Храм римско-католический Святой Екатерины

Объёмно-пространственное и планировочное решение территории:  Местоположение             составляющих  ансамбль зданий, их роль в формировании панорамы застройки Невского проспекта и Итальянской улицы.    I. Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения  «Храм, 1763-1783 гг., арх. Валлен-Деламот Ж.-Б., арх. Ринадьди А.»,  входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения  «Храм римско-католический Святой Екатерины»  Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 32-34, литера А  (Невский просп., между домами 32 и 34). Объемно-  пространственное  решение: Исторические          габариты          и  конфигурация здания - однонефное с трансептом, нартексом и двумя одноапсидными пристройками у главного алтаря, одноэтажное на подвале, нартекс - двухэтажный; крыша - исторические габариты и  конфигурация (двухскатная,  стропильная), завершено куполом на  высоком барабане с фонарем;  лицевой фасад решен в виде  триумфальной арки с одним главным  входом, к которому ведут десять  гранитных ступеней, соединен двумя  арками с жилыми домами,  расположенных по адресу Невский  пр., д. 32 и 34 - исторические  габариты и конфигурация.  Конструктивная  система здания: Исторические наружные и  внутренние капитальные стены  (кирпичные);  междуэтажные перекрытия -  местоположение;  своды – полуциркульные с  распалубками на подпружных арках  (помещения подвала); своды – цилиндрические на  подпружных арках (помещение 95-Н  (5), неф);  перекрытие – купол на барабане с  подпружными арками и парусами  (помещение 95-Н (5);  свод – купольный на парусах и  подпружных арках (помещение 95-Н  (6);  три абсиды с конховым  завершением; четыре уплощенных купольных  свода с профилированными тягами в  основании (в объемах по сторонам  от главного входа в уровне 1-го и 2-  го этажей);  овальные ниши в объемах по  сторонам от главного входа в уровне  2-го этажа; лестница (историческая до 2-го  этажа, выше - современная) –  местоположение (юго-восточная  часть здания), тип (винтовая),  конструкция (на металлическом  стержне), вид материала ступеней  (металл), оформление (ажурные  подзоры);  лестница (современная) –  местоположение (юго-западная часть  здания), тип (винтовая); Объемно-  планировочное  решение:  историческое объемно-  планировочное решение.  Архитектурно-художественное  решение фасадов: вид материала и характер отделки  фасадов – гладкая штукатурка; вид материала и характер отделки  цоколя здания – известняк, цоколи  арочных проемов – гранит;  исторический дверной проем –  габариты, конфигурация  (прямоугольный), местоположение  (лицевой фасад), оформление  (профилированный наличник,  профилированный треугольный  сандрик, с поясом сухариков на  волютообразных кронштейнах и  лепной провисающей гирляндой  (средняя часть утрачена, между  кронштейнами на мраморной доске  надпись из бронзы);  историческое заполнение дверного  проема (втор. пол. XVIII в.*) –  конструкция (двухстворчатые, с  двумя нестворными заполнениями в  верхней части), оформление  (фигурные и прямоугольные  филенки, резьба), материал (дуб),  фурнитура (бронза, литье);  *реставрация с восполнением резьбы  и воссозданиемкрыльцо центрального входа –  местоположение, габариты,  конструкция, материал ступеней  (гранит);  два фонаря на чугунных  кронштейнах – местоположение (по  обеим сторонам от главного входа),  конфигурация, габариты,  оформление (шестигранные фонари  на кронштейнах, декорированных  волютообразными деталями с  растительным орнаментом);  металлическое ограждение паперти –  местоположение, конфигурация,  конструкция (двустворчатое),  материал (черный металл), габариты,  оформление;  исторические дверные проемы –  габариты, конфигурация  (прямоугольные), местоположение  (лицевой фасад, в боковых частях);  исторические проемы – габариты,  конфигурация (прямоугольные),  местоположение (лицевой фасад, в  торцах центральной ниши),  оформление (профилированные  наличники, профилированные  прямые сандрики на кронштейнах,  над проемом прямоугольная филенка  и люкарна в профилированном  наличнике со стилизованным  сандриком и лепной композицией в  нижней части); дверные проемы – количество (два),  габариты, конфигурация  (прямоугольный), местоположение  (дворовый восточный и западный  фасад);  крыльцо входа – местоположение  (дворовый восточный и западный  фасад), габариты, конструкция (с  парапетом), материал ступеней и  парапета (известняк, гранит); исторические дверные проемы в  подвальные помещения – количество  (пять, один проем заложен в  советское время), габариты,  конфигурация (лучкового  завершения), местоположение;  приямки с ведущими вниз ступенями  – местоположение, габариты,  конфигурация, материал ступеней и  приямка (гранит, известняковая  плита);  оконные проемы, включая  заложенные - габариты,  конфигурация (с полуциркульным и  лучковым завершениями, овальные,  прямоугольные), местоположение,  оформление (профилированные  наличники, замковые камни в виде  кронштейнов, прямые и  лукообразные сандрики, рокайльные  завитки и раковины под сандриками,  лепные растительные элементы в  подоконном пространстве);  исторические заполнения оконных  проемов – конфигурация,  исторический материал (дерево),  цвет (коричневый), рисунок расстекловки; оформление фасадов:  две уплощенные ниши –  местоположение (лицевой фасад, по  сторонам от центрального входа),  конфигурация (прямоугольные),  габариты, оформление  (профилированные наличники,  прямые сандрики на кронштейнах);  контррельефные фигурные филенки  над арочными проемами лицевого  фасада;  оформление арки главного входа –  кессоны с цветочными лепными  розетками и профилированные тяги  в поле арки, лепная композиция в  виде Всевидящего Ока с сиянием в  тимпане, профилированный  выносной карниз на модульонах;  гладкие штукатурные лопатки,  пилястры композитного ордера на  оштукатуренных базах, колонны  композитного ордера на гранитных  базах и постаментах;  фигурные аттики, венчающие  боковые арки;  профилированные подоконные и  межэтажные тяги и карнизы,  антаблемент, венчающий  профилированный выносной  раскрепованный карниз на  модульонах;  аттик, оформленный гладкими  лопатками; купол – исторические габариты,  местоположение (над  средокрестием), конфигурация,  материал окрытия (железо),  металлический позолоченный крест  на фонарике; скульптурная композиция в виде  двух ангелов, держащих крест, и  двух головок ангелов у подножия  креста (над центральным входом),  материал фигур ангелов (каррарский  мрамор, сер. – втор. пол. XVIII в.) из  белого мрамора; материал креста  (металл, золочение); скульптуры евангелистов - святых Иоанна. Луки, Марка, Матфея над аттиком центральной части лицевого фасада (оригиналы скульптур (вторая половина XVIII В.) музеефицированы. Па аттике установлены копии. Декоративно-  художественная  отделка  интерьеров: Помещение 94-Н(1):  доска из черного мрамора с  бронзовыми накладными литерами;  помещение 94-Н(3):  захоронение генерала Виктора Моро  – местоположение (северная стена); помещение 94-Н(19):  престол из белого мрамора  (перенесен) с гладкой  прямоугольной столешницей, на  фигурном профилированном  основании;  помещение 95-Н(2):  наливной пол из мраморной крошки,  рисунок (геометрический орнамент в  центральной части, бордюр по  периметру помещения);  помещение – западный притвор  (Часовня Лурдской Божией Матери):  мраморный алтарь с ведущими к  нему ступенями;  оформление стен – монументально-  декоративная живопись,  фигуративная и орнаментальная,  полихромная (масло по штукатурной  основе, золочение, XIX в.)*;  *консервация начала 2000-х гг.:  решетка – местоположение,  конфигурация, материал (металл),  габариты, техника исполнения  (литье, ковка), рисунок  (растительные мотивы, цветы,  пламя, кресты); ниша в стене над алтарем (для  скульптуры) – местоположение,  конфигурация, габариты;  таблички (посвятительные) –  местоположение, конфигурация  (прямоугольные), материал  (мрамор); помещение 95-Н(4) (восточный  притвор):  кропильные чаши (две) –  местоположение, конфигурация (в  плане – вытянутый овал), габариты,  материал (серо-розовый мрамор),  оформление (неглубокие настенные  чаши, декорированные по краю  резным орнаментом в виде листьев  аканта, с основанием, оформленным  резным пальчиковым орнаментом,  волютами и растительными  элементами; верхняя пристенная  часть из растительного и двух  рокайльных элементов);  памятная доска из черного мрамора  в обрамлении бело-розового  мрамора с надписью на латинском  языке;  помещение 95-Н(5):  оформление свода нефа –  прямоугольные филенки и профили  подпружных арок, фигурные  филенки в профилированных рамах  оконных откосов и тимпанов; оформление перекрытия  средокрестия – фигурные филенки в  профилированных рамах на парусах  и в куполе, профилированные тяги и  орнаментальные пояса в основании  барабана; профилированный карниз  с дентикулами в основании купола; стилизованные пилястры в уровне  барабана, купола, поддерживающие  иллюзорную балюстраду с  балясинами в верхней части купола  (в темперно-клеевой технике по  штукатурной основе);  два арочных проема, отделяющие  боковые части трансепта;  оформление арок боковых проемов,  алтарной части – профилированные  штукатурные архивольты,  орнаментальные пояса; в полях арок  – фигарейные филенки;  оформление стен – штукатурные  пилястры коринфского ордера,  трехчетвертные колонны  коринфского ордера на постаментах,  облицованные белым искусственным  мрамором, поддерживающие хоры и  антаблемент с орнаментальными  поясами, филенчатым фризом,  профилями;  профилированные тяги;  профилированный выносной карниз  с дентикулами на  орнаментированных модульонах;  профилированные штукатурные  рамы, филенки с «вынутыми»  углами); прямоугольные филенки в  профилированных рамах и  расположенные под ними  орнаментированные консоли;  скульптуры апостолов (восемь),  установленные на консолях*;  *утраченыалтарная преграда* –  местоположение, оформление  (фигурные балясины между  опорными столбами, центральные  столбы оформлены геральдическими  композициями), материал (мрамор,  резьба), конфигурация, габариты,  цвет;  * воссоздание на основании  иконографии и проекта 2014 г.  дверь в центральной части алтарной  преграды* – местоположение,  конструкция (двустворчатая),  материал (дерево, резьба, окраска  под мрамор), оформление  аналогично преграде (фигурные  балясины);  * утрачено;  два проема с полуциркульными  завершениями, оформленные  профилированными архивольтами на  импостах, ведущие в помещения 95-  Н(3, 4);  исторические дверные проемы –  местоположение, конфигурация  (прямоугольные), габариты,  оформление (штукатурные  профилированные наличники с  «ушками»);  заполнения дверных проемов –  исторические материал, цвет,  рисунок; дверной проем – местоположение  (ведущий в помещение 95-Н(2),  конфигурация (с полуциркульным  завершением), габариты,  оформление (профилированный  архивольт с орнаментальными  поясами);  оформление откосов оконных  проемов – фигарейные филенки; скульптуры ангелов (алебастр)  (четыре) в разорванных фронтонах  боковых частей трансепта;  восточный и западный алтари  (сохранились фрагментарно) –  количество (два), местоположение  (боковые части трансепта),  конфигурация, габариты, материал  (белый и серый с прожилками  мрамор, резьба); характер покрытия полов –  полихромная метлахская плитка  (рисунок «шашка», бордюр из  меандра), мраморная крошка; хоры – местоположение (южная  часть нефа, над входом),  конфигурация, габариты,  балюстрадное ограждение;  оформление стен – фрагменты  штукатурных пилястр с капителями  коринфского ордера,  поддерживающими антаблемент с  орнаментальными поясами,  филенчатым фризом, профилями;  контррельефные филенки,  профилированная тяга;  помещение 95-Н(6) (Часовня  Благовещения Пресвятой Девы  Марии):  оформление конхи – центральная  лепная цветочная розетка, кессоны с  цветочными розетками, выносной  профилированный карниз на  орнаментированных модульонах, с  цветочными розетками между  модульонами, антаблемент;  оформление подпружной арки,  отделяющей апсиду от основного  объема – рельефные композиции из  двух возлежащих фигур, держащих  медальон с монограммой; филенки в  орнаментальных рамах – в поле  арки;  оформление купола апсиды – лепная  центральная цветочная розетка,  кессоны с цветочными розетками,  профилированный карниз;  оформление парусов – треугольныефиленки в орнаментальном  обрамлении, рельефные композиции  из головок херувимов;  профилированные архивольты,  декорированные кессонами с  цветочными розетками;  оформление стен – облицовка  искусственным мрамором желтого  цвета с прожилками; ниши – местоположение,  конфигурация (с конховым  завершением), габариты;  крепованные пилястры и  трехчетвертные колонны на  постаментах композитного ордера,  поддерживающие антаблемент с  филенчатым фризом, и  профилированный выносной  раскрепованный карниз на  орнаментированных модульонах с  цветочными розетками между  модульонами; алтарь с ведущими к нему двумя  ступенями – местоположение,  конфигурация (ступенчатый,  прямоугольный в плане), габариты,  материал (белый мрамор),  оформление (на профилированном  плинте, престол, поддерживаемый  двумя резными  орнаментированными консолями, на  лицевой поверхности  прямоугольные филенки с резным  декором);  покрытие пола – плиты из белого и  черного мрамора, шахматный  рисунок; помещение 95-Н(7):  настенная чаша – местоположение,  конфигурация (полуциркульная),  габариты, материал (белый мрамор),  оформление (декорирована по краю  порезкой из крупных овалов);  настенная чаша – местоположение,  конфигурация (полуциркульная в  плане), габариты, материал (белый  мрамор), оформление (профиль по  краю, пристенная часть ступенчатая,  декорирована резными цветочными  розетками, волютообразными  элементами; верхняя часть в виде  двух волютообразных деталей,  соединенных раковиной). II. Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения  «Дом жилой с дворовым флигелем, 1840 г., арх. Жако П.П., арх. Росси К.И.»,  входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения  «Храм римско-католический Святой Екатерины»  Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 32-34, литера А (Итальянская ул., 5). Объемно-  пространственное  и планировочное  решение  территории:  Местоположение границ  территории;  расположение в северо-восточной  части участка одного лицевого и  одного дворового корпусов.   Объемно-  пространственное  решение:  Г-образное разновысотное здание  на полуподвале, состоящее из 3-5-  этажного лицевого корпуса и 5-  этажного дворового корпуса; крыши лицевого и дворового  корпусов, их исторические  конфигурация, габариты, в том  числе высотные отметки коньков и  карнизов;  ризалит в семь световых осей, его  исторические местоположение  (западная часть лицевого фасада.),  конфигурация (прямоугольный в  плане, уплощенный);  воротный проезд – историческое  местоположение (в шестой  световой оси лицевого корпуса),  конфигурация (с уплощенным  коробовым завершением),  габариты. Конструктивная  система здания:  Фундаменты;  исторические наружные и  внутренние кирпичные  капитальные стены;  междуэтажные перекрытияСводы, в том числе:  коробовые, коробовые с  распалубками, включая  надподвальные;  две двухмаршевые лестницы по  косоурам, с известняковыми  ступенями*, их исторические  местоположение, габариты,  материал;  * ступени северной лестницы  облицованы современной плиткой. Объемно-  планировочное  решение:  Историческое объемно-  планировочное решение в  габаритах капитальных стен.  Архитектурно-  художественное  решение фасадов:  лицевой фасад:  материал и характер отделки  цоколя – известняковая скоба;  материал и характер отделки  фасада – окрашенная штукатурка  (гладкая и оформленная под руст в  уровне 1-го этажа (руст  кирпичный в части ризалита,  линейный); два балкона в три световые оси, на  четырех кронштейнах, с литым  ограждением, их исторические  местоположение (в уровне 2-го  этажа), конфигурация  (прямоугольные в плане),  габариты, рисунок ограждений  (геометрический и растительный  орнамент, волютообразные  завитки);  проемы балконных дверей –  местоположение, конфигурация  (прямоугольные), габариты;  оформление проемов балконных  дверей – профилированные  штукатурные наличники, прямые  сандрики на кронштейнах;  исторические заполнения*  проемов балконных дверей –  исторические материал,  конструкция, оформление;  *утрачены  оформление воротного проезда –  ру
т, веерный замковый камень;  исторические дверные проемы, их  историческое местоположение,  конфигурация (прямоугольные),  габариты;  оформление дверных проемов –  веерные замковые камни;  исторические заполнения*  дверных проемов – исторические  материал, конструкция,  оформление; *утрачены  оконные проемы цокольного, 1-3-  го этажей – историческое  местоположение, конфигурация  (прямоугольные), габариты; оформление оконных проемов 1-го  этажа – веерные замковые камни;  оформление оконных проемов 2-го  этажа – профилированные  штукатурные наличники, прямые  сандрики на кронштейнах,  профилированные подоконные  выступы, гладкие лопатки и  ложная балюстрада в подоконном  пространстве;  оформление оконных проемов 3-го  этажа – профилированные  штукатурные наличники;  гладкий фриз между 1-2-м  этажами в части ризалита;  подоконный профилированный  карниз, профилированные  межэтажные тяги;  восемь оштукатуренных пилястр  ионического ордера на  известняковых основаниях,  расположенные в уровне 2-3-го  этажей ризалита;  гладкий фриз (в части ризалита с  лепными композициями из венков,  пальметты и растительных  элементов), профилированный  венчающий карниз с сухариками; Дворовый фасад лицевого  корпуса, фасад дворового корпуса:  материал и характер отделки  цоколя – известняковые скобы; материал и характер отделки  фасада – гладкая штукатурка;  исторические дверные и оконные  проемы – историческое  местоположение, конфигурация  (прямоугольные), габариты;  гладкие межэтажная и подоконная  тяги;  венчающий профилированный  карниз. Декоративно-  художественная  отделка  помещений:  помещение 45-Н(2) площадью  115,3 м²:  угловая двухъярусная печь,  облицованная белыми гладкими и  рельефными изразцами, на  высоком плинте с рельефным  поясом по верхнему краю; лицевая  поверхность нижнего яруса  декорирована рельефными  изразцами, поверхность верхнего  яруса – орнаментальной рамой, во  фризах композиции из картуша и  растительных элементов; ярусы  разделены полочкой; навершие из  раковины, рокайльных завитков и  растительных элементов;  фурнитура из черного металла  (дверца топки современного  производства ?);  время: 2-я пол. 19 в.  размер: в. – ок. 320 см., ш. – 127  см., гл. – 45 см.; угловая двухъярусная печь,  облицованная белыми гладкими и  рельефными изразцами, на  высоком плинте с рельефным  поясом по верхнему краю; лицевая  поверхность нижнего яруса  декорирована рельефными  изразцами, поверхность верхнего  яруса – орнаментальной рамой, во  фризах композиции из картуша и  растительных элементов; ярусы  разделены полочкой; навершие в  виде небольшого лучкового  фронтона, рокайльных завитков и  растительных элементов;  фурнитура из черного металла  (дверца топки современного  производства ?);  время: 2-я пол. 19 в.  размер: в. – ок. 320 см., ш. – 123  см., гл. – 43 см.;  помещение 71-Н(2) площадью 42,2  м².:  оформление плафона – кессоны с  крупными лепными розетками из  акантовых листьев;  оформление стен – фриз из лепных  акантовых листьев и побегов по  периметру помещения;  падуга, оформленная лепным  орнаментом из крупных акантовых  листьев, побегов и цветов;  помещение 71-Н(9) площадью 25,9  м².:  оформление плафона – лепная  полихромная рама по периметру  плафона из чередующихся  пальметт и иоников, с лепными  розами, в центральной части  плафона – рельефные, лепные,  полихромные изображенияиграющих амуров;  центральная лепная полихромная  розетка из роз;  угловые композиции из пар  амуров с ветвями роз;  оформление стен – лепной фриз из  пальметт; помещение 72-Н(3) площадью 26,6  м².:  угловая двухъярусная печь,  облицованная белыми гладкими и  рельефными изразцами, на  раскрепованном плинте, с  раскрепованной полочкой между  ярусами; угловые части нижнего  яруса закруглены; лицевая  поверхность верхнего яруса с  углублением, фланкирована  рельефными полосами; фриз с  рельефными растительными  композициями, в завершении  небольшой лучковый фронтон и  профилированный карниз с  орнаментальным поясом;  фурнитура из черного металла  (дверца топки современного  производства ?);  время: 2-я пол. 19 в.;  размер: в. – ок. 300 см., ш. – ок.  100 см., гл. – ок. 35 см.;  помещение 72(38) площадью 105,1  м².:  угловая двухъярусная печь,  облицованная белыми гладкими и  рельефными изразцами, на плинте  с орнаментальным поясом по  верхнему краю; полочка,  разделяющая ярусы,  профилированная, с  орнаментальными поясами и  лепной композицией в  центральной части; в основании  верхнего яруса орнаментальные  пояса, лицевая поверхность в  орнаментированной раме; в  завершении широкий антаблемент  из рельефных изразцов горчичного  цвета фриз с лепными  пальметтками, коронка с чашей с  факелом, морскими коньками,  растительными мотивами,  профилированный карниз с  полуциркульным небольшим  фронтоном; фурнитура (латунь?);  время: 2-я пол. 19 в.  размер: в. – ок. 320 см., ш. – ок.  125 см., гл. – ок. 45 см.

Полный адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 32-34, литера А
Время создания: 1763-1783 гг., 1840 г.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте