1. Предметом охраны памятника истории и культуры \"Собор Рождества Христова, 1552 г., 1693 г., XVIII в., 1802 г.\" (далее - собор), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения \"Ансамбль застройки центра города, XVI-XIX вв.\", являются:1) местоположение собора 1552 года, 1693 года, XVIII века, 1802 года, возвышающегося посреди городища внутри валов древнего кремля, являющегося высотной доминантой города Верея Московской области;2) объемно-пространственная композиция собора 1552 года, 1693 года, XVIII века, 1802 года, состоящая из квадратного в плане четырехстолпного двухэтажного четверика с восьмериком над ним, завершенным восьмигранным куполом с граненым барабаном, увенчанным луковичной главкой на глухом барабанчике; с примыкающими к храму с востока тремя полукруглыми в плане двухэтажными апсидами, с контрфорсами; с пристроенными с западной стороны квадратной в плане со скругленными западными углами двухэтажной трапезной и трехъярусной колокольней, состоящей из двухэтажного основания и двух ярусов звона, верхний из которых увенчан сквозным фонарем и фигурной главой; высотные отметки по венчающим карнизам и главам;3) характер, конфигурация и конструкция крыш первой половины XIX века: трехскатная над четвериком и трапезной (со скругленными западными углами); скатная скругленной формы над апсидами; восьмигранная криволинейной формы над восьмериком, завершенная луковичной главой с крестом; криволинейная скатная над верхним ярусом колокольни и сквозным фонарем; фигурная глава с маленькой граненой главкой, увенчанной крестом над колокольней; материал кровельного покрытия (металл); высотные отметки крыш, в том числе подкрестных яблок и крестов;4) композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов собора 1552 года, 1693 года, XVIII века, 1802 года: местоположение, форма и размер дверных и оконных проемов (с прямоугольным, арочным и криволинейным завершением); кирпичный декор: угловые лопатки на восьмерике и барабане; ниши; карнизы \"пилой\", декорирующие четверик и восьмерик; ниши; профилированные с \"сухариками\" карнизы трапезной; кирпичные колонны с белокаменными вставками; белокаменный декор: килевидные порталы с дыньками и валиками; профилированные подоконники; профилированные белокаменные карнизы с кронштейнами; базы и элементы колонн; волютообразные наличники люкарн;5) кованые, с крещатым рисунком звеньев, металлические решетки XIX века на окнах;6) материал и характер обработки фасадных поверхностей собора первой половины XIX века: цоколь и стены - из белого камня и кирпича большемерного и стандартного; колонны, элементы декора - кирпич, белый камень (отделка уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства реставрационных работ);7) колористическое решение фасадов собора первой половины XIX века (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства реставрационных работ);8) пространственно-планировочная структура интерьеров собора 1552 года, 1693 года, XVIII века, 1802 года в пределах капитальных стен, опор и перекрытий;9) конструкции и материал (белый камень, кирпич) капитальных стен и перекрытий (кирпич, дерево) собора 1552 года, первой половины XVIII века, первой половины XIX века, включая столбы нижнего храма; перекрытия - своды верхней и нижней церкви (коробовые с конхами), с распалубками; крестовые своды с подпружными арками; сомкнутые, лотковый свод алтаря; конхи над апсидами; ступенчатые тромпы перехода от четверика к восьмерику; арочные проемы; перемычки (прямые и лучковые); контрфорсы;10) воздушные кованые металлические связи первой половины XIX века;11) мозаичные полы верхней церкви начала XX века, выполненные в технике терраццо, с выложенной на пороге фамилией ктитора - церковного старосты Глушкова;12) местоположение (возле северного портала), материал (белый камень, кирпич) и габариты внутристенной лестницы XVI века;13) местоположение внутристенной лестницы первой половины XIX века, ведущей на колокольню, габариты, материал ступеней (кирпич);14) местоположение, габариты и форма внутристенных ниш в верхней и нижней церкви;15) местоположение захоронения 1815 года генерала И.