Владимирский собор

Собор (Санкт-Петербург, г. Кронштадт, пр. Ленина, дом 9, литера А).  Объемно-пространственное решение:  исторические местоположение, габариты и конфигурация разновысокого здания собора на высоком подклете, представляющего собой пятинефную базилику с двумя крайними пониженными нефами, с двумя трансептами в восточной и западной частях собора, увенчанными разнесенным пятиглавием – три главы венчают восточную часть храма, две расположены в завершении западного трансепта, с высокой колокольней между главами западного трансепта (главы и колокольня  в виде восьмерика на четверике), тремя гранеными апсидами (центральная повышенная) в завершении восточной алтарной части собора и высокой папертью с портиком с западной стороны собора;  исторические габариты и конфигурация скатных крыш над центральной частью собора, куполов глав и шатра и купола колокольни, купольные завершения апсид;  материал окрытия крыш, куполов, шатра колокольни и апсид (металл).  историческое решение характера отделки крестов в завершении глав (золочение).  Конструктивная система здания:   наружные и внутренние капитальные стены – местоположение, материал (кирпич);  исторические отметки перекрытий;  коробовые, коробовые с распалубками, , прусские (по балкам), крестовые с распалубками своды цокольного этажа;  крестовые с подпружными арками своды притвора и крайних пониженных нефов;  опорные колонны с подпружными арками, делящие внутренний объем храма на нефы – габариты, конфигурация (круглая), материал (чугун);  купольные своды апсид;  крестовые своды помещения хоров;  коробовые с распалубками своды помещений в основании колокольни;  лестница на хоры и колокольню – местоположение, габариты, тип (четырехмаршевая, в завершении двухмаршевая), конструкция (марши на ползучих арках), материал (известняк) и профиль ступеней;  лестница из пономарни в цокольный этаж- местоположение, габариты, тип (двухмаршевая, забежная), материал (известняк) и профиль ступеней;  лестница паперти – местоположение, габариты, тип (маршевая), материал ступеней и устоев (гранит);  лестница входа в помещения цокольного этажа – местоположение, габариты, тип (маршевая), исторический материал ступеней (известняк).  Объемно-планировочное решение:  историческое объемно-планировочное решение собора, включая двусветную центральную часть.  Архитектурно-художественное решение фасадов:  историческое колористическое решение фасадов;*  *восстановлено при реставрационных работах в 1991-2009гг.  материал и характер отделки фасадов – гладкая штукатурка;  материал и характер отделки высокого цоколя – блоки из гранита с профилированным завершением;  местоположение, габариты, конфигурация (лучковая – проемы цокольного этажа, полуциркульная) оконных и дверных проемов, включая проемы слуховых окон шатра колокольни и проемы яруса звона колокольни;  исторические рисунок , материал, цвет оконных и дверных заполнений;  архитектурно-художественное оформление фасадов в характере историзма с использованием элементов древнерусской архитектуры:  профилированные ступенчатые штукатурные тяги и карнизы с металлическим окрытием, включая венчающие карнизы (оформление завершения цокольногог этажа, завершения объемов и этажей собора, апсид, четвериков и восьмериков глав и яруса звона колокольни);  лепные наличники с фланкирующими круглыми полуколонками с фигурными перехватами, базами  и капителями с растительным орнаментом и двойными завершениями, подоконными панелями на фигурных кронштейнах и прямоугольными сандриками с завершением в виде тройных кокошников (оформлении оконных проемов первого этажа, четвериков западных глав и киотов апсид и четверика восточных глав);  лепные круглые полуколонки с фигурными перехватами, основаниями и завершениями (оформление границ трансептов в уровне первого и второго этажей и простенков яруса звона колокольни);   фигурные, прямоугольные, арочные филенки и ниши, в том числе в виде крестов различной формы (оформление фасадов основного объема, апсид и восьмериков глав и проемы яруса звона колокольни);  пояса стилизованных машикулей (оформление завершения первого этажа и филенок первого этажа);  лепные тройные кокошники, в том числе пояс с  килевидными кокошниками                                                           (оформление завершения северного и южного фасадов восточного трансепта, оформление основания шатра  колокольни);  аркатурные пояса с круглыми лепными полуколонками с фигурными перехватами, базами и капителями с растительным орнаментом и  (оформление оконных проемов второго этажа и второго яруса центральной апсиды) с круглыми полуколонками с фигурными базами и капителями со сдвоенными арками с фигурными гирьками (оформление глухих цилиндрических барабанов глав) и с рустованной центральной частью и фигурными основаниями (оформление фигурных ниш западного фасада);  лепные пояса кокошников (оформление восьмериков глав);  луковичные главки в завершении глав и шатра колокольни;  портик  с колоннами  и пилястрами, оформленными круглыми сдвоенными полуколоннами с  фигурными перехватами, капителями и базами с растительным и геометрическим орнаментом, завершенными линией из пяти арок оформленных архивольтами и крестообразеными нишами      (в оформлении паперти);  штукатурный профилированный ступенчатый карниз с металлическим окрытием в завершении западного фасада портика со штукатурным поясом с сухариками в основании, раскрепованный по центру аттиком в виде трехцентровой арки с килевидным завершением с вписанной  в нее полуциркульной нишей киота, оформленной штукатурным лепным наличником с фланкирующими фигурными полуколонками  и фигурными филенками с лепными элементами растительного орнамента по сторонам;    штукатурный рустованный профилированный архивольт с фланкирующими полуколонками с фигурными перехватами, капителями и базами  (оформление оконного проема хоров во втором ярусе центральной части западного фасада;  двойной штукатурный профилированный наличник с фигурными полуколонками с перехватами во внутренней части (оформление прямоугольного киота в завершении западного фасада);  треугольные фронтончики на фигурных полуколоннах; (оформление слуховых окон шатра колокольни).  Декоративно-художественная   отделка интерьеров:  историческая отделка полов внутренних помещений  центральных и боковых нефов, алтарной части и притвора собора метлахской плиткой (частично отреставрирована, частично воссоздана из современной керамической плитки) желтого, коричневого, черного серого цвета геометрического рисунка, частично сгруппированного в отдельные прямоугольные участки, ограниченные поясами одноцветного бордюра и бордюра с геометрическим орнаментом ;  исторический характер отделки полов хоров и колокольни известняковыми плитами;  оформление стены притвора со стороны церковного зала:  оформление арочных проемов притвора: фигурные профилированные лепные наличники с внутренними фризами и валиками в основании, с полихромной орнаментальной росписью в масляной технике по штукатурке с рисунком в виде растительного и геометрического орнамента и пальметт (отреставрирована с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам)  в оформлении перемычек проемов; фланкирующие проемы трехчетвертными кирпичными колонками на высоком пьедестале, с фигурными перехватами, и капителями композитного ордера;   оформление десюдепортов над проемами фигурными филенками, образованными профилированными тягами с круглыми медальонами в центре с вписанными живописными изображениями крестов в масляной технике по штукатурке (отреставрирована с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  оформление простенков, фланкирующих центральную арку профилированными тягами в нижней части и фигурными филенками, образованными профилированными тягами с вписанными в центральные филенки живописными изображениями в масляной технике по штукатурке апостолов Св. Петра и Св. Павла (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов);   формление стенки парапета хор над десюдепортами горизонтальными профилированными тягами, образующими плоские фризы с полихромной орнаментальной росписью в масляной технике по штукатурке с рисунком в виде элементов растительного и геометрического орнамента и плетеных гирлянд (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  плоские пилястры по краям простенков между центральным и боковыми проемами притвора  (крайние основания арок, делящих собор на нефы) на высоком пьедестали, оформленные профилированными тягами в нижней части, фланкирующми вертикальными валиками с геометрическим расписным орнаментом, поясами лепного зигзагообразного орнамента, образованные лепными профилированными тягами в основании и завершении пилястр с поясом жемчужника в нижней части;  прямоугольными филенками в центральной части пилястр и фигурными капителями, ограниченными поясами жемчужника с перевернутыми полушариями в основании, и трапециевидными завершениями с валиками с лепными и живописными  изображениями креста в круге на цветном фоне с элементами растительного орнамента на полушариях и плетеными гирляндами на завершении (все росписи  полихромные в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  оформление арочных проемов помещений хоров двойными архивольтами, образованными профилированными тягами и круглыми валиками в основании, над архивольтами фигурные филенки и горизонтальный фриз с тремя круглыми медальонами (над центральной аркой) с вписанными в них изображениями крестов, образованные лепными профилированными тягами;  на архивольтах и внутреннем пространстве  арок хоров полихромная орнаментальная роспись в масляной технике по штукатурке с рисунком в виде растительного и геометрического орнамента плетеных гирлянд, крестов, вписанных в круги, элементов христианской символики и  композиций религиозного характера (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  оформление потолка помещений хоров периметральными профилированными штукатурными тягами  дверные заполнения притвора (воссозданы по соранившимся подлинным элементами и образцам) – материал (дерево), рисунок (с полуциркульными застекленными фрамугами, горизонтальными и вертикальными филенками и импостом под фрамугами с поясом сухариков со стороны церковного зала);  оформление опорных колонн собора:  опорные колонны центральных нефов - высокие фигурные восьмигранные базы с круглым завершением, поясами лепного зигзагообразного орнамента, образованные лепными профилированными тягами в основании и завершении колонн с поясом жемчужника в нижней части;  и фигурными четырехгранными капителями  в виде перевернутого полушария со срезанными углами, ограниченными поясами жемчужника, трапециевидными завершениями с валиками с лепными и живописными  изображениями креста в круге на цветном фоне с элементами растительного орнамента на полушариях и плетеными гирляндами на завершении (все росписи  полихромные в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  опорные колонны боковых нефов – фигурные низкие базы с восьмиугольным основанием и круглым завершением со стилизованными поясами жемчужника, фигурные массивные четырехгранные капители с круглыми орнаментированными поясами в основании со срезанными углами с поясами жемчужника в завершении, оформленные изображениями элементов растительного орнамента и крестов (капители металлические, расписные);  оформление арок центральных нефов- архивольты с внешней и внутренней стороны, образованные профилированными тягами и круглыми валиками по ребрам арок, в основании валиков над абаками фигурные орнаментированные трехчетвертные колонки с фигурными основаниями и завершениямик, На внутренней поверхности арок, архивольтах внутренней стороны, валиках и колонках полихромная роспись в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам),  на внутренней поверхности арок и архивольтах рисунок в виде плететых гирлянд, элементов растительного орнамента и изображений крестов, вписанных в фигурные медальоны, , на валиках и колонках рисунок в виде плетенки;  на внутренних откосах центральных арок полихромные живописные в масляной технике по штукатурке изображения четырех Евангелистов (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов);  оформление арок боковых нефов- архивольты с внешней и внутренней стороны, образованные профилированными тягами и круглыми валиками по ребрам арок, на внутренней поверхности арок, архивольтах внутренней стороны и валиках полихромная роспись в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам),  на внутренней поверхности арок рисунок в виде плететых гирлянд, элементов растительного орнамента и изображений крестов, вписанных в круглые медальоны, на архивольтах рисунком в виде растительного и геометрического орнамента и пальметт, на валиках и колонках рисунок в виде плетенки; на внутренних откосах арок круглые лепные медальоны с вписанными в них полихромными живописными в масляной технике по штукатурке изображениями апостолов (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов);  горизонтальные периметральные профилированные тяги в завершении первого яруса собора, образующие фризы с орнаментальной полихромной росписью в виде элементов растительного и геометрического рисунка, гирлянд, плетенки и пальметт в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  оформление алтарной части собора тремя разновеликими арками;  центральная арка алтаря оформлена архивольтом, образованном профилированными тягами  и валиками в основании с двумя узкими фризами, украшенными орнаментальной росписью в виде гирлянд и пальмет и центральным фризом с вписанной надписью церковно-славянской вязью с цитатой из  20 псалма «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется», украшенной с двух сторон виньетками (роспись и надпись полихромные, в масляной технике по штукатурке, отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  оформление десюдепорта центральной арки фигурной филенкой, образованной профилированными тягами с вписанной живописной полихромной композицией  в масляной технике по штукатурке «Собор Ангелов и Архангелов» (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам), с двумя круглыми медальонами с вписанными крестами в основании и поясом с тремя круглыми медальонами с вписанными крестами в  завершении;  оформление боковых арочных проемов алтарной части профилированными валиками по краю арки и фигурными филенками в десюдепорте, образованными профилированными тягами с круглыми лепными медальонами по центру с вписанными полихромными изображениями в масляной технике по штукатурке Св. князя Владимира (на южной арке) и Св. княгини Ольги (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов);  оформление второго яруса  восточной стены собора над боковыми  арками алтарной части фигурными филенками образованными  профилированными тягами с гирьками с вписанными живописными полихромными композициями  в масляной технике по штукатурке «Преображение» (над южной аркой) и «Вознесение» (над северной  аркой) (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов);  на внутренней поверхности центральной алтарной арки профилированные валики , делящие ее на три фриза, на валиках и фризах историческая полихромная живопись в масляной технике по штукатурке, на западном фризе узкие пояса геометрического орнамента и центальная композиция  в виде плетеных растительных гирлянд и изображением в центре креста с закругленными ветвями;  на центральном фризе на зеленом фоне золотые изображения стилизованных крестов с крпным изображением креста по центру;  на восточном фризе  орнаментальный пояс из растительных гирлянд с крестами, вписанными в ромбические розетки, по центру живописная композиция, изображающая двух коленопреклоненных ангелов перед алтарем с чашой и голубем; на валиках рисунок в виде плетенки (все росписи отреставрированные, с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  плоские пилястры в простенках между арками алтарной части (крайние основания арок, делящих собор на нефы) на высоком пьедестали, оформленные профилированными тягами в нижней части, фланкирующми вертикальными валиками с геометрическим расписным орнаментом, поясами лепного зигзагообразного орнамента, образованные лепными профилированными тягами в основании и завершении пилястр с поясом жемчужника в нижней части;  прямоугольными филенками в центральной части пилястр и фигурными капителями, ограниченными поясами жемчужника с перевернутыми полушариями в основании, и трапециевидными завершениями с валиками с лепными и живописными  изображениями креста в круге на цветном фоне с элементами растительного орнамента на полушариях и плетеными гирляндами на завершении (все росписи  полихромные в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам);  оформление простенков окон второго яруса собора фигурными филенками, образованными профилированными тягами с гирьками, в филенки вписаны полихромные живописные в масляной технике по штукатурке образы и композиции:   по южной стене (с востока на запад):  образ Василия Великого (изображен стоящим, в церковном облачении, сложившим руки на груди, с чернильцицей в руках),  композиция «Крещение»,   композиция «Благовещение»,  образ Григория Богослова (изображен стоящим в церковном облачении с трехсвечником в правой и одной свечой в левой руке),  по северной стене (с востока на запад):   образ Иоанна Златоуста (изображен стоящим в церковном облачении со сложенными руками),   композиция «Сретение»,   композиция «Успение»,   образ Григория Двоеслова (изображен стоящим в церковном облачении с двумя трехсвечниками в руках)*  *образы и композиция «Крещение» отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам, остальные композиции - росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов;  оформление потолков центральных нефов прямоугольными кессонами, разделенными профилированными тягами на фигурных кронштейнах с вписанными в кессоны квадратными филенками с лепными розетками, оформленными полуколонками с фигурными элементами по углам;  оформление боковых нефов- тяги по ребрам подпружных арок, фигурные филенки на откосах подпружных арок, образованные профилированными тягами, периметральные штукатурные тяги в оформлении потолков.

Полный адрес: Санкт-Петербург, город Кронштадт, проспект Ленина, дом 9, литера А
Время создания: 1875-1879 гг.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Регионального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте