Церковь Тихвинской Богоматери

Церковь Тихвинской  Богоматери /  / Новгородская область
1. Градостроительная характеристика  • местоположение: в юго-восточной оконечности протяженного вдоль правого берега р.Мста Ёгольского муниципального образования, на искусственном земляном возвышении в северной части обширного участка действующего гражданского кладбища, ограниченного улицей Советская; является композиционным ядром в структуре ансамбля кладбища и высотной доминантой округи;  • панорамное раскрытие здания с дальних расстояний; северо-восточный, северный и северо-западный секторы видовых раскрытий здания при движении по из г. Боровичи в д. Ёгла автотрассе 49К-0210;  2. Архитектурные и конструктивные характеристики здания  • объемно-пространственная композиция прямоугольной в плане, симметричной относительно центральной продольной оси восток-запад одноэтажной постройки, включая: перекрытый скатной кровлей и увенчанный декоративным пятиглавием кубический объем двухсветной бесстолпной церкви с несколько пониженными объемами — с востока алтарной частью и с запада двухсветной папертью, несущей увенчанную высоким восьмигранным шатром с шейкой и главкой луковичной формы колокольню (в последние два десятилетия малые главы реставрированы, в новых формах построена центральная деревянная глава, возведен прямоугольный в плане каменный ярус звона, завершенный невысоким шатром), в том числе: перед центральным и боковыми входами — три каменных одномаршевых крыльца (площадка и ступени новые), каждое перекрыто коробовым сводом, опирающимся на глухие несущие стены, со стропильной кровлей килевидной формы (сводчатые перекрытия и кровли утрачены, устроены новые козырьки килевидной формы на сварной раме);  • стилистика фасадов: сочетание мавритано-готических форм с некоторыми древнерусскими мотивами архитектурного декора, общие габариты в плане 21,4x14,1 м (без крылец);  • материал капитальных стен: красный полнотелый красный керамический кирпич (25-26 х 12,5-13 х 6 см), известково-песчаный раствор; материал и характер обработки фасадной поверхности – обмазка штукатурным слоем, гладкая штукатурка профилей архитектурного декора, характер исторического колористического решения фасадов (в 1974 г. сохранялись следы покраски стен в розовый цвет, архитектурных деталей в светло-охристый цвет; уточняется в процессе реставрационных исследований);  • форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий (исторические формы кровель и завершений утрачены), в том числе: скатная вальмовой формы над основным объемом церкви, над алтарной частью двускатная с продольным коньком, скатная над папертью, шатровая восьмилопастная над верхним ярусом колокольни; луковичная форма глав на центральной деревянной главе, четырех малых главках и над шатром колокольни; деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец, окрытие куполов и главок стальными листами на лежачий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу; наличие капельников на завыдренных подоконных отливах, на отливах над выступающими из плоскости фасада архитектурных элементах и кровельных свесах;  • исторические — материал (дерево) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов основного объема церкви с алтарной частью, паперти и колокольни, в том числе: столярные заполнения в оконных проемах в виде наружной и внутренней приставных арочных рам с фрамужным делением и мелкой прямоугольной расстекловкой горбыльками;  столярные заполнения дверных проемов закреплены на приставной колоде со столярным блоком с фрамужным делением в арках и столярным филенчатым заполнением в виде двупольной двери (исторические столярные заполнения всех проемов утрачены);   • композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов с историческим цветовым решением (уточняется в ходе научно-реставрационных работ) и серым цветом кровельного покрытия (в настоящее время кровля пяти новых глав покрыта нитрид титаном «под золото»); в том числе, местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов:  — по периметру стен постройки в едином уровне: раскрепованный на ризалитах, на трех крыльцах и на прямоугольных основаниях наличника оконной ниши восточного фасада (в продолжение откосов) выступающий высокий кирпичный цоколь, завершенный профильным карнизом (профиль скрыт штукатурным слоем последнего ремонта), с небольшим горизонтально ориентированным прямоугольным отверстием продуха в каждом боковом прясле четырех фасадов (заложен в западном прясле южного фасада);  — по периметру стен постройки в подоконном уровне в каждом прясле четырех фасадов, за исключением ризалитов и крылец, горизонтально ориентированная выступающая прямоугольная рамочная кирпичная филенка, каждая поделена по центру отдельной вертикальной кирпичной планкой (редко не по всей ширине);  — по периметру стен постройки (включая стены входных групп) широкий трехуступчатый кирпичный подоконный карниз с применением лекальных рядов (профиль скрыты штукатурным раствором в ходе последнего ремонта);  — каждый из четырех углов основного четверика акцентирован выдвинутым и поднимающимся до подоконного карниза прямоугольным в плане мощным кирпичным выступом, над каждым из которых поднимается трехгранная кирпичная полуколонна, завершенная широким уступчатым карнизом и несущая восьмигранное основание башенки, имитирующей малую главу декоративного пятиглавия, при этом, восьмигранник с палаточным завершением (с вершинами скатов по осям каждой грани) и небольшими круглыми нишками (по одной на каждой грани), выше — небольшой восьмигранный барабан с нишей в виде окна с лучковой перемычкой на каждой грани (в настоящее время ниши украшены крестообразными накладками с покрытием нитрид титаном «под золото»), он завершен венчающим карнизом из четырех уступов и стропильной главкой луковичной формы, увенчанной яблоком с восьмиконечным крестом (существующие завершения выполнены первые годы XXI в.);  — восточный фасад алтарной части и боковые фасады основного четверика завершены высокими полуфронтонами с круглой нишей в тимпане (при этом, в основном четверике треугольные участки стен по их сторонам несколько заглублены и со своим профильным карнизом), развитые карнизы которых раскрепованы на плоских ризалитах, расставленных по главным осям постройки; в центре каждого полуфронта помещена пара оконных арочных проемов второго света (на восточном фасаде оконные проемы ложные): со стороны интерьера в арочной амбразуре с рассветным подоконником, снаружи с плоскими сандриками килевидной формы с плечиками, с общим наличником в виде трех колонок, каждая увенчана кирпичной «капителью» в виде концентрически поставленных пяти полукругов, имеет «базу» в виде кирпичного выступа и кирпичный пьедестал с заглубленной прямоугольной филенкой на передней  грани; пьедесталы упираются в кирпичный карниз с простой тягой посередине высоты ризалита;  — западный фасад паперти завершен трапециевидным полуфронтоном, развитые карнизы которого раскрепованы на плоском ризалите по оси стены; в центре полуфронтона помещена пара оконных арочных проемов второго света: со стороны интерьера в арочной амбразуре с рассветным подоконником, снаружи, с плоскими сандриками килевидной формы с плечиками (при этом сверху каждый обрамлен парой треугольных нишек), с общим наличником в виде трех колонок, каждая увенчана кирпичной «капителью» в виде концентрически поставленных пяти полукругов, имеет «базу» в виде кирпичного выступа и кирпичный пьедестал с заглубленной прямоугольной филенкой на передней  грани; пьедесталы упираются в кирпичный карниз с простой тягой посередине высоты ризалита; выше венчающего карниза полуфронтона восьмигранный в плане с палаточным завершением (с вершинами скатов по осям каждой грани) и с высокими арочными проемами ярус звона колокольни (ярус звона утрачен);  — по периметру стен постройки в едином уровне, прерываясь на четырех ризалитах и четырех трехгранных полуколоннах развитый и со значительным выносом кирпичный венчающий карниз (с применением в т. ч. двух рядов лекального кирпича), гладкий узкий фриз и простая тяга из одного ряда кирпича;  — высокий арочный портал с небольшой четвертью по центру южного и северного фасада основного четверика и по оси западной стены паперти, каждый снаружи обрамлен смыкающимся с цокольным карнизом кирпичным рамочным наличником, изнутри в широкой арочной амбразуре;  —высокая арочная оконная ниша по центру восточного фасада основного четверика, снаружи оформлена развитой арочной архивольтой с килевидным завершением и рядом сухариков на одном из уступов; наличником для каждого откоса ниши служит упирающийся в цокольный карниз прямоугольный кирпичный выступ снизу и сверху которого по паре небольших выступов по передним углам;  — на двух крайних пряслах каждого фасада крупные плоские ниши, каждая замкнута в верхней части тремя арками, с высоким, обрамленным тонким плоским арочным наличником арочным окном нижнего света (за исключением западного фасада, где ниши глухие);  — на боковых участках северного и южного фасадов основного четверика неширокие плоские глухие ниши, каждая замкнута в верхней части тремя арками;  — в нижнем уровне каждого из четырех ризалитов кирпичная треугольная с одной вогнутой стороной ниша (по сторонам килевидной кровли крытого крыльца);  • пространственно-планировочная структура интерьеров: пространство высокого перекрытого парусным с небольшой стрелой подъема сводом четверика церкви, открыто тремя высокими арочными проходами в алтарную часть, разделенную поперечными стенами на три перекрытых крестовыми сводами помещения с широкими лучковыми проходами во внутренних стенах; арочная оконная ниша по центру восточной стены храма; в западной стене четверика: по оси прямоугольный дверной проем с рассветными внутренними откосами, две небольшие экседры в арочных нишах с откосами до уровня пола в боковых участках; перекрытое сомкнутым сводом восьмигранным в плане центральным помещением паперти с прямоугольными дверными проемами во внутренних поперечных стенах, ведущие в два смежных двухъярусных помещения с плоскими деревянными перекрытиями; в том числе, расположение маршевой деревянной лестницы для подъема в колокольню в северном помещении паперти, первоначальный уровень и материал полов всего объема, первоначальный уровень деревянных перекрытий в ярусах колокольни (уточняется в ходе научно-реставрационных работ); две круглые отопительные печи в металлическом кожухе вдоль боковых участков западной стены основного четверика, печные внутристенные каналы, основания печей в подпольном пространстве (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);  • материал отделки стен, арок, сводов (кирпич, известково-песчаная штукатурка, за исключением поверхности стен двух ярусов колокольни; архитектурно-художественное оформление интерьеров в сдержанных светлых тонах (характер исторического колористического решения интерьеров и первоначальная масляная живопись не сохранилась, существующая фресковая роспись выполнена по новому штукатурному слою и по новой программе храмовой декорации);  • материал, конструкция и уровни внутристенных металлические связей (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);  • исторически ценное функциональное назначение: православная церковь.

Полный адрес: Новгородская область, Боровичский район, д. Ёгла, ул. Советская, д. 184
Время создания: начало XX в.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Регионального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку
Обратите внимание




Реклама на сайте