Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Вознесенский собор – 1854 г.» являются: градостроительная характеристика здания, расположенного в центральной исторической части города, являющегося доминантой, возвышающейся над городской застройкой; объемно-пространственная композиция крестообразного плана храма, состоящего из двухсветного четверика, имеющего в завершении массивный восьмерик, увенчанный двумя рядами разновеликих фигурных кокошников у основания восьмигранного шатра, с гранёной луковичной главкой на восьмигранной шее, и четыре боковых шатровых барабана с луковичными главками (утрачены, при разработке проекта реставрации фасадов и проведении ремонтно-реставрационных работ целесообразно восстановление утраченных элементов), прямоугольных объемов трехчастной апсиды, и трапезной с пристроенными входными группами (утрачены) с торцевой стороны западного фасада, и шатровой четырехъярусной колокольни (утрачена): три первых яруса – четверики, четвертый ярус звона – восьмерик, имеющий аналогичное архитектурное решение с боковыми барабанами храма, завершен восьмигранным шатром, с двумя рядами люкарн. Белокаменный цоколь, за счёт перепада рельефа местности на западном фасаде переходит в цокольный этаж. Плоскости стен храма и абсиды завершаются щипцами. Входы храма с северного и южного фасадов оформлены входными группами: кубышчатые колонны, несущие полуциркульные арки, акцентированы кирпичными архивольтами на три стороны, увенчаны фонарём с арочными проёмами и шатровым завершением с луковичной главкой (утрачены, при разработке проекта реставрации фасадов и проведении ремонтно-реставрационных работ целесообразно восстановление утраченных элементов). Характерной особенностью собора является акцентирование углов составными, белокаменными, гранеными полуколоннами, имеющими продолжения - башенки, увенчанные луковичными главками (утрачены, при разработке проекта реставрации фасадов и проведении ремонтно-реставрационных работ целесообразно восстановление утраченных элементов), и активное использование белокаменных деталей в элементах отделки; двускатная форма крыши трапезной и скатные формы храма, габариты и отметки по коньку крыши; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: арочная форма оконных проемов: наличники высоких арочных окон трапезной образованные фронтонами, центры которых отмечены небольшими крестиками и двумя полуколоннами на консолях, перетянутые валиками и поясками, внизу дополнены сложносоставными подоконными полочками и рядом поребрика; наличники четверика и абсиды, имеющие единое решение, усложненные разорванными фронтонами с барельефным крестом на постаменте по центру; центральная часть трехчастной абсиды отмечена композицией из трёх окон объединенных между собой соединёнными треугольными профилированными сандриками, подоконные пространства декорированы двумя филенками с крестом, шестигранные окна четверика второго света, поставленные на вершину; центральная часть трехчастной абсиды отмечена композицией из трёх окон с полуколоннами на массивных консолях, объединенных соединёнными между собой треугольными профилированными сандриками, подоконные пространства декорированы двумя филенками с крестом, а также материал и характер заполнения дверных и оконных проемов; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, сложившиеся в середине XIХ века, включая рельефно выступающую линию цоколя по всем фасадам, завершающий ступенчатый карниз трапезной и входных групп храма, завершающий карниз с подкарнизным пояском-валиком щипцовых завершений четверика храма и абсиды, в центральной части абсиды усложнённый фризовым поясом квадратных филёнок с крестами; карнизы восьмерика храма с подкарнизными поясками, пояс разновеликих кокошников у основания шатра; составные граненые полуколонны храма, трапезной и абсиды, фланкирующие углы собора и фасады трапезной северного, южного и западного фасадов, мелкие ниши обрамляющие архивольты с импостами, кубышчатые колонны, квадратные постаменты с ширинками арочных проёмов, и многоступенчатые архивольты на лопатках с ширинками арочных оконных и входных проёмов входных групп храма и трапезной; лопатки, членящиеся по всей длине ширинкой, раскрепованные в карнизных частях восьмерика, лежачие продолговатые ширинки цоколя восьмерика, и ширинки граней восьмерика, включающие ступенчатые архивольты с килевидным завершением, усложненные импостами со свешивающимися консолями на гладких лопатках арочных окон восьмерика; арочные порталы северного, южного и западного фасадов первого яруса колокольни, ступенчатые карнизы трёх ярусов, короткие угловые лопатки, прорезанные по центру узкой продолговатой ширинкой, на высоких постаментах первого яруса, угловые лопатки второго яруса, декорированные на всю длину гранёными филенками-пирамидками, лопатки, фланкирующие углы и фасады третьего яруса, ниши с арочным завершением второго яруса, среднее из которых прорезана двумя арочными окнами, ниши третьего яруса, среднее из которых членится: с запада – круглым окошком, с остальных трёх фасадов - продолговатым арочным проёмом, пояса разновеликих кокошников третьего яруса колокольни и у основания восьмигранного шатра колокольни, архивольты с килевидным завершением на колоннах четырех арочных проёмов и четырех арочных ниш четвертого яруса колокольни; конструкции капитальных фундаментов стен, перекрытий – сводчатые: внутренние и подвальные помещения собора перекрыты системой крестовых и цилиндрических сводов, центральная часть храма – четырехдольным сомкнутым сводом; материал и техника кладки капитальных стен: красный кирпич, белый камень; характер обработки фасадной поверхности здания: неоштукатуренные поверхности; историческая пространственно-планировочная структура интерьера, сложившаяся в середине XIХ века: внутренняя планировка имеет базиликальную структуру. Средний широкий неф соответствует ядру храма и главному алтарю. Боковые нефы соответствуют приделам. Нефы разделены на ячейки столбами квадратного сечения; элементы отделки интерьера: не сохранились. Предмет охраны может быть дополнен в процессе проведения научной реставрации.