Собор (Санкт-Петербург, г. Кронштадт, пр. Ленина, дом 9, литера А). Объемно-пространственное решение: исторические местоположение, габариты и конфигурация разновысокого здания собора на высоком подклете, представляющего собой пятинефную базилику с двумя крайними пониженными нефами, с двумя трансептами в восточной и западной частях собора, увенчанными разнесенным пятиглавием – три главы венчают восточную часть храма, две расположены в завершении западного трансепта, с высокой колокольней между главами западного трансепта (главы и колокольня в виде восьмерика на четверике), тремя гранеными апсидами (центральная повышенная) в завершении восточной алтарной части собора и высокой папертью с портиком с западной стороны собора; исторические габариты и конфигурация скатных крыш над центральной частью собора, куполов глав и шатра и купола колокольни, купольные завершения апсид; материал окрытия крыш, куполов, шатра колокольни и апсид (металл). историческое решение характера отделки крестов в завершении глав (золочение). Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные стены – местоположение, материал (кирпич); исторические отметки перекрытий; коробовые, коробовые с распалубками, , прусские (по балкам), крестовые с распалубками своды цокольного этажа; крестовые с подпружными арками своды притвора и крайних пониженных нефов; опорные колонны с подпружными арками, делящие внутренний объем храма на нефы – габариты, конфигурация (круглая), материал (чугун); купольные своды апсид; крестовые своды помещения хоров; коробовые с распалубками своды помещений в основании колокольни; лестница на хоры и колокольню – местоположение, габариты, тип (четырехмаршевая, в завершении двухмаршевая), конструкция (марши на ползучих арках), материал (известняк) и профиль ступеней; лестница из пономарни в цокольный этаж- местоположение, габариты, тип (двухмаршевая, забежная), материал (известняк) и профиль ступеней; лестница паперти – местоположение, габариты, тип (маршевая), материал ступеней и устоев (гранит); лестница входа в помещения цокольного этажа – местоположение, габариты, тип (маршевая), исторический материал ступеней (известняк). Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение собора, включая двусветную центральную часть. Архитектурно-художественное решение фасадов: историческое колористическое решение фасадов;* *восстановлено при реставрационных работах в 1991-2009гг. материал и характер отделки фасадов – гладкая штукатурка; материал и характер отделки высокого цоколя – блоки из гранита с профилированным завершением; местоположение, габариты, конфигурация (лучковая – проемы цокольного этажа, полуциркульная) оконных и дверных проемов, включая проемы слуховых окон шатра колокольни и проемы яруса звона колокольни; исторические рисунок , материал, цвет оконных и дверных заполнений; архитектурно-художественное оформление фасадов в характере историзма с использованием элементов древнерусской архитектуры: профилированные ступенчатые штукатурные тяги и карнизы с металлическим окрытием, включая венчающие карнизы (оформление завершения цокольногог этажа, завершения объемов и этажей собора, апсид, четвериков и восьмериков глав и яруса звона колокольни); лепные наличники с фланкирующими круглыми полуколонками с фигурными перехватами, базами и капителями с растительным орнаментом и двойными завершениями, подоконными панелями на фигурных кронштейнах и прямоугольными сандриками с завершением в виде тройных кокошников (оформлении оконных проемов первого этажа, четвериков западных глав и киотов апсид и четверика восточных глав); лепные круглые полуколонки с фигурными перехватами, основаниями и завершениями (оформление границ трансептов в уровне первого и второго этажей и простенков яруса звона колокольни); фигурные, прямоугольные, арочные филенки и ниши, в том числе в виде крестов различной формы (оформление фасадов основного объема, апсид и восьмериков глав и проемы яруса звона колокольни); пояса стилизованных машикулей (оформление завершения первого этажа и филенок первого этажа); лепные тройные кокошники, в том числе пояс с килевидными кокошниками (оформление завершения северного и южного фасадов восточного трансепта, оформление основания шатра колокольни); аркатурные пояса с круглыми лепными полуколонками с фигурными перехватами, базами и капителями с растительным орнаментом и (оформление оконных проемов второго этажа и второго яруса центральной апсиды) с круглыми полуколонками с фигурными базами и капителями со сдвоенными арками с фигурными гирьками (оформление глухих цилиндрических барабанов глав) и с рустованной центральной частью и фигурными основаниями (оформление фигурных ниш западного фасада); лепные пояса кокошников (оформление восьмериков глав); луковичные главки в завершении глав и шатра колокольни; портик с колоннами и пилястрами, оформленными круглыми сдвоенными полуколоннами с фигурными перехватами, капителями и базами с растительным и геометрическим орнаментом, завершенными линией из пяти арок оформленных архивольтами и крестообразеными нишами (в оформлении паперти); штукатурный профилированный ступенчатый карниз с металлическим окрытием в завершении западного фасада портика со штукатурным поясом с сухариками в основании, раскрепованный по центру аттиком в виде трехцентровой арки с килевидным завершением с вписанной в нее полуциркульной нишей киота, оформленной штукатурным лепным наличником с фланкирующими фигурными полуколонками и фигурными филенками с лепными элементами растительного орнамента по сторонам; штукатурный рустованный профилированный архивольт с фланкирующими полуколонками с фигурными перехватами, капителями и базами (оформление оконного проема хоров во втором ярусе центральной части западного фасада; двойной штукатурный профилированный наличник с фигурными полуколонками с перехватами во внутренней части (оформление прямоугольного киота в завершении западного фасада); треугольные фронтончики на фигурных полуколоннах; (оформление слуховых окон шатра колокольни). Декоративно-художественная отделка интерьеров: историческая отделка полов внутренних помещений центральных и боковых нефов, алтарной части и притвора собора метлахской плиткой (частично отреставрирована, частично воссоздана из современной керамической плитки) желтого, коричневого, черного серого цвета геометрического рисунка, частично сгруппированного в отдельные прямоугольные участки, ограниченные поясами одноцветного бордюра и бордюра с геометрическим орнаментом ; исторический характер отделки полов хоров и колокольни известняковыми плитами; оформление стены притвора со стороны церковного зала: оформление арочных проемов притвора: фигурные профилированные лепные наличники с внутренними фризами и валиками в основании, с полихромной орнаментальной росписью в масляной технике по штукатурке с рисунком в виде растительного и геометрического орнамента и пальметт (отреставрирована с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам) в оформлении перемычек проемов; фланкирующие проемы трехчетвертными кирпичными колонками на высоком пьедестале, с фигурными перехватами, и капителями композитного ордера; оформление десюдепортов над проемами фигурными филенками, образованными профилированными тягами с круглыми медальонами в центре с вписанными живописными изображениями крестов в масляной технике по штукатурке (отреставрирована с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); оформление простенков, фланкирующих центральную арку профилированными тягами в нижней части и фигурными филенками, образованными профилированными тягами с вписанными в центральные филенки живописными изображениями в масляной технике по штукатурке апостолов Св. Петра и Св. Павла (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов); формление стенки парапета хор над десюдепортами горизонтальными профилированными тягами, образующими плоские фризы с полихромной орнаментальной росписью в масляной технике по штукатурке с рисунком в виде элементов растительного и геометрического орнамента и плетеных гирлянд (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); плоские пилястры по краям простенков между центральным и боковыми проемами притвора (крайние основания арок, делящих собор на нефы) на высоком пьедестали, оформленные профилированными тягами в нижней части, фланкирующми вертикальными валиками с геометрическим расписным орнаментом, поясами лепного зигзагообразного орнамента, образованные лепными профилированными тягами в основании и завершении пилястр с поясом жемчужника в нижней части; прямоугольными филенками в центральной части пилястр и фигурными капителями, ограниченными поясами жемчужника с перевернутыми полушариями в основании, и трапециевидными завершениями с валиками с лепными и живописными изображениями креста в круге на цветном фоне с элементами растительного орнамента на полушариях и плетеными гирляндами на завершении (все росписи полихромные в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); оформление арочных проемов помещений хоров двойными архивольтами, образованными профилированными тягами и круглыми валиками в основании, над архивольтами фигурные филенки и горизонтальный фриз с тремя круглыми медальонами (над центральной аркой) с вписанными в них изображениями крестов, образованные лепными профилированными тягами; на архивольтах и внутреннем пространстве арок хоров полихромная орнаментальная роспись в масляной технике по штукатурке с рисунком в виде растительного и геометрического орнамента плетеных гирлянд, крестов, вписанных в круги, элементов христианской символики и композиций религиозного характера (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); оформление потолка помещений хоров периметральными профилированными штукатурными тягами дверные заполнения притвора (воссозданы по соранившимся подлинным элементами и образцам) – материал (дерево), рисунок (с полуциркульными застекленными фрамугами, горизонтальными и вертикальными филенками и импостом под фрамугами с поясом сухариков со стороны церковного зала); оформление опорных колонн собора: опорные колонны центральных нефов - высокие фигурные восьмигранные базы с круглым завершением, поясами лепного зигзагообразного орнамента, образованные лепными профилированными тягами в основании и завершении колонн с поясом жемчужника в нижней части; и фигурными четырехгранными капителями в виде перевернутого полушария со срезанными углами, ограниченными поясами жемчужника, трапециевидными завершениями с валиками с лепными и живописными изображениями креста в круге на цветном фоне с элементами растительного орнамента на полушариях и плетеными гирляндами на завершении (все росписи полихромные в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); опорные колонны боковых нефов – фигурные низкие базы с восьмиугольным основанием и круглым завершением со стилизованными поясами жемчужника, фигурные массивные четырехгранные капители с круглыми орнаментированными поясами в основании со срезанными углами с поясами жемчужника в завершении, оформленные изображениями элементов растительного орнамента и крестов (капители металлические, расписные); оформление арок центральных нефов- архивольты с внешней и внутренней стороны, образованные профилированными тягами и круглыми валиками по ребрам арок, в основании валиков над абаками фигурные орнаментированные трехчетвертные колонки с фигурными основаниями и завершениямик, На внутренней поверхности арок, архивольтах внутренней стороны, валиках и колонках полихромная роспись в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам), на внутренней поверхности арок и архивольтах рисунок в виде плететых гирлянд, элементов растительного орнамента и изображений крестов, вписанных в фигурные медальоны, , на валиках и колонках рисунок в виде плетенки; на внутренних откосах центральных арок полихромные живописные в масляной технике по штукатурке изображения четырех Евангелистов (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов); оформление арок боковых нефов- архивольты с внешней и внутренней стороны, образованные профилированными тягами и круглыми валиками по ребрам арок, на внутренней поверхности арок, архивольтах внутренней стороны и валиках полихромная роспись в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам), на внутренней поверхности арок рисунок в виде плететых гирлянд, элементов растительного орнамента и изображений крестов, вписанных в круглые медальоны, на архивольтах рисунком в виде растительного и геометрического орнамента и пальметт, на валиках и колонках рисунок в виде плетенки; на внутренних откосах арок круглые лепные медальоны с вписанными в них полихромными живописными в масляной технике по штукатурке изображениями апостолов (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов); горизонтальные периметральные профилированные тяги в завершении первого яруса собора, образующие фризы с орнаментальной полихромной росписью в виде элементов растительного и геометрического рисунка, гирлянд, плетенки и пальметт в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); оформление алтарной части собора тремя разновеликими арками; центральная арка алтаря оформлена архивольтом, образованном профилированными тягами и валиками в основании с двумя узкими фризами, украшенными орнаментальной росписью в виде гирлянд и пальмет и центральным фризом с вписанной надписью церковно-славянской вязью с цитатой из 20 псалма «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется», украшенной с двух сторон виньетками (роспись и надпись полихромные, в масляной технике по штукатурке, отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); оформление десюдепорта центральной арки фигурной филенкой, образованной профилированными тягами с вписанной живописной полихромной композицией в масляной технике по штукатурке «Собор Ангелов и Архангелов» (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам), с двумя круглыми медальонами с вписанными крестами в основании и поясом с тремя круглыми медальонами с вписанными крестами в завершении; оформление боковых арочных проемов алтарной части профилированными валиками по краю арки и фигурными филенками в десюдепорте, образованными профилированными тягами с круглыми лепными медальонами по центру с вписанными полихромными изображениями в масляной технике по штукатурке Св. князя Владимира (на южной арке) и Св. княгини Ольги (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов); оформление второго яруса восточной стены собора над боковыми арками алтарной части фигурными филенками образованными профилированными тягами с гирьками с вписанными живописными полихромными композициями в масляной технике по штукатурке «Преображение» (над южной аркой) и «Вознесение» (над северной аркой) (росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов); на внутренней поверхности центральной алтарной арки профилированные валики , делящие ее на три фриза, на валиках и фризах историческая полихромная живопись в масляной технике по штукатурке, на западном фризе узкие пояса геометрического орнамента и центальная композиция в виде плетеных растительных гирлянд и изображением в центре креста с закругленными ветвями; на центральном фризе на зеленом фоне золотые изображения стилизованных крестов с крпным изображением креста по центру; на восточном фризе орнаментальный пояс из растительных гирлянд с крестами, вписанными в ромбические розетки, по центру живописная композиция, изображающая двух коленопреклоненных ангелов перед алтарем с чашой и голубем; на валиках рисунок в виде плетенки (все росписи отреставрированные, с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); плоские пилястры в простенках между арками алтарной части (крайние основания арок, делящих собор на нефы) на высоком пьедестали, оформленные профилированными тягами в нижней части, фланкирующми вертикальными валиками с геометрическим расписным орнаментом, поясами лепного зигзагообразного орнамента, образованные лепными профилированными тягами в основании и завершении пилястр с поясом жемчужника в нижней части; прямоугольными филенками в центральной части пилястр и фигурными капителями, ограниченными поясами жемчужника с перевернутыми полушариями в основании, и трапециевидными завершениями с валиками с лепными и живописными изображениями креста в круге на цветном фоне с элементами растительного орнамента на полушариях и плетеными гирляндами на завершении (все росписи полихромные в масляной технике по штукатурке (отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам); оформление простенков окон второго яруса собора фигурными филенками, образованными профилированными тягами с гирьками, в филенки вписаны полихромные живописные в масляной технике по штукатурке образы и композиции: по южной стене (с востока на запад): образ Василия Великого (изображен стоящим, в церковном облачении, сложившим руки на груди, с чернильцицей в руках), композиция «Крещение», композиция «Благовещение», образ Григория Богослова (изображен стоящим в церковном облачении с трехсвечником в правой и одной свечой в левой руке), по северной стене (с востока на запад): образ Иоанна Златоуста (изображен стоящим в церковном облачении со сложенными руками), композиция «Сретение», композиция «Успение», образ Григория Двоеслова (изображен стоящим в церковном облачении с двумя трехсвечниками в руках)* *образы и композиция «Крещение» отреставрированы с воссозданием частичных утрат по сохранившимся аналогам, остальные композиции - росписи 1990-2000 гг. в характере монументальной живописи XIX в. на основе существующих аналогов; оформление потолков центральных нефов прямоугольными кессонами, разделенными профилированными тягами на фигурных кронштейнах с вписанными в кессоны квадратными филенками с лепными розетками, оформленными полуколонками с фигурными элементами по углам; оформление боковых нефов- тяги по ребрам подпружных арок, фигурные филенки на откосах подпружных арок, образованные профилированными тягами, периметральные штукатурные тяги в оформлении потолков.