Объемно-пространственное решение: объемно-пространственное решение и исторические габариты здания, включающего - главное здание (XVIII века), расположенное со стороны Университетской набережной и состоящее из двух симметрично расположенных боковых объёмов, соединённых центральным объёмом сложной в плане конфигурации (квадрат с вогнутыми поверхностями фасадных стен), служащим основанием для трехъярусной башни с куполом, - корпус, выходящий на Таможенный переулок (XIX века), примыкающий к главному зданию с северо-западной стороны; конфигурация и габариты крыши основного объёма главного здания, её высотные отметки, материал покрытия (листовой металл) и исторический колер его окраски, исторические кирпичные оштукатуренные дымовые трубы; башня главного здания, трехъярусная: основание (IV этаж здания), крестообразное в плане, с примыкающими к центральному круглому залу четырьмя боковыми павильонами (кирпичные, юго-западный выполнен в деревянных конструкциях и обшит вагонкой), круглый в плане цилиндрический объём с большими окнами с полуциркульными завершениями (V этаж здания, с 1948 года в нём размещён Большой Академический (Готторпский) глобус), завершенный ступенчатой смотровой площадкой, обнесенной по периметру балюстрадой из фигурных балясин на кирпичных оштукатуренных тумбах; установленный на нём малый световой барабан с наружной балюстрадой (VI этаж здания), увенчанный 8-гранным куполом вытянутой формы, с окнами-люкарнами, завершенный лантернином и металлической армиллярной сферой*; *3-й ярус башни и купол с армиллярной сферой воссозданы в 1948 году габариты, конфигурация и материал покрытия (листовой металл) кровель (купольные, на павильонах – скатные); отметка конька и скатная конфигурация лицевого ската крыши корпуса XIX века, выходящего на Таможенный переулок, материал покрытия (листовой металл) и исторический колер его окраски * *в 2008 году со стороны двора устроены мансардные окна объём фотографического павильона (начало ХХ века) с большим окном, устроенный на крыше корпуса XIX века со стороны двора Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные кирпичные стены; деревянные стены юго-западного павильона башни главного корпуса; кирпичные своды, историческая деревянная стропильная система; исторические плоские перекрытия по деревянным балкам; лестницы: западная лестница главного корпуса: известняковая, на четырёх квадратных в плане кирпичных оштукатуренных пилонах, ступени с валиком; покрытие полов лестничных площадок плитами известняка; ограждение маршей в виде орнаментированных стоек чугунного литья двух типов – с прорезным орнаментом и с квадратом в центральной части; восточная лестница главного корпуса – известняковая, нижние части маршей оштукатурены, ступени с валиком и латунными ушками ковродержателей; одномаршевая лестница парадного входа с Таможенного переулка известняковая, с ограждением из орнаментированных стоек чугунного литья с профилированным деревянным поручнем; парадная лестница корпуса XIX века (вход с Таможенного переулка, состоит из двух – между первым и вторым этажами, и между вторым и третьим): известняковая, по металлическим косоурам; ограждение из орнаментированных стоек чугунного литья с профилированным деревянным поручнем; покрытие полов площадок в технике терраццо с изображением ромба в центре. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение помещений здания. Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов главного здания по Университетской набережной в стиле «петровского барокко»: стены на высоту всех трех этажей объединены вертикальными заглубленными филенками-лопатками, углы, в т.ч. ризалитов, отделаны рустом, окна оформлены профилированными наличниками с замковыми камнями; под окнами второго и третьего этажей – заглубленные ниши-филенки (прямоугольные, частично круглые – под окнами второго этажа, с вынутыми углами – под окнами третьего); завершен профилированным карнизом; материал и характер отделки: окрашенная штукатурка; цоколь известняковый; ниши (первоначально предназначавшиеся для размещения скульптур) на вогнутых стенах центрального объёма; парапет над боковыми частями боковых объёмов частично в виде глухой стенки, частично в виде балюстрады из балясин с установленной на них профилированной тетивой; габариты и конфигурация оконных и дверных проёмов; рисунок расстекловки и материал (дерево) оконных переплетов; материал (дуб) и характер оформления (филенчатые) дверных заполнений; лицевой фасад корпуса XIX века, выходящего на Таможенный переулок: архитектурное решение в характере историзма с использованием ордерных мотивов: первый этаж, трактованный как цокольный, разделен рустованными лопатками в межоконных простенках, второй и третий (надстроенный в 1912 г.) этажи поэтажно декорированы сдвоенными пилястрами в простенках окон; над вторым и третьим этажами – антаблементы с профилированными карнизами; оконные проемы оформлены заглубленными филенками снизу и замковыми камнями сверху; широкий оштукатуренный аттик над венчающим карнизом, по сторонам от него – парапетное ограждение в виде ажурной кованой ограды геометрического рисунка (круги); габариты и конфигурация оконных и дверных проёмов; рисунок расстекловки и материал (дуб) оконных заполнений; двухскатный навес-козырек над входом на орнаментированных столбиках чугунного литья* *сохранились только столбики дверь входная двупольная дубовая полусветлая, филенчатая; нижняя часть оформлена фигарейной филёнкой с сложнопрофилированным карнизом над ней; ворота двупольные кованые на двух кованых столбах, примыкающих к стенам зданий; створки из вертикальных прутьев, завершающихся пиками, декорированы в средней и верхней части поясами, состоящие из кругов. Столбы завершены коваными волютами с листьями аканта; архитектурное решение дворового фасада корпуса XIX века – оштукатурен, этажи разделены профилированными карнизами, над окнами 2-го этажа замковые камни; габариты и конфигурация оконных и дверных проёмов; рисунок расстекловки и материал (дуб) оконных заполнений. Декоративно-художественная отделка интерьеров: помещения I этажа: пом. 66, пл. 23,3 кв. м (первоначально – мюнц-кабинет): сомкнутый свод с распалубками; лепной намазной декор растительного характера в стиле барокко, лепщик Г.Ф. Партьер, 1764 г. пом. 68, пл. 26,1 кв. м (первоначально – мюнц-кабинет): сомкнутые своды с распалубками; лепной намазной декор растительного характера в стиле барокко, лепщик Г.Ф. Партьер, 1761 г. пом. 76, пл. 28, 5 кв. м (первоначально – мюнц-кабинет): сомкнутый свод с распалубками; лепной намазной декор растительного характера в стиле барокко с включением в композицию лепных медальонов, имитирующих медали лепщик Г.Ф. Партьер, 1761 г. пом. 69 (пл. 8,4 кв. м), пом. 73 (пл. 11 кв. м): цилиндрический оштукатуренный свод; пом. 80, пл. 224, 6 кв.м (зал Японии): пологий свод с распалубками, опирающийся на пилоны, делящие зал на три нефа; профилированные тяги и архивольты, декорирующие своды перекрытия; система крестовых сводов, перекрывающих боковые нефы; покрытие пола боковых нефов плитами серого и тёмно-красного известняка; покрытие пола центрального нефа плитами мрамора двух цветов, выложенными в шахматном порядке; пом. 81, пл.198, 8 кв. м (ротонда): объёмно-планировочная композиция круглого зала–ротонды, перекрытого куполом с окнами-люкарнами, раскрытыми в обходную галерею 3-го этажа; по периметру окружен галереей, соединенной с подкупольным объёмом высокими открытыми проёмами с полуциркульным завершением; система крестовых сводов в обходной галерее; покрытие пола плитами известняка тёмно-красных оттенков; роспись свода купола, фриза и простенков: в центре купола живописная розетка, от которой радиально расходятся расширяющиеся книзу пояса растительного орнамента; между ними – живописное изображение кессонов с розетками. На стенах восемь живописных композиций с изображением атрибутов искусств; выше – фриз с чередующимися живописными изображениями маскаронов и розеток в обрамлении венков; гризайль, темперно-клеевая живопись по штукатурке, худ. Ф.Ф. Рихтер, 1819-1825 гг.; лепной карниз, декорированный порезкой из пальметок и акантовых листьев, а также мутулами с гуттами и розетками двух видов; пом. 82, пл. 245,0 кв. м (зал Африки): пологий свод с распалубками, опирающийся на пилоны, делящие зал на три нефа*; * в настоящее время пилоны гладкооштукатурены, при реставрации 2002 года раскрыт фрагмент первоначального руста на одном из пилонов профилированные тяги и архивольты, декорирующие своды перекрытия; система крестовых сводов, перекрывающих боковые нефы; покрытие пола известняковыми плитами: в центральном нефе – серого цвета, в боковых – тёмно-вишневого оттенка; пом. 85 (пл. 24,0 кв.м), пом. 88 (пл. 22,6 кв.м), пом. 89 (23,3 кв. м), пом. 70 (пл. 23,8 кв.м), пом. 71 (пл. 23,8 кв.м) (кабинеты научных сотрудников): сомкнутые оштукатуренные своды с распалубками; пом. 83, пл. 28,7 кв.м (кабинет научных сотрудников): сомкнутый свод с распалубками; полихромная темперно-клеевая роспись свода в характере древнеегипетского искусства: свод расписан жёлтыми лучами на голубом фоне, в двух распалубках полихромные изображения сидящих женских фигур у жертвенника; на одной части свода – стилизованное изображение птицы; по периметру свода фриз с изображениями коленопреклоненных фигур, ваз, змей и пр.; портал, расписанный полихромными изображениями человеческих фигур в характере изображений в древнеегипетских гробницах, в перемычке – стилизованное изображение птицы; худ. Ф.Ф.Рихтер, 1825 г. печь круглая, оштукатуренная, расписанная в темперно-клеевой технике, в манере, аналогичной росписи свода, с изображением двух стоящих мужских фигур; навершие печи в виде получаши; покрытие пола плитами известняка; пом. 84, пл. 23,9 кв. м (кабинет научных сотрудников): крестовый свод с распалубками; полихромная темперно-клеевая роспись свода в характере древнеегипетского искусства: по ребрам свода полосы из цветов лотоса, тюльпанов и листьев, в центре – звезда, по краю – полихромный пояс с изображениями человеческих фигур, попугаев и цветов лотоса, над ним – композиции в виде ладьи с фигурками божеств в них, в распалубках свода – изображения божеств в виде птиц; портал, расписанный в технике гризайль на египетские мотивы; худ. Ф.Ф.Рихтер, 1825 гг. покрытие пола плитами известняка; помещения II этажа: пом. 108, пл. 284,3 кв. м (зал Индии): двусветный зал с обходной галереей на уровне верхнего света - профилированный карниз и тяга по периметру плоского оштукатуренного перекрытия; обходная галерея по периметру зала на лепных (гипс, папье-маше) кронштейнах, сплошь покрытых орнаментом рокайльного характера, с металлическим ограждением в виде стрельчатых арок; пом. 106, пл. 147,9 кв. м (обходная галерея ротонды): крестовые своды с распалубками; пом. 105, пл. 283,1 кв. м (экспозиция первых естественнонаучных коллекций): двусветный зал с обходной галереей на уровне верхнего света лепной плафон в стиле барокко: вокруг центрального гладкого «зеркала» в фигурной раме размещены композиции из свободно расположенных крупных рокайльных завитков, в которых помещены композиции с изображением атрибутов наук (книги, глобус, астрономические инструменты) и корзинами с цветами; лепщик И. Г. Джани, 1757 г. горельеф «Празднующая Европа» с изображением Петра I, на падуге восточной стены зала: в центре композиции сидящая на облаках женская фигура, трубящая в рог, левой рукой поддерживающая овальный медальон с барельефом Петра I. Возле барельефа орёл с распростертыми крыльями, сидящий на древке знамени (гипс, 1777-1779 гг.); горельеф «Россия» на падуге западной стены зала: в центре композиции на фоне облаков сидящая женская фигура в горностаевой мантии, в правой руке держащая скипетр, а в левой – барельеф с профильным портретом Екатерины II. Под барельефом орёл с распростертыми крыльями (гипс, 1777-1779 гг.); обходная галерея по периметру зала на лепных (гипс, папье-маше) кронштейнах, сплошь покрытых орнаментом рокайльного характера, с металлическим ограждением в виде стрельчатых арок; пом. 93 (пл. 24,8 кв. м), пом. 94 (пл. 28,7 кв. м), пом. 104, пл. 30,1 кв.м, пом. 111 (пл. 30, 7 кв.м), пом. 110 (пл. 22,7 кв.м): профилированный карниз и тяги по периметру перекрытий; пом. 104, пл. 30,1 кв.м: лепной карниз в виде бус с катушкой и порезкой из пальметт помещения III этажа: пом. 143, пл. 215,3 кв. м (музей М. В. Ломоносова): полуциркульные арки; купольный свод с распалубками; своды обходной галереи; пом. 135 (пл. 60,8 кв.м), пом. 140 (пл. 31,7 кв.м), пом. 138 (пл. 56,8 кв.м) библиотека (читальный зал и хранилища), пом. 145 (пл. 30,4 кв.м), пом. 147 (пл. 30,9 кв.м), пом. 148 (пл. 10,4 кв.м), пом. 151 пл. 17,0 кв.м), пом. 152 пл. 38,9 кв.м): падуги и профилированные карнизы по периметру перекрытий; пом. 154 (пл. 10, 9 кв. м), пом. 136 (пл. 6,1 кв. м): цилиндрический свод помещения IV этажа: пом. 161, пл. 67,0 кв. м (астрономическая обсерватория академии наук): зеркальный свод с распалубками; живописный плафон: в центре круга на голубом фоне изображение Аполлона в колеснице, запряженной квадригой лошадей, по периметру изображения знаков зодиака; по контуру плафона живописная рама с растительным орнаментом, выполненным в манере гризайль; росписи распалубок и простенков в манере гризайль с изображением растительных орнаментов и многофигурных композиций с путти и атрибутами астрономии; (темперно-клеевая живопись по штукатурке, худ. Ф.Ф.Рихтер, 1819-1825 гг.); покрытие пола плитами известняка темно-серого и вишневого оттенков помещение V этажа (зал Большого Академического глобуса): покрытие пола известняковыми плитами Декоративно-художественная отделка интерьеров корпуса, выходящего на Таможенный переулок: помещения I этажа: вестибюль главной лестницы: крестовый свод, оформленный профилированными тягами и архивольтами; полуциркульная арка с профилированным архивольтом; оформление стен филенками в профилированном обрамлении, отделка нижней части под квадровый руст; выстилка пола метлахской двухцветной плиткой с бордюром с орнаментом меандра; тамбур входа дубовый с трехстворчатой дубовой дверью, декорированной фигарейными филенками в профилированных рамах; оформление парадной лестницы – стены оштукатурены, в нижней части рустованы, в верхней – декорированы прямоугольными филенками в профилированных обрамлениях; профилированный карниз; лепные кронштейны, поддерживающие лестничные площадки; двери площадки второго этажа дубовые двупольные, на три фигарейные филёнки; пом. 63, пл. 233,1 кв.м, пом. 64, пл. 237,3 кв.м, пом. 65, пл. 43,4 кв.м (залы Северной Америки): перекрытие в виде системы парусных сводов, декорированных профилированными архивольтами и круглыми розетками в центре; пом. 60 (пл. 28,2 кв. м); пом. 62 (пл. 29,5 кв.м): перекрытие с падугами и профилированными карнизами Помещения II и III этажа: пом. 119, пл. 346,4 кв.м, 118, пл. 228,0 кв.м (залы Кореи, Монголии, Китая), пом. 129, пл. 380,1 кв.м (зал археологии): оформление перекрытий профилированными карнизами и выпущенными балками, поддерживаемыми лепными кронштейнам.