А. Градостроительная охрана Расположение здания к юго-западу от основного хода Октябрьской железной дороги. Б. Архитектурная охрана Здание в целом: - Общие габариты, объемно-пространственная композиция: одноэтажное круглое в плане здание, наружный диаметр которого первоначально равнялся 63 м, а после пристройки 1860-х гг. увеличился до 70 м. В центре депо находится круглое пространство, в котором находился поворотный круг диаметром 20,6 м. Механизм поворотного круга утрачен, сохранился приямок, где он размещался. Ранее центральное пространство перекрывалось металлическим куполом с фонарем. Внешняя часть здания разделена на 22 секции (паровозные стойла) трапециевидной в плане формы. Первоначальная длина стойл составляла 15 м, а после реконструкции 1860-х гг. – 18,6 м. Секции перекрыты кирпичными сводами, с наружной стороны имели большие окна, а со стороны поворотного круга - широкие остекленные ворота. Две въездные секции имели ворота для въезда локомотивов, две секции с наружной стороны были закрыты помещением для заправки паровозов водой. Между собой секции сообщались проемами, возможно, достаточно широкими с арочными перемычками. Крыша над секциями круговая односкатная, через нее ранее выходили вытяжные вентиляционные трубы. С юго-западной стороны депо на ширину двух секций размещается двухэтажный объем, на 1 этаже которого производилась заправка локомотивов водой, а на 2-м этаже находились резервуары с водой (по другим сведениям эти помещения использовались как ремонтные мастерские). Позднее (в начале и в середине XX в.) пристройка дважды надстраивалась и получила название водокачка. - Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов круглой части депо, относящееся к первоначальному периоду строительства здания (1850 г.) и к периоду первой реконструкции депо (1860-х гг.), выстроенного в технике открытой кирпичной кладки (т.н. «кирпичный стиль»). - Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов 4-х этажной пристройки, относящееся к первоначальному периоду строительства (1850 г.) и к периоду реконструкции (нач. XX в., 1911 г.), выстроенной в технике открытой кирпичной кладки. - Материал (красный керамический кирпич), техника кладки, относящиеся к указанным историческим периодам. - Стены и перекрытия, относящиеся к указанным историческим периодам. Расположение, конфигурация, конструкция. - Характер декоративной обработки фасадов и интерьеров, относящийся к указанным историческим периодам. - Ворота, дверные и оконные проемы, относящиеся к указанным историческим периодам. Расположение, количество, размеры, конфигурация. - Заполнения ворот, дверных и оконных проемов, относящиеся к указанным историческим периодам. Размеры, конструкция, материал. - Крыши, относящиеся к указанным историческим периодам. Форма, уклон. Фасады. Круглое депо. Наружная круглая стена разбита на отдельные прясла, соответствующие паровозным стойлам (секциям). Прясла фланкируются ризалитами, расположенными напротив радиальных стен секций и завершаются фронтонами. Плоскости стен ризалитов оформлены горизонтальным рустом. В нижней части ризалитов находятся проемы с полуциркульной перемычкой, которая имеет по верхнему контуру готическую форму. Между ризалитами расположены прямые прясла стен с двумя спаренными высокими проемами в центре, имеющими полуциркульные перемычки в 1,5 кирпича. Прясла и ризалиты имеют кирпичный цоколь и завершаются уступчатым карнизом, украшенным в нижней части сухариками (ряд выступающих вертикальных кирпичей). Фронтоны ризалитов имеют аналогичный карниз. В местах двух въездов в депо прясла между ризалитами отсутствуют и здесь можно увидеть фрагменты первоначального фасада депо 1850 г. В центре стены расположены высокие арочные ворота, по обе стороны от которого видны следы других арок, что свидетельствует о том, что производилась какая-то переделка ворот. Внутренняя круглая стена (со стороны поворотного круга) прорезана 22 высокими арочными проемами, служившими воротами для въезда паровозов на поворотный круг. На нескольких проемах сохранились деревянные полотна (на других воротах есть металлические пятники для навески таких полотен). Часть ворот, вероятно после упразднения поворотного круга, была остеклена. Некоторые ворота частично заложены. Над арками ворот проходит уступчатая кирпичная тяга, нижняя часть которой оштукатурена. Над тягой стена имеет два пояска из ряда утопленных кирпичей, а по вертикали кладка разделена вертикальными швами. Между внутренней круглой стеной и поворотным кругом существует обходная галерея шириной 4,5 м, которая имеет со стороны поворотного круга 3 уступа высотой до 1 м, образующих стенку приямка для размещения конструкции поворотного круга. Прямоугольный в плане 4-х этажный объем с юго-западной стороны круглого депо. Юго-западный фасад (главный) на 5 осей проемов, из которых нижний центральный дверной, углы оформлены широкими пилястрами. Проемы первого этажа высокие прямоугольные и завершаются сандриками в виде полуциркульных арок с оштукатуренными люнетами. Окна 2-го этажа низкие прямоугольные с плоскими кирпичными перемычками. На 3-м этаже ниши, окна 4-го низкие прямоугольные с плоскими кирпичными перемычками. Венчающий уступчатый карниз с сухариками. Боковые фасады. На две оси проемов, размеры и характер проемов подобны главному фасаду. На 3-м этаже окна подобные окнам 4-го этажа. Венчающий уступчатый карниз с сухариками. Дворовой фасад. Венчающий уступчатый карниз с сухариками. Интерьер. - Планировочная структура, относящаяся к указанным историческим периодам. - Отделка стен, относящаяся к указанным историческим периодам. (известковая штукатурка, побелка, открытая кладка). - Вытяжные отверстия в сводах. Расположение, габариты. - Полы, относящиеся к указанным историческим периодам. Уровень, конфигурация, материал.