градостроительная роль ансамбля, расположенного на крутом берегу реки Выша, близ слияния ее с рекой Цной, участвующего в формировании силуэта п. Выша, являющегося его высотной доминантой; историческая объемно-пространственная замкнутая структура территории, имеющей в плане форму правильного четырехугольника, включая соотношение (по массам, высотным и силуэтным параметрам) между зданиями, сооружениями и архитектурными (градостроительными) доминантами; силуэтные характеристики высотных доминант ансамбля: пятиглавия Казанского и Христорождественского соборов, луковичная глава на восьмигранном световом барабане Успенского собора и башнями стены; историческая планировка ансамбля, ограниченного с востока, запада, севера и юга монастырской стеной, с периметральной застройкой, сформированной в вдоль стен монастыря и композиционным центром, образованным доминирующими по высоте Казанским, Христорождественским соборами, колокольней (утрачена, целесообразно восстановить при проведении научно-исследовательских работ в рамках сохранения объекта культурного наследия) и Успенским собором; первоначальная композиционная ось (восток – запад) смещена к югу и ориентирована от главного входа (расположенного в восточном участке стены) на Казанский собор и далее на Успенский собор; в северной, более поздней, части монастыря в территорию включен Христорождественский собор, здания гостиниц, просвирочной; архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы), входящих в состав ансамбля объектов: Казанский собор, 1844-1874 гг.; Христорождественский собор, 1873-1890 гг.; колокольня, XIX в.; Успенский собор, 1761 г.; кельи, XIX в.; дворянская гостиница, XIX в.; гостиница для простолюдинов, XIX в.; кельи затворников, XIX в.; ледник, XIX в.; кельи, XIX в.; кельи, XIX в.; просвирочная, XIX в.; трапезная, XIX в.; кельи, XIX в.; жилая постройка (дом настоятеля), XIX в.; стены и башни, XIX в.