Дворец Воронцова М.И. (Пажеский корпус)

Объемно-пространственное и планировочное решение территории:    исторически  сложившееся объемно-пространственное и планировочное  решение территории  участка  в  установленных  границах,   соотношение застроенных  и  незастроенных  пространств.    I. Дворец, Садовая улица, дом 26, литера Д,  (Садовая ул., 26).  Объемно-пространственное решение:  габариты и конфигурация трехэтажного  здания   на подвалах,  состоящего  из  лицевого  корпуса,  обращенного к саду  и  примыкающего  к  нему  с  юго-востока  двух прямоугольных  корпусов;   форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация скатных (в том числе вальмовых) крыш;    два  прямоугольных  в  плане  воротных проезда с лучковыми  перемычками,  перекрыты   коробовыми и прусскими  сводами.    Конструктивная система:    наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);                 исторические отметки междуэтажных перекрытий;    междуэтажные  перекрытия  в  помещениях  с  художественной  отделкой;    своды  перекрытий:    своды,  перекрывающие  подвальные помещения: крестовые  своды,  перекрывающие помещения  лицевого  корпуса;  коробовые  своды  с  распалубками;  цилиндрические  своды;  своды первого этажа:  крестовые  своды  на  подпружных арках,  опирающиеся  на  пилоны,  перекрывающие  помещения столовой  и  помещения  лицевого  корпуса  первого  этажа;  коробовые  своды,  на  подпружных  арках,  перекрывающие  помещения  парадного  вестибюля;  коробовые   своды  с  распалубками, перекрывающие помещения, расположенные  в  северо-восточной  и  юго-западной частях первого  этажа  лицевого  корпуса;    цилиндрические  своды, перекрывающие  коридоры   первого  этажа  здания;    сомкнутый  свод,   перекрывающий помещение,  расположенное на  первом  этаже   в  западной  части  здания;  коробовые  своды,  перекрывающие юго-западный  воротный  проезд;  коробовые  своды с  распалубками,  перекрывающие  помещения,  расположенные  в  юго-западном  флигеле;    металлические колонны  в  помещении  танцевального  зала,  расположенного  на  первом  этаже в юго-западной  части  здания;   своды  второго  этажа:    цилиндрический  свод,  перекрывающий  помещение  православной  церкви;  сферический  полукупол  православной церкви;  арочные  проемы  в  помещении  «Исторического  зала»;  коробовые  своды  с  распалубками;    исторические лестницы:     лестничные  клетки  и вестибюли, их  объемно - планировочное решение;   два  перехода  между  уровнями вестибюля, ступени  из  лещадной  плиты - местоположение,  габариты;  переход   между  уровнями  центрального  вестибюля  - один  марш  в  шесть  ступеней  из  лещадной  плиты -  местоположение,  габариты;  Л-2, расположенная  в северо-восточной  части  здания, вход  организован  из  помещения  8-Н(I):    двухмаршевая,  марши  на  косоурах,  площадки  на  коробовых  и  прусских сводах, ступени  из  лещадной  плиты  (материал,  профиль);  металлическое чугунное литое ограждение  из  ажурных  орнаментированных балясин,  под  деревянным  профилированным  поручнем;  на  площадках  -  мозаичные композиции  - рамки  с  выкружками, выполнены  в  технике  терраццо  (рисунок,  техника исполнения);   парадная лестница, расположенная в  центральной части  лицевого  корпуса, четырехмаршевая, площадки на сводах  и  арках,  опирающихся  на  столбы  и  колонны  (в уровне  третьего этажа),   ступени   из  красного  гранита;  металлическое ограждение  выполнено  в виде  вертикальных  стоек  с  орнаментальным  фризом,  под  деревянным  профилированным  поручнем;  на  площадках выше  второго  этажа   -  мозаичные композиции  - рамки  с  выкружками, выполнены  в  технике  терраццо  (рисунок,  техника  исполнения);   лестница, вход  организован из северо-восточного  воротного  проезда:    четырехмаршевая  с  забежными  ступенями, ступени    из  красного  гранита;  Л-6, двухмаршевая лестница, вход  организован со  стороны  юго-восточного  дворового  фасада, марши  на  косоурах,  площадки  на  сводах,  ступени  из  лещадной  плиты;  металлическое чугунное литое ограждение  из  ажурных  орнаментированных балясин,  под  деревянным  профилированным  поручнем;  на  площадках  -  мозаичные композиции  - рамки  с  выкружками, выполнены  в  технике  терраццо  (рисунок,  техника исполнения);   лестница между  помещениями  центральной  части  здания в уровне  третьего  этажа:   ступени    из  лещадной плиты,  металлическое  литое ограждение  в  виде  вертикальных прутьев  с  горизонтальными  перехватами,  под  металлическим  поручнем;  средистенные переходы,     ведущие  в  подвальные  помещения,  степени  из  лещадной  плиты  (материал,  профиль);  деревянная  лестница  с  ограждением  в  виде  балюстрады,  расположенная  в  помещении  церкви,  ведущая  на  хоры;    световые  фонари:  местоположение,  конфигурация,  конструкция,  материалы, габариты.    Объемно-планировочное решение:    историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен,  габариты  помещения  галереи  второго  этажа,  габариты помещений с художественной  отделкой,  указанные  в  п.6.    Архитектурно-художественное решение фасадов:    архитектурно-художественное решение в приемах барокко:    лицевой фасад:    материал и характер отделки фасада:   окрашенная  штукатурка,    в уровне первого  этажа - рустован;  цоколь облицован  плитами   известняка;                                                        ритм фасада  организован  тремя  ризалитами - центральным  в  пять  световых  осей  и  двумя  боковыми -  в  три  световые  оси;    в  уровне  первого  и  второго  этажей в  простенках  оконных  проемов  ризалитов  -  парные  колонны  и  пилястры  композитного  ордера на  высоких  пьедесталах, несущие раскрепованный  антаблемент, в  уровне  третьего  этажа  центрального  ризалита   -  лопатки  с  львиными  маскаронами;    треугольный  фронтон, завершающий  центральный  ризалит;      раскрепованные лучковые  фронтоны,  завершающие   боковые  ризалиты;       прямоугольные  в  плане балконы  ризалитов в  уровне  второго  этажа;   ограждение  балконов выполнено  в виде металлических  кованых  ажурных  решеток геометрического  рисунка;    крыльцо  в  восемь  ступеней (с валиком) из  красного  гранита;    прямоугольный дверной  проем,  расположенный  по  центральной  оси  фасада,   фланкирован  пилястрами  ионического  ордера; два  прямоугольных  оконных  проема,  расположенных  по  сторонам  дверного  проема;    окно  с  полуциркульной  перемычкой,  обрамлено  рустованным  архивольтом; заполнение дверного  проема*:  двери  деревянные, двухстворчатые  филенчатые,  полусветлые,  декорированы  лавровыми  гирляндами  с  лентами,    с  прямоугольной  фрамугой  на  две  остекленные филенки;   (*воссоздано);           металлические литые колесоотбойные  тумбы  в  виде  орудийных  стволов;                          ковано-литой металлический двускатный  козырек* на двух витых опорах и фигурных ажурных кронштейнах; (*воссоздан);    оконные   проемы:  местоположение, конфигурация (прямоугольные,  с  лучковыми   и с  полуциркульными  перемычками), габариты;   оформление  оконных  проемов:  профилированные фигурные наличники,  в  том  числе - с  ушками;   пилястры,  несущие  профилированные архивольты;  профилированные  прямые,  треугольные  и лучковые сандрики;   фигурные подоконные доски на  кронштейнах с  гутами; прямоугольные  профилированные штукатурные филенки;     лепной декор:  замковые  камни;  картуши;    маскароны;  раковины,  рокайли,  гирлянды;  заполнения оконных проемов -материал (дерево),  цвет (по  результатам  натурных и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки;     профилированный межэтажные  карнизы;  профилированный раскрепованный венчающий карниз;  дворовые  фасады: материал и характер отделки фасадов: оштукатурены,  окрашены,  в уровне первого  этажа - рустованы; цоколь частично облицован плитами известняка; ризалит юго-западного  фасада, завершен  раскрепованным лучковым фронтоном  с  лепным  рельефным  гербом  Российской  империи;            трехцентровые  арки  юго-западного воротного  проезда (фланкированная  колоннами  композитного  ордера)    и  северо-восточного  воротного проезда (оформленная  рустованными  пилястрами  тосканского ордера);  исторические   дверные  проемы, ведущие к  лестницам  местоположение,  конфигурация,  габариты;                                       оконные   проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные,  с  лучковыми   и с  полуциркульными  перемычками), габариты; оформление  оконных  проемов:  профилированные фигурные наличники,  в  том  числе - с  ушками, пилястры,  несущие  профилированные архивольты,  профилированные  треугольные  и лучковые сандрики,  фигурные подоконные доски на  кронштейнах с  гутами, замковые  камни,  картуши,  маскароны, раковины,  рокайли;  заполнения оконных проемов: материал (дерево) -   для  оконных проемов  помещения церкви, цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки;                               колонны и пилястры композитного ордера, рустованные  пилястры  тосканского  ордера; профилированные  междуэтажные  и  венчающий  карнизы;                    два треугольных  фронтона,  завершающие  восточную  часть  здания;      фасады,  обращенные  во  внутренний  двор:  материал и характер отделки фасадов: оштукатурены,  окрашены,  ризалит  в  уровне  первого  этажа - рустованы;     ризалит  юго-восточного  фасада,  шириной  в  пять  световых  осей,  архитектурное  решение  фасада,  оформление  и  заполнение  дверного проема,  козырек - аналогичны  решению  центральной  части лицевого   фасада  (колонны  заменены  на пилястры);    ниши  с  трехцентровыми  перемычками, вписанные в их  поле   воротные проемы  с  лучковыми  перемычками;  два  крыльца,   ступени  выполнены  из  красного  гранита;  дверные  проемы:  местоположение,  конфигурация,  габариты;                                                                 заполнение дверного  проема* северо-восточного  фасада:  двери  деревянные, двухстворчатые  филенчатые,  глухие,  декорированы  резными  розетками;   (*воссоздано);               оконные   проемы  их  оформление  и  заполнения  - аналогичны  решению северо-восточного  и  юго-западного дворовых  фасадов;  пилястры,  в  том  числе  рустованные  и  декорированные  филенками;  межэтажные  и  венчающий  карнизы;    треугольный  фронтон юго-западного  фасада.              Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:    декоративно-художественное оформление интерьера помещений  первого  этажа:  помещения  столовой:    профилированные  филенки, акцентирующие  ребра  сводов,  декорирующие    поле подшивки  арок;  парные  пилястры  и  трехчетвертные  колонны  тосканского  ордера -   на  пилонах,  вдоль  стен  и  в  простенках  окон;    декоративно-художественное оформление интерьера парадного  вестибюля:     профилированные  филенки, акцентирующие  ребра  сводов,  декорирующие    поле подшивки  арок;  колонны  тосканского  ордера  на  высоких  пьедесталах, несущие своды  перекрытия;    на  полу  - метлахская  плитка  - геометрические  орнаментальные  композиции  с  использованием белого,  серого  и красного цветов,  в  обрамлении  меандра;    деревянные  двустворчатые  глухие    двери  с   фигурными филенками;      деревянные  двустворчатые  глухие    двери  с   прямоугольными  профилированными  филенками;      декоративно-художественное оформление  помещений  юго-западной  части лицевого  корпуса:      профилированные  филенки, акцентирующие  ребра  сводов,  декорирующие    поле подшивки  арок;  колонны  тосканского  ордера  на  высоких  пьедесталах, несущие своды  перекрытия;    декоративно-художественное оформление  помещения,  расположенного  в юго-западной  части лицевого  корпуса:      свод  декорирован  фигурными  профилированными  филенками,  в  центре  -  розетка  простого  профиля;      декоративно-художественное оформление  помещения,  расположенного  в юго-западной  части лицевого  корпуса:    штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;    декоративно-художественное оформление  помещения  «Танцевального  зала»:    две стилизованные металлические  колонны,   парные  каннелированные  кронштейны,  профилированный  карниз,  прямоугольные  ниши,  обрамленные  профилированными  наличниками,  профилированные  рамки  с  ушками;    декоративно-художественное оформление  помещений  второго  этажа*  (*в части помещений  третьего  этажа  устроены  подвесные  потолки):    православная  церковь:   пилястры  и колонны   композитного  ордера   из  искусственного  мрамора   темно-зеленого цвета  с  позолоченными  капителями,  несут      антаблемент:    профилированный архитрав   с  бусами  и поясом  аканта,  фриз  из  искусственного  мрамора  темно-зеленого  цвета, карниз  большого  выноса  с  модульонами,  жемчужником  и  акантом;  широкий  фриз  под  антаблементом, заполнен   чередующимися  рельефными  лепными композициями   -  над  оконными  проемами - два  ангела,  несущие  лавровый венок  с  лентами,  в  который  вписан  мальтийский  крест,  в  простенках  окон,  между  пилястрами - рельефные изображения херувимов;  ниже  расположен фриз  из  искусственного  желтого  мрамора  с  рельефными поясами  аканта  и  бусами;  иконостас  в два  чина,  с  пилястрами  композитного  ордера  из  искусственного  мрамора  песочного  цвета с позолоченными  капителями,  несущий  широкий  фриз  и   позолоченный  карниз  с  иониками  и  мутулами;  позолоченные  розетки;  ниши  в  профилированных  рамках;  профилированная  лепная  тяга;  царские  врата  -  двустворчатые,  с  резными (?) ажурными  позолоченными  навершием  и   нащельником  в  виде  лавровой  гирлянды;  верхний  чин   завершен  профилированным  карнизом на  кронштейнах   в  виде  позолоченных  листов аканта  и треугольным  фронтоном;      скульптурная  композиция  над  иконостасом – распятие,  фланкированное коленопреклоненными  фигурами  ангелов один с опущенной головой и молитвенно сложенными руками, голова второго слегка приподнята, руки сложены как у первого, одеты в туники;  (гипс, крест – деревянный);  Время: ХIХ в.   Размер:  ангелы: в – 146, ш – 58, гл – 130 см;    Христос: в (с крестом) – 270, ш (с крестом) – 145,   гл – 24 см.;    широкий  живописный фриз  в  алтарной  части  храма,  выполнен  в  технике  гризайль;    роспись сводов в  технике  гризайль*:  кессоны,  заполненные  орнаментальными  композициями  (стилизованные растительные  элементы,  розетки,  мальтийские  кресты)   и  фигурами  ангелов;    (*клеевая  монохромная  живопись  по  штукатурке);    резная (?) позолоченная  балюстрада,  ограждающая  хоры;    восьмигранные  мемориальные доски (шесть) из  черного  мрамора с  высеченными   именами  пажей  погибших  на  полях  сражений;    декоративные  панели  из  искусственного  мрамора  песочного  цвета,  обрамленные  рельефными  позолоченными  рамками,  на  откосах  оконных  проемов  и   в  нишах;    фриз  в  нижней  части  стен  с  орнаментом  «волна»;    подоконные  доски  из  белого  мрамора;    полихромные  витражи  геометрического  рисунка   с  мальтийскими  крестами;    оконная фурнитура -    латунные шпингалеты  с  фигурной  ручкой;    печь средистенная, двухъярусная, оштукатуренная, с лепным декором, имитирующим облицовку фигурным изразцом с орнаментом в характере барокко;  установлена на плинте с орнаментированным профилем;   в завершении карниз, над которым лепная решетка с картушем и акротериями;    Время: 2-я пол. ХIХ в.   Размер: в – 350, ш – 126, гл – 46 см.;    декоративно-художественное оформление  помещений,  расположенных  за  алтарной  частью:    штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;    печь средистенная, облицована  гладким изразцом,  завершена   профилированным  карнизом;    декоративно-художественное оформление  коридора,  между  церковью,  «Читальным  залом»  и  «Белым  залом»:  плафон  потолка  разделен  на  прямоугольные  кессоны, в  профилированных лепных  рамках  с  розетками  и поясами  аканта;  стена  облицована  искусственным  мрамором  зеленого  цвета;  пилястры  композитного  ордера  из  искусственного  мрамора  песочного  цвета  с позолоченными капителями;    двери  двустворчатые,  филенчатые,  глухие,  в  верхних  филенках  -  декоративные  живописные  композиции;    декоративно-художественное оформление  помещения   «Белого зала» (частично сохранился интерьер по эскизу  Ф.Б. Растрелли):    круглая лепная  розетка;    стены  завершены профилированным  карнизом;    высокая  штукатурная  падуга  с  лепным  ажурным  декором  растительного  рисунка;    декоративно-художественное оформление  помещения   «Колонного зала»:    колоннада  ионического  ордера  делит  помещение  на  два  нефа;    профилированный карниз,  завершающий  стены;    декоративно-художественное оформление  помещений  второго  этажа  лицевого  корпуса  и  юго-западного  флигеля:    штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;    декоративно-художественное оформление  помещения  «Исторического  зала»:    штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;    15 глухих  филенчатых двустворчатых  деревянных  дверей;    в  том  числе  -  двери  с  частично  сохранившимся живописным изображением    георгиевского  креста   в верхних  филенках;    декоративно-художественное оформление  помещений  третьего этажа*:  штукатурная  падуга, профилированный  карниз, завершающий  стены,  профилированные  тяги  плафона  потолка;  (*в части помещений  третьего  этажа  устроены  подвесные  потолки).    II. Капелла Мальтийская (храм римско-католический Святого Иоанна Предтечи),  Садовая улица, дом 26, литера Д,  (Садовая ул., 26).    Объемно-пространственное решение:    габариты и конфигурация  прямоугольного  в  плане здания с тремя апсидами,  двумя пастрофориями и деамбулаторием на  юго-восточном  фасаде;   форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация крыши;  форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация  полукупола  центральной  апсиды.  Конструктивная система:    наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);     междуэтажные перекрытия;    своды  перекрытий  в  том  числе:    крестовые  и  коробовые  своды,  опирающиеся  на  пилоны,  облицованные  в  основании плитами  известняка;  стрельчатый  свод,  перекрывающий помещение  северо-восточной  апсиды;  цилиндрический  свод,  перекрывающий  пастрофорий,  северо-восточной  апсиды;  сферический   полукупол, перекрывающий  алтарную  часть храма;  два  цилиндрических  свода,  перекрывающие  основной  объем  храма,  над  центральным  нефом  образуют  крестовый  свод;    исторические лестницы:    две  симметрично  расположенные  лестницы, расположены  в  северо-западной  части  здания, вход  организован из  помещений  боковых  нефов:  в  уровне  подвала - второго  яруса  четырехмаршевые,  средистенные,  с  забежными  ступенями;  ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;  в  уровне  второго -  антресольного  этажа  -  деревянные;  лестница, расположенная  в  северо-восточной  части  здания, в уровне   второго  яруса - антресольного  этажа: один  марш в  семь  ступеней; ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;    Объемно-планировочное решение:    историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.    Архитектурно-художественное решение фасадов:  лицевой фасад - одноосный,  обращен  во  внутренний  двор  дворца, архитектурно-художественное решение в приемах зрелого классицизма:  материал и характер отделки фасада:  оштукатурен,  окрашен,  высокий цоколь облицован  плитами   известняка;              фасад  решен  как четырехколонный портик композитного  ордера,  завершенный  треугольным  фронтоном,  в  тимпане - лепная  рельефная  композиция - дубовый  венок  с  лентами  и  мальтийским крестом  в  центре;    колонны  несут  антаблемент с  широким фризом,  заполненным  надписью  и профилированным  карнизом  с мутулами;    прямоугольный  дверной  проем,  расположенный  по  центральной  оси  фасада, обрамлен  наличником  с  ушками, фланкирован  колоннами  тосканского  ордера,  несущими  антаблемент   с  триглифно-метопным  фризом    и  карнизом  с  мутулами, и  треугольный  фронтон;    крыльцо  в  пять  ступеней  из  красного  гранита;    заполнение дверного  проема*:  двери  дубовые,  двустворчатые, филенчатые,   глухие  с  прямоугольной  глухой   фрамугой (*воссоздано);                                   фурнитура - латунные (?), дверные ручки*,  выполненные  в виде  правой  и  левой  кистей  рук,  сжимающих  круглые  в  сечении  профилированные  свитки   (?); (*воссозданы);  трехчастный оконный  проем  с  полуциркульной  перемычкой, расположенный  по  центральной  оси  фасада, над  входным порталом;  профилированный  архивольт,  опирающийся  на  импост;  заполнение оконного проема – материал (дерево),  цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки;    широкий  фриз  с  лепными  фруктовыми  гирляндами, лентами  и  розетками;  дворовые фасады:  материал и характер отделки фасада: оштукатурен,  окрашен;                                            оконные  проемы: местоположение, конфигурация  (прямоугольные и  с  полуциркульными  перемычками),   габариты;    профилированные  архивольты;  заполнения  оконных  проемов: материал (дерево), исторический  рисунок  расстекловки,  цвет - по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований;     прямоугольный  дверной  проем,  расположенный  на  юго-западном фасаде: местоположение,  габариты;    крыльцо  в пять  ступеней  из  известняковой  плиты;    профилированные  карнизы;    треугольный   фронтон с  прерванной  горизонталью  основания;    Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:    декоративно-художественное оформление интерьеров помещения северо-восточной  апсиды:    профилированные  нервюры;  лепные  рельефные  позолоченные розетки;  колер окраски  свода  (васильковый),  декорированного  золотыми  пятиконечными  звездами;    декоративно-художественное оформление интерьеров помещения северо-восточного пастрофория:    роспись свода, выполненная  в  технике  гризайль  (полихромная  темперная  живопись  по  штукатурке):  свод  разделен  на  квадратные   перспективные кессоны, в  орнаментальном обрамлении,  в  поле которых  вписаны    круглые  розетки;  живописное  обрамление  оконного  проема  и  ниши  -  имитируют  профилированные  архивольты  с  поясом  аканта;  лепной  рельефный  карниз   с  мутулами  и  поясом  аканта;    декоративно-художественное оформление интерьеров помещения юго-западной апсиды, пастрофория  и  деамбулатория:    стены декорированы  пилястрами  тосканского  ордера,    завершены  профилированным карнизом;  два  арочных  проема;    декоративно-художественное оформление интерьера  боковых  нефов зала  капеллы:     плафон  потолка  разделен  на  прямоугольные  кессоны,  в  лепных рамах  из листьев аканта;  в   поле  кессонов  -  живописные  рамки,  имитирующие  лепные   гирлянды и цветочные  розетки;   четыре  профилированных    наличника  из  искусственного  мрамора  красного  цвета,  обрамляющих дверные проемы;  пилястры  тосканского  ордера  из  искусственного белого  мрамора;  профилированная  тяга;  широкий  фриз,  завершающий  стены  с  лепными  фруктовыми  гирляндами  и  розетками;  лепные  позолоченные  розетки;  лепные  рельефные  композиции  -  лавровый венок  с  писанным  в  его  поле  мальтийским  крестом,  с  ветвями  и  лентами,  расположенные  в  простенках  между  пилястрами;      декоративно-художественное центрального  нефа  капеллы:    два  ряда колонн и пилястр  композитного  ордера  из  красного  гранита;  колонны  несут раскрепованный  антаблемент  (опоясывающий  объем центрального и  боковых  нефов  над  хорами):  профилированный архитрав  декорирован  лепными  бусами  и  поясом  кувшинки,  гладкий  фриз  искусственного  мрамора  песочного  цвета  и  профилированный  карниз  большого  выноса  с модульонами  и  лепными    поясами   иоников  и  кувшинок;  верхний  пояс  карниза  -  расписан  в  технике  гризайль,  имитирующей  лепной  декор;  лепной фриз, завершающий  стены,  заполненный  композициями  -  херувимы,  фруктовые  гирлянды  с  лентами;  два  прямоугольных  профилированных  наличника  с прямыми  профилированными сандриками  на  лепных волютообразных   кронштейнах;  ниши с полуциркульным  завершением  в  профилированном архивольте,  декорированном   поясом  аканта;  горельефные    пяты  архивольтов  опираются  на  пилястры;  горельефные  фигуры   летящих  ангелов,  с  лавровыми  венками  и  лентами  -  в  углах над  архивольтами;  в  люнетах   и  на  торцевой  стене по  сторонам  от  тамбура -  лепные  рельефные  композиции  -  лавровый венок  с  писанным  в  его  поле  мальтийским  крестом,  с  ветвями  и  лентами,  расположенные  в  простенках  между  пилястрами;    доска  из  белого  мрамора,  с  нанесенной  золотом  надписью:    декорирована резными (?), позолоченными круглыми  розетками и композициями  из  стилизованных  растительных  элементов,   обрамлена  позолоченной  порезкой  и   рамкой  из  зеленого  мрамора,  завершена  прямым  сандриком из  белого  мрамора  с  позолоченным  меандром;  резной  алтарь  из  белого  мрамора  с  рельефным  декором;  прямоугольный  в  плане,  деревянный  тамбур   декорирован  пилястрами  ионического  ордера,  несущими  раскрепованный  антаблемент  с  гладким  фризом  и  карнизом  с  дентикулами;  внутренние центральные двери  тамбура:  двустворчатые,  филенчатые полусветлые  (верхние  филенки  остеклены),  с прямоугольной  остекленной  фрамугой;  профилированный  наличник с  ушками  и  поясом  иоников;  боковые  двери  - одностворчатые,  оформлены  аналогично  центральным;   резные деревянные  балюстрады,  ограждающие  хоры,  расположенные  в  боковых  нефах  и  амвон;  в архивольтах  оконных  проемов  -  комбинация  лепных  рельефных    и   живописных  (в  технике  гризайль)  мотивов;  роспись сводов  и  купола, выполненная  в  технике  гризайль  (полихромная  темперная  живопись  по  штукатурке):    купол разделен  на  квадратные   перспективные кессоны, в  орнаментальном обрамлении,  в  поле которых  вписаны    круглые  розетки;  своды  разделены  на клейма  различной  конфигурации,  заполненные орнаментальными  и  фигурными   композициями -  изображениями  ангелов  с  различными атрибутами;  клейма  обрамлены    дубовыми  гирляндами,  перевитыми  лентами;  в  центре  крестового  свода  - круглая  розетка  с  мальтийским  крестом;  на полу  тамбура - мозаичная композиция,  выполненная  в  технике  терраццо:  надпись  «MDCCCXC»  на  орнаментальном  фоне в  обрамлении  меандра.    III. Флигели (два), Садовая улица, дом 26, литера Д,   литера А,  (Садовая ул., 26).   Объемно-пространственное решение:   габариты и конфигурация двух  симметрично  расположенных  вдоль  северо-восточной  и  юго-западной  границ  участка двухэтажных  «г-образных»  в  плане зданий;   форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация скатных крыш;    Конструктивная система:    наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);   исторические отметки междуэтажных перекрытий;    своды  перекрытий,  в  том  числе:    коробовый  свод  в  основании площадки  Л-9;  коробовый  свод  с  распалубками  в  помещении  вестибюля  Л-9;  коробовые  своды  с  распалубками  перекрывающие все помещения  первого*  этажа  северо-восточного  флигеля;  (*во  всех  помещениях  второго  этажа  северо-восточного  флигеля устроены  подвесные  потолки);  арочные  проемы  между  помещениями  первого*  этажа  флигелей;  (*в уровне  второго  этажа  устроены  подвесные  потолки);    исторические лестницы:    лестничные  клетки  и вестибюли, их  объемно - планировочное решение;    лестницы  юго-западного флигеля:   Л-10:   средистенная лестница, вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада:  два  марша,  ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;  деревянное  ограждение  выполнено  в  виде  балюстрады  под  широким поручнем;  Л-9: лестница, вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада:  трехмаршевая,  ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;    лестница Л-1 северо-восточного флигеля:   тип (трехмаршевая),   местоположение;  ограждение лестницы  выполнено  в  виде  металлической  литой ажурной  решетки  под  деревянным  профилированным  поручнем.    Объемно-планировочное решение:    историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.    Архитектурно-художественное решение фасадов:    северо-западные  лицевые фасады  флигелей,  обращенных  к  садовой  улице, решены  идентично, в приемах барокко:    цоколь облицован  плитами   известняка;  материал и характер отделки фасадов:   оштукатурен,  окрашен;      центральная  часть -  шириной  в  три  световые  оси  и  угловые  части  зданий оформлены   лопатками  с  фигурными  филенками;    исторические дверные  проемы: местоположение,  конфигурация  габариты;    оконные   проемы:  местоположение, конфигурация (с лучковыми  перемычками), габариты;  оформление оконных  проемов:    профилированные фигурные наличники  с  ушками,  декорированные  гутами, замковые  камни  клинчатой  формы, лучковые сандрики,  замковые  камни;  заполнения оконных проемов -материал (дерево),  цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки;     профилированный  венчающий  карниз  большого  выноса;    треугольный фронтон,  венчающий  центральную  часть  фасада;  архитектурное  решение юго-западных  и  северо-восточных  фасадов  флигелей:  лучковые  фронтоны;  треугольные  профилированные  сандрики;  в  остальном -  архитектурное  решение юго-западных  и  северо-восточных  фасадов  флигелей  аналогично решению северо-западных  лицевых  фасадов.    Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно- прикладного искусства:    декоративно-художественное оформление  помещения  13-Н(13):    профилированный  карниз,  завершающий  стены;    плафон  потолка: профилированные  тяги,  лепная  рельефная  розетка  с  цветами  и лентами;    профилированный  карниз, штукатурная  падуга,   профилированные  тяги на  потолке  -  в  помещениях  13-Н(18,19,22);    профилированный  карниз,  профилированные  рамки  на потолке  помещения  13-Н(3);    декоративно-художественное оформление  помещения  13-Н(26):    лепная рельефная розетка  цветочного  рисунка;    штукатурная  падуга,  профилированная  тяга;    две  трехчетвертные  колонны  тосканского  ордера  между  помещениями  13-Н(21)  и  13-Н(23);    плафон  потолка площадки  второго  этажа  Л-1  декорирован  профилированными  рамками;    метлахская  плитка*  на  полу  помещений  второго  этажа  северо-восточного  флигеля -  двуцветная,  восьмигранная  белого  цвета  и   квадратная,  меньшего  формата,  ярко  голубого  цвета (рисунок  и  цвет);    (*сохранилась фрагментарно).      IV. Службы (три корпуса), Ломоносова ул., 6, 8, 10,   (Садовая ул., 26).  Объемно-пространственное решение:    габариты и конфигурация трех прямоугольных в  плане двухэтажных*  зданий,  вытянутых  по  оси  северо-запад  -  юго-восток  по  юго-западной  границе  комплекса;     (*северо-западный  корпус  был  надстроен  третьим и четвертым  этажами  в  1938г.);  форма,  высотные отметки, габариты и конфигурация скатных  крыш;    два прямоугольных  в  плане воротных проезда:    северо-западный - с трехцентровой  перемычкой, перекрыт коробовым  сводом  с  распалубками;    юго-восточный - с трехцентровой  перемычкой, перекрыт крестовым  сводом.    Конструктивная система:    наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные);     исторические отметки междуэтажных перекрытий;    своды перекрытий,  в  том  числе  коробовые своды,  перекрывающие  воротные проезды;  своды, перекрывающие  все  помещения  первого* этажа трех корпусов  (*в  уровне  второго  этажа  устроены  подвесные  потолки):    цилиндрические  своды,  перекрывающие  помещения  10-Н(1-9);  крестовые  своды, опирающиеся  на  пилоны;  коробовые своды  с  распалубками;    исторические лестницы:    лестничные  клетки  и вестибюли, их  объемно - планировочное решение;     Л-8  (до отметки  второго  этажа): лестница, вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада:  трехмаршевая,  ступени  выполнены  из  лещадной  плиты;  Л-7, Л-6 (до отметки  второго  этажа): вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада:  трехмаршевая,  средистенная,  площадки  на сводах;  Л-1  -  Л-5:  местоположение,  вход  организован со  стороны  северо-восточного  дворового   фасада, тип,  конструкция,  материал  ступеней;     два  перехода  межу  нижним  уровнем  вестибюля  и  подвалом -   средистенные переходы между  уровнями  помещений  6-Н (I)  и  10-Н(1)  -  в  один  марш,  ступени  выполнены  из  известняковой  плиты: местоположение,  габариты.    Объемно-планировочное решение:    историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен.    Архитектурно-художественное решение фасадов:    архитектурно-художественное решение в приемах классицизма:    юго-западный  лицевой фасад:  расположен  по  красной  линии  застройки  улицы  Ломоносова,  раскрепован;    материал и характер отделки фасада:   оштукатурен,  окрашен,  в уровне первого  этажа - рустован;  цоколь облицован  плитами   известняка;    треугольный  фронтон,  завершенный  профилированным  карнизом;                                       проемы  воротных  проездов  с  трехцентровыми   перемычками,  декорированы уплощенными   замковыми  камнями  клинчатой  формы;  дверные проемы  воротных  проездов: местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты;   оконные проемы: местоположение, конфигурация (прямоугольные), габариты; уплощенные замковые  камни - в  уровне  первого  этажа;  подоконные доски;  заполнения оконных проемов -материал (дерево),  цвет (по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований), исторический  рисунок  расстекловки; профилированные  межэтажный  и  подоконный карнизы;  профилированный  венчающий  карниз  -  с  мутулами  в  центральной  части  здания;    северо-восточный  дворовый фасад:  материал и характер отделки фасада: оштукатурен,  окрашен;  цоколь облицован  плитами   известняка;   прямоугольные  в  плане ризалиты  лестничных  объемов;                                 прямоугольные дверные  проемы, ведущие  к  лестницам,  местоположение,  габариты;    оконные  проемы: местоположение, конфигурация  (прямоугольные),   габариты;  заполнения  оконных  проемов: исторический  рисунок  расстекловки,  цвет - по  результатам  расчисток  и  архивных  исследований;  межэтажный   профилированный  карниз,  венчающий  профилированный  карниз.    V. Ограда,  Садовая улица, дом 26,  (Садовая ул., 26).   Объемно-пространственное решение:  габариты и конфигурация  разновысокой ограды, оформляющей  северо-западную границу  участка  -  вдоль  улицы  Садовая;    Архитектурно-художественное решение:    ограда  выполнена  в  виде  ажурной решетки  (ковка,  литье), барочного  рисунка (по  эскизу  Ф.-Б. Растрелли) установленной  между  пилонами;    кирпичные  пилоны  оштукатурены, окрашены, цоколь облицован  плитами  известняка;    большие пилоны декорированы  колоннами  и  пилястрами композитного ордера несущими  раскрепованный  антаблемент,  в  простенках  колонн  -  рустованы;    малые  пилоны  декорированы  лопатками  с  филенками;    по  центральной  оси  -  дворца двустворчатые  ворота;    металлические литые колесоотбойные  тумбы  в  виде  орудийных  стволов.                     VI. Сад,  Садовая улица, дом 26,  (Садовая ул., 26).  Историческая объемно-пространственная композиция:  историческая регулярная планировка;  курдонер  с  двумя  скверами;  исторический  видовой  состав  насаждений (в  том  числе  куртины  кустарников).

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 26, литеры А, Д
Время создания: 1749-1834 гг.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте