1. Предметом памятника истории и культуры "Собор Черниговской иконы Божией Матери, 1886-1890 гг." (далее - собор Черниговской иконы Божией Матери), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Гефсиманско-Черниговский скит", середина XIX - начало XX вв., (далее - ансамбль Гефсиманско-Черниговского скита), являются: 1) местоположение и градостроительные характеристики собора Черниговской иконы Божией Матери 1886-1890 годов, его роль композиционного центра в пространственно-планировочной структуре ансамбля Гефсиманско-Черниговского скита; 2) объемно-пространственная композиция двусветного крестчатого в плане собора Черниговской иконы Божией Матери 1886-1890 годов с хорами над западным притвором, перекрытого куполом на низком барабане, долями парусных сводов, включая поставленный над средокрестием глухой четверик с кокошниками и декоративным пятиглавием, пониженные приделы в восточных углах планового креста, пристройки лестниц на западе; объем "пещерной" церкви 1850-х годов, расположенной в центральной части подвала, в том числе высотные отметки по венчающим карнизам, барабанам; 3) крыша сложной формы, включая перекрытия четверика, кокошники, кровли приделов, граненый шатер крыльца (по результатам реставрационных работ 2000-х годов), в том числе высотные отметки по конькам крыши, кокошникам, крестам, подкрестным яблокам, конструкция, угол наклона скатов, материал, конфигурация, характер кровельного покрытия, колористическое решение; 4) композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1886-1890 годов (по результатам реставрационных работ 2000-х годов), включая местоположение, форму, размер, оформление оконных и дверных проемов, местоположение, форму, размер, оформление высокого цоколя, наличники оконных проемов с трехчастными сандриками с килевидными подвышениями, арочные наличники оконных проемов, оформленные поребриком, валиковые наличники окон, оформление крыльца арками с висячими резными гирьками, оформление кокошников и барабанов, в том числе креповка фасадов пучками полуколонн, филенки, ширинки, межъярусный и развитые венчающие карнизы с рядами поребриков, аркатурно-колончатое оформление барабанов; 5) материал и характер обработки фасадных поверхностей 1886-1890 годов (по результатам реставрационных работ 2000-х годов) - лицевая краснокирпичная кладка, гранит цоколя; 6) колористическое решение фасадов 1886-1890 годов (по результатам реставрационных работ 2000-х годов): кирпичный цвет стен, серый цвет цоколя; 7) кованые оконные решетки различной формы, кованые наружные двери, кованые внутренние решетки (сохранившиеся и восстановленные), кованое ограждение лестницы в нижний храм, кованый козырек южного входа (по результатам реставрационных работ 2000-х годов): их материал, характер исполнения, декоративное оформление; 8) пространственно-планировочная структура интерьеров собора Черниговской иконы Божией Матери 1886-1890 годов и нижней церкви 1850-х годов в пределах капитальных стен, опорных конструкций, первоначальных отметок полов, дверных и других проемов, ниш, плоских и сводчатых перекрытий, включая каменную солею в интерьере собора; 9) конструкция и материал капитальных стен, конструкция и характер связей стен, основных несущих кирпичных перегородок, опорных конструкций, плоских и сводчатых перекрытий, включая своды на парусах основного объема, коробовые своды, своды с распалубками нижней церкви, своды подвала; 10) архитектурно-художественное оформление интерьеров собора Черниговской иконы Божией Матери 1886-1890 годов и нижней церкви 1850-х годов, включая потолочные балки, оформление входных проемов; 11) фрагменты сюжетной и орнаментальной живописи в заалтарной усыпальнице князей Черкасских в нижней церкви; фрагменты сохранившейся живописи начала XX века на стенах хор; 12) лестницы наружные каменные (по результатам реставрационных работ 2000-х гг.): местоположение, конструкция, материал, оформление; лестница в нижний храм каменная с кованым ограждением в северо-западной части (по результатам реставрационных работ 2000-х годов): местоположение, конструкция, материал, оформление; 13) столярные оконные и дверные заполнения (по результатам реставрационных работ 2000-х годов) со скобяным прибором, включая материал, характер оформления, технику изготовления, колористическое решение. 2. Предмет охраны может быть дополнен в процессе комплексных научных исследований и осуществления производства реставрационных работ.