А. Градостроительная охрана Свято-Духов монастырь является архитектурно-планировочной доминантой юго-западной части города Боровичи, где Собор Святого Духа – главная храмовая постройка, его композиционная основа. Местонахождение здания в южной стороне основного двора, восточнее Настоятельского корпуса и западнее надвратной церкви Иакова Боровичского. Общие габариты, этажность, объемно-пространственная структура здания. Б. Архитектурная охрана Здание в целом: - архитектурно-пространственная композиция из объемов разновременных построек – центральный кубический четырех столпный храм со световым барабаном, завершенным куполом с крестом, и пятигранная пониженная апсида (XIX в.), пристроенные одинаковые по высоте (один этаж) северный и южный приделы со скругленными восточными углами и западная паперть с выступающим портиком (XIX в.); - крыши храма, приделов, паперти с плоскими скатами, апсиды – с криволинейными; - фундаменты; - кирпичная кладка цоколя и стен; Фасады в целом: - центрально-осевая композиция храма и апсиды; - архитектурно-художественное оформление в стиле классицизма, сложившемся в XIX веке; - местоположение, количество, конфигурация и размеры первоначальных проемов; - двенадцати частная расстекловка оконных заполнений проемов храма и угловых граней апсиды; - трехчастное (фрамуга и створки) членение с мелкой расстекловкой заполнений оконных проемов приделов и паперти; - первоначальный кирпичный декор. Собор Святого Духа. Фасад: - традиционное вертикальное членение гладкой поверхности стен угловыми и промежуточными (кроме восточного фасада) лопатками на три одинаковых прясла, угловыми – до выступающей нижней полки под карнизом, промежуточными – до тяги с раскреповками над ними; - завершение стены над верхней полкой карнизом, включающим пояс сухариков из вертикальных с выкружкой кирпичей, четырех выступающих рядов, причем первый и третий – с четвертной выкружкой; - девять больших прямоугольных оконных проемов верхнего яруса в пряслах между лопатками; - профильные сандрики с фигурными консолями и полочкой между ними, над центральными окнами треугольные, над боковыми – прямые с полкой. Интерьер: - подлинная кирпичная кладка стен на всю сохранившуюся высоту; - планировка стен и квадратных в плане столбов с различными заступами и нишами для размещения икон; - уровень пола и уступа солеи; - два больших глубоких проема с полуциркульным завершением, под арочной полкой которых расположены двух уступчатые арочные проходы, ведущие в приделы, а также западный арочный портал в поздней паперти; - в западной стене в интерьере и на фасаде северная и южная большие глубокие ниши с откосами и полуциркульным завершением, изнутри в прямоугольные ниши которых также вписаны заложенные в виде ниш первоначальные арочные оконные проемы нижнего яруса; - девять (по три на западной, северной и южной стенах) прямоугольных с откосами оконных проемов верхнего яруса на месте первоначальных; - перекрещивающиеся коробовые своды с замками, опирающиеся на стены и столбы; - угловые криволинейные паруса центрального перекрестия; - сомкнутый с восьмигранным отверстием свод; - световой барабан; - воздушные металлические связи в уровне чуть ниже пят сводов. Апсида. Фасад: - слабо выступающий цоколь; - украшение гладкой поверхности стеновых граней (кроме южной) большими нишами между нижней и слегка выступающей верхней полками; - завершение стены над верхней полкой с мутулами карнизом из двух полок в два ряда кирпичей; - по одному большому прямоугольному оконному проему с полкой сандриком на двух консолях в северо-восточной и юго-восточной нишах; - заложенный в виде ниши восточный оконный проем с обрамлением колоннами на подставах и профильным прямым с полкой сандриком. Интерьер: - подлинная кирпичная кладка стен на всю сохранившуюся высоту; - уровень пола; - два прямоугольных оконных проема без подоконников в диагональных стенах; - ниша-жертвенник и входной проем в служебное помещение придела с полуциркульными перемычками на южной стене; - ниша - диаконник с полуциркульной перемычкой и прямоугольный входной проем в служебное помещение придела на северной стене; - конфигурация трех ведущих в храм проемов с полуциркульным завершением, центральный – широкий, а два боковых – меньших размеров; - комбинированный (полуцилиндрический и трехчастный сомкнутый) свод; - воздушные металлические связи в уровне перекрытия. Приделы, паперть. Фасад: - слабо выступающий цоколь и гладкая поверхность стен; - стены скругленных восточных углов с небольшим отступом и прямоугольным оконным проемом; - двадцать прямоугольных оконных проемов, включая шесть на западной и по семь – на северной и южной стенах, один прямоугольный проем меньшей высоты у апсиды на восточной стене южного придела; - шесть проемов в виде ниш, в том числе по две на западной и восточной стенах и по одной – на северной и южной; - прямоугольный дверной проем у апсиды на восточной стене северного придела; - профильные прямые с полкой сандрики на двух консолях над проемами и нишами; - завершение стен простым профильным средне выступающим карнизом; - выступающий постамент для центрального четырех колонного портика с треугольным фронтоном (в одном уровне с карнизами стен), большим входным проемом и двумя нишами по бокам, все с полуциркульными перемычками. Интерьер: - подлинная кирпичная кладка стен на всю сохранившуюся высоту; - уровень пола; - двадцать два прямоугольных оконных проема, включая шесть на западной, по семь на северной и южной стенах и по одному – на скругленных восточных углах; - по одной (в размер оконных проемов) нише на восточных стенах приделов; - большой входной папертный проем с полуциркульным завершением и четыре дверных прямоугольных проема, соединяющих приделы с папертью и двумя восточными служебными помещениями; - уровень первоначальных плоских перекрытий.