С. Дорохова в трапезной нижнего храма;16) местоположение, габариты наружной лестницы, ведущей в верхний храм с западной стороны колокольни;17) архитектурно-художественное оформление интерьеров первой половины XIX века, включая тянутые лепные наличники окон, лепной карниз восьмерика несложного профиля, настенная темперная живопись (в куполе восьмерика, на перемычках окон первого яруса колокольни).2. Предмет охраны может быть дополнен при проведении комплексных научных исследований и осуществлении производства реставрационных работ.1. Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения \"Ансамбль застройки центра города, XVI-XIX вв.: дом, конец XVIII - начало XIX в.\" (далее - ансамбль, здание) являются:местоположение и градостроительные характеристики здания, расположенного в центральной части города Верея, его роль в формировании планировочной и композиционно-пространственной структуры ансамбля застройки Советской площади и улицы Ленинской города Верея;объемно-пространственная композиция разновысотного здания, состоящая из нескольких примыкающих различных объемов, включая: двухэтажный с подвалом кирпичный угловой объем со скругленным восточным углом кон. XVIII - вт. пол. XIX века, обращенную к Ленинской улице двухэтажную смешанную (каменный первый этаж, бревенчатый второй этаж) пристройку XIX в. - 1920-х гг., протяженный вдоль западной линии Советской площади кирпичный двухэтажный объем XIX в., двухэтажный с арочными витринными окнами кирпичный западный объем пер. пол. XIX в., фрагмент брандмауэрной стены пер. пол. XIX в., фрагмент стены пер. пол. XIX в. с четырьмя проемами, высотные отметки по венчающим карнизам;конфигурация крыши двухэтажного углового объема со скругленным восточным углом (двускатная вальмовая со скругленной угловой секцией), конфигурация (вальмовая) крыши со слуховым окном двухэтажной смешанной (каменный первый этаж, бревенчатый второй этаж) пристройки, конфигурация (двускатная) крыши двухэтажного объема XIX в. и крыши западного двухэтажного с арочными витринными окнами объема пер. пол. XIX в., конструкция их кровельного покрытия (деревянная стропильная), их материал (металл) и характер кровельного покрытия (металлические листы с фальцевым соединением);композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов кон. XVIII в., XIX в., пер. пол. XX в. в том числе местоположение, форма, размер и характер оформления заложенных оконных проемов (ниш), арочные витринные окна, металлические подставы в белокаменных закладных для навески ставень, деревянные наличники (в том числе с пропильной резьбой), профилированный белокаменный венчающий карниз с \"зубцами\" двухэтажного углового объема со скругленным восточным углом, профилированные венчающие кирпичный и штукатурный карнизы, деревянный карниз и деревянные лопатки с ромбовидными филенками бревенчатой части пристройки;материал и характер обработки фасадных поверхностей XIX в.: окраска по штукатурке кирпичных стен, окраска по бревнам сруба, белокаменный цоколь;колористическое решение фасадов XIX в. (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства реставрационных работ);\"Т-образные\" с трехчастной верхней фрамугой столярные заполнения (оконные рамы) XIX - пер. пол. XX в., их материал (дерево), характер оформления (расстекловка), колористическое решение;материал (дерево), характер оформления (расстекловка), колористическое решение столярных заполнений (оконных рам) XIX - пер. пол. XX в. (уточняется в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства реставрационных работ);кирпичные капитальные стены кон. XVIII-XIX вв., конструкция и материал, пята свода;материал (бревна), характер обработки деревянного сруба \"в обло\".2. Схема предмета охраны и фотофиксация предмета охраны представлены соответственно в приложениях 1, 2 к настоящему предмету охраны.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия в предмет охраны могут быть внесены изменения при обнаружении новых сведений, выявленных в процессе проведения комплексных научных исследований и осуществлении производства реставрационных работ.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.