Богоявленская церковь

Предметом охраны объекта культурного наследия «Усадьба Корзинкиных (Никитинских), XVIII-XIX вв.:  Богоявленская церковь, 1700 в. являются:градостроительная характеристика культового сооружения, расположенного на небольшой площади в северо-восточной части усадебной территории, являющегося одним из главных элементов планировочной и объемно-пространственной композиции усадьбы, выполняющего роль высотной доминанты ансамбля и являющегося визуальным акцентом панорамы местности;объемно-пространственная композиция сооружения, представляющего собой исторически сложившееся соединение построенных в разное время частей: трехъярусного храма «под звоном»: квадратный в плане нижний четверик, несущий восьмерик, перекрытый восьмигранным куполом, выше которого располагается восьмигранный ярус звона и глава на высокой «шее» (купол, ярус звона и глава утрачены, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), полукруглой апсиды, значительно выдвинутой вперёд с восточной стороны, прямоугольной в плане трапезной (представляет собой широкий и протяженный объем), примыкающей к западному фасаду четверика (фасады трапезной ниже фасадов четверика); колокольни (сохранился только нижний ярус, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации) и двух притворов (правый утрачен, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), примыкающих к колокольне с южной и северной сторон; характер кровельного покрытия (металл), угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой двускатной крыши трапезной;местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: арочные окна, прорезающих северную и южную грани четверика храма, расположенных в уровне первого света; восьмигранные окна – в центре тех же фасадов в уровне второго света (заложены, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); небольшое арочное окно на южном фасаде, освещающее внутристенную лестницу; два миниатюрных арочных окна, прорезающих по диагонали (в нижнем левом и правом верхнем углу) юго-восточную грань восьмерика, выполняющих аналогичную функцию; чередующиеся арочные окна и ниши восьмерика; высокие арочные оконные проемы (одиночные и сдвоенные) трапезной и притворов; профилированные наличники, декорирующие оконные проемы: в апсиде и четверике храма наличники в виде колонок на консолях и белокаменного навершения в форме фигурного «разорванного» фронтончика; в восьмерике  - контурные наличники с полуколонками на консолях и навершениями в форме трехчастных кокошников; в трапезной и притворах - в виде пилястр с профилированными белокаменными подоконниками, завершенными прямыми сандриками-карнизиками, выше которых помещены оригинальные стилизованные фиалы;  дверной проем четверика храма (изнутри – арочный, снаружи – прямоугольный), декорированный пилястрами, поддерживающими сандрик в виде двух встречных завитков-волют; три входных портала, ведущих в два притвора и колокольню (два утрачены, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), сохранившийся левый портал имеет обрамление, аналогичное оконным;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов самого храма и апсиды (возведены в традициях «московского барокко» кон. XVII в.), симметричных относительно своих центральных осей, подчеркнутых расположением окон, включая колонки по углам всех частей сооружения: на четверике помещены пучки из трех колонок трехчетвертного сечения, на восьмерике – одинарные колонки, две аналогичные колонки расположены на апсиде, зрительно деля её на три части; антаблементы с городчатыми поясами, профилированными тягами и белокаменными профилированными карнизами, завершающие фасады апсиды, четверика и восьмерика (на четверике антаблементы крепуются над угловыми пучками колонок, на восьмерике плавно выступают над угловыми колонками, образуя волнообразный рисунок завершения его фасадов); композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезной и колокольни (сооружены в формах эклектики посл. четв. XIX в.), в которых применены переработанные приемы и элементы классицизма, включая антаблементы с профилированными белокаменными карнизами; стилизованные пилястры с белокаменными капителями, оформляющие углы и простенки протяженных южного и северного фасадов трапезной (их композиционные центры смещены к востоку от их середин и приходятся на группу из сдвоенных окон) и притворов; венчающий карниз притвора с завершающим обломом в виде прямого гуська (наверху расширяющаяся вогнутость, внизу - выпуклость);конструкции капитальных фундаментов, кирпичных стен, перекрытий (в храме глухой восьмилотковый свод, перекрывающий восьмерик; в апсиде - конха; в трапезной - крестовые своды, опирающиеся на крещатые в сечении столбы и пристенные лопатки); материал и техника кладки капитальных стен: красный кирпич; материал архитектурных деталей (профилированные сандрики, капители, профили карнизов): белый камень;характер обработки фасадной поверхности здания, оштукатуренные поверхности наружных стен, включая цоколь, облицованный белым камнем; элементы отделки интерьера: шесть квадратных колонн, поддерживающих своды трапезной; фресковая живопись в нишах-киотах, устроенных на всех гранях восьмерика; растительные орнаменты в углах восьмерика, орнаменты типа «меандр» под киотами; художественный металл: исторические кованые оконные решетки (в апсиде и храме);местоположение лестниц: внутристенная лестница, ведущая на ярус звона, расположенная на южной стороне храма.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте