Капелла Мальтийская (храм римско-католический Святого Иоанна Предтечи)

Объемно-пространственное решение:    габариты и конфигурация  прямоугольного  в  плане здания с тремя апсидами,  двумя пастрофориями и деамбулаторием на  юго-восточном  фасаде;   форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация крыши;  форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация  полукупола  центральной  апсиды.  Конструктивная система:    наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);     междуэтажные перекрытия;    своды  перекрытий  в  том  числе:    крестовые  и  коробовые  своды,  опирающиеся  на  пилоны,  облицованные  в  основании плитами  известняка;  стрельчатый  свод,  перекрывающий помещение  северо-восточной  апсиды;  цилиндрический  свод,  перекрывающий  пастрофорий,  северо-восточной  апсиды;  сферический   полукупол, перекрывающий  алтарную  часть храма;  два  цилиндрических  свода,  перекрывающие  основной  объем  храма,  над  центральным  нефом  образуют  крестовый  свод;    исторические лестницы:    две  симметрично  расположенные  лестницы, расположены  в  северо-западной  части  здания, вход  организован из  помещений  боковых  нефов:  в  уровне  подвала - второго  яруса  четырехмаршевые,  средистенные,  с  забежными  ступенями;  ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;  в  уровне  второго -  антресольного  этажа  -  деревянные;  лестница, расположенная  в  северо-восточной  части  здания, в уровне   второго  яруса - антресольного  этажа: один  марш в  семь  ступеней; ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;    Объемно-планировочное решение:    историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.    Архитектурно-художественное решение фасадов:  лицевой фасад - одноосный,  обращен  во  внутренний  двор  дворца, архитектурно-художественное решение в приемах зрелого классицизма:  материал и характер отделки фасада:  оштукатурен,  окрашен,  высокий цоколь облицован  плитами   известняка;              фасад  решен  как четырехколонный портик композитного  ордера,  завершенный  треугольным  фронтоном,  в  тимпане - лепная  рельефная  композиция - дубовый  венок  с  лентами  и  мальтийским крестом  в  центре;    колонны  несут  антаблемент с  широким фризом,  заполненным  надписью  и профилированным  карнизом  с мутулами;    прямоугольный  дверной  проем,  расположенный  по  центральной  оси  фасада, обрамлен  наличником  с  ушками, фланкирован  колоннами  тосканского  ордера,  несущими  антаблемент   с  триглифно-метопным  фризом    и  карнизом  с  мутулами, и  треугольный  фронтон;    крыльцо  в  пять  ступеней  из  красного  гранита;    заполнение дверного  проема*:  двери  дубовые,  двустворчатые, филенчатые,   глухие  с  прямоугольной  глухой   фрамугой (*воссоздано);                                   фурнитура - латунные (?), дверные ручки*,  выполненные  в виде  правой  и  левой  кистей  рук,  сжимающих  круглые  в  сечении  профилированные  свитки   (?); (*воссозданы);  трехчастный оконный  проем  с  полуциркульной  перемычкой, расположенный  по  центральной  оси  фасада, над  входным порталом;  профилированный  архивольт,  опирающийся  на  импост;  заполнение оконного проема – материал (дерево),  цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки;    широкий  фриз  с  лепными  фруктовыми  гирляндами, лентами  и  розетками;  дворовые фасады:  материал и характер отделки фасада: оштукатурен,  окрашен;                                            оконные  проемы: местоположение, конфигурация  (прямоугольные и  с  полуциркульными  перемычками),   габариты;    профилированные  архивольты;  заполнения  оконных  проемов: материал (дерево), исторический  рисунок  расстекловки,  цвет - по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований;     прямоугольный  дверной  проем,  расположенный  на  юго-западном фасаде: местоположение,  габариты;    крыльцо  в пять  ступеней  из  известняковой  плиты;    профилированные  карнизы;    треугольный   фронтон с  прерванной  горизонталью  основания;    Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:    декоративно-художественное оформление интерьеров помещения северо-восточной  апсиды:    профилированные  нервюры;  лепные  рельефные  позолоченные розетки;  колер окраски  свода  (васильковый),  декорированного  золотыми  пятиконечными  звездами;    декоративно-художественное оформление интерьеров помещения северо-восточного пастрофория:    роспись свода, выполненная  в  технике  гризайль  (полихромная  темперная  живопись  по  штукатурке):  свод  разделен  на  квадратные   перспективные кессоны, в  орнаментальном обрамлении,  в  поле которых  вписаны    круглые  розетки;  живописное  обрамление  оконного  проема  и  ниши  -  имитируют  профилированные  архивольты  с  поясом  аканта;  лепной  рельефный  карниз   с  мутулами  и  поясом  аканта;    декоративно-художественное оформление интерьеров помещения юго-западной апсиды, пастрофория  и  деамбулатория:    стены декорированы  пилястрами  тосканского  ордера,    завершены  профилированным карнизом;  два  арочных  проема;    декоративно-художественное оформление интерьера  боковых  нефов зала  капеллы:     плафон  потолка  разделен  на  прямоугольные  кессоны,  в  лепных рамах  из листьев аканта;  в   поле  кессонов  -  живописные  рамки,  имитирующие  лепные   гирлянды и цветочные  розетки;   четыре  профилированных    наличника  из  искусственного  мрамора  красного  цвета,  обрамляющих дверные проемы;  пилястры  тосканского  ордера  из  искусственного белого  мрамора;  профилированная  тяга;  широкий  фриз,  завершающий  стены  с  лепными  фруктовыми  гирляндами  и  розетками;  лепные  позолоченные  розетки;  лепные  рельефные  композиции  -  лавровый венок  с  писанным  в  его  поле  мальтийским  крестом,  с  ветвями  и  лентами,  расположенные  в  простенках  между  пилястрами;      декоративно-художественное центрального  нефа  капеллы:    два  ряда колонн и пилястр  композитного  ордера  из  красного  гранита;  колонны  несут раскрепованный  антаблемент  (опоясывающий  объем центрального и  боковых  нефов  над  хорами):  профилированный архитрав  декорирован  лепными  бусами  и  поясом  кувшинки,  гладкий  фриз  искусственного  мрамора  песочного  цвета  и  профилированный  карниз  большого  выноса  с модульонами  и  лепными    поясами   иоников  и  кувшинок;  верхний  пояс  карниза  -  расписан  в  технике  гризайль,  имитирующей  лепной  декор;  лепной фриз, завершающий  стены,  заполненный  композициями  -  херувимы,  фруктовые  гирлянды  с  лентами;  два  прямоугольных  профилированных  наличника  с прямыми  профилированными сандриками  на  лепных волютообразных   кронштейнах;  ниши с полуциркульным  завершением  в  профилированном архивольте,  декорированном   поясом  аканта;  горельефные    пяты  архивольтов  опираются  на  пилястры;  горельефные  фигуры   летящих  ангелов,  с  лавровыми  венками  и  лентами  -  в  углах над  архивольтами;  в  люнетах   и  на  торцевой  стене по  сторонам  от  тамбура -  лепные  рельефные  композиции  -  лавровый венок  с  писанным  в  его  поле  мальтийским  крестом,  с  ветвями  и  лентами,  расположенные  в  простенках  между  пилястрами;    доска  из  белого  мрамора,  с  нанесенной  золотом  надписью:    декорирована резными (?), позолоченными круглыми  розетками и композициями  из  стилизованных  растительных  элементов,   обрамлена  позолоченной  порезкой  и   рамкой  из  зеленого  мрамора,  завершена  прямым  сандриком из  белого  мрамора  с  позолоченным  меандром;  резной  алтарь  из  белого  мрамора  с  рельефным  декором;  прямоугольный  в  плане,  деревянный  тамбур   декорирован  пилястрами  ионического  ордера,  несущими  раскрепованный  антаблемент  с  гладким  фризом  и  карнизом  с  дентикулами;  внутренние центральные двери  тамбура:  двустворчатые,  филенчатые полусветлые  (верхние  филенки  остеклены),  с прямоугольной  остекленной  фрамугой;  профилированный  наличник с  ушками  и  поясом  иоников;  боковые  двери  - одностворчатые,  оформлены  аналогично  центральным;   резные деревянные  балюстрады,  ограждающие  хоры,  расположенные  в  боковых  нефах  и  амвон;  в архивольтах  оконных  проемов  -  комбинация  лепных  рельефных    и   живописных  (в  технике  гризайль)  мотивов;  роспись сводов  и  купола, выполненная  в  технике  гризайль  (полихромная  темперная  живопись  по  штукатурке):    купол разделен  на  квадратные   перспективные кессоны, в  орнаментальном обрамлении,  в  поле которых  вписаны    круглые  розетки;  своды  разделены  на клейма  различной  конфигурации,  заполненные орнаментальными  и  фигурными   композициями -  изображениями  ангелов  с  различными атрибутами;  клейма  обрамлены    дубовыми  гирляндами,  перевитыми  лентами;  в  центре  крестового  свода  - круглая  розетка  с  мальтийским  крестом;  на полу  тамбура - мозаичная композиция,  выполненная  в  технике  терраццо:  надпись  «MDCCCXC»  на  орнаментальном  фоне в  обрамлении  меандра.

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 26, литера Д
Время создания: 1797-1800 гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте