Предметом охраны объектов культурного наследия «Усадьба Корзинкиных (Никитинских), XVIII-XIX вв.: главный дом, нач. XIX в., Богоявленская церковь, 1700 в., здание конюшни, нач. XIX в., пропилеи, нач. XIX в., парк, нач. XIX в. являются: I. Комплекс усадьбы: 1. Композиционно-пространственные характеристики: 1.1. Местоположение и градостроительная роль усадебного комплекса: - расположен в южной части села Костино, на плато, мысом выступающим к реке Оке, за которой простирается Мещерская низменность - имеет важное градостроительное значение, определяя облик села Костино. 1.2. Пространственно-планировочная структура усадебного комплекса, имеющая развитой характер (планировка в северной части – регулярная, основанная на строгой геометрии и сформированная аллеями, партерами, плотными посадками деревьев и кустарников, в южной части – свободная трактовка композиции плана, подчиненного местным ландшафтным условиям, включающая в себя: - северную часть – территорию усадебных построек (расположение строений в основном подчинено двум планировочным осям, ориентированным в направлении северо-запад – юго-восток); включает в себя высокий объем церкви, площадь перед церковью, хозяйственный двор, расположенный к западу от церкви, на котором размещалось здание конюшни; - южную часть – зону зеленых насаждений, в том числе живописный парк и пейзажные периферийные участки; - ядро композиции – главный дом, поставленный на стыке южной и северной частей усадьбы; - главный въезд в усадьбу, организованный с севера со стороны села; - главный проезд, ведущий от въезда к главному дому, являющийся композиционной осью всей усадьбы; аллея, проложенная от дома к пропилеям, являющаяся продолжением основной оси. 2. Композиционно-пространственная структура усадебного комплекса: 2.1.Композиционные особенности усадебного комплекса, характеризующиеся цельной и упорядоченной композицией, масштабно и пластически согласованной с окружающей застройкой и природным ландшафтом, объемно-композиционные характеристики силуэтов разновременных и разнохарактерных зданий, объединенных в ансамбль. 2.1.2. Архитектурные характеристики (архитектурно-стилевые решения, основные строительные и отделочные материалы) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), входящих в состав усадебного комплекса: Главный дом, нач. XIX в. градостроительная характеристика здания, расположенного в южной части усадебной территории на высоком берегу реки Оки и занимающего доминирующее положение в панораме центральной части усадьбы, открывающейся с нижней части парка и берега р. Оки; северный фасад обращен к парадному двору и подъездной дороге; южный (парковый) – к верхней террасе партера и реке; объемно-пространственная композиция ассиметричного, сложного в плане здания, построенного по принципу свободной компоновки разновеликих и разновысотных объемов, где одно- и двухэтажные объемы чередуются с лоджиями (все лоджии оформлены портиками стилизованного ионического ордера; лоджии северного фасада решены в виде антовых портиков), благодаря которым осуществляется активная связь здания с окружающей застройкой, а высотным акцентом группы является трехэтажный башенный объем на восточной стороне здания: северный фасад ассиметричен; левая часть двухэтажная (выделена ризалитом в виде лоджий в первом и втором этажах), к ней примыкает одноэтажная часть и узкая двухэтажная (с полуподвальным этажом) правая часть; южный фасад ассиметричен; правая часть двухэтажная, левая – одноэтажная, с западной стороны чуть в глубине (ближе к северу) пристроен двухэтажный объём, парковый фасад обозначен двумя глубокими лоджиями на первом этаже: угловой, фланкирующей южный и восточный фасады, и средней, расположенной между одно и двухэтажными объёмами; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: парадный вход, расположенный в лоджии нижнего этажа северного фасада; прямоугольная форма дверных проёмов; высокие прямоугольные окна; часть окон обрамлены пилястрами, несущими модернизированный антаблемент с незначительно вынесенным карнизом (сандриком); часть окон заглублены в прямоугольные ниши с аналогичными сандриками над ними; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, выполненных в стиле модерн (его неоклассицистического течения начала XX века) включая: на северном фасаде: каннелированные колонны антовых портиков входной и верхней лоджии (имеют по две круглые колонны с крупными ионическими капителями, установленными на квадратные постаменты; пилястры (в верхней части рустованные), фланкирующие углы двухэтажного объема; междуэтажные и венчающие карнизы с профилированными выносными карнизными плитами; карниз верхней лоджии украшен сухариками; надоконные горизонтальные ниши с филенками и трапециевидной консолькой по центру; на южном фасаде: каннелированные, круглого очертания колонны на квадратных постаментах с ионическими капителями в средней и угловой лоджиях; прямоугольные гладкие пилястры; квадратная в плане, угловая (в юго-восточном углу угловой лоджии) гладкая колонна без капителей; лепные венки с лентами, декорирующие треугольный аттик левого одноэтажного крыла и треугольный фронтон с дентикулами правого двухэтажного крыла; рустованные пилястры, фланкирующие углы двухэтажного правого крыла; карниз с тонкой профилировкой обломов и крупными дентикулами, завершающий стены трехэтажного объема (аналогичное оформление и с восточной, северной и западной сторон); материал капитальных стен: красный глиняный кирпич; характер обработки фасадной поверхности здания: гладкие оштукатуренные поверхности наружных кирпичных стен, в том числе кирпичного цоколя; линейный руст, декорирующий прясла восточного фасада; конструкции капитальных фундаментов, перекрытий: кирпичные по двутаврам сводики по типу «Монье» над крыльцом (нижняя лоджия северного фасада); сводчатые в полуподвальном этаже; плоские – во внутренних помещениях; местоположение лестниц: местоположение наружных и внутренней парадной лестниц на начало XX века; архитектурно-художественное оформление интерьера: покрытие пола метлахской плиткой крыльца северного фасада; потолочные тянутые лепные карнизы, местами с сухариками и орнаментом типа «меандр». Богоявленская церковь, 1700 в. градостроительная характеристика культового сооружения, расположенного на небольшой площади в северо-восточной части усадебной территории, являющегося одним из главных элементов планировочной и объемно-пространственной композиции усадьбы, выполняющего роль высотной доминанты ансамбля и являющегося визуальным акцентом панорамы местности; объемно-пространственная композиция сооружения, представляющего собой исторически сложившееся соединение построенных в разное время частей: трехъярусного храма «под звоном»: квадратный в плане нижний четверик, несущий восьмерик, перекрытый восьмигранным куполом, выше которого располагается восьмигранный ярус звона и глава на высокой «шее» (купол, ярус звона и глава утрачены, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), полукруглой апсиды, значительно выдвинутой вперёд с восточной стороны, прямоугольной в плане трапезной (представляет собой широкий и протяженный объем), примыкающей к западному фасаду четверика (фасады трапезной ниже фасадов четверика); колокольни (сохранился только нижний ярус, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации) и двух притворов (правый утрачен, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), примыкающих к колокольне с южной и северной сторон; характер кровельного покрытия (металл), угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой двускатной крыши трапезной; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: арочные окна, прорезающих северную и южную грани четверика храма, расположенных в уровне первого света; восьмигранные окна – в центре тех же фасадов в уровне второго света (заложены, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); небольшое арочное окно на южном фасаде, освещающее внутристенную лестницу; два миниатюрных арочных окна, прорезающих по диагонали (в нижнем левом и правом верхнем углу) юго-восточную грань восьмерика, выполняющих аналогичную функцию; чередующиеся арочные окна и ниши восьмерика; высокие арочные оконные проемы (одиночные и сдвоенные) трапезной и притворов; профилированные наличники, декорирующие оконные проемы: в апсиде и четверике храма наличники в виде колонок на консолях и белокаменного навершения в форме фигурного «разорванного» фронтончика; в восьмерике - контурные наличники с полуколонками на консолях и навершениями в форме трехчастных кокошников; в трапезной и притворах - в виде пилястр с профилированными белокаменными подоконниками, завершенными прямыми сандриками-карнизиками, выше которых помещены оригинальные стилизованные фиалы; дверной проем четверика храма (изнутри – арочный, снаружи – прямоугольный), декорированный пилястрами, поддерживающими сандрик в виде двух встречных завитков-волют; три входных портала, ведущих в два притвора и колокольню (два утрачены, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), сохранившийся левый портал имеет обрамление, аналогичное оконным; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов самого храма и апсиды (возведены в традициях «московского барокко» кон. XVII в.), симметричных относительно своих центральных осей, подчеркнутых расположением окон, включая колонки по углам всех частей сооружения: на четверике помещены пучки из трех колонок трехчетвертного сечения, на восьмерике – одинарные колонки, две аналогичные колонки расположены на апсиде, зрительно деля её на три части; антаблементы с городчатыми поясами, профилированными тягами и белокаменными профилированными карнизами, завершающие фасады апсиды, четверика и восьмерика (на четверике антаблементы крепуются над угловыми пучками колонок, на восьмерике плавно выступают над угловыми колонками, образуя волнообразный рисунок завершения его фасадов); композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезной и колокольни (сооружены в формах эклектики посл. четв. XIX в.), в которых применены переработанные приемы и элементы классицизма, включая антаблементы с профилированными белокаменными карнизами; стилизованные пилястры с белокаменными капителями, оформляющие углы и простенки протяженных южного и северного фасадов трапезной (их композиционные центры смещены к востоку от их середин и приходятся на группу из сдвоенных окон) и притворов; венчающий карниз притвора с завершающим обломом в виде прямого гуська (наверху расширяющаяся вогнутость, внизу - выпуклость); конструкции капитальных фундаментов, кирпичных стен, перекрытий (в храме глухой восьмилотковый свод, перекрывающий восьмерик; в апсиде - конха; в трапезной - крестовые своды, опирающиеся на крещатые в сечении столбы и пристенные лопатки); материал и техника кладки капитальных стен: красный кирпич; материал архитектурных деталей (профилированные сандрики, капители, профили карнизов): белый камень; характер обработки фасадной поверхности здания, оштукатуренные поверхности наружных стен, включая цоколь, облицованный белым камнем; элементы отделки интерьера: шесть квадратных колонн, поддерживающих своды трапезной; фресковая живопись в нишах-киотах, устроенных на всех гранях восьмерика; растительные орнаменты в углах восьмерика, орнаменты типа «меандр» под киотами; художественный металл: исторические кованые оконные решетки (в апсиде и храме); местоположение лестниц: внутристенная лестница, ведущая на ярус звона, расположенная на южной стороне храма. Здание конюшни, нач. XIX в. градостроительная характеристика здания, расположенного в северной части усадьбы к западу от церкви; объемно-пространственная композиция П-образного в плане, сильно протяженного объема (в двенадцать оконных осей), акцентированного ризалитом (в восемь осей оконных проемов) в центральной части главного (восточного) фасада и вытянутыми к западу боковыми крыльями (на северной и южной частях), образующими перед дворовым фасадом неглубокий курдонер; угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой двускатной крыши; два слуховых окна под двускатными фронтонами, расположенных на восточном скате крыши в одной плоскости с внешней стеной дома; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: дверные и оконные проемы прямоугольной формы (окна с лучковыми перемычками); композиция и архитектурно-художественное оформление здания, фасады которого оставлены гладкими, но прорезаны низкими и широкими оконными проемами, завершены кирпичными профилированными карнизами; материал и техника кладки колонн: красный кирпич; характер обработки фасадной поверхности сооружения: оштукатуренная поверхность. Пропилеи, нач. XIX в. градостроительная характеристика отдельно стоящей декоративной парковой постройки (беседка), расположенной к югу от главного дома, являющейся связующим элементом между архитектурой усадебного дома и парком; поставленной на кромке плато у террасированного спуска к реке с образованными (к западу от него) каскадами прудов и закрепляющей самую высокую точку берега; пропилеи с реки указывают на место расположения усадьбы; объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане, простого открытого павильона, представленная десятью цилиндрическими колоннами, несущими плоское покрытие; композиция и архитектурно-художественное оформление сооружения, которыми являются тосканские колонны с гладкими стволами, энтазисами и базами, венчающий профилированный карниз; материал и техника кладки колонн: красный кирпич; перекрытие плоское деревянное; базы – белокаменные; характер обработки фасадной поверхности сооружения: оштукатуренная поверхность. Парк: 1. Композиционно-пространственные характеристики: 1.1. Местоположение и градостроительная роль исторического усадебного парка, занимающего обширную территорию усадьбы на склонах очень высокого берега р. Оки, участвующего в планировочной и композиционно-пространственной структуре усадьбы. 1.2. Историческая архитектурно-пространственная и ландшафтная структура, сформированная во втор. пол. XIX – нач. XX веков: а) соотношение открытых, закрытых и полузакрытых типов пространства; б) визуальные характеристики, основные видовые раскрытия; - виды, открывающиеся с нижней части парка; - виды, открывающиеся с главной аллеи, пересекающей территорию усадебного парка с севера на юг; - панорамные виды, открывающиеся с территории усадебного парка на реку Ока и мещерскую низменность за ней; - видовые раскрытия внутри усадебного парка. 1.3. Планировка: пейзажная, созданная на основе свободной планировочной структуры и живописной объемно-пространственной композиции, имитирующей естественный пейзаж и сформированной полянами, лужайками с включением отдельных групп кустарников и искусственных компонентов ландшафта (элементами гидросистемы), композиционно подчиненных природным: 1.4. Композиционно-планировочные оси: - главная аллея, проходящая с севера на юг (от главного дома к пропилеям); - сетка извилистых дорожек. 1.5. Планировочные элементы: - невысокая терраса полукруглого очертания, сформированная перед южным фасадом усадебного дома с фонтаном (круглая чаша со скульптурой журавля с поднятым клювом, из которого била струя воды, утрачен, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации) в центре. - каменная лестница, организующая спуск с террасы; - террасированный склон (за пропилеями), ведущий к реке Ока; - два каскадных пруда, устроенных в южной части пейзажного парка. 1.6. Исторические древесно-кустарниковые насаждения: - деревья лиственных и хвойных пород (лиственница, липа, клен, береза, ель, сосна); - кустарники (сирень, боярышник) 3. Элементы композиционно ценного рельефа: 3.1. Элементы природного рельефа: 3.1.1. Сложный и активный рельеф с высокими тянущимися холмами (с крутыми и очень крутыми склонами), мысообразными буграми, долинами и оврагами, с общим уклоном поверхности в сторону реки, в южной части усадьбы; относительно ровная поверхность территории - северной части.