – полукупол кессонированный. (южная и северная стена);                  панно «Вход Господен в Иерусалим» (холст, масло) в западном люнете центрального нефа;    рама люнета лепная, профилированная, с рельефом из остролистника;      ограждение хор - филенчатое, с лепными профилированными рамами на западной стене боковых нефов;               помещение 12-Н, 15-Н    своды штукатурные по металлическим балкам (прусские)

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, 6-я линия В.О., дом 11, литера А
Время создания: 1764-1780 гг., 1780-1786 гг., 1848-1850 гг., 1858 г.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте