1. Градостроительная характеристика • Местоположение и градостроительные характеристики: в западной части д. Висленев Остров на почтительном расстоянии от усадебной застройки, на возвышенном холме-свидетеле, являющемся плосковершинным останцом у края плато; бывшая высотная доминанта в структуре окружающего природного и культурного ландшафта; • панорамное раскрытие здания с дальних расстояний (частично нарушено выросшими на крутых склонах края плато высокими деревьями и растущими отдельными группами великовозрастных деревьев с северо-восточной и северо-западной сторон); 2. Архитектурные и конструктивные характеристики здания • композиционное решение: симметричная относительно центральной продольной оси восток-запад компоновка трехчастного храма «кораблем» состоящего из собственно церкви с пятигранной апсидой с востока и небольшой папертью с центральным ризалитом по центру; • объемно-пространственная композиция одноэтажного протяженного по оси восток-запад большого трехчастного каменного храма «кораблем»: объем, состоящий из собственно церкви с пятигранной апсидой с востока и равной по ширине с основным четвериком небольшой папертью с ризалитом и крыльцом по центру с запада; • стилистика: эклектика с элементами провинциального историзма; • материал капитальных стен церкви и паперти: красный полнотелый керамический кирпич размерами 25–25,5 х 11,5 х 12,5 х 6,5-7 см на известково-песчаном растворе; • характер обработки фасадной поверхности, включая архитектурные детали — гладкая известково-песчаная штукатурка с мелкой пластикой штукатурных обломов, последующая окраска; историческое колористическое решение фасадов (уточняется в процессе комплексных научных исследований); • форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе: скатная вальмовой формы над основным объемом церкви с папертью и над апсидой; деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец и подоконных отливы из кровельного железа (исторические формы кровель и завершения утрачены в XX в.); • композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного объема церкви с одной апсидой и папертью, в том числе: — зеркальный характер композиции относительно центральной оси каждого из фасадов; — по периметру стен постройки, невысокий, незначительно выступающий оштукатуренный каменный цоколь (бетонирован в опалубке); — по периметру стен основного четверика и апсиды венчающий профильный карниз (утрачен полностью); — по периметру угловых прясел основного объема венчающий профильный карниз с незначительно выступающим гладким широким фризом (утрачен, сохранились несколько рядов на северо-западном углу и южном фасаде паперти); — по периметру ризалита паперти венчающий карниз из трех уступов кирпича; — опирающаяся в подоконный карниз крупная незначительно западающая прямоугольная ниша, в том числе: по четыре ниши на каждом из боковых фасадах основного четверика и одна ниша в каждом из пяти прясел апсиды; — опирающаяся в подоконный уступ крупная высокая прямоугольная незначительно западающая ниша с перемычкой с шестью прямоугольными вырезами, под каждым сохраненным участком размещен небольшой прямоугольный сухарик, в том числе: в боковых третях западного фасада паперти и в боковых третях восточного фасада основного четверика; — по периметру стен подоконный карниз, расчлененный на северном и южном фасадах в месте примыкания к основному четверику объема паперти, на широких лопатках на северных и южных углах восточного фасада и на западном фасаде паперти и ее ризалита: из трех рядов кирпича, включая один ряд лекального, с тонкой профилировкой в штукатурке (утрачен под каждым оконным проемом, штукатурный профиль сохранился лишь на коротких участках на западном и южном фасадах); — по внешнему периметру стен завершенное рядом из лекального кирпича утолщенное кирпичное основание, расчлененное на северном и южном фасадах в месте примыкания к основному четверику объема паперти, на широких лопатках на северных и южных углах восточного фасада и на западном фасаде паперти и ее ризалита; • местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов, в том числе: — прямоугольные оконные проемы основного четверика в четырех осях северного и южного фасадов: с прямыми откосами, с наружной стороны каждый проем с выступающим опирающимся в кирпичную полку, которая имеет один ряд тесаного кирпича кирпичным же сандриком полукруглой формы, с западающим полукруглым тимпаном и тонким штукатурным профилем, в уровне деревянной перемычки проема полочка из одного ряда тесаного кирпича со штукатурным профилем; каждый проем с наружной стороны с двух сторон обрамлен выступающим нешироким плоским кирпичным наличником с карнизом из двух широких уступов (верхний уступ в виде упрощенной капители, ниже валик) и профилем из двух широких уступов в основании (верхний уступ в виде упрощенной базы, нижний уступ – пьедестал) и дополнен штукатурным профилем (первоначальный профиль не сохранился нигде, наличники проемов растесаны вместе с откосами проемов, архитектурные детали уцелели лишь частично, при этом штукатурные профили искажены); — два прямоугольных проема в апсиде: с прямыми откосами, с наружной стороны каждое с выступающим опирающимся в кирпичную полку, которая имеет один ряд тесаного кирпича кирпичным же сандриком полукруглой формы, с западающим полукруглым тимпаном и тонким штукатурным профилем, в уровне деревянной перемычки проема полочка из одного ряда тесаного кирпича со штукатурным профилем (с наружной стороны откосы проемов растесаны, архитектурные детали сохранились над южным окном, при этом штукатурные профили искажены и частично разрушены); — небольшой оконный проем с арочной перемычкой и с прямыми откосами в крайних осях каждого из боковых фасадов (в западном окне южного фасада арочная перемычка уничтожена, проем уменьшен до прямоугольного, в остальных трех проемах арки заложены); — нижняя часть дверного проема и уровень порога в третьей с востока оси северного и южного фасадов (заложены кирпичной кладкой в ходе перестройки); — высокий арочный портал в западной стене ризалита паперти (кладка притолок и арки вырублена с внутренней и наружной стороны стены и деструктирована); — высокий арочный портал в западной стене основного объема — кладка притолок и арки вырублена с внутренней и наружной стороны стены; по оси проема установлен покрытый мебельным лаком столярный блок из массивной коробки с двустворным филенчатым заполнением и глухой филенчатой фрамуги; — два ведущих в боковые помещения паперти арочных дверных проема: каждый с четвертью, широкими внутренними рассветными откосами и с небольшим уступом, в четверть проема установлен покрытый мебельным лаком столярный блок из массивной коробки с двустворным филенчатым заполнением (в южном проеме кладка притолок и арок деструктирована); • исторические — материал (дерево, кованый металл) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов основного объема церкви и западной паперти, в том числе: столярные заполнения в оконных проемах в виде наружной и внутренней приставных прямоугольных рам с фрамужным делением с трехчастной расстекловкой и с четырехчастной прямоугольной расстекловкой основного полотна; столярные заполнения дверных проемов в виде филенчатых полотен, закрепленных на приставной колоде (исторические столярные заполнения всех проемов утрачены); • пространственно-планировочная структура интерьеров, в том числе: единое зальное пространство четверика церкви, разделенного восьмью квадратными в плане кирпичными столбами на три продольных нефа открыто в алтарную апсиду (ограничено современной деревянной конструкцией иконостаса с царскими вратами) и с запада отделено кирпичной стеной от разделенной на три помещения паперти с объемом ризалита центру; соответствующие каждому из восьми столбов плоские лопатки на северной, южной и западной стенах основного четверика; местоположение исторических полов и плоских перекрытий одноэтажного объема церкви с алтарной апсидой и папертью, наличие продухов в подпольной части стен, исторические внутристенные печные каналы (местоположение уточняется в процессе реставрационных исследований); • материал, конструкция и характер связей капитальных стен (уточняется в процессе реставрационных исследований); • архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе: материал отделки стен, арок (кирпич, штукатурка); характер исторического колористического решения интерьеров (уточняется в процессе реставрационных исследований, возможных лишь в боковых помещениях паперти); • исторически ценное функциональное назначение: православная церковь; Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.