Церковь святителя Николая, 1868-1871 гг., арх. Карпов Г.И., г.Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом 1, литера Б, (Монастырки р. наб., 1) 1.Объемно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация одноглавого здания церкви на подклете, прямоугольного в плане (четверик со срезанными углами), с куполом на низком глухом барабане, пониженным пятигранным объемом апсиды и притвором с двумя высокими крыльцами; купол – исторические габариты, конфигурация (луковичный, с крестом и яблоком), материал окрытия (металл), высотные отметки; крыши – исторические габариты, конфигурация (дугообразная,* двускатные), (металл), высотные отметки; * исторический вид дугообразной крыши притвора, с крестами на кокошниках (фрагмент изображения из фотографического альбома «Александро-Невская лавра в С. Петербурге», 1874); исторический апсиды церкви святителя Николая, фрагмент изображения из фотографического альбома «Александро-Невская лавра в С. Петербурге», 1874; 2.Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные); сводчатые кирпичные перекрытия, в том числе: купол на парусах; крестовый свод притвора; бочарный свод подвального зала под основным объемом церкви; крестовый с распалубками свод подвального помещения под алтарем; крестовые своды на подпружных арках подвального коридора под притвором; крестовые своды подвальных боковых помещений под лестничными площадками высоких крылец; конфигурация и габариты сводов; исторические отметки междуэтажных перекрытий; 3.Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение; 4.Архитектурно-художественное решение фасадов: архитектурно-художественное решение фасадов по проекту архитектора Г.И. Карпова в стиле эклектика; материал и характер отделки фасада – оштукатуренные кирпичные стены, ярусное сочетание руста, профилированных тяг, наличников, лопаток, пилястр, полуколон, глухих проемов, архивольтов и антаблемента с аттиком, исторический колер*; * по результатам научных исследований; цоколь – облицовка гранитными плитами; южное и северное крыльцо – материал (гранит, кирпич), исторические габариты (по результатам обмеров), конфигурация (четвертьоборотный лестничный гранитный марш, кирпичные оштукатуренные парапеты с металлическим окрытием), декор (профилированные тяги); исторические дверные проемы – габариты, конфигурация (двухарочные с гирькой в центре, с полуциркульным завершением), местоположение (притвор, цокольный этаж – западный и южный фасады); исторические оконные проемы – габариты, конфигурация (сквозные люкарны, проемы с полуциркульным завершением, сдвоенные, прямоугольные), рисунок расстекловки (по результатам обследования), местоположение (притвор, северный и южный фасады, апсида – цокольный этаж и основной объем); декорированный прямоугольным рустом цокольный этаж с профилированным карнизом, профилированные наличники дверных проемов в цоколе южного и западного фасадов; оформление углов основного объема здания раскрепованными пилястрами, в виде сдвоенных полуколонн (в ярусе антаблемента и горизонтальной профилированной тяги) на широких пьедесталах с контррельефами православного шестиконечного креста (в нижнем ярусе); заполнение срезанных углов прямоугольными филенками (верхний ярус) с ромбовидными нишами* (нижний ярус); * первоначально, с вписанными в них греческими крестами (см. фотографию церкви святителя Николая 1874 года); оформление сдвоенных оконных проемов в северном и южном фасадах профилированными архивольтами с килевидным завершением, пилястрами и полуколонками; профилированные архивольты, килевидные завершения порталов и наличника оконного проема в притворе; оформление оконных проемов в апсиде килевидными кокошниками; аттик с поясом полуциркульных филенок,* раскрепованный карниз в виде антаблемента (выносной профилированный карниз, фриз из дентикул, профилированный архитрав); * исторически – с поясом кокошников (см. фотографию церкви святителя Николая 1874 года; церковь святителя Николая, изображение из фотографического альбома «Александро-Невская лавра в С. Петербурге» (1874) 5.Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: историческое декоративно-художественное решение интерьера церкви, в том числе: живописное оформление купола и архивольтов – живопись темперно-клеевая по штукатурке, гризайль, орнаментальная на архивольтах и в виде кессонов с розетками в куполе, XIX в.; живописное оформление парусов – масло по штукатурке, полихромная, фигуративная живопись, с изображением евангелистов, XIX в.;