В 1390 году Рязанский князь, осматривая свои владения, прибыл на берег речкиСтарицы. Место, куда попал Олег Иванович, в то время было глухим, поскольку вокругрос дремучий лес. В этом глухом месте жили иноки Василий и Евфимий. Они былиигуменами, жили с братией в сосновых кельях в уединении и молились в небольшойдеревянной церкви. Архимандрит Македоний, описывая историю монастыря, говорил:«Один из них, Василий, был уже преклонных лет и жил на покое, ожидая мирного ис-хода из сей временной жизни, а другой, Евфимий, как младший летами и крепкий всилах, управлял монастырем, содержа братию в правилах иноческого жития и каждыйдень свершая службу в святом храме».Встретившись с иноками, князь Олег долго беседовал с ними. Согласно мона-стырской летописи, игумены Василий и Евфимий духовно «насладили» великого князя,и он решил на месте древней маленькой обители воздвигнуть новый благолепный мо-настырь. Датой его основания считается 1390 год. В древней монастырской книге обэтом говорится так: «Зачат строить оной Солотченской монастырь в прошлом 6898 году[1390 г.] при благоверном князе Олеге Ивановиче Рязанском замышлением игуменовВасилия и Евфимия». 1Во вкладной книге монастыря говорится, что князь Олег принял в монастыресхиму с именем Иона. И был погребен в Покровском храме в 1402г. в «изсеченном»каменном гробу. Там же в 1406 г. была похоронена его жена княгиня Ефросинья, кото-рая жила в женском Солотчинском Зачатьевском монастыре, находившемся в трех вер-стах к востоку, на берегу р. Солотча.Приходно-расходные книги за 1560 г. сообщают о строительных работах в мона-стыре, производимых на средства коломенского епископа Феодосия, жившего на покоев Солотче. Средства шли «на Покров св. Богородицы на надгробную церковь, да на ко-локол… да на церковь Алексия с трапезою каменною». 2. Более подробно эти храмы1Евсин И.В., Обитель благоверного Олега Рязанского. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь, -Рязань, 2023.-1-3 с.2РГАДА Ф.248 Оп.160 Д.889;16Эксперт Демин Борис Олегович 15 марта 2024 годаописаны в «сотной» грамоте, составленной писцом Третьяком Григорьевичем Вельями-новым и выданной архимандриту Алексию в 1598 году: церковь Покрова «каменнаявверх … восьмериком… под колоколы. Да теплая церковь с трапезою Алексея Митро-полита с келарнью вверх каменная ж, да под трапезою хлебодарня да хлебня» 3. В этойже описи упоминаются и другие каменные здания: церковь Рождества Богородицы сприделом Рождества Иоанна Предтечи, Святые ворота с надвратной церковью СергияРадонежского и две архимандричьи кельи. Братские монастырские кельи в этот периодбыли деревянными.Документы 1560 и 1598 гг. и более позднее изображения обители позволяют пред-ставить её архитектурный облик в конце XVI века. В центре монастырской территориирасполагался собор Рождества Богоматери, к западу от которого стоял двухэтажныйкорпус с церковью Алексия Митрополита, строительство которого осуществлялось, ви-димо в 1560-е гг. Корпус включал в себя одностолпную трапезную палату, ряд служеб-ных помещений и галерею со всходами (возможно, появившуюся уже в XVII веке).Алексеевская церковь представляла собой столпообразный объём без апсид, увенчан-ный шатром. Возведение шатрового храма и одностолпной трапезной палаты пришлосьна время расцвета строительства подобных сооружений. По документам известно, чтотрапезный комплекс «подделывали» при царе Алексее Михайловиче в 1645г. В 1844г.церковь Алексея Митрополита с трапезной палатой была за ветхостью разобрана.Останки фундамента восточной стены храма были обнаружены в результате археоло-гических работ в 1985г. (археологом Е.Л. Хворостовой). В северо-западной части мона-стыря, к югу от Рождественского собора и трапезной, располагалась Покровская цер-ковь «иже под колоколы», которая была возведена над княжескими захоронениями, повсей видимости, в 1560-е гг., сменив храм Покрова 4. Позднее захоронения князя и егосупруги были перенесены в Рождественский собор, где в северной части была устроенановая гробница. В 1690-е гг. мощи князя Олега были перенесены в новопостроеннуюцерковь Святого Духа. В 1768г. из-за подмыва берега Покровская церковь обрушиласьвместе с частью монастырской стены. В конце XVI века монастырь обнесли деревяннойгородьбой и башенками. В центре восточной стены находились каменные Святые во-рота с храмом преподобного Сергия.Подлинный расцвет строительной деятельности в монастыре наступил при архи-мандрите Игнатии Шангине в конце XVII века. В течении десятилетия (с 1688 по 1698гг.) в обители возвели ряд каменных построек: трапезную с церковью Святого Духа,восточную и южною стены монастыря с двумя угловатыми башнями и двумя проезд-ными воротам: Северо-восточными и Святыми с надвратной церковью Иоанна Пред-течи, покои архимандрита и корпус братских келий. В результате был создан замеча-тельней монастырский ансамбль, выстроенный за исключением собора, в едином стиле.Согласно сведениям книги «Зодчий Бухвостов» П.А. Тельтевский: «На основаниистилистического анализа архитектуры Бухвостова или его школе различными исследо-вателями приписываются следующие сооружения: в Солотчинском монастыре строи-тельство Трапезной (1689 г.,) и Надвратной церкви». 53РГАДА Ф.1202 Оп.1 Д.1454Добролюбов И.В., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.- Зарайск, 1884 .-Т. 1., 122-132 с.5 Тельтевский П. А., Зодчий Бухвостов.- М.,1960.-77 с.17Эксперт Демин Борис Олегович 15 марта 2024 годаВ строительстве участвовал известный зодчий Осип Старцев. В литературе так жевысказывались предположения, что он является автором архитектурного ансамбля.Начиная с 1688г. сюда регулярно поставлялся кирпич и белый камень. Архиманд-рит Игнатий располагал своим штатом каменщиков, которые учувствовали не только вмонастырских работах. 6.В XVIII – XIX вв. строительная деятельность продолжалась, хотя и с меньшем раз-махом. В 1735 году к трапезной с церковью Святого Духа была пристроена шатроваяколокольня. В 1742- 43гг. достраивалась северная и западная стены. В южной частитерритории, за трапезным комплексом находился монастырский сад, а за северной сте-ной, вне ограды, - конюшенный и скотный дворы.Согласно плану мужского Солотнического монастыря 1783 г. на территории мона-стыря находились, а сейчас утрачены:1. Церковь Алексия митрополита Московского, которая была прежде домовая бла-говерного и великого князя Олега Ивановича Рязанского, которая включала следующиепомещения:- покои, в которых жил великий князь Олег, которые были обращены в теплуюцерковь, а прежняя сделана алтарем под знаком «крест»;- покои, в которых находилось производство хлеба для князя;- покои для бывших при князе служителей в нижнем этаже;- хлебенная для выпечки хлеба для всей братии;- покои для поклажи хлебов;- покои для караульщиков и выхода за монастырь;- покои для монахов;- покои для поклажи разного хлеба.2. Прежде были покои для служб и бочаров во означенном покое трапеза для мо-нахов и при нем в сенях кухня.3. Кельи для архимандрита.4. Сады монастырские.Кроме того, сделанная в прежние времена для поддержания горы, каменная стенкадлиной 21 сажень, которая защищает от слабости грунта как внизу вдоль стены, так ивверху. Покрылась трещинами, а особенно лежащими при самом течении реки. Родни-ками тот песок вымывается и тем самым приводит подошву горы в слабость, для чего идолжны сделать для утверждения самым подошву вбив ту гору против укреплений его.Место, в котором была церковь Покрова Богородицы, в которой в 1910 году погре-бен был благоверный и великий князь Олег Иванович Рязанский во святом крещеныйЯков схимонах, и великая его схимонахиня Евпрасия. В августе 1768 года, по причинекрутости горы и по слабости грунта, упала вся без остатка. Ежегодно та гора осыпается,ибо самое начало осыпи горы у ограды начинается на одну сажень от самого места упав-шей церкви и до церкви Алексия митрополита, против которой и укрепления сделатьдолжны.В связи с чем рекомендуется:Прорыть ров и пробив сваи срубить косорубы и завязав сваи железом, засыпатьщебнем и глиной.6Доброклонский Иероним, Македоний.- 1889.- с2-84.18Эксперт Демин Борис Олегович 15 марта 2024 годаСделать три ряда один другого выше дубовые стенки.Сделать из хвороста плетень от осыпания песка с горы.Для удержания горы следует срубит вновь два косоруба.Положить внизу самой горы перед всем укреплением косорубы, которые следуетсделать прорыв ров и набив сваи срубить и засыпать щебнем и глиной. 7.В 1830-е гг. при архимандрите Илларии сооружения монастыря (Рождественскийсобор, настоятельский и братский корпуса) были перестроены в духе классицизма. В1841г. по представлению рязанского архиерея Павла епархиальное начальство дало со-гласие на продажу пришедшего в ветхость древнего шатрового храма Алексея Митро-полита на кирпич. Церковь была продана в село Солотчу на построение Казанскогохрама за 342 рубля.85 копеек серебром. В 1844г. Солотчинский крестьянин НиколайСемёнов сын Люхин разобрал Алексеевскую церковь. После разбора церкви в западнойстене монастырской ограды устроили третьи ворота, называемые в описях XIX века зад-ними. 8Согласно ведомости о рязанском Солотчинском второклассном мужском мона-стыре за 1914 год:В монастыре четыре церкви: первая Соборная каменная одноэтажная пятиглавая вчесть Рождества Пресвятой Богородицы, сооруженная во времена князя Олега; 2-я цер-ковь каменная двухэтажная, в верхнем этаже – холодная, в честь Сошествия святогодуха на Апостолов. Через капитальную стену на западную сторону церковь теплая –трехпрестольная: главный престол - в честь Успения Пресвятой Богородицы, с правойстороны - Покрова Божьей Матери, - с левой в честь Св. Архистратига Михаила совсеми небесными силами. В нижнем этаже под Свято-Духовской церковью – малаядревняя церковь во имя преподобных отца Онуфрия Великого и Петра Афонского. Надпритвором сей церкви устроена каменная колокольня; во втором этаже здания через ка-питальную стену от этой церкви на запад - настоятельские кельи; в нижнем подвальномэтаже, под Успенскою церковью и настоятельскими кельями, под массивными кирпич-ными сводами - подвалы и житница для хлеба. Церковь в честь Рождества Св. ИоннаПредтечи и Крестителя Господня каменная, находится над Святыми воротами, на нейодна большая глава. Все церкви покрыты железом и окрашены медянкой. Полы в церк-вях деревянные окрашенные. Стены, своды и потолки внутри оштукатуренные, окра-шенные масляной краской и расписаны священными изображениями. Престолов вцерквях семь.Монастырские здания: 1. Каменный одноэтажный дом, в длину 10 саженей, а в ши-рину 5 саженей. В нем братская трапеза, кухня и одна келья 2. Каменный одноэтажныйбратский корпус в длину 27 саженей (в других документах – 30 саженей), а в ширину 6саженей для братских келий. 3. Каменный одноэтажный дом в длину 8 сажен, в ширину3 сажени для братских келий. В связи с ним –деревянная изба для столярной мастер-ской9. На углу конного двора каменный флигель длиной 17 арш., шириной 10 арш10.Монастырские здания покрыты железом, покрашенным медянкой.7РГАДА. Ф. 248 Оп. 160. Л.320.8Добролюбов И.В., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязан-ской епархии.- Зарайск,1884 .- Т. 1., 122-132 с.9ГАРО.Ф.627.Оп.240. Д. 87. Л.43-4310ГАРО.Ф.627.Оп.11-177. Д. 76.Л.3719Эксперт Демин Борис Олегович 15 марта 2024 года4. У выездных ворот внутри монастыря – деревянный дом для сторожей с отделе-нием для странников, рядом - конный двор с каменными конюшнями, экипажным са-раем, с сеновалом и с навесом на столбах. Весь двор был покрыт железом. У въездныхворот внутри монастыря конный двор; при нем – деревянный флигель для рабочих сотделением для странников, в задней стороне двора каменные конюшни и экипажныйсарай11.5. В западной стороне монастыря у каменной ограды деревянная братская баня,крытая железом.Монастырская ограда каменная, в окружности 300 саж., с тремя башнями. В во-сточной башне в 1865 году устроена каменная часовня с иконостасом, при ней внутримонастыря деревянная келья для двух монахов. В монастырской ограде трое ворот: Свя-тые врата, Въезжие и на западной стороне монастыря поставленные в 1847 году околотого места, где была Алексеевская церковь, построенная внуком князя Олега, княземИваном Федоровичем.Вне монастыря, близ ограды находится бревенчатый, крытый железом скотныйдвор, при нем - три деревянные избы: одна для скотника – пастуха; другая – для скотницженщин, которые пекли для монастыря просфоры. крытые железом. Во дворе устроеныхлева для рогатого скота, над ним сверху сеновалы.На расстоянии нескольких саженей от скотного двора находятся четыре деревян-ных дома - монастырские летние дачи, покрытая железом, окрашенным медянкой. Сюжной стороны за монастырскою оградой деревянный двухэтажный дом - гостиницадля богомольцев, покрытая железом. При ней деревянная кухня и двор крытые тесом.Земли во владении монастыря под усадьбой и огородами, пахотной под большойдорогой и рекой было 34 десятины 214 кв. саж. Близ монастыря (к югу и юго-западу) вовладении монастыря было 110 десятин 26 кв. саж. строевого и дровяного сосновоголеса. Сапожновского уезда, близ села Копнино пахотной земли – 45 десятин 460 кв.саж.. Михайловского уезда при селе Клинском пахотной земли – 21 десятин, 219 кв.саж. В Спасском уезде пахотной земли 16 десятин, при селе Срезнево пахотной земли16 десятин, под берегом 3 десятины 297 саж. И под рекою 5 десятин, на эту землю ме-жевая книга имеется. Рязанского уезда при деревне Ласковой 124 десятины 1681 кв.саж., из земли сей пахотной 22 десятин. Близ села Казары Рязанского уезда луговойземли 1 десятина, книга и план на нее имеется. А всей земли 360 десятин, 497 кв. саж.На содержание монастыря ежегодно приходится из Губернского Казначействаокладной суммы 1249 р. 7 к.Настоятель в монастыре Архимандрит, по Высочайшему утвержденному штату по-ложено – 16 человек (казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродьякона и 5 послушников). Внастоящее время братия состоит кроме настоятеля архимандрита - из казначея иеоро-монаха, 5 иеромонахов, 5 иеродьяконов, 3 монаха (послушник и 8 человек проживаю-щих в числе послушников за испытания)12.После 1917 года монастырь был закрыт. Все имущество Троицкого, Ольгова, Бого-словского и Солотчинского монастырей принято в ведение уездного собеса, уездного иволостного земельных отделов13.11 ГАРО.Ф.627.Оп.11-177. Д. 76.Л.3712 Ф. 627. Оп. 240. Д. 89 Ведомость о Рязанском Солотчинском второклассном мужском монастыре за 1914 год13 ГАРО.Ф.Р-16.Д.17.Л.38.20Эксперт Демин Борис Олегович 15 марта 2024 годаВ 1920 году принято решение об открытии самостоятельного прихода при храмебыв. Солотчинского монастыря. 14 8 сентября 1920 года был осуществлен акт приемкилесной дачи бывшего Солотчинского монастыря. 15В 1921 году Солотчинский монастырь уже не существует, здания находятся вре-менно в ведении исполкома, насельников в монастыре нет. 16Останки князя Олега были переданы в музей. С. Д. Яхонтов член ученой архивнойкомиссии так писал об этом: «К этому времени «руйнование» монастырей закончилось,и Солотчинский стоял замученным старцем. Посмотрел бы на него Олег Иванович. Кре-постные стены были местами полуразрушены, башни стояли заброшенные, стена со-жжена; храмы опустелые, столетняя сосновая роща вырублена; кельи XVII века ремон-тировались; по саду гуляли лошади и т.д.» 17В 1994 году Солотчинский монастырь был возрождён как женский.Работы на объектах проводились в несколько этапов со 2-ой половины XX века доначала 2000-х гг.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.