Предмет охраныобъекта культурного наследия федерального значения«Воскресенский (Спасский) собор», 1832 г., арх. М.П.КоринфскийГрадостроительные характеристикиМестоположение и градостроительная роль Воскресенского (Спасского) собора, 1832 г., расположенного в городе Арзамасе на площади Соборная, являющегося высотной и композиционно-пространственной доминантой центральной исторической части города, участвующего в формировании его панорам.Объемно - пространственные характеристикиОбъемно-пространственная композиция здания 1832 г., состоящая из крестообразного в плане кубического объема на массивном стилобате с широкими лестницами к входам с северной и западной стороны, с развитыми ризалитами с портиками в средних частях каждой из сторон, завершенными треугольными фронтонами, увенчанного пятиглавием с цилиндрическими световыми барабанами (более массивным в центре), с полусферическими куполами, включая высотные отметки по венчающим карнизам, основанию барабанов, крестов и подкрестных яблок.Характер, конфигурация и конструкция крыш 1832 г.: четырехскатная над основным объемом, двускатная над портиками; угол наклона скатов крыш; полусферические купола, завершенные яблоками и крестами на невысоких пьедесталах; материал стропильных конструкций - дерево, материал кровельного покрытия –фальцованный металл.Характер крестов 1832 г.: гладкие, материал - металл; габариты по высоте и размаху ветвей креста (с учетом реставрационных работ).Лестницы 1830-х гг.: местоположение (со стороны северного и западного, фасадов), архитектурное решение, габариты, материал (северной из белокаменных блоков, западной - полированный гранит (с учетом реставрационных работ 2003 г.) (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Конструктивные характеристики Конструкции и материал капитальных стен и перекрытий 1832 г.:- фундаментбутовый;- конструктивные элементы из красного полнотелого кирпича - наружные и внутренние стены, четыре мощных пилона храма, столбы подклета;- подпружные арки, паруса, своды (цилиндрические, купольные, крестовые), полукруглые апсиды под конхами, экседры, опоры и перекрытия портиков;- перемычки (лучковые и арочные), деревянный свод над центральной главой, деревянные плоские перекрытия яруса хора.Композиционное и архитектурно-художественное оформление Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1832 г.: местоположение, форма и размер дверных и оконных проемов, ниш (с арочным и прямоугольным завершением); декор фасадов: крупные портики с двенадцатью гладкоствольными колоннами ионического ордера, их фронтоны с дентикулами в карнизах; пилястры ионического ордера, полочки, профилированные полуциркульные и арочные наличники, архивольты, в том числе на импостах с клиновидными замками, сандрики в виде треугольных фронтонов на изогнутых кронштейнах, профилированные тяги стен, цилиндрические пьедесталы на куполах, на центральном куполе на кронштейнах в виде волют (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Сюжетные росписи фасада: местоположение (тимпаны фронтонов, ниша восточного ризалита), тематика, колористическое решение.Характер оконных заполнений 1832 г.: габариты, форма (с арочными и клинчатыми перемычками), материал – дерево, рисунок расстекловки, цвет переплетов (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Характер наружных дверных заполнений середины XIX в.: местоположение, габариты, форма (прямоугольные, двупольные, с фрамугой), материал (кованые металлические; деревянные остекленные), рисунок расстекловки (в т.ч. фрамуг), филенок (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Решетки дверных и оконных проемов 1832 г.: характер рисунка, материал - металлические, кованые (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Материал и характер обработки фасадных поверхностей собора 1832 г.: кирпич, покраска по штукатурке, росписи (отделка уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Колористическое решение фасадов 1832 г. (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Пространственно-планировочная структура и элементы оформления интерьеровПространственно-планировочная структура интерьеров 1832 г. в пределах капитальных стен, опор и перекрытий.Архитектурно-художественное оформление интерьера 1830-х гг.: массивные филенчатые пилястры, пилястры коринфского ордера в экседрах, богато декорированные карнизы по верху пилястр и основанию барабанов, кронштейны, колоннада дорического ордера основания угловых барабанов, архивольты подпружных арок, кессоны в конхах в боковых экседрахапсид, сандрики в виде треугольных фронтонов на консолях над дверными проемами.Сюжетные и орнаментальные росписи стен, пилонов, сводов, арок, конх, выполненные маслом (изображения Св. Троицы и алтарного Распятия) и в технике гризайль.Характер внутренних дверных заполнений 1903 г.: габариты, форма (прямоугольные, двупольные, с фрамугой), материал (дерево), рисунок филенок, скобяные изделия (с учетом реставрационных работ 2003 г.).Местоположение внутренних лестниц середины XIX в., ведущих на хоры и в подкровельное пространство: габариты, материал (дерево) (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Покрытие пола «в елку» и солеи: материал (деревянные доски), рисунок (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства работ).Внутреннее убранство середины XIX в., в том числе:Иконостасы (главный и придельные): местоположение, габариты (главный - двухъярусный), материал (дерево), декоративно-художественное решение (колонны, пилястры, антаблементы коринфского ордера, изящная резьба); Ограждение перед алтарем: местоположение, габариты, материал, архитектурное решение (деревянная балюстрада); Ограждение хор: местоположение, габариты, материал, архитектурное решение (деревянная балюстрада); полы на хорах: местоположение, материал (дерево);Паникадило середины XIX в.: местоположение (перед центральным иконостасом), декоративно-художественное оформление;Памятные закладные доски 1902 г. в интерьере: местоположение (по обе стороны западного входа), габариты, материал (сибирский мрамор).Схемы размещения предмета охраны1.План цокольного этажа.2.План первого этажа.3.Восточный фасад.4.Южный фасад.5.Западный фасад.6.Северный фасад.7.Разрез 1-1.8.Разрез 2-2.9.Разрез 3-3.10. Росписи стен и сводов.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.