местоположение и градостроительные характеристики наземного вестибюля станции метро 1938 года, включенного в объем Концертного зала им. П.И.Чайковского 1933-1940 годов, его роль в застройке Триумфальной площади, Тверской улицы и в композиционно-планировочной структуре квартала; пространственно-планировочная структура интерьеров станции наземного и подземного уровней 1938 года, в пределах капитальных стен, опор, дверных и арочных проемов, плоских, сводчатых и купольных перекрытий, в том числе тамбур входа и выхода, промежуточный аванзал, главный кассовый зал, перекрытые плоскими кессонированными перекрытиями, наклонный ход эскалаторного спуска, открывающийся в кассовый зал полуциркульной аркой, колонный, грехпролетный перронный зал островного типа, выходы тоннелей прямоугольной формы; капитальные стены, опоры, плоские и сводчатые перекрытия 1938 года, их конструкция и материал, в том числе своды из монолитного железобетона наклонного хода эскалаторов, своды перронного зала и посадочных платформ, скрытые стальные конструкции; лестницы 1938 года, их местоположение, конструкция, форма и материал, в том числе в промежуточном аванзале с облицовкой стен лестничных маршей светло-серым с прожилками мрамором "Уфалей"; архитектурно-художественное , оформление интерьеров станции 1938 года, в том числе: декоративное оформление потолка кассового зала многопрофильными кессонами, образованными балочными перекрытиями; квадратные колонны, декоративная профилированная арка над эскалаторной камерой в промежуточном аванзале; колонны перронного зала, профилированный цоколь путевых стен, декоративное оформление путевых сводов кессонами, отделанными по окружности узким лепным витым шнуром, декоративная отделка арок центрального свода рифленой нержавеющей сталыо и тянутым профилем, декоративное оформление эллипсовидных потолочных ниш, расположенных в центральном своде, шестиугольными вентиляционными решетками в профилированном обрамлении, чередующимися с рельефными изображениями пятиконечных звезд, серпа и молота, ребристые углубления в сводах, за которыми скрыты источники света; материал и характер отделки интерьеров станции 1938 года, в том числе: отделка стен входного тамбура серым мрамором "Уфалей"; облицовка стен кассового зала грузинским мраморовидным известняком "Шроша" и покрытие пола плитами серого гранита Янцевского месторождения; облицовка колонн и стен промежуточного аванзала светло-серым, с прожилками, мрамором "Уфалей"; облицовка цоколя стен аванзала перед выходом в перронный зал темно-серым мрамором; покрытие пола перронного зала плитами мрамора узбекского месторождения "Газган" с декоративными вставками из розового гранита и черного диабаза, образующими геометрический рисунок, облицовка профилированного цоколя путевых стен красным, с прожилками, мраморовидным известняком "Шорша" и серым гранитом, облицовка колонн перронного зала темно-розовым уральским камнем родонит "Орлец" и мраморовидным известняком "Садахло", отделка баз колонн черным габбро, декоративное покрытие колонн рифленой нержавеющей сталыо, облицовка путевых стен серым мрамором "Уфалей" с плавным переходом цветовой гаммы в светлый тон, в верхней части - облицовка мрамором "Коелга", отделка арок центрального свода, в том числе рифленой нержавеющей сталью; колористическое решение интерьеров станции 1938 года (уточняется в процессе реставрационных исследований); произведения монументального и декоративно-прикладного искусства 1938 года, включенные в композицию станции, в том числе 34 овальных мозаичных панно (худ. А.А.Дейнека) в сводах перронного зала, объединенных темой "Сутки советского неба": два самолета и цветущая яблоня, прыжок в воду парня и девушки, сигнальщик на корабельном марсе и гидроплан, звено бомбардировщиков, парашютист, авиапарад, часы на Спасской башне, уборка зерна, прыжок в высоту, три планера в небе, четыре парашютиста и самолет, прыжок на лыжах с трамплина, стволы сосен на закате и летящий самолет, статуя "Девушка с веслом", красный самолет АН-25, бомбардировщики ночью, дирижабль над Спасской башней, ночной прыжок с парашютом, биплан в лучах прожекторов, два самолета в предрассветный час, дымящие трубы завода, стратостат, пионеры-авиамоделисты, три волейболиста, утренний прыжок с парашютом, бомбардировщик ТБ-4, монтажник-высотник принимает груз, чайки парят над кораблем, мать с грудным ребенком, два красных пилотажных самолета, самолет над опорой ЛЭП, подсолнухи, персики, парадный строй самолетов над флагом с изображением герба СССР; художественный металл 1938 года, в том числе решетки растительного орнамента на вентиляционных отверстиях фасада наземного вестибюля, декоративные оконные решетки второго света вестибюля, латунные гирлянды между светильниками в потолочных нишах, прямоугольные вентиляционные решетки в путевых сводах с волнообразным рисунком, на которых укреплены люстры освещения, металлические буквы названия станции "Маяковская" на путевых стенах; система освещения 1938 года, характер и тип освещения, в том числе осветительные приборы, включая подвесные потолочные светильники-люстры с бронзовой арматурой и плафонами молочного стекла, плоские светильники-блюда с плафонами матового стекла и бронзовой арматурой в виде советской символики из звезд, серпа и молота, расположенные в кессонах перекрытия потолка кассового зала, светильники-торшеры с круглыми плафонами матового стекла на балюстраде эскалаторов, бронзовые светильники-бра с чашеобразными плафонами и бронзовой арматурой растительного орнамента, расположенные в эллипсовидных нишах центрального свода, подвесные светильники-люстры с бронзовой арматурой на путевых сводах. Предмет охраны может быть дополнен при проведении натурных реставрационных исследований.