Богородице-Рождественский собор

1. Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря, XV-XVII вв.: Богородице-Рождественский собор» (далее – предмет охраны, ансамбль монастыря, собор) являются: местоположение и градостроительные характеристики собора, его роль в пространственно-планировочной структуре ансамбля монастыря;объёмно-пространственная композиция собора, включающего одноглавый трехапсидный крестовокупольный храм начала XV в. со световым барабаном, завершённым главой середины XVII в., с крестом XVII в, (с учётом проведенных работ XVIII в.);одноглавый бесстолпный одноапсидный объём южного придела Саввы Сторожевского XVI в.;южная и западная одноэтажные прямоугольные в плане паперти XVII в.;двухэтажная с подвалом прямоугольная в плане ризница XVII в. у юго-западного угла собора;белокаменные открытое северное крыльцо XV в., 1770-е гг. (с учетом реставрационных работ 1973 г.);парадное рундучное западное крыльцо XVI в., XVII века (с учётом реставрационных работ 1973 г.) с шатровым завершением XIX в., включая высотные отметки по венчающим карнизам;конфигурация крыш четверика и абсид основного объёма собора XV в., придела Саввы Сторожевского и его абсиды XVI в., папертей и ризницы XVII в., (с учётом реставрационных работ 1969 - 1973 гг.), западного крыльца XIX в., их высотные отметки, характер (скатный) и материал (деревянные стропила, металлическое окрытие) скатных покрытий (с учётом реставрационных работ 1969 - 1973 гг.);металлический каркас куполов XVII в. собора и придела Саввы Сторожевского, металлическая обшивка куполов XIХ в., (с учётом реставрационных работ 1953 г.);архитектурно-художественное оформление фасадов нач. XV в. основного объёма собора: плоские лопатки с профилированными капителями, перспективные порталы с килевидными архивольтами, килевидные закомары и кокошники, белокаменные водомёты, профили белокаменных цоколей, трёхчастная профилировка закомар и кокошников, резные белокаменные пояса на фасадах и барабане объёма XV в. (с учётом реставрационных работ 1969 - 1973 гг.);архитектурно-художественное оформление фасадов придела Саввы Сторожевского середины XVI в., в том числе: плоские лопатки, перспективный портал с килевидным архивольтом, профилированная белокаменная тяга цоколя, трифолийные фронтоны, профилированные карнизы, щипцовые и килевидные кокошники в основании барабана, их трёхчастная профилировка, белокаменные водомёты (с учётом реставрационных работ 1973 г.), глухой кирпичный барабан XVI в. с луковичной главой XVII в. (с учётом реставрационных работ 1953 г.);архитектурно-художественное оформление фасадов папертей XVI-XVII в. и ризницы XVII в., в том числе: плоские лопатки, местоположение и оформление окон ризницы (кирпичные наличники с треугольными сандриками), профилированные тяги цоколя и венчающего карниза папертей и междуэтажного карниза ризницы;архитектурно-художественное оформление фасадов парадного рундучного крыльца XVII-XIX вв., в том числе: кирпичные пилоны XVII в. с прямоугольными нишами, профилированными белокаменными базами, орнаментальный пояс венчающего карниза, обрамление арок рундука валиковыми тягами, завершение крыльца четырёхгранным шатром с луковичной главкой на глухом барабане, килевидные кокошники в основании шатра XIX в. (с учётом реставрационных работ 1973 г.);материал и характер отделки поверхностей фасадов: фасады XV в. - чистые, без отделки, поверхности белокаменной кладки; фасады XVI-XVII вв. - побелка по известковой обмазке кирпичной кладки (с учётом реставрационных работ 2007 - 2009 гг.);белокаменные доски - эпитафии XVII, XVIII вв. на северном и южном фасадах;орнаментальные росписи XIX в. перспективных порталов;живопись XVII в., нач. ХХ в. на своде и арках западного крыльца: образ Пресвятой Богородицы «Знамение» (XVII в.) на своде, лики Херувимов на арках нач. ХХ в., (с учётом реставрационных работ 1973 - 1979 гг.);кованые пробойные решётки в оконных проёмах ризницы, XVII в.;колористическое решение фасадов: естественный цвет белокаменных поверхностей стен собора XV века, белокаменные цоколь придела Саввы Сторожевского середины XVI в. – естественный цвет белого камня; побеленные поверхности кирпичных стен XVI-XVII вв. (с учётом реставрационных работ 1969 - 1973 гг.);капитальные стены и сводчатые перекрытия XV в., XVI - XVII вв., их конструкции и материал (кладка из белого камня на известняковом растворе, кирпичная кладка на известковом растворе XVI-XVII вв.), включая подпружные арки, коробовые своды, купол светового барабана, конхи апсид, цилиндрические своды папертей и ризницы, крестовый свод западного крыльца;пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен и сводчатых перекрытий XV в., XVI-XVII в.;лестница в ризницу, её местоположение, материал (белый камень);ниши с арочными и килевидными перемычками в стенах абсид, в интерьере;металлические двустворчатые двери четверика, XVII в.;основание белокаменного престола XV в. с фрагментами фресок XV в.;белокаменная алтарная преграда XV в. между восточных столбов. Основание белокаменной алтарной преграды под полом между внешними стенами и восточными столбами с фрагментами фресок XV в. Кирпичная надкладка XVII в. над белокаменной алтарной преградой XV в.;дубовая воздушная связь XV в. между восточными столбами;иконостас четверика, XVII в. с серебряным басменным окладом тябел XIX в. и металлическими пилястрами-разделителями икон XIX в. (с учётом реставрационных работ 1990-х гг.), тябла и детали каркаса иконостаса XVII в.;фресковые композиции «Равноапостольный Константин», «Равноапостольная Елена», Триумфальные кресты XV в. на западных гранях восточных столбов (за иконостасом XVII в. и частично за тяблами иконостаса XVII в.), фрагмент текста и фрагмент орнамента XV в. в северной алтарной апсиде, фрагменты орнаментальных росписей XV в. на стенах под уровнем существующего пола;сюжетные и орнаментальные росписи на стенах, столбах, сводах и арках четверика, в его световом барабане и абсидах, XVII, XIX – нач. ХХ вв., на стенах и сводах южной и западной папертей, XVII – нач. ХХ вв., на стенах и сводах южной и западной папертей, XVI, XVII – нач. ХХ вв. (с учётом реставрационных работ 1976 - 1992 гг.);сюжетные и орнаментальные росписи на стенах и сводах Саввинского придела и его абсиды, XVI-XIX вв. (с учётом реставрационных работ 1976 - 1992 гг.), в западной наружной нише XVI в., в южной наружной нише XIX в.;иконостасная рама Саввинского придела, XIX в.;станковая живопись XIX в. во втором ярусе иконостаса Саввинского придела.2. Схема предмета охраны и фотофиксация предмета охраны представлены соответственно в приложениях 1, 2 к настоящему предмету охраны.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия в предмет охраны могут быть внесены изменения при обнаружении новых сведений, выявленных в процессе проведения комплексных научных исследований при осуществлении реставрационных работ.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку




Реклама на сайте