Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усыпальница выдающихся русских флотоводцев – адмиралов П. С. Нахимова, В. И. Истомина, В. А. Корнилова, М. П. Лазарева», расположенного по адресу: улица Суворова, дом № 3, подлежащим обязательному сохранению являются: - местоположение на вершине Центрального городского холма и градостроительные характеристики здания и участка; визуальные раскрытия со стороны Севастопольского рейда; - симметричная объемно-пространственная композиция здания: основной объем, высотные отметки и габариты церковного здания с восьмигранным барабаном и куполом с крестом; конфигурация и габариты сложного плана: в основе плана квадрат со скошенными углами, с ризалитами с четырех сторон, к западному ризалиту примыкает прямоугольная звонница с порталом главного входа, к восточному – апсида в виде сложного трилистника: трехгранная, с полукруглым выступом на каждой грани, северный и южный ризалиты с аркадами на четырех колоннах; сложная конфигурация и высотные отметки скатной крыши с конхами угловых башенок и алтарной апсиды, с куполом барабана; - конструктивная система здания: исторические капитальные наружные стены (материал – известняк на сложном растворе); сводчатые перекрытия и подпружные арки (габариты, конфигурация, местоположение арок и опор) верхнего храма включая крестово-купольную систему с подпружными арками, парусами и цилиндрическими сводами; конхи алтарной апсиды и угловых башенок; стены барабана и купол; сводчатые перекрытия и подпружные арки (габариты, конфигурация, местоположение арок и опор) нижнего храма включая систему сомкнутых сводов, подпружные арки на восьми колоннах и стенных опорах; конха алтарной апсиды; своды лестничных маршей и площадок; сводчатые перекрытия и подпружные арки (габариты, конфигурация, местоположение арок и опор) открытого тамбура под звонницей; - лестницы: наружные лестничные всходы (местоположение на западном, северном и южном фасадах; материал, габариты и форма степеней и цокольных выступов; конструкция монолитная, с цокольными выступами); внутренние лестницы в нижний храм-усыпальницу (местоположение под северным и южным клиросами; конструкция внутристенная; конфигурация плана трехмаршевая; материал, габариты и конфигурация ступеней); - исторические оконные и дверные проемы: местоположение, конфигурация, габариты, высотные отметки (в цоколе полуциркульные; в угловых башенках и барабане – узкие, высокие, с полуциркульным завершением; в ризалитах северного и южного фасадов и западном фасаде звонницы – трехчастные, с повышенной средней частью, на высоких импостах и колоннах с кубическими капителями; боковые проемы звонницы – двойные, на одной колонне с высоким импостом); рисунок расстекловки окон (кроме звонницы) – из белого мрамора с вертикалями круглых застекленных окон; - архитектурно-художественное решение фасадов: исторический материал стен фасадов (из полос местного белого и серого известняка с лессировкой, имитирующих византийскую кладку); расположение и ширина полос кладки: в нижнем ярусе полосы широкие, в верхнем узкие; завершение ризалитов щипцами; вписанные в скошенные углы пониженные относительно венчающего карниза трехгранные башенки с закомарами и конхой; основание под зданием и крыльцами – в виде плиты из гранита; высокий цоколь с большим выступом, оформленный панелью из пиленого известняка (без лессировки), с акцентами над полуциркульными проемами и нишами; плинтус над цоколем профилированный, со скоцией; карниз междуярусный, профилированный, с зубчиками, с вытянутым над ним ложным цоколем (профиль, высотная отметка, местоположение на уровне пят арок северной и западной аркад); профилированная тяга на уровне венчающих карнизов угловых башенок и алтарной апсиды, переходящая в архивольты оконных проемов северного и южного фасадов; венчающий карниз с большим выносом, профилированный, с модульонами; колонны с резными византийскими кубическими капителями на углах здания (между междуярусным карнизом и тягой) и на углах граней барабана; колонны порталов северного, южного и западного входов: местоположение, габариты, материал (фусты из серого диорита, базы и капители из белого мрамора); капители кубические, с косыми врубками, декорированные тонким резным византийским орнаментом; - архитектурно-художественное решение северного и южного фасадов: порталы в виде аркады на четырех колоннах с высокими импостами, с повышенной центральной аркой; оформление стен порталов: облицовка стены до уровня абак колонн цветным мрамором; в боковых интерколумниях – доскииз черного камня с резными надписями (имена генералов в дореформенной орфографии) в обрамлении из белого резного мрамора; - архитектурно-художественное решение западного фасада: звонница со щипцом и порталом западного входа; колонны в тамбуре главного входа: местоположение по сторонам прохода (двойные у наружной стены и одинарные у внутренней); - архитектурно-художественное решение интерьера верхнего храма: объем, габариты, высотные отметки церковного зала; четыре колонны крестово-купольной системы (местоположение, конфигурация, габариты, высотные отметки элементов, материал – белый каррарский мрамор): фусты из трех сопряженных колонн, с пояском; базы с валиками; капители кубические, с косыми скосами, декорированные тонкой резьбой из листьев аканта, крестов в круге, с текстами на скосах, с абаками с зубчиками и гуськом; пьедесталы колонн, сложной конфигурации; панель из темного розово-красного мрамора в нижней части стен и на пьедесталах колонн (высотные отметки, материал, цвет); панель из двух рядов белого мрамора с памятными досками (местоположение в средней части стен, высотные отметки, габариты, материал, цветовая гамма): обрамление камнем желтого и розового тонов (в нижней части кордон из желтого камня, между рядами полоса розового камня с валиками желтого, венчающий профилированный карниз с гуськом); памятные доски: местоположение, конфигурация и габариты; оформление досок инкрустацией рам из серого мрамора; материал (белый мрамор с прожилками); надписи (текст в дореформенной орфографии, шрифт, набор из накладных позолоченных букв); орнаментальная роспись в верхней части стен; живопись на религиозные сюжеты в люнеттах над входами, в алтарных апсидах, в парусах, в своде и поясе барабана; мозаичный пол из цветного мрамора (рисунок, цветовая гамма); иконостас одноярусный, из белого мрамора, резной, в соответствии с историческими изображениями; солея с амвоном и клиросами; ограждения клиросов из белого резного мрамора в соответствии с историческими изображениями; - архитектурно-художественное решение интерьера нижнего храма: объем, габариты, высотные отметки церковного зала; колонны подпружных арок: местоположение, габариты колонн из розового гранита с кубическими капителями без декора; портал камина из светлого мрамора с резным декором; иконостас одноярусный, из белого мрамора, резной, в соответствии с историческими изображениями; - исторические захоронения тринадцати человек в исторических и фактических границах; - надгробие адмиралов П. С. Нахимова, В. И. Истомина, В. А. Корнилова, М. П. Лазарева: (местоположение в центре зала, конфигурация и габариты элементов, материал, расположение бронзового декора и надписей): надгробие из пяти плит черного мрамора, в виде креста с профилированными гранями; бронзовые лавровые венок с крестом и надписью NIKA в центре креста; надписи на сторонах креста (расположение, текст в дореформенной орфографии, шрифт, набор золочеными буквами); основание надгробия восьмигранное, из белого мрамора; - надгробия в боковых нефах, индивидуальные: местоположение, материал, габариты, конфигурация однотипных надгробий из черного камня; однотипный накладной металлический декор (лавровая гирлянда и крест в лавровом венке); надписи (расположение, текст в дореформенной орфографии, шрифт, набор буквами желтого металла). Предмет охраны может быть уточнен на основании комплексных научных исследований в процессе подготовки научно-проектной документации.