Успенский собор, 1740 г.

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1740 г.» являются:  градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании композиционно­ планировочной структуры комплекса зданий и сооружений Соборной горы;  объемно-пространственная композиция шестистолпного крестовокупольного пятиглавого храма с трехчастной апсидой, его габариты (59 м х 34 м) и высотные отметки (62,85 м до креста);  конструкция, материал, характер кровельного покрытия;  композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, включая:  - четыре высоких постамента с завершением в виде круглых боковых барабанов, равномерно расчлененных пилястрами, в простенках между которыми чередуются световые и ложные окна;  - пилястры, фланкирующие углы более крупного глухого центрального восьмигранного барабана;  - венчающий многорядный карниз, завершающий центральный восьмигранный барабан;  - пилястры, расчленяющие фасады основного объема в соответствии со структурой здания;  - широкий многорядный венчающий карниз основного объема;  - волютообразные декоративные вставки фронтонов порталов у трехчастного гребня над западным фасадом собора;  - профилированные обрамления круглых оконных проемов;  - наличники высоких окон нижнего яруса света с арочными перемычками, а именно:  профилированное обрамление, наделенное боковыми лопатками с фрагментами раскрепрованного карниза и навершием в виде бровки с тремя декоративными башнями; волютообразные декоративные вставки между подоконными консолями, под навершием рядом с лопатками;  - наличники окон пристройки при северной стене апсиды с завершением в виде петушиного гребня;  количество, расположение, форма и оформление оконных и дверных проемов на фасадах, характер столярных заполнений;  конструкции капитальных фундаментов, стен:  - бутовый фундамент с использованием мелких валунов, маячкового и старицкого белого камня, материалов от разборки собора и заливкой глиняным раствором;  - контрфорсы из блоков белого старицкого камня;  - стены здания, сложенные из крупноформатного кирпича на известковом растворе (30 см х 14,5(15) см х 7,5 см);  - своды собора, сложенные из кирпича размером 29 см х 14 см х 7,5 см;  характер отделки фасадной поверхности собора;  трехнефная пространственно-планировочная структура интерьера;  декоративное убранство интерьера:  - ассиметричные барочные декоративные обрамления в апсиде и на сводах восточной части здания;  - четко графические, симметричные по композиции, профилированные декоративные обрамления и доски, отмечающие оконные проемы, размещенные на их откосах, подпружных арках, сводах и столпах;  - иконостас высотой около 31 м (принадлежит к монументальным произведениям периода барокко 1730-х гг.), сочетающий почти сплошное золочение с посеребрением профилей и накладок, наделенный симметричной композицией. В трех ярусах размещено пять чинов икон (иконы современны иконостасу): иконы двунадесятых праздников и праотеческого чина заключены в овальные обрамления, чередуются с обширными иконами с полуциркульной верхней перемычкой икон праздников и деисусного чина. Над сложным по профилю уступчатым завершением иконостаса расставлены скульптуры ангелов. Ритм вертикальных и горизонтальных членений подчеркнут поярусным расположением ордера. Смерчеобразные столбы колонн обвиты виноградной лозой. Свободные от икон поля стены, пьедесталы и стволы колонн покрыты сложным орнаментом сквозной резьбы. Широко введена накладная резьба;  - размеры и орнамент резьбы царских врат, их отделка;  - орнаментация резного декора, отделка надпрестольной сени;  - резная деревянная вызолоченная кафедра для проповедей XIX века, увенчанная высоким балдахином со скульптурой и наделенная сложной по построению консолью и лестницей с парапетом;  - архиерейское место середины XIX века вблизи царских врат в виде трона с навершием на четырех смерчеобразных колоннах;  - резные панели у боковых входов в храм и чугунные ступени у киота со Смоленской иконой Богоматери;  - две навесные галереи вдоль северной и южной стен, огражденные парапетами с балясинами и обшитые дубовыми резными панелями;  - масляная живопись, относящаяся к XVIII и XIX столетиям, в клеймах и обрамлениях на стенах апсиды, сводах и столпах;  - росписи, относящиеся ко времени барокко, в алтаре, на восточных сводах;  - орнаментальные и сюжетные росписи, выполненные в подражание техники гризайль в первой половине XIX века;  - иконостасы с живописью по доске у южной и северной стен храма у четырех столбов в интерьере храма, у двух столбов в его алтарной части (смешанная техника - масло, темпера);  - деревянный крест с изображением на передней стороне Распятия, а на задней - Богоявления Господня, расположенный в главном алтаре справа от престола (живопись темперная);  - икона Божьей Матери на подножиях, расположенная в главном алтаре слева от престола (живопись темперная);  материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий: стрельчатые крестовые своды со стрельчатыми подпружными арками; апсидные выступы на уровне хор, перекрытые дополнительными сводчатыми перекрытиями; сомкнутые и коробовые своды подвальных помещений.

Полный адрес: Смоленская область, г.Смоленск, ул. Соборный двор, д. 5
Время создания: 1740 г.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание

    Акции и купоны

    Постельное бельё

    Магазины

Регионы России
Реклама на сайте