Кунсткамера

Объемно-пространственное решение:  объемно-пространственное решение и исторические габариты здания, включающего   - главное здание (XVIII века), расположенное со стороны Университетской набережной и состоящее из двух симметрично расположенных боковых объёмов, соединённых центральным объёмом сложной в плане конфигурации (квадрат с вогнутыми  поверхностями фасадных стен), служащим основанием для   трехъярусной башни с куполом,   - корпус, выходящий на Таможенный переулок (XIX века), примыкающий к главному зданию с северо-западной стороны;   конфигурация и габариты крыши основного объёма главного здания, её высотные отметки, материал покрытия (листовой металл) и исторический колер его окраски, исторические кирпичные оштукатуренные дымовые трубы;    башня главного здания,  трехъярусная: основание (IV этаж здания), крестообразное в плане, с примыкающими к центральному круглому залу четырьмя боковыми павильонами (кирпичные, юго-западный выполнен в деревянных конструкциях и обшит вагонкой),   круглый в плане цилиндрический объём с большими окнами с полуциркульными завершениями  (V этаж здания, с 1948 года в нём размещён Большой Академический (Готторпский) глобус), завершенный ступенчатой смотровой площадкой, обнесенной по периметру балюстрадой из фигурных балясин на кирпичных оштукатуренных тумбах;  установленный на нём малый световой барабан с наружной балюстрадой (VI этаж здания), увенчанный 8-гранным куполом вытянутой формы, с окнами-люкарнами, завершенный лантернином и металлической армиллярной сферой*;  *3-й ярус башни и купол с армиллярной сферой воссозданы в 1948 году    габариты, конфигурация и материал покрытия (листовой металл) кровель (купольные, на павильонах – скатные);    отметка конька и скатная конфигурация лицевого ската крыши корпуса XIX века, выходящего на Таможенный переулок, материал покрытия (листовой металл) и исторический колер его окраски *   *в 2008 году со стороны двора устроены мансардные окна    объём фотографического павильона (начало ХХ века) с большим окном, устроенный на крыше корпуса XIX века со стороны двора    Конструктивная система здания:  наружные и внутренние капитальные кирпичные стены;   деревянные стены юго-западного павильона башни главного корпуса;  кирпичные своды,   историческая деревянная стропильная система;  исторические плоские перекрытия по деревянным балкам;    лестницы:  западная лестница главного корпуса: известняковая, на четырёх квадратных в плане кирпичных оштукатуренных пилонах, ступени с валиком;  покрытие полов лестничных площадок плитами известняка;  ограждение маршей в виде орнаментированных стоек чугунного литья двух типов – с прорезным орнаментом и с квадратом в центральной части;    восточная лестница главного корпуса – известняковая, нижние части маршей оштукатурены, ступени с валиком и латунными ушками ковродержателей;    одномаршевая лестница парадного входа с Таможенного переулка известняковая, с ограждением из орнаментированных стоек чугунного литья с профилированным деревянным поручнем;    парадная лестница корпуса XIX века (вход с Таможенного переулка, состоит из двух – между первым и вторым этажами, и между вторым и третьим): известняковая, по металлическим косоурам;   ограждение из орнаментированных стоек чугунного литья с профилированным деревянным поручнем;  покрытие полов площадок в технике терраццо с изображением ромба в центре.    Объемно-планировочное решение:  историческое объемно-планировочное решение помещений здания.    Архитектурно-художественное решение фасадов:    архитектурно-художественное решение фасадов главного здания по Университетской набережной в стиле «петровского барокко»:  стены на высоту всех трех этажей объединены вертикальными заглубленными филенками-лопатками, углы, в т.ч. ризалитов, отделаны рустом, окна оформлены профилированными наличниками с  замковыми камнями;   под окнами второго и третьего этажей – заглубленные ниши-филенки (прямоугольные, частично круглые –  под окнами второго этажа, с вынутыми углами – под окнами третьего);  завершен профилированным карнизом;     материал и характер отделки: окрашенная штукатурка;  цоколь известняковый;    ниши (первоначально предназначавшиеся для размещения скульптур) на вогнутых стенах центрального объёма;    парапет над боковыми частями боковых объёмов  частично в виде глухой стенки, частично в виде балюстрады из балясин с установленной на них профилированной тетивой;    габариты и конфигурация оконных и дверных проёмов;    рисунок расстекловки и материал (дерево) оконных переплетов;    материал (дуб) и характер оформления (филенчатые) дверных заполнений;    лицевой фасад корпуса XIX века, выходящего на Таможенный переулок:    архитектурное решение в характере историзма с использованием ордерных мотивов: первый этаж, трактованный как цокольный, разделен рустованными лопатками в межоконных простенках, второй и третий (надстроенный в 1912 г.) этажи поэтажно декорированы сдвоенными пилястрами в простенках окон; над вторым и третьим этажами – антаблементы с профилированными карнизами;  оконные проемы оформлены заглубленными филенками снизу и замковыми камнями сверху;  широкий оштукатуренный аттик над венчающим карнизом, по сторонам от него – парапетное ограждение в виде ажурной  кованой ограды геометрического рисунка (круги);    габариты и конфигурация оконных и дверных проёмов;    рисунок расстекловки и материал (дуб) оконных заполнений;    двухскатный навес-козырек над входом на орнаментированных столбиках чугунного литья*  *сохранились только столбики    дверь входная двупольная дубовая полусветлая, филенчатая; нижняя часть оформлена фигарейной филёнкой с сложнопрофилированным карнизом над ней;    ворота двупольные кованые на двух кованых столбах, примыкающих к стенам зданий;  створки из вертикальных прутьев, завершающихся пиками,  декорированы в средней и верхней  части поясами, состоящие из кругов. Столбы завершены коваными волютами с листьями аканта;    архитектурное решение дворового фасада корпуса XIX века – оштукатурен, этажи разделены профилированными карнизами, над окнами 2-го этажа замковые камни;  габариты и конфигурация оконных и дверных проёмов;  рисунок расстекловки и материал (дуб) оконных заполнений.    Декоративно-художественная отделка интерьеров:    помещения I этажа:    пом. 66, пл. 23,3 кв. м  (первоначально – мюнц-кабинет):  сомкнутый свод с распалубками;  лепной намазной декор растительного  характера в стиле барокко,  лепщик Г.Ф. Партьер, 1764 г.     пом. 68, пл. 26,1 кв. м (первоначально – мюнц-кабинет):  сомкнутые своды с распалубками;  лепной намазной декор растительного  характера в стиле барокко,  лепщик Г.Ф. Партьер, 1761 г.     пом. 76, пл. 28, 5 кв. м  (первоначально – мюнц-кабинет):  сомкнутый свод с распалубками;  лепной намазной декор растительного  характера в стиле барокко с включением в композицию лепных медальонов, имитирующих медали  лепщик Г.Ф. Партьер, 1761 г.     пом. 69 (пл. 8,4 кв. м), пом. 73 (пл. 11 кв. м):   цилиндрический оштукатуренный  свод;    пом. 80, пл. 224, 6 кв.м (зал Японии):  пологий свод с распалубками, опирающийся на пилоны, делящие зал на три нефа;  профилированные тяги и архивольты, декорирующие своды перекрытия;  система крестовых сводов, перекрывающих боковые нефы;  покрытие пола боковых нефов плитами серого и тёмно-красного известняка;  покрытие пола центрального нефа плитами мрамора двух цветов, выложенными в шахматном порядке;    пом. 81, пл.198, 8 кв. м (ротонда):  объёмно-планировочная композиция круглого зала–ротонды, перекрытого куполом с окнами-люкарнами, раскрытыми в обходную галерею 3-го этажа;   по периметру окружен галереей, соединенной с подкупольным объёмом высокими открытыми проёмами с полуциркульным завершением;  система крестовых сводов в обходной галерее;    покрытие пола плитами известняка тёмно-красных оттенков;  роспись свода купола, фриза и простенков: в центре купола живописная розетка, от которой радиально расходятся расширяющиеся книзу пояса растительного орнамента; между ними – живописное изображение кессонов с розетками.   На стенах восемь живописных композиций с изображением атрибутов искусств; выше – фриз с чередующимися живописными изображениями маскаронов и розеток в обрамлении венков;  гризайль, темперно-клеевая живопись по штукатурке, худ. Ф.Ф. Рихтер, 1819-1825 гг.;  лепной карниз, декорированный порезкой из пальметок и акантовых листьев, а также мутулами с гуттами и розетками двух видов;    пом. 82, пл. 245,0 кв. м (зал Африки):  пологий свод с распалубками, опирающийся на пилоны, делящие зал на три нефа*;  * в настоящее время пилоны гладкооштукатурены, при реставрации  2002 года раскрыт фрагмент первоначального руста на одном из пилонов  профилированные тяги и архивольты, декорирующие своды перекрытия;   система крестовых сводов, перекрывающих боковые нефы;  покрытие пола известняковыми плитами: в центральном нефе – серого цвета, в боковых – тёмно-вишневого оттенка;    пом. 85 (пл. 24,0 кв.м), пом. 88 (пл. 22,6 кв.м), пом. 89 (23,3 кв. м), пом. 70 (пл. 23,8 кв.м), пом. 71 (пл. 23,8 кв.м) (кабинеты научных сотрудников):  сомкнутые оштукатуренные своды с распалубками;    пом. 83, пл. 28,7 кв.м  (кабинет научных сотрудников):  сомкнутый свод с распалубками;  полихромная темперно-клеевая роспись свода в характере древнеегипетского искусства: свод расписан жёлтыми лучами на голубом фоне, в двух распалубках полихромные изображения сидящих женских фигур у жертвенника; на одной части свода – стилизованное изображение птицы; по периметру свода фриз с изображениями коленопреклоненных фигур, ваз, змей и пр.;  портал, расписанный полихромными изображениями человеческих  фигур в характере изображений в древнеегипетских гробницах, в перемычке – стилизованное изображение птицы;  худ. Ф.Ф.Рихтер, 1825 г.  печь круглая, оштукатуренная, расписанная в темперно-клеевой технике, в манере, аналогичной росписи свода, с изображением двух стоящих мужских фигур; навершие печи в виде получаши;  покрытие пола плитами известняка;    пом. 84, пл. 23,9 кв. м (кабинет научных сотрудников):  крестовый свод с распалубками;  полихромная темперно-клеевая роспись свода в характере древнеегипетского искусства: по ребрам свода полосы из цветов лотоса, тюльпанов и листьев, в центре – звезда, по краю – полихромный пояс с изображениями человеческих фигур, попугаев и цветов лотоса, над ним – композиции в виде ладьи с фигурками божеств в них, в распалубках свода – изображения божеств в виде птиц;  портал, расписанный в технике гризайль на египетские мотивы;  худ. Ф.Ф.Рихтер, 1825 гг.  покрытие пола плитами известняка;    помещения II этажа:  пом. 108, пл. 284,3 кв. м (зал Индии):  двусветный зал с обходной галереей на уровне верхнего света -  профилированный карниз и тяга по периметру плоского оштукатуренного перекрытия;  обходная галерея по периметру зала на лепных (гипс, папье-маше) кронштейнах, сплошь покрытых орнаментом рокайльного характера, с металлическим ограждением в виде стрельчатых арок;    пом. 106, пл. 147,9 кв. м (обходная галерея ротонды):  крестовые своды с распалубками;    пом. 105, пл. 283,1 кв. м (экспозиция первых естественнонаучных коллекций):  двусветный зал с обходной галереей на уровне верхнего света  лепной плафон в стиле барокко: вокруг центрального гладкого «зеркала» в фигурной раме размещены композиции из свободно расположенных крупных рокайльных завитков, в которых помещены композиции с изображением атрибутов наук (книги, глобус, астрономические инструменты) и корзинами с цветами;  лепщик И. Г. Джани, 1757 г.  горельеф «Празднующая Европа» с изображением Петра I, на падуге восточной стены зала: в центре композиции сидящая на облаках женская фигура, трубящая в рог, левой рукой поддерживающая овальный медальон с барельефом Петра I. Возле барельефа орёл с распростертыми крыльями, сидящий на древке знамени (гипс, 1777-1779 гг.);  горельеф «Россия» на падуге западной стены зала: в центре композиции на фоне облаков сидящая женская фигура в горностаевой мантии, в правой руке держащая скипетр, а в левой – барельеф с профильным портретом Екатерины II. Под барельефом орёл с распростертыми крыльями (гипс, 1777-1779 гг.);  обходная галерея по периметру зала на лепных (гипс, папье-маше) кронштейнах, сплошь покрытых орнаментом рокайльного характера, с металлическим ограждением в виде стрельчатых арок;    пом. 93 (пл. 24,8 кв. м), пом. 94 (пл. 28,7 кв. м), пом. 104, пл. 30,1 кв.м, пом. 111 (пл. 30, 7 кв.м), пом. 110 (пл. 22,7 кв.м):  профилированный карниз и тяги по периметру перекрытий;    пом. 104, пл. 30,1 кв.м:  лепной карниз в виде бус с катушкой и порезкой из пальметт    помещения III этажа:  пом. 143, пл. 215,3 кв. м (музей   М. В. Ломоносова):  полуциркульные арки;  купольный свод с распалубками;  своды обходной галереи;    пом. 135 (пл. 60,8 кв.м), пом. 140 (пл. 31,7 кв.м), пом. 138 (пл. 56,8 кв.м) библиотека (читальный зал и хранилища), пом. 145 (пл. 30,4 кв.м), пом. 147 (пл. 30,9 кв.м), пом. 148 (пл. 10,4 кв.м), пом. 151 пл. 17,0 кв.м), пом. 152 пл. 38,9 кв.м):  падуги и профилированные карнизы по периметру перекрытий;    пом. 154 (пл. 10, 9 кв. м), пом. 136 (пл. 6,1 кв. м):  цилиндрический свод    помещения IV этажа:  пом. 161, пл. 67,0 кв. м (астрономическая обсерватория академии наук):    зеркальный свод с распалубками;    живописный плафон: в центре круга на голубом фоне изображение Аполлона  в колеснице, запряженной квадригой лошадей, по периметру изображения знаков зодиака; по контуру плафона живописная рама с растительным орнаментом, выполненным в манере гризайль;    росписи распалубок и простенков в манере гризайль с изображением растительных орнаментов и многофигурных композиций с путти и атрибутами астрономии;  (темперно-клеевая живопись по штукатурке, худ. Ф.Ф.Рихтер, 1819-1825 гг.);  покрытие пола плитами известняка темно-серого и вишневого оттенков    помещение V этажа (зал Большого Академического глобуса):  покрытие пола известняковыми плитами  Декоративно-художественная отделка интерьеров корпуса, выходящего на Таможенный переулок:  помещения I этажа:  вестибюль главной лестницы:  крестовый свод, оформленный профилированными тягами и архивольтами;  полуциркульная арка с профилированным архивольтом;  оформление стен филенками в профилированном обрамлении, отделка нижней части под квадровый руст;  выстилка пола метлахской двухцветной плиткой с бордюром с орнаментом меандра;  тамбур входа дубовый с трехстворчатой дубовой дверью, декорированной фигарейными филенками в профилированных рамах;  оформление парадной лестницы – стены оштукатурены, в нижней части рустованы, в верхней – декорированы прямоугольными филенками в профилированных обрамлениях;   профилированный карниз;  лепные кронштейны, поддерживающие лестничные площадки;  двери площадки второго этажа дубовые двупольные, на три фигарейные  филёнки;    пом. 63, пл. 233,1 кв.м, пом. 64, пл. 237,3 кв.м, пом. 65, пл. 43,4 кв.м (залы Северной Америки):  перекрытие в виде системы парусных сводов, декорированных профилированными архивольтами и круглыми розетками в центре;    пом. 60 (пл. 28,2 кв. м); пом. 62 (пл. 29,5 кв.м): перекрытие с падугами и  профилированными карнизами    Помещения II и III этажа:  пом. 119, пл. 346,4 кв.м, 118,          пл. 228,0 кв.м (залы Кореи, Монголии, Китая), пом. 129, пл. 380,1 кв.м (зал археологии):  оформление перекрытий профилированными карнизами и выпущенными балками, поддерживаемыми лепными кронштейнам.

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3, литера Б
Время создания: 1718-1734 гг., 1754-1758 гг., 1887 г., 1947-1948 гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте