Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского монастыря», XVIII-XIX вв.:«Казанский собор», 1780 г. являются: градостроительная характеристика здания, участвующего в линии застройки улицы Затинной, являющегося высотной доминантой, формирующей композиционный центр ансамбля Казанского монастыря; объемно-пространственная, продольно-осевая композиция состоит из крупного двусветного одноглавого четверика храма, прямоугольной апсиды, широкой трапезной со срезанными восточными углами и небольшого притвора; основной мотив архитектурного облика всех фасадов – лопатки на белокаменных базах, установленные на подоконный карниз, и обилие декоративных белокаменных деталей; выпуклая граненая кровля храма с полицей на краях и вальмовая форма трапезной, увенчанные небольшими луковичными главками, гранёная кровля апсиды, габариты и отметки по коньку крыш; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: порталы четверика с массивными пилонами по сторонам проёмов, завершённые фигурными фронтонами с прогибающимися скатиками; высокие арочные оконные проёмы трапезной и апсиды, обработанные кирпичным полукруглым обрамлением и полуколонками с перехватами; спаренные арочные окна первого яруса храма (правое окно – глухое) и полностью глухие спаренные окна торцевых прясел трапезной, под общим арочным обрамлением; на северном и южном фасадах тройные арочные окна второго света четверика с кирпичными архивольтами, располагающимися на узких пилястрах с белокаменными базами и капителями, подчеркнутые общей профилированной белокаменной полочкой на консолях; материал и характер заполнения дверных и оконных проемов; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, сложившихся во втор. пол. XIX в., включая плавно выступающий цоколь и подоконный карниз, образующие пояс подоконных ширинок по всем фасадам; широкий раскрепованный карниз первого яруса четверика храма, включающий белокаменные фрагменты-вставки пилястр, ложные килевидные закомары четверика, утопленные в верхнем полуярусе, декорированные по центру белокаменными кольцами; венчающий карниз с сухариками четверика, подчеркнутый аркатурным поясом; лопатки с белокаменными базами на постаментах, фланкирующие простенки и углы первого яруса храма, трапезной и апсиды (лопатки угловых прясел трапезной и апсиды южного и северного фасадов – спаренные); венчающие раскрепованные карнизы трапезной (с низким аттиком, крепованным продолжениями лопаток) и притвора, подчеркнутые ширинчатым фризом; фронтон притвора западного фасада, образованный тремя крупными кокошниками, дополненными по центру круглой филёнкой и белокаменным кольцом; пилястры притвора на базах западного торцевого фасада, прорезанные на всю высоту продолговатой ширинкой, членящие западную фасадную плоскость на три части; венчающий карниз абсиды; завершающий карниз и граненые колонки восьмигранного барабана храма на консолях; завершающий карниз и угловые лопатки глухого барабана главки трапезной; конструкции капитальных фундаментов; кирпичных стен; перекрытий: абсиды, храма, трапезной и подвальных помещений - кирпичные, сводчатые; материал и техника кладки капитальных стен: красный кирпич, белый камень цоколя и декоративных деталей; характер обработки фасадной поверхности здания: неоштукатуренные поверхности наружных стен; историческая пространственно-планировочная структура интерьера, сложившаяся во втор. пол. XIX в.: вытянутое по продольной оси помещение храма перекрыто парусным сводом на арках, переброшенных между мощными угловыми пилонами. Из храма в алтарь с цилиндрическим сводом и обширную четырёхстолпную трапезную ведут арочные проёмы. В центральной ячейке трапезной, образованной широко расставленными столбами, и в рукавах креста своды парусные, а в угловых пряслах - крестовые; элементы отделки интерьера: окна и входные проёмы помещений обрамлены тянутыми штукатурными наличниками.